Решение №ИК/2686/23 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-364/2023 по результатам проверки факта ... от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 053/10/104-364/2023

по результатам проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 13.07.2023

В полном объеме изготовлено 18.07.2023                                             Великий Новгород

           

Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…;

…;

…,

в присутствии представителей:

- заказчика - Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3; далее – ГБУ «УКС НО») – … (доверенность № … от …);

- подрядчика – Общества с ограниченной ответственностью «ОВК-МОНТАЖ» (ИНН: 7725686326; 123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 3; далее – ООО «ОВК-МОНТАЖ») – … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от …),

рассмотрев сведения, поступившие от заказчика – ГБУ «УКС НО» об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта № 266 от 30.12.2022 (далее – Контракт), заключенного с ООО «ОВК-МОНТАЖ» на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.М. Сметанина» XIXв, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 8/7,

УСТАНОВИЛА:

 

06.07.2023 в Новгородское УФАС России от заказчика – ГБУ «УКС НО»  поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта, заключенного с ООО «ОВК-МОНТАЖ» на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.М. Сметанина» XIXв, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 8/7 (далее – Сведения).

Первоначально вышеуказанные Сведения поступили в Новгородское УФАС России 04.07.2023, однако, были возвращены антимонопольным органом без рассмотрения по существу в связи с несоответствием обращения о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила).

06.07.2023 Сведения были представлены в соответствии с Правилами.

Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком – ГБУ «УКС НО» процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, заключенного с ООО «ОВК-МОНТАЖ».

В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

В развитие данной нормы принято Постановление Правительства Новгородской области от 22.03.2022 № 136, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 которого установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, муниципальных нужд у единственного поставщика при наличии решения Правительства Новгородской области, определяющего единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области.

В соответствии с Распоряжением Правительства Новгородской области от 30.12.2022 № 606-рг ООО «ОВК-МОНТАЖ» определено единственным подрядчиком для заключения контракта с ГБУ «УКС НО» на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.М. Сметанина» XIXв, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 8/7.

30.12.2022 был заключен Контракт.

Как следует из пункта 1.1 Контракта в соответствии с настоящим Контрактом Заказчик (ГБУ «УКС НО») поручает, а Подрядчик (ООО «ОВК-МОНТАЖ») принимает на себя обязательство выполнить работы по разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.М. Сметанина» XIXв, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д.8/7» для нужд Заказчика в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом (далее – Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.

Согласно пункту 1.3 Контракта объем работ, описание работ, требования к качеству, техническим характеристикам, требования к безопасности и результату работ определены: Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту).

В силу пункту 1.4 Контракта подрядчик не вправе изменить объем и стоимость работ, предусмотренные настоящим Контрактом. Конечный и промежуточные сроки выполнения работ могут быть изменены только с письменного согласия Заказчика.

Результат работ: результаты инженерных изысканий для проектирования, проектная документация, сметная документация, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», в т.ч. достоверности определения сметной стоимости, положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и рабочая документация, выполненная в соответствии с данной проектной документацией (пункт 1.6 Контракта).

Согласно пункту 2.1 Контракта цена настоящего Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, а также затраты на получение необходимых согласований, заключений и др., при котором цена контракта (цена работ) составляет: 4 747 673 (Четыре миллиона семьсот сорок семь тысяч шестьсот семьдесят три) рубля 27 копеек, цена контракта НДС не облагается в связи с применением Подрядчиком упрощенной системы налогообложения.

Пунктом 3.1 Контракта установлены следующие сроки работ:

- срок начала работ: в течении 3 рабочих дней после заключения Контракта,

- срок выполнения работ: не позднее 30.06.2023 года.

Как следует из пункта 4.3 Контракта подрядчик, в частности, обязуется:

обеспечить выполнение работ в полном соответствии с условиями, установленными Контрактом.

передать Заказчику результат выполненных работ в порядке и сроки, установленными Контрактом;

соблюдать требования, содержащиеся в техническом задании. Подрядчик не вправе отступить от них только с согласия Заказчика;

немедленно предупредить Заказчика о независящих от Подрядчика обстоятельствах, которые создают невозможность исполнить условия Контракта;

устранять недостатки в выполненной работе, выявленные по результатам приемки работ;

передать Заказчику результат работ в сроки, установленные настоящим Контрактом;

предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения инженерных изысканий, подготовке проектной и рабочей документации по форме, в объеме и в сроки, содержащихся в требовании;

устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», государственной историко-культурной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах);

по окончанию работ предоставить Заказчику результат работ в соответствии с условиями настоящего Контракта и требованиями Технического задания (Приложение № 1 к Контракту).

Как следует из представленных Сведений, подрядчиком надлежащим образом не исполняются его обязательства по Контракту.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 11.1.3 Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта в порядке, установленном Законом 44-ФЗ и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, Законом 44-ФЗ и настоящим Контрактом. 

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).

Как следует из статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Согласно пункту 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором (статья 762 ГК РФ):

уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;

использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;

оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;

участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;

возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;

привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

09.06.2023 заказчик – ГБУ «УКС НО» принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение об одностороннем отказе).

Как следует из данного решения, основанием для принятия данного решения послужило следующее.

 Письмом исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023 Государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Новгородской области» (далее – ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области») отказало в приеме заявления ООО «ОВК-МОНТАЖ» и оставило представленную научно-проектную документацию без рассмотрения в связи с выявленными недочетами в ней с предложением подрядчику устранить все выявленные недочеты в срок до 12.06.2023.

В дальнейшем между сторонами осуществлялась переписка по поводу исполнения Контракта относительно устранения выявленных ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» недочетов.

В срок до 09.06.2023 подрядчик не устранил все недочеты, выявленные ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Кроме того, между сторонами Контракта возникли разногласия относительно того, должен ли подрядчик в ходе исполнения Контракта выполнить раздел научно-проектной документации «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства». Заказчик настаивает на том, что такая обязанность подрядчика Контрактом установлена, подрядчик, напротив, считает, что в Контракте отсутствует требование о разработке им данного раздела.

Также, заказчик отмечает, что после 12.05.2023 ООО «ОВК-МОНТАЖ» не обращалось в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

В письме исх. № УКС-1219-И от 07.07.2023 в адрес Новгородского УФАС России ГБУ «УКС НО» дополнительно указало, что после того, как ООО «ОВК-МОНТАЖ» было получено Решение об одностороннем отказе (21.06.2023), подрядчик демонтировал временное ограждение строительной площадки объекта культурного наследия. Данный факт свидетельствует об отсутствии намерения у подрядчика продолжать работы на объекте.

12.07.2023 в Новгородское УФАС России от ООО «ОВК-МОНТАЖ» поступили письменные объяснения по факту ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. № 3822-ЭП/23 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Подрядчик выполнил виды и объемы работ согласно пункту 10 задания на разработку научно-проектной документации (далее – Задание), получил акт государственной историко-культурной экспертизы, положительное заключение на документацию в Инспекции государственной охраны культурного наследия  Новгородской области, после чего, 05.05.2023, направил научно-проектную документацию на согласование в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Письмом исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023 в адрес заказчика и подрядчика ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» отказало в приеме заявления и оставило документацию без рассмотрения в связи с выявленными недочетами в ней. ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» предложило устранить все нарушения в срок до 12.06.2023 и повторно обратиться в адрес ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Среди прочих, ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» выявило, в частности, следующие недочеты:

- отсутствует раздел проектной документации «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства»;

- отсутствие документа, подтверждающего передачу проектной документации и результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечивающему выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации (Акт передачи или накладная с указание даты передачи);

- отсутствие документа, подтверждающего полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика – доверенность, в которой полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.

Подрядчик 15.05.2023 уведомил заказчика о том, что требуется подготовка дополнительного раздела проектной документации, просил заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в Задание и увеличении сроков выполнения работ.

Однако, заказчик сообщил, что состав проектной документации должен быть приведен в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Постановление № 87) и разработка раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» предусмотрена законодательством и пунктом 12 Задания.

С данной позицией заказчика подрядчик не согласен, поскольку в разделе 10 Задания содержится полный перечень видов и объемов выполняемых работ по Контракту. При этом, пункт 10 Задания не содержит указания на выполнение работ по разработке раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

В Задание не включены работы, направленные на составление данного раздела, следовательно, заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению, подрядчик не имел возможности сформировать свое коммерческое предложение с учетом необходимости выполнения работ по составлению данного раздела. Подрядчик полагал, что данный раздел будет выполнен самим заказчиком или иным подрядчиком.

Научно-проектная документация была направлена заказчику 15.02.2023 для промежуточного согласования. Заказчик никаких замечаний в адрес подрядчика не направил, при этом, самостоятельно направил ее в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области». В дальнейшем в адрес подрядчика были направлены предварительные замечания ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», в которых не указывалось об отсутствии недостающих разделов, а также иных документов, указанных в письме ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023. О необходимости выполнения дополнительного объема работ было указано только в письме ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023.

В связи с уклонением заказчика от предоставления недостающего раздела и документов, а также затягивания им сроков, подрядчик в письме от 05.06.2023 исх. № 2023-0605 уведомил заказчика о том, что в силу требований статьей 716 ГК РФ не может выполнить свой обязательства в сроки, предусмотренные Контрактом, по причине необходимости разработки раздела, не предусмотренного Контрактом.

Заказчик в письме от 08.06.2023 исх. № УКС-1023-И указал, что подрядчиком не указаны конкретные обстоятельства, приведенные в пункте 1 статьи 716 ГК РФ.

Однако, подрядчик предупредил заказчика о том, что обнаружены независящие от подрядчика обстоятельства, которые создают невозможность завершения работ в срок.

По мнению подрядчика, существенных нарушений условий Контракта в действиях подрядчика не имеется, ООО «ОВК-МОНТАЖ» выполнило все виды и объемы работ, указанные в пункте 10 Задания, устранило замечания, указанные в письме исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023 ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» и повторно направило в адрес заказчика 20.06.2023 письмо с накладной № 0620 на передачу научно-проектной документации.

Для проведения государственной экспертизы научно-проектной документации  не достает раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» и ряда документов, которые должен представить заказчик, о чем ему неоднократно указывалось в письмах ООО «ОВК-МОНТАЖ».

При этом, заказчик может самостоятельно направить научно-проектную документацию в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области».

Решение об одностороннем отказе принято заказчиком необоснованно.

С учетом вышеизложенного, ООО «ОВК-МОНТАЖ» просит принять решение об отказе во включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На рассмотрении Сведений представители ООО «ООО-МОНТАЖ» устно поддержали вышеуказанные письменные объяснения в полном объеме.

В результате рассмотрения Сведений установлено следующее.

Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

09.06.2023 Решение об одностороннем отказе было направлено в адрес ООО «ОВК-МОНТАЖ» заказной корреспонденцией по адресу, указанному в Контракте.

Согласно данным официального сайта Акционерного общества «Почта России» в сети «Интернет», данное решение было получено подрядчиком 21.06.2023.

Следовательно, вышеуказанная дата (21.06.2023), в силу положений части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком Решении об одностороннем отказе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как следует из представленных заказчиком Сведений, в установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе, ООО «ОВК-МОНТАЖ», по мнению заказчика, устранены не были.

Таким образом, с учетом положений статьи 193 ГК РФ, Решение об одностороннем отказе вступило в силу 04.07.2023, с данной даты Контракт считается расторгнутым.

В материалы Сведений сторонами Контракта представлена их переписка, осуществляемая в ходе исполнения Контракта.

12.05.2023 ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» в адрес сторон Контракта было направлено письмо исх. № ГЭ-139-И, в котором указано, что представленные ООО «ОВК-МОНТАЖ» проектная документация и результаты инженерных изысканий являются ненадлежащими, подрядчиком допущены многочисленные недочеты.

В частности, в данном письме ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» указано, что подрядчиком не представлен раздел проектной документации «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

ООО «ОВК-МОНТАЖ» письмом исх. № 2023-0515 от 15.05.2023 уведомило заказчика о том, что подрядчиком разработана научно-проектная документация в соответствии с пунктом 10 Задания. При этом, в соответствии с вышеуказанным письмом ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» требуется подготовка дополнительных разделов проектной документации, в связи с чем, предложило заказчику заключить дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ до 30.09.2023 и увеличении цены Контракта до 30% от общей суммы.

18.05.2023 ООО «ОВК-МОНТАЖ» направило в адрес заказчика акты приема-передачи научно-проектной документации (2 экземпляра) и экземпляр научно-проектной документации (письма исх. №№ 2023-0518 и 2023-0518-1).

Письмом исх. № УКС-876-И от 23.05.2023 заказчик уведомил подрядчика о том,  что представленная документация требует корректировки. Также, заказчик указал, что пункт 12 Задания содержит ссылку на Постановление № 87, которое, в свою очередь, содержит пункт 26(1), в котором содержатся требования к содержанию раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства». По мнению заказчика, разработка данного раздела не является дополнительной, а прямо предусмотрена Контрактом, в частности, Заданием. Оснований для увеличения сроков выполнения работ и цены Контракта не имеется. Акт приема-передачи, подтверждающий передачу проектной документации застройщику в одном экземпляре, для предоставления акта в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», возможно подписать только после приведения в соответствие состава проектной документации и корректировки перечня и наименования раздлелов проектной документации на бумажном носителе.

ООО «ОВК-МОНТАЖ» письмом от 25.05.2023 исх. № 2023-0525 указало, что раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» отсутствует в пункте 10 Задания, т.е. не включен в объем подлежащих выполнению работ. Изменение состава проекта потребуется отразить и в полученных ранее заключениях. Подрядчик вновь попросил о заключении дополнительного соглашения.

ООО «ОВК-МОНТАЖ» в письме исх. № 2023-0605 от 05.06.2023 повторно указало о выполнении работ в объеме пункта 10 Задания, отметив, что выполнение раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» данным пунктом Задания не предусмотрено. Также, ООО «ОВК-МОНТАЖ» в данном письме ссылается на невозможность исполнения Контракта в соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, поскольку для разработки раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» необходимо разработать том по эксплуатации всех инженерных систем и конструкций, получить согласование со стороны заказчика указанных проектных решений, внести изменения в состав проекта, указанный в акте государственной историко-культурной экспертизы, получить согласование в инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

07.06.2023 ГБУ «УКС НО» письменно обратилось в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» (письмо исх. № УКС-995-И) с просьбой представить информацию о направлении документов и о результатах рассмотрения таких документов, представленных ООО «ОВК-МОНТАЖ» в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» в ходе исполнения Контракта.

В письменном ответе исх. № ГЭ-171-И от 08.06.2023 ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» указало, что единственное заявления в рамках исполнения Контракта от ООО «ОВК-МОНТАЖ» поступило 05.05.2023, на него был дан вышеуказанный ответ исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023.

09.06.2023 заказчик принял Решение об одностороннем отказе.

20.06.2023 письмом исх. № 2023-0620 ООО «ОВК-МОНТАЖ» направило научно-проектную документацию на согласование в ГБУ «УКС НО». В данном письме подрядчик указал, что:

- устранил недочеты, указанные в письме ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» исх. № ГЭ-139-И от 12.05.2023;

- раздел «Смета на строительство объектов капитального строительства» подготовлен и готов к передаче после подтверждения ранее представленных проектных, архитектурных, конструктивных и инженерных решений актом передачи проектной документации;

- заказчиком не представлены следующие документы: документ, подтверждающего передачу проектной документации и результатов инженерных изысканий застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечивающему выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации (Акт передачи или накладная с указание даты передачи); документ, подтверждающего полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика – доверенность, в которой полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально; раздел проектной документации «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» (выполнение которого Контрактом не предусмотрено); измененное Задание.

23.06.2023 письмом исх. № 2023-0623-1 ООО «ОВК-МОНТАЖ» выразило заказчику несогласие с принятым им Решением об одностороннем отказе; сослалось на свое письмо исх. № 2023-0620, в котором указано о выполнении им работ в объеме, предусмотренном Контрактом; указало на то, что не наделено полномочиями от имени заказчика для подачи заявления о проведении государственной экспертизы.

В письме в адрес заказчика исх. № 2023-0704 от 04.07.2023 ООО «ОВК-МОНТАЖ» указало, что мотивированный отказ на письмо исх. № 2023-0620 от 20.06.2023 от заказчика не поступил, в связи с чем, подрядчик считает, что им выполнены работы в полном объеме. На данном основании, подрядчик потребовал оплаты выполненных работ.

В ходе рассмотрения Сведений представитель ГБУ «УКС НО» представила документы, свидетельствующие о том, что письмо ООО «ОВК-МОНТАЖ» исх. № 2023-0620 от 20.06.2023 было получено заказчиком 20.06.2023, ответ на него и на письмо исх. № 2023-0623-1 от 23.06.2023 был дан 04.07.2023 письмом исх. № УКС-1190-И, направленном на адрес электронной почты подрядчика, что подтверждается представленным «скриншотом» электронной почты заказчика. Вместе с тем, представители подрядчика отрицали факт поступления данного письма в адрес подрядчика.

Согласно данному ответу, проектная документация имеет недочеты; все замечания ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» подрядчиком устранены не были; в документации отсутствует раздел «Смета на строительство объектов капитального строительства», раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» выполнен не был.

Таким образом, заказчик указывает о том, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия Решения об одностороннем отказе, подрядчиком устранены не были, оснований для его отмены нет.

Необходимо отметить, что ответ на письма подрядчика исх. № 2023-0620 от 20.06.2023 и № 2023-0623-1 от 23.06.2023 был дан заказчиком уже за сроком, предусмотренным частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

То есть, заказчик, располагая сведениями о принятых обществом мерах, и зная об установленной частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе императивной норме права, до 03.07.2023 (включительно) не дал подрядчику официального ответа о том, считает ли он представленную научно-проектную документацию соответствующей требованиям Контракта, или нет. 04.07.2023 Контракт был расторгнут.

При решении вопроса о включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из устных и письменных пояснений сторон, основным разногласием, возникшим в ходе исполнения Контракта, является вопрос относительно того, требуется ли в рамках исполнения Контракта выполнение подрядчиком работ по разработке раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

Как указывает подрядчик, выполнение данного раздела не предусмотрено Заданием (а именно пунктом 10 Задания), тогда как заказчик настаивает на его выполнение, поскольку в пункте 12 Задания имеется ссылка на Постановление № 87.

Как было отмечено выше, статьей 759 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Пунктом 1.4 Контракта определено, что подрядчик не вправе изменить объем и стоимость работ, предусмотренные настоящим Контрактом.

Как следует из Технического задания (приложение № 1 Контракту), в его состав входит, в частности, Задание.

Задание представлено заказчиком в материалы Сведений.

Пунктом 10 Задания определены виды и объемы выполняемых работ.

Данный пункт Задания не содержит указания на то, что от подрядчика требуется выполнить работы по разработке раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

Иные пункты Задания также не содержат ссылки на необходимость выполнения работ по разработке раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

Пункт 12 Задания, на который ссылается заказчик, содержит общие требования к проектированию. В соответствии с данным пунктом, определенные заказчиком работы необходимо вести в соответствии с действующей законодательством, градостроительной, нормативно-технической документацией и требованиями технического задания, включая, в том числе, Постановление № 87. Данный пункт Задания не содержит ссылки на пункт 26(1) Постановления № 87.

То есть, данный пункт Задания устанавливает обязанность подрядчика при выполнении работ (виды и объемы которых предусмотрены в пункте 10 Задания) руководствоваться требованиями к выполнению таких работ, установленных в нормативных документах, перечисленных в данном пункте.

При этом, заказчик после получения письма от ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» от 12.05.2023, требовал наличия в научно-проектной документации раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства», поскольку без него получение положительного заключения ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» получить не представлялось возможным.

Кроме того, после получения отказа ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» от 12.05.2023 в принятии заявления, ООО «ОВК-МОНТАЖ» вносились изменения в научно-проектную документацию, подрядчик несколько раз направлял данную документацию на согласование заказчику.

Данные редакции научно-проектной документации заказчиком не согласовывались по причине, как указывает заказчик, неустранения подрядчиком всех недостатков, указанных в письме ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» от 12.05.2023.

При этом, стороны так и не пришли к согласию в отношении того, требуется ли в рамках исполнения Контракта выполнение работ по разработке раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

После 12.05.2023 на ООО «ОВК-МОНТАЖ», ни ГБУ «УКС НО» не обращались в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» с заявлением о выдаче положительного заключения научно-проектной документации. При этом, Контрактом не регламентировано, кто из сторон должен обращаться в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», при том что заказчиком доверенность на заключение договора о проведении государственной экспертизы подрядчику выдана не была.

То есть, ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» не рассматривало подготовленную ООО «ОВК-МОНТАЖ» научно-проектную документацию в последующих редакциях, не делало выводов о их соответствии/несоответствии требованиям Контракта.

При этом, положительное заключение государственной экспертизы все равно не могло бы быть получено даже в случае устранения всех иных недостатков, поскольку подрядчик правомерно ссылается на то, что в соответствии с Контрактом он не обязан разрабатывать раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

Согласно подпункту «а» пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Как было отмечено выше, цель Контракта – получение научно-проектной документацией положительного заключения государственной экспертизы – не могла быть достигнута из-за разной трактовки сторонами Контракта видов работ, подлежащих выполнению.

При этом, подрядчик после получения письма ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» от 12.05.2023 вел переписку с заказчиком с целью решения спорных вопросов по исполнению Контракта, был готов выполнить раздел «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» в случае заключения дополнительного соглашения.

Также, необходимо отметить, что подрядчиком в ходе исполнения Контракта были получены акт государственной историко-культурной экспертизы, положительное заключение в инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области. Данное утверждение подрядчика заказчиком не оспорено.

Также, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает тот факт, что, как указывалось выше, заказчик в установленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок не сообщил подрядчику о принятии (с отменой Решения об одностороннем отказе) или непринятии им новой редакции научно-проектной документации, направленной письмом подрядчика от 20.06.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Изучив представленные Сведения, Комиссия Новгородского УФАС России, с учетом вышеизложенного, не усматривает в действиях ООО «ОВК-МОНТАЖ» недобросовестного поведения, направленного на злонамеренное уклонение от исполнения Контракта.

При таких обстоятельствах основания для включения Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.

При проведении внеплановой проверки соблюдения процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика – ГБУ «УКС НО» не установлено.

 

Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные заказчиком Государственным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства Новгородской области» (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта № 266 от 30.12.2022, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «ОВК-МОНТАЖ» (ИНН: 7725686326; 123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 3) на выполнение работ по разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом Г.М. Сметанина» XIXв, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 8/7, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика – Государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Новгородской области» от исполнения контракта № 266 от 30.12.2022, не установлено.

 

Председатель Комиссии                                                                           …

 

Члены Комиссии                                                                                       …

 

                                                                                                                   …

                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны