Решение №2445/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/67-198/2019 по результатам рассмотрения ж... от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному  заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу  –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

факс: +7(495) 213-32-55

e-mailauditors@etpz.ru

 

 

Подателю жалобы  –  ООО СК «ВИТ»

 

ул. 2-ая Пролетарская, д. 59,

г. Тверь, Тверская обл., 170002

 

 

Единственному участнику закупки (победителю)  – ООО «СТРОЙТРЕСТ»

 

Варшавское ш, ,д. 148, оф. (кв.) 801,

г. Москва,  142172

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/67-198/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 мая 2019 года                                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководитель Управления,

Делянова В.С. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - «…» (доверенность № 70 от 13.05.2019);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью СК «ВИТ»  - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью СК «ВИТ» (170002, г. Тверь, ул. 2-ая Пролетарская, д. 59; далее – ООО СК «ВИТ») на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) при осуществлении им и государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003919000389 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.04.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.05.2019  в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО СК «ВИТ» на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации при осуществлении им и государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003919000389 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.04.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что ООО СК «ВИТ» приняло участие в рассматриваемой закупке (номер заявки – 3). Аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации, участнику закупки - ООО СК «ВИТ» было отказано в допуске в участие в аукционе, поскольку в заявке ООО СК «ВИТ» не представлена информация по значению показателя «Точность прокатки», установленному по позиции 15  «Горячекатанная арматурная сталь» Приложения № 6 к документации об электронном аукционе.

С указанным решением аукционной комиссии ООО СК «ВИТ»  не согласно, поскольку податель Жалобы считает, что по данной позиции, государственным заказчиком установлены противоречивые требования к значениям данного показателя,  которые нарушают правила описания объекта закупки.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы считает первую часть своей заявки, поданной на участие в настоящей закупке, соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Следует отметить, что доводы Жалобы о нарушениях, допущенных заказчиком при определении содержания документации об аукционе, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения документации об аукционе.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор»  считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 7007 от 16.10.2018 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.

  В составе заявки подателя Жалобы по показателю «Точность прокатки по ГОСТ 2590-2006»  товара «Горячекатанная арматурная сталь» Приложения № 6 к документации об электронном аукционе, отсутствовали значения данного показателя, в связи с чем ООО СК «ВИТ» был правомерно отстранен от участия в аукционе.

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика поддержал возражения в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле-мае 2019 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, (начальная (максимальная) цена контракта – 82 703 009, 70 рублей).

Документация и извещение об проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждены начальником ГОКУ «Новгородавтодор» «…» 19.04.2019 (далее – Документация, Извещение).

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены в аналогичном виде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

 В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ содержатся в Приложении № 6 к Документации (далее – Приложение 6).

Приложение № 6 представляют собой таблицу, содержащую наименования Товаров и показателей (характеристик) Товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика (далее – Таблица).

Требования к значениям показателей в Таблице в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5) «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), «Единицы измерения» (столбец 11), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной ситеме участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

            Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 14.05.2019 участнику закупки с порядковым номером  3 (ООО СК «ВИТ») отказано в допуске к участию в аукционе, по следующему основанию: «в заявке участника не представлена информация по показателям товаров, установленным документацией об аукционе в электронной форме в приложение № 6 к описанию объекта закупки, а именно: пункт 15 «Горячекатанная арматурная сталь»   к показателю «Точность прокатки по ГОСТ 2590-2006» участником закупки не предоставлено никакого значения».

Так согласно позиции 15  «Горячекатанная арматурная сталь» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможное значение:

«Точность прокатки по ГОСТ 2590-2006» - варианты значений А1 или Б2 или В3.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, содержащейся в Приложении № 6 (далее – Инструкция), при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией».

Таким образом, участник закупки в составе первой части заявки должен был указать один из вариантов значений показателя установленных государственным заказчиком в Таблице (либо А1 либо Б2 либо В3).

Однако в составе заявки участником закупки - ООО СК «ВИТ» при указании значения показателя «Точность прокатки по ГОСТ 2590-2006» по позиции 15 Таблицы указания Инструкции не были соблюдены, поскольку в заявке  отсутствовало значения данного показателя, соответствующее требованиям Документации.

Следовательно, первая часть заявки ООО СК «ВИТ» не соответствовала требованиям Документации, установленным заказчиком в соответствии с положениями действующего законодательства и собственными потребностями.

Таким образом, доказательств того, что отказ ООО СК «ВИТ» в допуске к участию в электронном аукционе является незаконным и необоснованным, не имеется.

Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства (линейного объекта) – мостов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по строительству объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог, мостов) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В Документации (в частности, в Ведомости объемов работ) перечислены работы, которые являются работами по строительству, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В свою очередь, государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона: «Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи  55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ)».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

В подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: «копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

При этом, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» не было учтено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Данный вывод Комиссии подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 № Ф05-17376/2018 по делу № А40-15713/2018; Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 16.04.2018 по делу № А40-8854/18).

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгордавтодор» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам рассматриваемой закупки, не предусмотренного законодательством о контрактной системе (о предоставлении участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО со сроком ее выдачи, не предусмотренном Законом о контрактной системе (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе)).

            Кроме того, согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещение о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона

В соответствии с частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» была утверждена новая форма выписки СРО,  а предыдущий приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, утвердивший ранее действующую форму выписки, утратил силу.

Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 вступил в силу с 20.04.2019.

Таким образом, с 20.04.2019 действует новая форма выписки из реестра членов СРО.

Как уже отмечалось выше, государственным заказчиком с учетом внесенных изменений,  в подпункте 2 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: «копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86».

Однако в пункте 14.1 Извещения государственным заказчиком установлено требование к представлению  формы выписки СРО в старой редакции, а именно «копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58».

Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении неправомерных требований к участникам рассматриваемой закупки, относительно  предоставления участниками закупки в составе второй части заявки  формы выписки из реестра членов СРО.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Как отмечалось выше, требования к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении № 6.

В частности, по ряду позиции Приложения № 6 среди прочих показателей используемых при выполнении работ товаров установлены требования об их соответствии определенным государственным стандартам.

Так, по позиции 15 «Горячекатанная арматурная сталь» Приложения № 6 среди прочих установлен следующий показатель: «Должна соответствовать ГОСТ» и установлено следующее требование к значению данного показателя: «5781-82» (столбец 10 «Показатели (характеристики) значения которых не могут изменяться» Таблицы).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

Таким образом, участники закупки должны были указать значение данного показателя в первых частях своих заявок на участие в аукционе в том же виде, в котором оно было указано государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 6.

То есть, фактически, участники закупки должны были указать, что товар «Горячекатанная арматурная сталь» соответствует ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия».

Однако данный государственный стандарт не мог использоваться государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» при установлении требования к значению вышеуказанного показателя.

ГОСТ 5781-82 утратил силу с 01.01.2019 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.03.2017 № 232-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», взамен введен в действие ГОСТ 34028-2016 «Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия».

При подготовке Документации государственный заказчик был обязан устанавливать требования о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, действующим государственным стандартам и указать в Документации исключительно действующие государственные стандарты во избежание противоречия и/или введения потенциальных участников закупки в заблуждение при подготовке ими заявок на участие в аукционе.

В данном случае, от участников закупки требовалось в первых частях заявок на участие в аукционе указать соответствии товара «Горячекатанная арматурная сталь» недействующему государственному стандарту (ГОСТ 5781-82). Неуказание ими данного значения или указание вместо него действующего ГОСТ 34028-2016 привело бы к отказу в допуске к участию в аукционе таким участникам.

Кроме того, в Приложении № 3 к Документации (далее – Приложение № 3), которое также является обязательным приложением к заключаемому по итогам рассматриваемого аукциона государственному контракту (Приложение № 3), содержится перечень нормативно-технических документов, в соответствии с которыми должны выполняться работы, являющиеся объектом закупки.

В частности, среди прочих перечисленных в Приложении № 3 нормативно-технических документов указан ОДН (Отраслевые дорожные нормы) 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог».

При этом, на момент объявления о проведении рассматриваемого аукциона, ОДН 218.0.006-2002 утратил силу в связи с изданием Распоряжения Росавтодора от 04.07.2018 № 2481-р «О применении и публикации ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог».

ОДМ (Отраслевой дорожный методический документ) 218.4.039-2018 вступил в силу с 04.07.2018.

В пункте 5 ОДМ 218.4.039-2018 указано, что данный документ принят взамен ОДН 218.0.006-2002.

Таким образом, ОДН 218.0.006-2002 утратил силу с 04.07.2018.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требования о соответствии товара (Горячекатанная арматурная сталь), используемого при выполнении работ, государственному стандарту, не предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации о стандартизации (ссылка на недействующий ГОСТ 5781-82), а также в установлении требования о выполнении работ, являющихся объектом закупки, в соответствии с недействующим нормативно-техническим документом (ОДН 218.0.006-2002).

3. Как было указано выше, из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

По позиции 15  «Горячекатанная арматурная сталь» Таблицы среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможное значение:

«Точность прокатки по ГОСТ 2590-2006» - варианты значений А1 или Б2 или В3.

Из наименования самого показателя следует, что точность прокатки должна соответствовать ГОСТ 2590-2006 «Прокат сортовой стальной горячекатаной круглый».

Согласно пункту 2.1  ГОСТ 2590-2006 по точности прокатки прокат подразделяют:

- особо высокой - АО1;

- высокой - А1, А2, A3;

- повышенной - Б1;

- обычной - В1, В2, В3, В4, В5.

            Однако, вышеуказанным государственным стандартом не предусматривает такую марку проката как «Б2».

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель государственного заказчика пояснил, что при установлении значений рассматриваемого показателя ГОКУ «Новгородавтодор» была допущена техническая ошибка.

            Таким образом,  в действиях государственного заказчика содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,   выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно в установлении в Приложении № 6 требований к значениям показателей подлежащих использованию товаров, не предусмотренных действующим государственным стандартом и не соответствует потребностям самого заказчика.

4. Для товара по позиции 14 «Щебень 20-40» Приложения № 6 государственным заказчиком установлены показатели «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня, а также требования к их максимальному значению – 10 % и 5 % (соответственно) (столбец 6 «Максимальное значение показателя» Таблицы).

Требования к рассматриваемому товару установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 8267-93.

По позиции 15 Приложения № 6 государственным заказчиком также предусмотрены показатель «Морозостойкость щебня» и его минимальное значение «F50».

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ 8267-93 морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений.

Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.

Согласно пункту 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

Показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 при периодических испытаниях определяют:

- один раз в 10 суток - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;

- один раз в квартал - прочность и насыпную плотность, устойчивость структуры против распадов;

- один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.

Следовательно, для определения значения показателей «Потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Потеря массы после «Замораживание и оттаивание» щебня участники рассматриваемой закупки до подачи заявки на участие в аукционе должны получить результаты испытания образцов от партии щебня для указания конкретного (неизменного) значения данного показателя в первой части заявки.

Таким образом, ГОСТ 8267-93 не предусматривает конкретного значения рассматриваемого показателя, а лишь предусматривает, что его истинное значение становится известным только после проведения необходимых испытаний образцов товара в предусмотренном государственном стандартом порядке.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Приложение № 6 в рассматриваемой части (позиция 16) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ (например, фракция, вид породы щебня и пр.), также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров (потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня, «потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня).

Указанные требования государственного заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, способном повлечь за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

5. Как было указано выше, из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При использовании в описании объекта закупки требований государственных стандартов необходимо учитывать следующее.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Согласно Таблице все используемые при выполнении работ товары (строительные материалы) и требования к их характеристикам должны соответствовать действующим государственным стандартам, распространяющим свое действие на тот или иной товар, а именно:

- товар по позиции 3 Приложения № 6 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» (далее – Эмульсия битумная) должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия»;

  • товар по позиции 12 Приложения № 6 «Битумы нефтяные дорожные жидкие» (далее – Битумы жидкие) должен соответствовать требованиям ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия»;

При этом согласно разделу 3 «Определения» ГОСТ Р 52128-2003 в настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • битумная эмульсия прямого типа: Однородная, маловязкая жидкость темно-коричневого цвета рационально подобранного состава, получаемая путем диспергирования битума в водном растворе эмульгатора.
  • битумно-полимерная эмульсия: Однородная, маловязкая жидкость темно-коричневого цвета рационально подобранного состава, получаемая путем введения полимера в битум либо в водный раствор эмульгатора с последующим диспергированием, либо в готовую битумную эмульсию.
  • эмульгатор: Поверхностно-активное вещество (ПАВ), активизирующее процесс диспергирования битума и обеспечивающее устойчивость образующейся эмульсии.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 52128-2003 по химической природе поверхностно-активного вещества (ПАВ), применяемого в качестве эмульгатора, битумные и битумно-полимерные эмульсии подразделяют на виды:

анионные - ЭБА, ЭБПА;

катионные - ЭБК, ЭБПК.

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 52128-2003 по устойчивости при перемешивании с минеральными материалами эмульсии подразделяют на классы:

1 - быстрораспадающиеся (анионные: ЭБА-1, ЭБПА-1; катионные: ЭБК-1 и ЭБПК-1);

2 - среднераспадающиеся (анионные: ЭБА-2, ЭБПА-2; катионные: ЭБК-2 и ЭБПК-2);

3 - медленнораспадающиеся (анионные: ЭБА-3, ЭБПА-3; катионные: ЭБК-3 и ЭБПК-3).

Согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и приготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ Р 52128-2003 показатели свойств эмульсий должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1 для анионных, в таблице 2 - для катионных эмульсий:

 

Таблица 2 - Требования к катионным эмульсиям

             

Наименование показателя

Значение для эмульсии класса

 

ЭБК-1

ЭБК-2

ЭБК-3

ЭБПК-1

ЭБПК-2

ЭБПК-3

Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов:

           

пористого зернового состава

Не смешивается

Смешивается

Смешивается

Не смешивается

Смешивается

Смеши-вается

плотного зернового состава

То же

Не смешивается

"

То же

Не смешивается

"

Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе

От 50 до 70

От 50 до 60

От 55 до 60

От 55 до 70

От 55 до 65

От 55 до 60

Условная вязкость при 20 °С, с

От 10 до 65

От 10 до 25

От 15 до 25

От 15 до 65

От 15 до 40

От 15 до 25

Сцепление с минеральными материалами, балл, не менее

5

5

4

5

5

4

Остаток на сите N 014, % по массе, не более

0,25

0,25

0,25

0,3

0,3

0,3

Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014), % по массе, не более:

           

через 7 сут

0,3

0,3

0,3

0,5

0,5

0,5

через 30 сут

0,5

0,5

0,5

0,8

0,8

0,8

Устойчивость при транспортировании

Эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее

Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии:

           

глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее:

           

при 25 °С

60

90

90

60

90

90

при 0 °С

20

28

28

32

40

40

температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

47

43

43

54

51

51

растяжимость, см, не менее:

           

при 25 °С

55

65

65

25

30

30

при 0 °С

3,5

4,0

4,0

11

15

15

эластичность при 25 °С, %, не менее

Не нормируется

80

85

85

 

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 6 (в Таблице) по позиции 3 «Эмульсия битумная» установлено требование к классу эмульсии - (ЭБК-1 или ЭБК-2), которую победитель рассматриваемого электронного аукциона должен будет использовать при выполнении работ.

Требования к показателям «Глубина проникания иглы в зависимости от применяемого вяжущего по ГОСТ 22245-90 при 25 ˚С» с единицей измерения «0,1 мм», «Глубина проникания иглы в зависимости от применяемого вяжущего по ГОСТ 22245-90 при 0 ˚С» с единицей измерения «0,1 мм», «Температура размягчения по кольцу и шару в зависимости от применяемого вяжущего по ГОСТ 22245-90» с единицей измерения «˚С» для товара Эмульсия битумная установлены государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Таблице в виде диапазонов значений, где, соответственно:

  • нижняя граница (столбец 8) «61» и верхняя граница «130» (столбец 9) – установлены государственным заказчиком самовольно;
  • нижняя граница (столбец 8) «20» – соответствует ГОСТ Р 52128-2003, а верхняя граница «34» (столбец 9)установлена государственным заказчиком самовольно;
  • нижняя граница (столбец 8) «43» – соответствует ГОСТ Р 52128-2003, а верхняя граница «50» (столбец 9)установлена государственным заказчиком самовольно.

Таким образом, установленные государственным заказчиком нижняя и верхняя границы диапазонов значений показателя «Глубина проникания иглы в зависимости от применяемого вяжущего по ГОСТ 22245-90 при 25 ˚С» и верхние границы диапазонов значений показателей «Глубина проникания иглы в зависимости от применяемого вяжущего по ГОСТ 22245-90 при 0 ˚С» и «Температура размягчения по кольцу и шару в зависимости от применяемого вяжущего по ГОСТ 22245-90» не соответствуют требованиям государственных стандартов (ГОСТ Р 52128-2003).

Обоснование указанных выше установленных государственным заказчиком границ диапазонов значений в Документации отсутствует.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ Р 52128-2003).

Аналогичные нарушения допущены государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» при установлении требований:

  • к показателю «Количество испарившегося разжижителя» для товара Битумы жидкие, а именно, в виде диапазона значений, где и верхняя и нижняя граница не соответствуют ГОСТ Р 11955-82, а определены государственным заказчиком самовольно;
  • к показателям «Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя» и «Температура вспышки, определяемая в открытом тигле» для товара Битумы жидкие, а именно, в виде диапазона значений, где нижние границы соответствуют ГОСТ Р 11955-82, а верхние – определены государственным заказчиком самовольно.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ Р 11955-82, ГОСТ Р 52128-2003, ).

6. Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

Согласно пункту 8 Инструкции каждое значение характеристики товара должно быть конкретным и иметь принадлежность к одному сорту или наименованию товара (указание показателей (характеристик) имеющих принадлежность к нескольким вариантам сортов или наименований товара будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

В соответствии с пунктом 9 Инструкции все варианты показателей (характеристик) товара планируемого к использованию при производстве работ не должны вызывать двусмысленного трактования и в соответствии с требованиями установленными Заказчиком, является - конкретными, диапазонными, один из вариантов предложенным заказчиком или значением которое не может изменяться.

Из вышеизложенного следует, что при установлении государственным заказчиком требований к показателю (характеристике) товаров, удовлетворяющих потребности заказчика, значения которых не могут изменяться (столбец 10), участник должен указать в своей заявке такое значение показателя в неизменном виде, при этом оно должно быть конкретным.

Вместе с тем, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие требования к следующим товарам:

  • к товару по позиции 1 «Песок для строительных работ» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Засоряющие примеси», значение которого не может быть изменено (столбец 10), в следующем виде – «не должен содержать посторонних засоряющих примесей»;
  • к товару по позиции 3 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Устойчивость при транспортировании», значение которого не может быть изменено (столбец 10), в следующем виде - «не должна распадаться на воду и вяжущее»;
  • к товару по позиции 5 «Дорожные конусы» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Сведения о прочности:», значение которого не может быть изменено (столбец 10), в следующем виде - «Дорожные конусы должны обладать прочностью при падении».

При этом, как было отмечено выше, указание участником в своей заявке не конкретных значений, то есть в соответствии с нормами русского языка оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «не должен» и т.д., в соответствии с требованиями Документации не допускается, но участник должен изложить в своей заявке значения показателей, приведенные в 10 столбце в неизменном виде.

Указанное противоречие, допущенное государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор»  при составлении технической части Документации вводит участников рассматриваемой закупки в заблуждение, а также может стать причиной отклонения заявки участника не зависимо от того каким образом он представит в свой заявке значение данного показателя (с использованием оборота «должен быть» или без него), что в свою очередь является существенным ограничением числа участников рассматриваемого электронного аукциона.

Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Приложении № 6 требований к значениям показателей подлежащих использованию товаров с учетом положений имеющейся Инструкции.

7. Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик), предлагаемого к поставке товара, которое должно быть не ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

По позиции 8 «Бетон тяжелый» Таблицы  среди прочих показателей (характеристик) данного товара государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» предусмотрен следующие показатели (характеристика), а также требования к его значению:

- «Марка по расплыву конуса» - максимальное значение «Р1, Р2, Р3» (столбец 6);

- «Марка по осаде конуса» - максимальное значение показателя «П1, П2, П3» (столбец 6).

При этом, по позиции 8 «Бетон тяжелый» Приложения № 6 также указано, что данный товар должен соответствовать ГОСТ 7473-2010.

Согласно пункту 1 ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»  настоящий стандарт распространяется на готовые для применения бетонные смеси тяжелых, мелкозернистых и легких бетонов на цементных вяжущих (далее – бетонные смеси), отпускаемые потребителю для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций или используемые на предприятиях для изготовления изделий и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

Настоящий стандарт содержит требования к технологическим характеристикам бетонных смесей, процедурам контроля их приготовления, оценке соответствия показателей их качества, а также количеству бетонной смеси, отпускаемой потребителю.

Согласно пункту 5.1. ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.

Таблицей 1 - Марки по расплыву конуса

   

Марка

Расплыв конуса, см

Р1

Менее 35

Р2

35-41

Р3

42-48

Р4

49-55

Р5

56-62

Р6

Более 62

 

Таблица 2 - Марки по осадке конуса
 

   

Марка

Осадка конуса, см

П1

1-4

П2

5-9

П3

10-15

П4

16-20

П5

Более 20

 

Таким образом, вышеуказанный государственный стандарт устанавливает виды марок в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси  (расплыв конкуса, осадка конуса), и предусматривает данные показатели как конкретные (незаменяемые) варианты значений.  

Однако установленные значения показателя «Марка по расплыву конуса» и «Марка по осаде конуса»  в столбце 6 по позиции 5  Таблицы  (в качестве максимальных значений показателей)  противоречит положениям ГОСТ 7473-2010.

Значения показателя «Марка по расплыву конуса» и «Марка по осаде конуса» в действительности должны быть установлены в столбце 7 «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений», а не в столбце 6 «Максимальное значение показателя».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Приложении № 6 требований к значениям показателей подлежащих использованию товаров с учетом действующего государственного стандарта и  положений имеющейся Инструкции.

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор», являются существенными,  свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении аукциона, вводят в заблуждение потенциальных участников аукциона относительно действительных требований, предъявляемых заказчиком к участникам закупки и содержанию их заявок, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

 

 

Руководствуясь статьями  31, 33, 63, 64, 66, 67 пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью СК «ВИТ» (170002, г. Тверь, ул. 2-ая Пролетарская, д. 59) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) при осуществлении им и государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород,                    ул. Славная, д. 55) закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Пестовском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003919000389 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru  26.04.2019, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»  нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

            3. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области  и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения  предписание об устранении  выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                       

 

                                                                                                                         В.С. Делянова

 

                                                                                                                         С.О. Михайлов

 

                                                                                                          

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны