Решение №3193/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-372/2022 по результатам рассмотрения жал... от 19 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику - МКУ Великого
Новгорода
«Управление по информатизации
Органов местного
самоуправления
Великого Новгорода»
ул. Каберова-Власьевская, д.4,
Великий Новгород, 173007
Уполномоченному органу -
Комитету по управлению
муниципальным
имуществом и земельными
ресурсами Великого Новгорода
ул. Мерецкова-Волосова, д.13,
Великий Новгород, 173007
Оператору электронной
площадки –
ООО «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
Участнику закупки (подателю
жалобы) – Индивидуальному
предпринимателю …
РЕШЕНИЕ № 053/06/33-372/2022
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
14 июля 2022 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
…. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление по информатизации органов местного самоуправления Великого Новгорода» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д.4; далее – МКУ «УИОМСУ») – директора…;
уполномоченного органа – Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (137007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – Комитет) ..(доверенность № 6204 от 11.07.2022);
податель жалобы - Индивидуального предпринимателя …. - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей на направил, заявлений и ходатайств не направлял,
рассмотрев жалобу участника закупки – ИП... на действия заказчика – МКУ «УИОМСУ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Комитетом закупки путем проведения электронного аукциона на поставку сервера, извещение № 0350300011822000179 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.06.2022,
УСТАНОВИЛА:
08.07.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП…. на действия заказчика МКУ «УИОМСУ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Комитетом закупки путем проведения электронного аукциона на поставку сервера, извещение № 0350300011822000179 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.06.2022 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы ИП … сводится к следующему.
Заказчик проводит закупку по коду Каталога товаров, работ, услуг (далее –КТРУ) - 26.20.14.000 «Машина вычислительная электронная цифровая, поставляемая в виде систем для автоматической обработки данных».
Товары под кодом КТРУ - 26.20.14.000 попадают под условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом закупки являются товары, входящие в перечень на которые устанавливаются запрет допуска, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
При размещении закупки, заказчик, по мнению подателя Жалобы описал предмет закупки используя не только КТРУ, но и неправомерно установил дополнительные характеристики:
- Все оборудование должно работать в следующей рабочей среде: температура+10+35 °С, влажность: 8-80 %, концентрация пыли: 0,01 г/м3 (макс.);
- Шум от работы оборудования не должен превышать 60 дБ по шкале А.
Так же заказчик указал характеристики, которые не могут быть отнесены к перечисленным в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе характеристикам объекта закупки. Данные требования не являются функциональными, техническими, качественными характеристиками, а являются требованиями, относящимися непосредственно к производителю:
- Одновременно с товаром поставщик предоставляет покупателю документы, подтверждающие легальность программного обеспечения. Таким документом является документ, подтверждающий закупку лицензий у одного из авторизованных дистрибьюторов. Если поставленные покупателю лицензии куплены через цепочку сделок, то должна быть документально подтверждена вся цепочка закупки. Если такие документы не предоставлены, лицензионность считается не подтверждённой и товар не поставленным.
С учетом изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик – МКУ «УИОМСУ» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 3843 от 13.07.2022 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям:
Согласно пункту 2.1. приложения № 3 к извещению о проведении электронного аукциона участник закупки должен предоставить в составе заявки характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в таблице 1 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Таким образом, характеристики поставляемого товара указанный в таблице 1 раздела 1 Приложения № 1 к извещению.
Данные характеристики сформированы строго согласно КТРУ № 26.20.14000-00000189.
Также, под таблицей 1 раздела 1 Приложения № 1 к извещению заказчиком указана следующая информация:
1. Все оборудование должно работать от сети переменного тока напряжением 100-240В, частотой 50-60 Гц;
2. Общие особенности рабочей среды;
2.1. Все оборудование должно работать в следующей рабочей среде: температура +10+35 °С, влажность:8-80%, концентрация пыли: 0.01 г/м3 (макс.);
2.2. Шум от работы оборудования не Должен превышать 60 ДБ по шкале А;
3. Другие общие особенности;
3.1. Поставляемое оборудование должно сопровождаться описанием на русском языке; техническая Документация может быть на английском языке.
Показатели рабочего напряжения и частоты указанны в соответствии с ГОСТ 32144-2013 и гост 29322-2014.
Показатели диапозона рабочих температур и влажности указанны в соответствии с пунктом 1.3.1 ГОСТ 21552-84 и характеризуют самый щадящий режим эксплуатации и приведены для указания отсутствия особых требований к условиям эксплуатации.
Показатели шума приведены в соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 27818-88.
Данные требования не являются характеристиками товара, а описывают условия, в которых будет эксплуатироваться данный товар в помещениях заказчика, то есть являются условиями работы данного товара.
Также, в рамках данной закупки поставщику необходимо поставить программное обеспечение (Microsoft Windows Server 2019 Standard 16core Рус 64Бит), которое необходимо установить на сервер. Программное обеспечение не является характеристикой сервера, а является отдельным товаром, в связи с чем заказчиком было подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение №5 к извещению), а в связи с тем, что данное программное обеспечение обозначено конкретным товарным знаком, в силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, участнику закупки не требуется указания в составе заявки характеристик товара, а подача заявки участником является согласием на поставку товара, указанного в извещении. Информация о предоставлении документов, подтверждающие легальность программного обеспечения, является необходимостью проверки заказчиком поставки лицензионного продукта, исключения поставки контрафактной продукции. Данные документы не предоставляются участниками на стадии подачи заявок, а предоставляются при передаче товара, то есть, в ходе исполнения контракта.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержал возражения на нее в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В июне-июле 2022 года заказчиком – МКУ «УИОМСУ» совместно с уполномоченным органом – Комитетом осуществлена закупка путем проведения электронного аукциона на поставку сервера, извещение № 0350300011822000179 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой, начальная (максимальная) цена контракта - 947 000,00 рублей.
Извещение об электронном аукционе утверждено директором МКУ «УИОМСУ»… . 07.06.2022 (далее - Извещение).
В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – приобретение сервера.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Извещения функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики поставляемого товара содержатся в Приложении №1 к извещению об аукционе в электронной форме (далее – ТЗ).
ТЗ помимо прочего указано следующее:
1. Все оборудование должно работать от сети переменного тока напряжением 100-240В, частотой 50-60 Гц;
2. Общие особенности рабочей среды;
2.1. Все оборудование должно работать в следующей рабочей среде: температура +10-+35 ос, влажность:8-80%, концентрация пыли: 0.01 г/м3 (макс.);
2.2. Шум от работы оборудования не Должен превышать 60 ДБ по шкале А;
3. Другие общие особенности;
3.1. Поставляемое оборудование должно сопровождаться описанием на русском языке; техническая Документация может быть на английском языке.
Согласно пункту 3.1.1 Извещения код поставляемого товар ОКПД2 поставляемого товара: 26.20.14.000-00000189 Сервер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования).
Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 Правил формирования в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования).
Пунктом 13 Правил формирования предусмотрено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) включается в том числе следующая информация:
а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;
в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии);
в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 Правил использования каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Вместе с тем, вышеуказанные положения ТЗ описывают рабочую среду и допустимый уровень шума в помещениях заказчика, а не функциональные или технические характеристики поставляемого товара, которые в действительности приведены в табличной части ТЗ и соответствуют позиции КТРУ, указанной в Извещении.
При этом данные положения ТЗ об условиях функционирования оборудования установлены заказчиком не произвольно, а на основании требований государственных стандартов, указанных в возражениях на Жалобу, что соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также, установление заказчиком в Извещении условия о подтверждении поставщиком легальности программного обеспечения, поставляемого в составе сервера, основано на положениях действующего законодательства Российской Федерации об авторском праве, не указывает на какого-либо производителя оборудования и не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Жалобы является необоснованной.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления данной закупки нарушений в действиях заказчика – МКУ «УИОМСУ, уполномоченного органа – Комитета и его аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комисси
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …. на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление по информатизации органов местного самоуправления Великого Новгорода» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д.4) при осуществлении им и уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (137007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку сервера, извещение № 0350300011822000179 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.06.2022, необоснованной.
Председатель Комиссии …
Члены Комиссии …
..
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со его дня принятия.