Решение б/н Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законод... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                           РЕШЕНИЕ

 
«27» августа 2009 года                                                                        Великий Новгород
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <....>,
рассмотрев дело № 31 от 01.07.2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Закрытым акционерным обществом «Телекомпания «Триада» ненадлежащей передачи ЗАО «Телекомпания «Триада» «ТВ-Потребитель» 03.04.2009 в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Закрытого акционерного общества «Телекомпания «Триада» (далее – ЗАО «Телекомпания «Триада») - исполнительного директора <....>; заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Новгородской области (далее – Управление Роскомнадзора по Новгородской области) – главного специалиста отдела планирования, регистрации, надзора в сфере массовых коммуникаций, информационных технологий и защиты прав субъектов персональных данных <....>,
                                                                     УСТАНОВИЛА:
 
          06 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило обращение от Управления Роскомнадзора по Новгородской области (исх. № 5-508 от 05.05.2009, далее – Управление Россвязькомнадзора) о выявленных в ходе планового мероприятия по дистанционному контролю в период с 1 по 30 апреля 2009 года нарушениях в отношении ЗАО «Телекомпания «Триада», осуществляющего в Великом Новгороде на канале 23 ТВК вещание телепрограммы собственного производства «Триада» и телепрограммы «ТНТ» (лицензия на осуществление телевизионного вещания серия ТВ № 12037 от 13.06.2007). В приложении к указанному обращению были представлены: 4 DVD-диска записи эфира телепрограмм «Триада» и «ТНТ» за период 03.04.2009; 1 DVD-диск записи мониторинга эфира телепрограмм «Триада» и «ТНТ» за период с 06.04 по 29.04.2009, с указанием на них записей телепередач собственного производства ЗАО «Телекомпания «Триада».
            В частности, выявлены признаки нарушения статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Так, в соответствии со свидетельствами о регистрации телепрограммы «Триада» № П 2118 от 13.09.1996 и телепрограммы «ТНТ» № ФС 77-25292 от 18.08.2006 данные средства массовой информации не являются телепрограммами, специализирующимися на сообщениях и материалах рекламного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа. При этом следует иметь в виду, что исчисление часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания начинается с 00 минут 00 секунд текущего часа времени суток и заканчивается по истечении 59 минут 60 секунд и не зависит от места положения географической точки. Один час или неполный час эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания учитывается в минутах и секундах. Следовательно, прерывание телепрограммы рекламой не может превышать 9 минут времени вещания в течение часа (пятнадцать процентов).
В результате анализа записей эфира, произведённых 03.04.2009 и мониторинга эфира с 06.04. по 29.04.2009 установлено, что передачи собственного производства ЗАО «Телекомпания «Триада»: «Мелочи жизни», «ТВ-Потребитель», «Похудение без запретов», «Красота всерьёз», «Кушать подано» содержат признаки передач рекламного характера (в том числе типа телемагазин). В частности, в передаче «ТВ-Потребитель» рекламируются бытовые приборы и приспособления с указанием конкретной марки и производителя, сообщается номер телефона, по которому можно заказать предлагаемую продукцию с получением скидок и бонусов; в передаче «Мелочи жизни» также рассматриваются полезные качества бытовой техники на примере конкретной марки с указанием магазина приобретения товара; передачу «Похудение без запретов» составляет реклама услуг Центра снижения веса «Доктор Борменталь».
В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вышеуказанная передача производства ЗАО «Телекомпания «Триада» понятийно подпадает под определение рекламы (обладает объектом рекламирования – бытовая техника с указанием конкретных марок; формируют интерес к нему путём описания их положительных потребительских свойств; распространена среди неограниченного круга лиц и др.).
 Анализ записи эфира телепрограммы «Триада» и телепрограммы «ТНТ» 03.04.2009 в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут показал следующее. Продолжительность прерывания телепрограммы «Триада» телепередачей «ТВ-Потребитель», содержащей в себе признаки передачи рекламного характера (типа телемагазин), составила в период вещания указанного астрономического часа 15 минут 20 секунд (с погрешностью /- 10 секунд). Следовательно, в действиях рекламораспространителя и рекламопроизводителя – ЗАО «Телекомпания «Триада» - содержатся признаки нарушения части 3 статьи 14 Закона о рекламе, выразившиеся в превышении указанного лимита прерывания вещания телепрограммы «Триада» рекламой типа телемагазин.
Таким образом, в периоде вещания телепрограмм «Триада» и «ТНТ» с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 03.04.2009 имеется нарушение части 3 статьи 14 Закона о рекламе, выразившиеся в превышении указанного лимита прерывания вещания телепрограммы «Триада» рекламой типа телемагазин. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 7 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Собранные по делу материалы и доказательства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего распространение (доведение до конечного потребителя), т.е. её рекламораспространителя – ЗАО «Телекомпания «Триада».
На рассмотрении дела присутствовал представитель ЗАО «Телекомпания «Триада» по доверенности - <...>, о месте и времени рассмотрения дела № 31 от 01.07.2009 ЗАО «Телекомпания «Триада» надлежащим образом было уведомлено (исх. 2616/03 от 12.08.2009 Новгородского УФАС России). Им было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 31 от 01.07.2009 по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Закон о защите прав) и муниципального контроля».
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство ЗАО «Телекомпания «Триада» (вх. № 4619 от 27.08.2009 Новгородского УФАС России) комиссия приняла решение отклонить его по следующему основанию. В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона о защите прав особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля в сфере рекламы в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами. Как следует из части 1 статьи 33 Главы 5 «Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства о рекламе» Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Таким образом, порядок осуществления контроля в сфере рекламы антимонопольным органом, в данном случае, установлен настоящим федеральным законом.
Как следует из письменных объяснений ЗАО «Телекомпания «Триада» (вх. № 4618 от 27.09.2009 Новгородского УФАС России), прямые договоры за размещение и производство передачи ЗАО «Телекомпания «Триада» «ТВ-Потребитель» с заказчиками не заключались, оплата производилась на основании выставленных счетов на оплату. Также, как следует из объяснений представителя ЗАО «Телекомпания «Триада» <....>, данных на рассмотрении дела, передача «ТВ-Потребитель» состоит из 3 частей и по концепции представляет собой передачу информационно-развлекательного характера, и рекламой является только вставка с телефонным номером, позвонив по которому можно будет приобрести рассматриваемые в предыдущей части программы товары народного потребления. Таким образом пометка «реклама» или «на правах рекламы» должна быть только на вставке с телефонным номером, которая появляется в момент вставки с номером. Однако, имеющаяся в материалах дела видеозапись передачи «ТВ-Потребитель» плохого качества, в связи с чем указанную пометку невозможно разглядеть.
Доводы ЗАО «Телекомпания «Триада» являются несостоятельными по следующим основаниям.
В телемагазине товар приобретается по образцу без непосредственного контакта покупателя с продавцом. Покупатель видит товар на экране телевизора, получает краткую информацию о свойствах, назначении предлагаемого товара, а также узнает его цену из рекламного ролика. По предлагаемому в ролике или бегущей строке телефону потенциальный покупатель связывается с оператором колл-центра, предоставляющим ему более полную и точную информацию, и принимает решение о покупке предложенного телемагазином товара или, наоборот, отказывается от своего первоначального намерения. В случае принятия решения о покупке по телефону оформляется заказ выбранного товара. Данное описание понятия телемагазин чётко подходит под концепцию передачи «ТВ-Потребитель», распространённую путём прерывания телепрограммы «Триада» в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 03.04.2009 и разделение её на какие-либо составные части или вычленение отдельных фрагментов из общей продолжительности вещания не представляется возможным.
 Таким образом, довод представителя ЗАО «Телекомпания «Триада» - <....>  - о том, что рекламой в данном случае будет являться только вставка с телефонным номером является несостоятельным, так как разделение единой передачи на составные части и наделение их отдельным смыслом будет некорректным и несоответствующим действительности.
Исследовав материалы дела № 31 от 01.07.2009, заслушав объяснения представителя ЗАО «Телекомпания «Триада», Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
В периоде вещания телепрограммы «Триада» с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 03.04.2009имеется нарушение части 3 статьи 14 Закона о рекламе, выразившиеся в превышении указанного лимита прерывания вещания телепрограммы «Триада» рекламой типа телемагазин («ТВ-Потребитель»). Нарушение части 3 статьи 14 Закона о рекламе в данном случае является нарушением требований к распространению рекламы, которое осуществлялось её рекламораспространителем – ЗАО «Телекомпания «Триада».
Как следует из справки, представленной ЗАО «Телекомпания «Триада» (вх. № 4621 от 27.08.2009 Новгородского УФАС России), с мая 2009 года изготовление и распространение передачи «ТВ-Потребитель» прекращено и возобновление распространения не планируется.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу – телепередачу (телемагазин) «ТВ-Потребитель», распространённую03.04.2009 в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 00 минут в эфире средства массовой информации телепрограммы «Триада»  ЗАО «Телекомпания «Триада», поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».
           2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы – телепередачи «ТВ-Потребитель», указанной в пункте 1 настоящего решения.
           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ­­09 сентября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны