Решение №ИК/2310/24 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-329/2024 по результатам рассмотрения жал... от 10 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГосударственному заказчику –
ОСФР по Новгородской области
e-mail: pravo@ro53.fss.ru
Оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ООО «Медпроф»
e-mail: lawyer8@fin-trust.ru
lawyer6@fin-trust.ru
РЕШЕНИЕ
№ 053/06/33-329/2024
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
05 июня 2024 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
…….,
в присутствии представителей государственного заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области – ……. (доверенность № 16-07/80 от 03.05.2024), …….. (доверенность № 16-07/51 от 09.01.2024);
податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Медпроф» – надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, 05.06.2024 заявил ходатайство о рассмотрении Жалобы в отсутствие своих представителей (вх. № 4033-ЭП/24 Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Медпроф» (301650, Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Садовского, д. 25/30, оф. 1; далее – ООО «Медпроф», Общество) на действия государственного заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 Б; далее – ОСФР по Новгородской области) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях их социального обеспечения, извещение № 0250100000124000108 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.05.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
29.05.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Медпроф» на действия государственного заказчика – ОСФР по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях их социального обеспечения, извещение № 0250100000124000108 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.05.2024 (вх. № 3843-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. По мнению ООО «Медпроф», установленное государственным заказчиком в извещении о проведении настоящего запроса котировок в электронной форме (далее –Извещение) описание объекта закупки ограничивает подателя Жалобы в возможности принять участие в ней вследствие наличия избыточных, в ряде случаев бессмысленных требований к техническим, качественным и функциональным характеристикам подлежащих поставке сигнализаторов звука, ведущих к удорожанию товара и, при этом, совершенно не улучшающих качество жизни конечных пользователей.
Кроме того, описание объекта закупки сформировано государственным заказчиком по принципу избирательного выбора характеристик, содержащихся в ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия», которым соответствуют сигнализаторы звука, производимые Группой компаний «Исток» (далее – ГК «Исток»), а имеющиеся на рынке технических средств реабилитации сигнализаторы звука иных производителей описанию объекта закупки не соответствуют.
В качестве ограничивающих требований к подлежащим поставке сигнализаторам звука ООО «Медпроф» в Жалобе указывает следующие:
- наличие дисплея;
- наличие универсального передатчика;
- сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции;
- питание карманного и настольного приемников должно быть от аккумулятора;
- приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации;
- наличие у приемника возможности записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке, а также функции оповещения пользователя о произошедших бытовых событиях в текстовом виде.
2. Податель Жалобы отмечает, что ГОСТ Р 70185-2022 был разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Исток Аудио Трейдинг» (далее – ООО «Исток Аудио Трейдинг»), а государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки используется типовое техническое задание на обеспечение инвалидов и детей-инвалидов сигнализаторами звука, утвержденное приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Социальный фонд России) от 01.11.2023 № 2178 и сформированное с учетом ГОСТ Р 70185-2022 (далее – Типовое ТЗ), под которое подходит исключительно сигнализатор звука производства ООО «Исток Аудио Трейдинг».
В подтверждение заявленному податель Жалобы ссылается на письмо Общества с ограниченной ответственностью «Аурика» исх. № 01-23/241 от 20.12.2023 и на практику территориальных органов ФАС России.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Необходимо отметить, что довод Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, в случае наличия достаточных оснований податель Жалобы имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.
Также за пределы рассмотрения Жалобы выходят и ее доводы относительно участия ООО «Исток Аудио Трейдинг» в разработке ГОСТ Р 70185-2022 и соответствия разработанному Социальным фондом России Типовому ТЗ исключительно сигнализаторов звука производства данного хозяйствующего субъекта, поскольку Социальный фонд России стороной рассматриваемой закупки не является и действия указанного лица при рассмотрении Жалобы Комиссией не проверяются и не оцениваются.
Согласно представленным ОСФР по Новгородской области возражениям на Жалобу (вх. № 3983-ЭП/24 от 03.06.2024 Новгородского УФАС России) ее доводы государственный заказчик считает необоснованными на основании нижеследующего.
Оспариваемые подателем Жалобы характеристики сигнализаторов звука непосредственным образом предусмотрены ГОСТ Р 70185-2022 и не противоречат его положениям.
Кроме того, ОСФР по Новгородской области считает, что при описании объекта закупки заказчиком были соблюдены положения статьи 33 Закона о контрактной системе (отсутствует указание на конкретный товарный знак, производителя или страну происхождения товара), а участниками могут быть не только производители таких устройств, но и их поставщики.
Указаний на конкретный товарный знак в техническом задании не содержится.
При этом, отраженные в техническом задании характеристики приобретаемого товара соответствуют действительным потребностям заказчика.
Также ОСФР по Новгородской области указывает на злоупотребление ООО «Медпроф» своим правом на подачу Жалоб, поскольку данным лицом оспариваются одни и те же характеристики, которые уже были предметом рассмотрения в контролирующем органе.
На основании вышеизложенного ОСФР по Новгородской области просит признать Жалобу необоснованной.
Присутствовавшие на рассмотрении Жалобы представители ОСФР по Новгородской области поддержали возражения в полном объеме.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В мае 2024 государственным заказчиком – ОСФР по Новгородской области осуществлялась закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях их социального обеспечения, извещение № 0250100000124000108 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.05.2024.
Извещение утверждено заместителем начальника отдела по осуществлению закупок ОСФР по Новгородской области ….. 24.05.2024.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
В Извещении государственным заказчиком приведено следующее наименование объекта закупки – поставка сигнализаторов звука в пользу граждан в целях их социального обеспечения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Следует отметить, что при проведении рассматриваемой закупки заказчиком использовались следующие позиции каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ): 27.90.20.120-00000003; 27.90.20.120-00000002; 27.90.20.120-00000001.
Вместе с тем, ввиду отсутствия в используемых позициях КТРУ описания объекта закупки описание объекта закупки осуществлялось в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе и собственными потребностями (положения Извещения).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным государственным заказчиком требованиям, содержатся как в Извещении, так и в являющемся приложением к нему Техническом задании (далее – ТЗ).
Описание объекта закупки в обоих указанных документах идентично.
Согласно Извещению поставке в данном случае подлежат следующие товары:
- «сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией» в количестве 200 шт.;
- «сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией» в количестве 3 шт.;
- «сигнализатор звука цифровой со световой индикацией» в количестве 1 шт.
Для товара «сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией» государственным заказчиком в Извещении среди прочих установлены следующие характеристики:
- наличие передатчика;
- сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции;
- приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник оповещает пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: сетевой индикации: вибрационной, световой и звуковой индикации, в текстовом виде (за счет текста на русском языке);
- в приемнике предусмотрена возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке;
- питание приемника - от аккумулятора.
Товары «сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией» и «сигнализатор звука цифровой со световой индикацией» содержат все вышеуказанные характеристики товара, а последний также должен иметь приемник с дисплеем.
Таким образом, вопреки доводам Жалобы ни один из приобретаемых государственным заказчиком товаров не содержит в качестве характеристики требование о наличии универсального передатчика.
Следует отметить, что в соответствии с ТЗ государственным заказчиком при установлении характеристик подлежащих поставке сигнализаторов звука среди прочего использовались положения ГОСТ Р 70185-2022.
Настоящий государственный стандарт является действующим (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2022 № 526-ст) и распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные (далее - сигнализаторы, аппаратура) для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методы их испытаний (раздел 1 ГОСТ Р 70185-2022).
Учитывая изложенное, положения ГОСТ Р 70185-2022 правомерно использовались государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки, а оспариваемые подателем Жалобы характеристики сигнализаторов звука непосредственным образом предусмотрены таким ГОСТ и не противоречат ему.
Так, в частности, согласно пункту 5.6.25 ГОСТ Р 70185-2022 все типы приемников должны иметь возможность автономной работы от аккумулятора или сменных элементов питания (батарей), а также обеспечивать индикацию уровня заряда. Время автономной работы должно быть не менее 3 сут.
В соответствии с пунктом 5.6.28 ГОСТ Р 70185-2022 все датчики и передатчики должны иметь возможность автономной работы от встроенных аккумуляторов или сменных элементов питания (батарей).
Согласно пункту 5.6.21 ГОСТ Р 70185-2022 карманные (напоясные) приемники сигнала должны обладать возможностью одновременно в световом (за счет свечения и вспышек и/или пиктограмм), звуковом, текстовом виде (за счет текста на русском языке), а также в вибрационном виде (за счет вибраций) информировать инвалидов по слуху о происходящем событии.
В силу пункта 5.6.18 ГОСТ Р 70185-2022 приемники сигнала с дисплеем должны отображать текст на русском языке.
Из пункта 5.6.19 ГОСТ Р 70185-2022 также следует, что приемники сигнала с дисплеем должны содержать меню, позволяющее реализовать следующие функции:
1) запись и просмотр истории событий с указанием времени произошедшего и (или) пропущенного события и описания характера события на русском языке;
2) функцию будильника или информатора, активирующую индикацию в заданное инвалидом по слуху время.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 70185-2022 в состав изделий, предназначенных для людей с инвалидностью по слуху, должны входить:
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке и/или пиктограммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор, в следующих исполнениях: настольном (настенном), карманном (напоясном), наручном.
Согласно пункту 5.6.30 ГОСТ Р 70185-2022 настольные (настенные) передатчики могут иметь возможность проводного или беспроводного подключения специального внешнего вибрационного устройства (так называемой «виброподушки»), предназначенного для использования его в качестве выносного будильника или сигнализатора во время сна, отдыха и пр.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как следует из имеющихся в материалах Жалобы письменных возражений государственного заказчика, включенные ОСФР по Новгородской области в описание объекта закупки вышеуказанные спорные характеристики сигнализаторов звука отвечают действительным потребностям государственного заказчика, определенным исходя из нужд лиц с нарушением слуха.
При этом, доказательств того, что сигнализаторы звука со спорными характеристиками не могут производиться иными хозяйствующими субъектами помимо ГК «Исток» (сигнализатор звука «Сенсо»), ООО «Медпроф» в Жалобе не приведено, равно как и не приведено доказательств отсутствия у него реальной возможности самому подать заявку на участие в закупке.
Помимо указанного необходимо отметить, что в Извещении и ТЗ не содержится указаний на конкретные товарные знаки, производителей или страну происхождения подлежащих поставке товаров.
Также необходимо учитывать, что рынок технических средств реабилитации не является закрытым и географически ограниченным, его участниками могут быть не только производители таких устройств, но и их поставщики.
Более того, согласно представленным тремя хозяйствующими субъектами (Общества с ограниченной ответственностью «Инватехпром», Общества с ограниченной ответственностью «Исток аудио слух», Общества с ограниченной ответственностью «сурдосервис Новгородской областной клинической больницы») коммерческим предложениям, потенциальные участники готовы поставить в рамках данной закупки разные сигнализаторы звука: «Пульсар-3 Универсал» (75091т) и «Энджи» комплектации 1, 2, 3.
На основании всего вышеизложенного, установив в Извещении вышеуказанные оспариваемые ООО «Медпроф» в Жалобе требования к закупаемым сигнализаторам звука ОСФР по Новгородской области не совершило действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, созданию кому-либо из потенциальных участников закупки преимущественных условий участия в ней, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности государственного заказчика, а характеристики закупаемых технических средств реабилитации являются важными для него исходя из нужд лиц с нарушением слуха.
Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ОСФР по Новгородской области и его единой комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 7, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Медпроф» (301650, Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Садовского, д. 25/30, оф. 1) на действия государственного заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 Б) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях их социального обеспечения, извещение № 0250100000124000108 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.05.2024, необоснованной.
…..
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.