Решение №1063/03 РЕШЕНИЕ № 23 по результатам внеплановой документарной прове... от 9 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МБУК ММЦНТ И КДД

МАЛОВИШЕРСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

ул. Московская, д. 23,

г. Малая Вишера, Новгородская обл.,

174260

e-mail: buhmmcntikdd@yandex.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 23

по результатам внеплановой документарной проверки

 

09 марта 2022 года                                                                                        Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

…,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 27/2022 от 05.03.2022, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Московская, д. 23; далее – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0350300004622000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.02.2022, без участия представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.02.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия заказчика – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0350300004622000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.02.2022 (вх. № 1117 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Доводы Жалобы сводились к неправомерному неустановлению заказчиком в извещении о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Рассмотрение Жалобы было назначено на 05.03.2022.

Однако 04.03.2022 до рассмотрения по существу на основании части 6 статьи 105 Закона о контрактной системе ИП ... Жалоба была отозвана.

При этом, 04.03.2022 до отзыва Жалобы в Новгородское УФАС России от МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА поступили письменные объяснения по ее доводам (вх. № 1270 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик допущенные нарушения признает и ввиду большой значимости данной закупки (капитальный ремонт социально значимого объекта) просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения настоящей внеплановой документарной проверки рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой документарной проверки установлено следующее.

1. В феврале-марте 2022 года заказчиком – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА в рамках национального проекта «Культура» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК) – 5 788 179, 71 рублей).

Извещение утверждено директором МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА … 17.02.2022.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее среди прочего и информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – капитальный ремонт филиала Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» Бургинский сельский дом культуры, расположенного по адресу: 174280, Новгородская область, Маловишерский район, Бургинское сельское поселение, д. Бурга, ул. Новгородская, д. 36».

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

С учетом изложенного, для выполнения входящих в объект рассматриваемой закупки работ по капитальному ремонта объекта капитального строительства (филиала МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА) ее участники должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК).

Следовательно, соответствующее требование к участникам рассматриваемой закупки (о необходимости их членства в соответствующей саморегулируемой организации) должно было быть установлено заказчиком в Извещении в силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Однако в нарушение вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе и законодательства о градостроительной деятельности такое необходимое в данном случае требование к участникам рассматриваемой закупки о необходимости их членства в соответствующей саморегулируемой организации заказчиком в Извещении не приведено.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона обязательного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, входящих в объект рассматриваемой закупки (о необходимости их членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 2571 от 29.12.2021 (далее – Постановление № 2571).

Согласно пункту 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Позицией 10 приложения к Постановлению № 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в виде наличия следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Как отмечалось выше, объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонта объекта капитального строительства, а НМЦК закупки превышает 5 млн. рублей.

Учитывая изложенное, заказчик должен был предъявить к участникам рассматриваемой закупки и к содержанию их заявок вышеуказанные дополнительные требования, установленные Постановлением № 2571 в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Между тем, в Извещении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 2571 не предусмотрено.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

3. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Описание объекта закупки в данном случае является Приложением № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

Согласно пункту 4.3 раздела 4 и пункту 5.2 раздела 5 Приложения № 1 работы должны выполняться в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (утверждены Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7; с изменениями и дополнениями от 03.06.1999, 19.07.2002), а система обеспечения пожарной безопасности в обязательном порядке должна быть основана на Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Вместе с тем, указанные технические документы не могли быть использованы заказчиком при установлении требований к подлежащим выполнению работам, поскольку с 01.01.2021 данные документы на территории Российской Федерации прекратили свое действие (пункт 21 приложения № 1 и пункт 14 приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1034).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Необходимо отметить, что аналогичное неправомерное требование к участникам закупки о выполнении работ в соответствии с утратившими силу техническими документами также содержится и в Техническом задании, являющемся приложением № 1 к Проекту контракта (Приложение № 3 к Извещению).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно установлении требования о необходимости выполнения работ в соответствии с утратившими силу техническими документами.

4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Согласно пункту 5.1 Извещения рассматриваемая закупка проводится с учетом преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем ее участниками могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с пунктом 4 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Раздел 8 Проекта контракт в данном случае устанавливает ответственность его сторон.

При этом, в пункте 8.6 Проекта контракта заказчиком установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ И КДД МАЛОВИШЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности подрядчика в виде штрафа.

Установленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения многочисленны, являются существенными и грубыми, способны привести, среди прочего, к заключению контракта с лицом, не обладающим необходимой специальной правоспособностью для выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, и соответствующим опытом.

Учитывая вышеизложенное, имеются достаточные основания для устранения допущенных нарушений путем выдачи соответствующего предписания об аннулировании торгов.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно- досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  2. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
  3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны