Решение №ИК/2836/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/48-397/2023 по результатам рассмотрения жал... от 28 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/48-397/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 июля 2023 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

...;

…;

…,                    

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – … (доверенность № … от …), … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от ..);

подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии» (394000, г. Воронеж, ул. Ф. Энгельса, д. 5)… (доверенность № … от …);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии» (394000, г. Воронеж, ул. Ф. Энгельса, д. 5; далее – ООО НПП «Компьютерные технологии») на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, исправление реестровых ошибок, содержащихся в сведениях ЕГРН и выполнение комплекса работ по техническому учёту и паспортизации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в муниципальных районах и округах Новгородской области, извещение № 0150200003923000716 о проведении которого в ред. № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 04.07.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

УСТАНОВИЛА:

 

19.07.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО НПП «Компьютерные технологии» на действия государственного заказчика -  ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, исправление реестровых ошибок, содержащихся в сведениях ЕГРН и выполнение комплекса работ по техническому учёту и паспортизации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в муниципальных районах и округах Новгородской области, извещение № 0150200003923000716 о проведении которого в ред. № 2 было размещено на официальном сайте 04.07.2023 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В рамках нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация участников закупки») установлен показатель «Наличие у участников закупки деловой репутации», в отношении которого предусмотрен детализирующий показатель «Значение индекса деловой репутации участника закупки».

Как следует из положений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ 66.1.02.-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» и требованиями системы добровольной сертификации «ТопИндекс» (регистрационный номер РОСС RU.32645.04ЦВВ0 в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии).

В подтверждение сведений о значении индекса деловой репутации участнику закупки надлежит предоставить в составе заявки копию сертификата соответствия, со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и вышеуказанной системы добровольной сертификации. Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по виду деятельности, соответствующему коду ОКВЭД 71.12.7 «Кадастровая деятельность».

ГОСТ Р 66.1.02-2015 устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания, позволяет обеспечить единый и объективных подход при ранжировании и выборе лица, осуществляющего инженерные изыскания при проведении тендеров, а также оценки его репутационного потенциала и финансовой успешности.

Вместе с тем, ГОСТ Р 66.1.02-2015 определяет и методику оценки деловой репутации той или иной организации исходя из следующих факторов: количество лет на рынке; ритмичность работы; материально техническая база; финансовая автономия; управленческие кадры; среднее звено; награды и звания; цитируемость; устранение нарушений; задержка сдачи работ; экспертиза результатов инженерных изысканий; сертифицированная система менеджмента; отзывы заказчиков; достоверность сведений.

Следовательно, ГОСТ Р 66.1.02-2015 имеет закрытый перечень факторов, подлежащих рассмотрению и оценке для дальнейшего формирования итогового индекса деловой репутации организацией, аккредитованной на подтверждение соответствия. Включение в перечень и оценка иных факторов (например, предусмотренных системой добровольной сертификации), кроме как предусмотренных ГОСТ Р 66.1.02-2015, не является законной.

Кроме того, как следует из комплекса пунктов статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании), система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальным предпринимателями. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации.

Лицо, создавшее систему добровольной сертификации, устанавливает перечень объектов, подлежащих сертификации и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, а также правила выполнения, предусмотренные данной системой добровольной сертификации и порядок их оплаты.

В своих действиях, вышеуказанные лица должны руководствоваться принципами подтверждения соответствия, закрепленными в статье 19 Закона о техническом регулировании, в частности, недопустимостью принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.

При проведении рассматриваемой закупки участники ограничены в выборе системы добровольной сертификации, т.к. для положительной оценки заявки в рамках нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» участники могут выбрать исключительно единственную систему добровольной сертификации «ТопИндекс». Единственной организацией, которая может выдать данный сертификат, является Общество с ограниченной ответственностью «Первый центр валидации и верификации» (организация, представившая систему на регистрацию). Данное условие нарушает не только принципы информационной открытости закупки и отсутствия дискриминации по отношению к участникам, а также ставит в доминирующее положение на рынке систем добровольной сертификации конкретную организацию, понуждая участников закупки проходить подтверждение соответствия ГОСТ Р 66.1.02-2015 в выбранной заказчиком системе добровольной сертификации.

Любая система добровольной сертификации соответствия ГОСТ Р 66.1.02-2015, зарегистрированная в едином реестре систем добровольной сертификации, созданная аккредитованным на это лицом, может удовлетворять нужды и потребности заказчика, поскольку в её основах лежат методики оценки, критерии, предусмотренные ГОСТ Р 66.1.02-2015.

Кроме того, стоимость услуг ООО «Первый центр валидации и верификации» по сертификации значительно выше стоимости аналогичных услуг других систем добровольной сертификации. Также, для получения необходимого сертификата в требуемой заказчиком системе требуется длительный период времени, тогда как сроки на подачу заявки на участие в закупке ограничены.

Также, податель Жалобы отмечает, что имеет сертификат соответствия в системе, аналогичной установленной заказчиком, зарегистрированной в реестре систем добровольной сертификации за номером РОСС RU.32449.04НОП03. Данный сертификат имеет требуемый заказчиком вид экономической деятельности по ОКВЭД – 71.12.7 «Кадастровая деятельность» с присвоенным индексом деловой репутации 85.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ее подателя устно поддержала доводы Жалобы в полном объеме.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 4069-ЭП/23 от 25.07.2023 Новгородского УФАС России).

Система добровольной сертификации «ТопИндекс» разработана в целях оценки деловой репутации лиц, выполняющих инженерные изыскания для автомобильных дорог, ее область применения относится к классу 71 ОКВЭД, что охватывает собой кадастровые работы.

Использование критерия «Квалификация участников закупки» позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения контракта и не ограничивает число участников закупки, поскольку является лишь одним из критериев оценки заявок. При этом, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не влечет отклонение заявки такого лица.

Установленный заказчиком порядок оценки по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки» соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям законодательства о контрактной системе.

Взаимоотношения потенциальных участников закупки (в том числе подателя Жалобы) с ООО «Первый центр валидации и верификации» являются частными вопросами таких лиц.

С учетом вышеизложенного, ГОКУ «Новгородавтодор» просит признать Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» устно поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июле 2023 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор», уполномоченным органом - Администрацией и его конкурсной комиссией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, исправление реестровых ошибок, содержащихся в сведениях ЕГРН и выполнение комплекса работ по техническому учёту и паспортизации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в муниципальных районах и округах Новгородской области, извещение № 0150200003923000716 о проведении которого в ред. № 2 было размещено на официальном сайте 04.07.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 109 256 070,00).

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в последней редакции (далее - Извещение) утверждено … 04.07.2023.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В пункте 3.1 Извещения ГОКУ «Новгородавтодор» определен следующий объект закупки – выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, исправление реестровых ошибок, содержащихся в сведениях ЕГРН и выполнение комплекса работ по техническому учёту и паспортизации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в муниципальных районах и округах Новгородской области.

Как следует из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с разделом 9 Извещения критериями оценки заявок на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме являются:

- «Цена контракта» - величина значимости критерия составляет 60 %;

- «Квалификации участников закупки» - величина значимости критерия составляет 40 %.

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 25 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Как следует из пункта 29 Положения показатель, предусмотренный подпунктом «г» пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:

а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

б) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;

связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе является Приложением № 4 к Извещению (далее – Приложение № 4).

В соответствии с Приложением № 4 в отношении нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» установлен показатель оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации», в отношении которого приведен следующий детализирующий показатель оценки: «Значение индекса деловой репутации участника закупки».

В Приложении № 4 указан следующий порядок оценки по вышеуказанному детализирующему показателю:

«Оценка осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом з) пункта 20 Положения, с учетом пункта 21 Положения. Лучшим является наибольшее значение квалификации участника закупки и установлены предельное минимальное значение квалификации участника закупки и предельное максимальное значение квалификации участника закупки и рассчитывается по формуле:

 

где:

Хi - значение квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

 - предельное минимальное значение  квалификации участника закупки, установленное заказчиком;

 - предельное максимальное значение квалификации участника закупки, установленное заказчиком.

Предельное минимальное значение квалификации участника закупки, установленное заказчиком – 50;

Предельное максимальное значение квалификации участника закупки, установленное заказчиком – 90.

Осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Документы, подтверждающие наличие у участника закупки деловой репутации:

документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;

связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» и требованиями системы добровольной сертификации «ТопИндекс» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за номером РОСС RU.32645.04ЦВВ0) (далее - СДС).

Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» и требованиями СДС. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявки на участие в конкурсе.

Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на сайте в сетиИнтернет(https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr).

Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СДС порядке. Проверка сертификата производится на основании реестра Системы, расположенного по адресу в сети Интернет http://greenval.ru/metodologija/organ-po-sertifikacii.

Сертификат должен быть выдан по результатам оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК029-2014(КДЕС ред.2): 71.12.7 – «Кадастровая деятельность»».

В силу подпункта «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке содержатся в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).

В соответствии с пунктом 1.1.16 Приложения № заказчиком установлены следующие документы, подтверждающие квалификацию участника закупки: показатель «наличие у участника закупки деловой репутации» подтверждается копией сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» и требованиями системы добровольной сертификации «ТопИндекс» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за номером РОСС RU.32645.04ЦВВ0) (отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона).

По мнению подателя Жалобы, заказчиком допущено ограничение конкуренции, выразившееся в установлении конкретной системы добровольной сертификации (системы добровольной сертификации «ТопИндекс», регистрационный номер в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РОСС RU.32645.04ЦВВ0). Помимо выбранной заказчиком, существуют и другие системы добровольной сертификации, которые могут подтвердить индекс деловой репутации участников закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 виду работ в соответствии с ОКВЭД 71.12.7 «Кадастровая деятельность».

Исследовав материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов или объем информации, используемых при оценке заявки участника по критерию «Квалификация участников закупки».

Установленный заказчиком нестоимостной критерий оценки «Квалификация участников закупки», порядок оценки, не ограничивают участие в конкурсе, не создают преимуществ конкретному лицу и направлены на выбор лучшего предложения.

Объектами системы добровольной сертификации «ТопИндекс» является индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Данная система охватывает, в частности, и кадастровую деятельность.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии со статьями 69 и 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 БК должно отвечать принципу эффективности – необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом изложенного к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относится принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).

Таким образом, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан – жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.

То обстоятельство, что по условиям Извещения уровень деловой репутации не оценивается заказчиком непосредственным образом, а подтверждается сертификатом соответствия, не может являться основанием для вывода об ограничении доступа к участию в конкурсе, поскольку возможность подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в рамках систем добровольной сертификации предусмотрена статьей 21 Закона о техническом регулировании, использование результатов добровольной сертификации при оценке предложений участников закупки позволяет обеспечить объективность и профессионализм оценки, исключить риск ошибок со стороны членов конкурсной комиссии, не обладающих специальными познаниями.

Система добровольной сертификации «ТопИндекс» разработана в целях оценки деловой репутации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, охватывает собой и кадастровые работы (в соответствии с ОКВЭД 71.12.7 «Кадастровая деятельность»).

Таким образом, установленный в Извещении нестоимостной критерии оценки заявок соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 БК РФ, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.

Кроме того, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.

Вышеуказанные выводы подтверждаются Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226 по делу № А44-6018/2018,Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2022 по делу № А44-4593/2021. При этом, последним судебным актом был завершен спор относительно допустимости определения заказчиком одной конкретной системы добровольной сертификации для оценки по критерию «Квалификация участников закупки» (судами трех инстанции подтверждена правомочность таких действий заказчика).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Перечень нормативно-технических документов на выполнение работ содержится в Техническом задании (далее – ТЗ), которое является Приложением № 1.1 к описанию объекта закупки, которое, в свою очередь, является Приложение № 1 к Извещению.

ТЗ также является обязательным приложением к Проекту государственного контракта (Приложение № 5 к Извещению; далее – Проект контракта).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В пункте 1.26 части 1 ТЗ указано, что работы должны выполняться в соответствии с ГКИНП (ГНТА)-02-036-02 «Инструкция по фотограмметрическим работам при создании цифровых топографических карт и планов» М.: ЦНИИГАиК, 2002.

Однако, данный документ утратил силу с 01.01.2018 в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ.

Кроме того, в пункте 4.1 части 2 ТЗ указано, что все работы производятся строго по действующим методикам. Номенклатура собираемых данных должна соответствовать указанной в ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84, постановлениями Администрации Новгородской области от 26.06.2008 № 218 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения», от 26.06.2008 № 219 «Об утверждении Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения», Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Методическими рекомендациями «Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ» и другими действующими нормативными документами. Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Однако, Постановление Администрации Новгородской области от 26.06.2008 № 219 утратило силу с 15.10.2018 в связи с изданием Постановления Правительства Новгородской области от 11.10.2018 № 481.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор»  содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении нормативно-технических документов, нормативных правовых актов, в соответствии с которыми должны выполняться работы.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки, не установлено. На участие в закупке было подано 8 заявок, в отношении выявленных нарушений запросов о дачи разъяснений положений Извещения не поступало.

При этом, указание недействующего нормативного правового акта и недействующего технического документа, не позволяет заключить государственный контракт на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные нарушения, в данном случае, возможно устранить на этапе заключения государственного контракта путем внесения в Проект контракта соответствующих изменений.

 

Руководствуясь статьями 32, 33, 34, 42, 43, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии» (394000, г. Воронеж, ул. Ф. Энгельса, д. 5) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) и его конкурсной комиссией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплекса кадастровых работ для регистрации права собственности Новгородской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Новгородской области и земельных участков под автомобильными дорогами, исправление реестровых ошибок, содержащихся в сведениях ЕГРН и выполнение комплекса работ по техническому учёту и паспортизации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в муниципальных районах и округах Новгородской области, извещение № 0150200003923000716 о проведении которого в ред. № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 04.07.2023, необоснованной. 

2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

Председатель Комиссии                                                                             …

 

Члены Комиссии                                                                                         …

                                                                                                                     

                                                                                                                      …

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны