Решение №743/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-91/2023 по результатам рассмотрения жало... от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Центр финансового обслуживания»

 

ул. Новолучанская, 27,

Великий Новгород, 173005

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д.1,

каб. 350, Великий Новгород, 173005

 

                                                                      Оператору электронной площадки –

                                                                      АО «ЕЭТП»

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «АДС»

 

пер.Пирогова, д.15, литера А, помещ. 3-Н, офис 6, вн.тер.г.муниц.округ Адмиралтейский округ, г.Санкт-Петербург, 190068

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-91/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 февраля 2023 года                                                                             Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

            ……. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

……. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

…….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» - …….. (доверенность № 366 от 29.11.2022), являющегося также членом аукционной комиссии, состав которой утвержден приказом уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области от 06.02.2023 № 55-зк (далее, также – Аукционная комиссия);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «АДС» – …… (доверенность б/н от 10.02.2023),

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника – Общества с ограниченной ответственностью «АДС» (190068, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г.муниц.округ Адмиралтейский округ, пер. Пирогова, д. 15, литера А, помещ. 3-Н, офис 6; далее – ООО «АДС») на действия заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» (1730003, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул.Новолучанская, д. 27; далее – ГОКУ «Центр финансового обслуживания») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350; далее - Администрация) и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на поставку  ноутбуков и интерактивных панелей в рамках реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5213), извещение № 0150200003923000053, о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.02.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.02.2023 вх. № 230 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «АДС» на действия заказчика – ГОКУ «Центр финансового обслуживания» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на поставку  ноутбуков и интерактивных панелей в рамках реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5213), извещение № 0150200003923000053, о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению ООО «АДС», закупаемым в рамках рассматриваемой закупки товарам – ноутбуку и интерактивной панели соответствуют только одна модель ноутбука ICL RAYbook единственного производителя ООО АйСиЭл Техно» и модель интерактивной панели NextPanel XXS YY XXX YY-YX производителя ООО «Некст-Т».

Установленным заказчиком следующим характеристикам товара – ноутбук:

- «наличие модулей и интерфейсов» - «Display Port, HDMI, M.2, Ethernet RJ45»,

- «количество видео разъемов DisplayPort» - «≥ 1»,

- «количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0)» - «≥ 1»,

- «тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 1» - «Type-А»,

«количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1)» - «≥ 3»

- «тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2» - «Type-А»,

-«количество встроенных в корпус портов USB Type-C» - «≥ 3»,

- «наличие док-станции в комплекте» – «нет»,

 соответствует только один ноутбук из реестра промышленной продукции - ноутбук ICL RAYbook производителя ООО «АйСиЭл Техно».

ООО «АДС» направлены запросы семи производителям ноутбуков на территории Российской Федерации, производящих данную продукцию на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», на соответствие характеристикам товара, установленных заказчиком.

Из полученной информации считают, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, поскольку требования к товару составлены таким образом, что ему соответствует только один ноутбук определенного производителя ООО «АйСиЭл Техно», что ограничивает круг потенциальных участников закупки.

По объекту закупки – интерактивная панель с характеристикой товара – «толщина панели» - меньше 100 миллиметров» также подходит только одна интерактивная панель «NextPanel XXS YY XXX YY-YX» (производитель ООО «Некст-Т»).

В реестре промышленной продукции, кроме интерактивной панели «NextPanel XXS YY XXX YY-YX» существуют интерактивные панели других моделей  и производителей, которые полностью соответствуют требованиям описания объекта закупки, но при этом имеют толщину 101-105 миллиметров, что незначительно превышает ограничения, установленные заказчиком и не влияют на эксплуатационные свойства, но формально не дают возможности производителям таких интерактивных панелей участвовать в данном аукционе.

2. При описании объектов закупки заказчиком применены излишние требования к характеристикам закупаемого товара с учетом требований приказа Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 634/925  «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением» (далее – Стандарт).

3. При формировании начальной максимальной цены контракта при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик на основании пункта 3 постановления от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее - Постановление № 2014) должен был направить предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

В связи с чем, податель Жалобы просит проверить от каких субъектов деятельности в сфере промышленности из государственной информационной системы промышленности заказчиком получена информация о ценах на ноутбуки и интерактивные панели.

Учитывая все вышеизложенное, просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме.

Суть представленных ГОКУ «Центр финансового обслуживания» возражений на Жалобу (вх. № 708 от 17.02.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Предметом закупки является поставка товара, а не его производство, то есть принять участие в закупке может неопределенное число лиц, в том числе специализирующихся на поставках различной продукции. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов. Доказательств того, что данный товар не может быть закуплен, Заявитель не предоставил.

Наличие у заказчика коммерческих предложений от различных поставщиков подтверждает возможность поставки данного товара более чем одним поставщиком.

При описании объекта закупки заказчик руководствовался своими потребностями и требованиями, установленными Законом о контрактной системе, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017                            № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 145).

Описание объекта закупки содержит характеристики товаров в соответствии с номерами позиций КТРУ 26.20.11.110-00000165 (ноутбук) и 26.20.13.000-00000002 (интерактивная панель).

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В то же время заказчик вправе самостоятельно определять характеристики товара, которые ему нужны, поскольку именно он формирует свою потребность и вправе рассчитывать на ее удовлетворение.

Соответственно, заказчик вправе включить в извещение об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок. Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

В соответствии с пунктом 1 Стандарта, содержащиеся в нем требования (в том числе к составу, функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования) являются минимально необходимыми для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды и, соответственно, могут быть дополнены иными характеристиками.

Помимо этого, подателем Жалобы представлены сведения, достоверно не подтверждающие то обстоятельство, что среди производителей данного товара, внесенного в реестр промышленной и радиоэлектронной продукции, только одни модели подходят по описанию объекта рассматриваемой закупки. Так по производителям ноутбуков «Аквариус», «Гравитон», «Крафтвей» приложены каталоги, которые могут не отражать все технические характеристики продукции, а производитель ноутбуков «Iru» представил лишь информацию об отсутствии у него в наличии продукции, внесенной в реестр МПТ.

Учитывая изложенное, заказчик просит признать Жалобу необоснованной.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержал вышеуказанные возражения (объяснения) в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В феврале 2023 года заказчиком – ГОКУ «Центр финансового обслуживания», органом – Администрацией Губернатора Новгородской области и его Аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку ноутбуков и интерактивных панелей в рамках реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5213), извещение № 0150200003923000053, о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2023 (начальная (максимальная) цена контракта – 43 362750, 00 рублей).

1. Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее -Извещение) утверждено начальником отдела закупок и правового обеспечения ГОКУ «Центр финансового обслуживания» …… 02.02.2023, начальником управления Администрации Губернатора Новгородской области по организации государственных закупок ………. 06.02.2023.

1.1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – поставка ноутбуков и интерактивных панелей.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объектов закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

В частности, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объектов закупки заказчиком приведены в разделе 1 Приложения № 1.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в разделе 1 Приложения                             № 1.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Извещения и Приложению № 1 объектам рассматриваемой закупки соответствуют коды ОКПД2 26.20.11.110 «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата», 26.20.13.000 «Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных» и позиции 26.20.11.110-00000165 «Ноутбук», 26.20.13.000-00000002 «Интерактивная панель» каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе КТРУ обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования КТРУ утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).

Согласно подпункта «б» пункта 2 Правил КТРУ используется заказчиками, среди прочего, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

В силу подпункта «в» пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию относительно описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

При этом, в соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила формирования и ведения каталога), с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Формирование и ведение КТРУ осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (пункт 3 Правил формирования и ведения каталога).

Позиция КТРУ 26.20.11.110-00000165 включена в каталог с 07.06.2021  и обязательна к применению с 27.11.2022, позиция КТРУ 26.20.13.000-00000002 – с 05.06.2020 и обязательна к применению с 22.07.2022.

Следовательно, при описании объектов рассматриваемой закупки императивная обязанность применения указанной ГОКУ «Центр финансового обслуживания» в Извещении и Приложении № 1 позиций 26.20.11.110-00000165, 26.20.13.000-00000002 КТРУ (и, соответственно, императивная обязанность использования являющихся обязательными в соответствии с данными позициями КТРУ характеристик), у заказчика имелась и соответствующая информация из КТРУ не могла быть проигнорирована им на основании пункта 7 Правил.

Комиссией установлено, что имеющиеся в пунктах 1, 2 Приложения № 1 функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены в соответствии с позициями КТРУ 26.20.11.110-00000165, 26.20.13.000-00000002. Какие-либо дополнительные характеристики, не предусмотренные позициями КТРУ 26.20.11.110-00000165, 26.20.13.000-00000002, в Приложении № 1, заказчиком не применялись.

По мнению подателя Жалобы, закупаемым в рамках рассматриваемой закупки объектам поставки соответствуют товары единственных производителей, что ведет к ограничению круга потенциальных участников.

Рассмотрев доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Каких-либо доказательств соответствия подлежащих поставке в соответствии с требованиями разделов 1, 2 Приложения № 1 товаров производства ООО «АйСиЭл Техно» и ООО «Некст-Т» ООО «АДС» в составе Жалобы не приведено, Комиссией при рассмотрении Жалобы таких доказательств также не установлено.

Помимо указанного, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).

Согласно материалам Жалобы, включенные ГОКУ «Центр финансового обслуживания» в раздел 1 Приложения № 1 характеристики подлежащих поставке ноутбуков и интерактивных панелей отвечают действительным потребностям заказчика, обусловлены спецификой образовательного процесса и используемых в его ходе технологий.

Следовательно, устанавливая требования к закупаемым товарам в разделе 1 Приложения № 1, заказчик не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупки, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности образовательных учреждений, а характеристики закупаемого товара являются важными для ГОКУ «Центр финансового обслуживания» исходя из его таких потребностей.

Также необходимо отметить, что рынок поставки компьютерного оборудования не является закрытым и географически ограниченным, его участниками могут быть не только производители компьютерного оборудования, но и поставщики такого оборудования.

В материалах Жалобы имеются полученные заказчиком в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта рассматриваемой закупки 3 коммерческих предложения от хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, соответствующий требованиям раздела 1 Приложения № 1.

Приведенное заказчиком описание объектов закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе статьи 33 Закона о контрактной системе, а также в силу требований статьи 23 Закона о контрактной системе учитывает соответствующие закупаемым товарам позициям 26.20.11-110-00000165 «Ноутбук», 26.20.13.000-00000002 «Интерактивная панель» каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Использованные заказчиком в пункте 3.1.1 Извещения коды 26.20.11.110 «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата», 26.20.13.000 «Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 также соответствуют объекту рассматриваемой закупки.

Соответственно, довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

1.2. Относительно довода подателя Жалобы об установлении излишних требований к характеристикам закупаемых товаров с учетом требований Стандартов, Комиссия установила следующее.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 Стандарта Стандарт разработан в целях унификации подхода к техническому оснащению государственных или муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего и (или) основного общего и (или) среднего общего образования (далее - ОО), формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам (далее - информационные системы), к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также создания условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечения соответствия сервисов обеспечения безопасности ОО требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 32, ст. 4716), и приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2021 г., регистрационный N 65586) в части обеспечения безопасности входной зоны и наличия возможности подключения сервисов обеспечения безопасности ОО к информационным системам органов прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - базовой безопасности образовательного процесса).

Согласно абзаца 2 пункта 1  Стандарта требования настоящего Стандарта (в том числе к составу, функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования) являются минимально необходимыми для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.

Таким образом, из вышеуказанных положений Стандарта не следует,  что, описание объектов закупки должно быть сформировано в точном соответствии со Стандартами без учета требований статьи 33 Закона о контрактной системе и КТРУ.

Кроме того, вышеуказанные минимальные требования к составу, функциональным требованиям и техническим характеристикам оборудования, установленные подпунктом 3 раздела IV. «Оснащение ОО средствами отображения информации, периферийными устройствами и обеспечивающим оборудованием «Интерактивный комплекс», подпунктом 4 раздела VI. «Оснащение компьютерных кабинетов ОО оборудованием и программным обеспечением «Персональное устройство Тип 3 (Ноутбук»), являющиеся Приложением к Стандарту, характеристикам товаров с позициями КТРУ 26.20.11.110-00000165, 26.20.13.000-00000002 не противоречат.

2. Довод подателя Жалобы о проведении проверки по факту получения заказчиком ценовых предложений от трех конкретных субъектов деятельности в сфере промышленности из государственной информационной системы промышленности, фактически сводится к оценке соблюдения заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены Контракта.

Как следует из положений части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов при рассмотрении жалоб участников закупок и проведении внеплановых проверок осуществления закупок.

Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России № ИА/699/16 от 13.01.2016.

Антимонопольный орган оценивает исключительно наличие в составе извещения о проведении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать такой электронный документ, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Приложением № 2 к Извещению является обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – Приложение № 2).

В Приложении № 2 указано, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании статьи 22 Закона о контрактной системе, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 года                   № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).      

При этом, правомерность расчетов начальной (максимальной) цены контракта и правильность оформления документов по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта предметом рассмотрения комиссии контрольного органа в сфере закупок в данном случае быть не могут в связи с отсутствием у нее соответствующих полномочий.

Следовательно, в данной части Жалоба необоснованна.

При этом Комиссией также установлено, что в соответствии с пунктом 1 Постановления № 2014 установлена согласно приложению минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - минимальная доля закупок), определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Абзацем 2 пункта 3 Постановления № 2014 установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. При наличии в такой системе информации о менее чем трех субъектах заказчик направляет запрос об информации о цене товара также поставщикам, которые осуществляют поставки происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе.

Однако, товары с ОКПД2 26.20.11.110, 26.20.13.000, являющиеся объектами вышеуказанной закупки, не относятся к товарам, в отношении которых Приложением к Постановлению № 2014 установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Вместе с тем, Новгородским УФАС России материалы Жалобы в данной части будут направлены в Министерство финансов Новгородской области для проведения проверки соблюдения ГОКУ «Центр финансового обслуживания» порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Среди прочих принципов законодательства о контрактной системе статья 7 Закона о контрактной системе называет принципы открытости и прозрачности.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Как указывалось выше, заказчиком в Извещении определен объект закупки – поставка ноутбука и установлена позиция КТРУ 26.20.11.110-00000165.

Как уже отмечалось, описание объекта закупки определено заказчиком в Приложении № 1.

Приложение № 1 в описании объекта закупки – ноутбук содержит 29  показателей (характеристик) товара, в том числе характеристику - «форм-фактор» с неизменяемым заказчиком значением «ноутбук».

Однако в экранной форме Извещения, сформированной средствами официального сайта, в показателях (характеристиках) объекта закупки – «ноутбук» характеристика товара «форм-фактор» отсутствует.

Установление различного количества характеристик объекта закупки в экранной форме Извещения и Приложении № 1, вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет установить действительные потребности заказчика.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОКУ «Центр финансового обслуживания» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Извещения о закупке, вышеуказанной противоречивой информации.

2. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе заказчиком приведены в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

При осуществлении рассматриваемой закупки заказчиком установлены запреты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных  и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического  союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения» (раздел 6 Извещения).

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:

в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;

в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий), в отношении товаров, страной происхождения которых является Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, - номера реестровых записей из реестра, указанного в подпункте "в" пункта 6 настоящего постановления. Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

Объекты закупки – ноутбук и интерактивная панель имеют ОКПД2 26.20.11.110 и ОКПД2 26.20.13.000 и относятся к пунктам 24 и 25 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза) Постановления № 616, соответственно.

Следовательно, для подтверждения соответствия закупки ноутбуков и интерактивных панелей, страной происхождения которых является Российская Федерация, требованиям Постановления № 616 участникам закупки в составе заявки необходимо представлять не только номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, но и номера из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.

Вместе с тем, в подпункте 1 пункта 2.5. Приложения № 3 заказчиком установлено, что информацией и документами, предусмотренными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, являются номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОКУ «Центр финансового обслуживания» содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к содержанию, составу заявки на участие в нем (отсутствует указание на представление сведений из единого реестра российской радиоэлектронной продукции для целей применения Постановления                  № 616).

Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений и определении его содержания, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установление заказчиком в подпункте 1 пункта 2.5. Приложения № 3 ненадлежащей информации для подтверждения товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, требованиям Постановления № 616, не повлияло на результаты оценки заявок участников закупки, поскольку заявки обоих участников содержали информацию о номерах из реестра радиоэлектронной продукции.

Доказательств того, что не указание в экранной форме Извещения характеристики «форм-фактор» товара «ноутбук» ввело в заблуждение участников закупки, также не имеется, так как в заявках обоих участников такая характеристика была указана.

При таких обстоятельствах, необходимость в выдаче предписания об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Извещение отсутствует.

Руководствуясь статьями 7, 23, 33, 42, 43, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «АДС» (190068, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г.муниц.округ Адмиралтейский округ, пер. Пирогова, д. 15, литера А, помещ. 3-Н, офис 6) на действия заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» (1730003, Новгородская область, г.Великий Новгород, ул.Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350) и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ноутбуков и интерактивных панелей в рамках реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Шифр: 49-2023-нр5213), извещение № 0150200003923000053 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  06.02.2023, необоснованной. 

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания» нарушения части 3 статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Центр финансового обслуживания».

 

Председатель Комиссии                                                                             ……….

 

Члены Комиссии                                                                                          ……..

                                                                                                                     

                                                                                                                       ………

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны