Решение №4302/03 Решение № 72 по результатам внеплановой документарной провер... от 27 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство города Чудово»

 

ул. Некрасова, д. 24а, помещение 9, г. Чудово, Новгородская область, 174210

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Чудовского муниципального района

 

ул. Некрасова, д. 24а, г. Чудово, Новгородская область, 174210

 

 

Оператору электронной площадки-

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

Решение № 72

по результатам внеплановой документарной проверки

 

22 сентября 2022 года                                                                                   Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:

- ….., специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы – руководитель инспекции;

- ….., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы – участник инспекции;

- ….., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы – участник инспекции,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 111/2022 от 15.09.2022, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком – Муниципальным казенным учреждением «Городское хозяйство города Чудово» (далее - МКУ «ГХГЧ») совместно с уполномоченным органом – Администрацией Чудовского муниципального района (далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту тротуаров в г. Чудово Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004121000125 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.10.2021, без участия представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.09.2022 в Новгородское УФАС России от Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) поступило решение по делу П-247/22 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 06.07.2022, для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий заказчиков при проведении закупок (далее – Информация).

Из Информации следует, что на момент проведения внеплановой проверки у комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок отсутствовали сведения о включении либо отказе во включении сведений об участниках, уклонившихся от заключения контрактов по результатам проведения закупок, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчик, исполнителей) по ряду закупок, проводимых заказчиками различных регионов РФ.

Рассмотрев представленную Информацию, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В октябре – ноябре 2021 года муниципальным заказчиком – МКУ «ГХГЧ» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту тротуаров в г. Чудово Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004121000125 о проведении которого было размещено на официальном 31.10.2021.

  1. 31.10.2021 муниципальным заказчиком – МКУ «ГХГЧ» на официальном сайте было размещено извещение № 0150300004121000125 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту тротуаров в г. Чудово Чудовского района Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 2 705 481,86 рублей).

Документация о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация) утверждена директором МКУ «ГХГЧ» ….. 31.10.2021.

Согласно протоколу от 08.11.2021 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в настоящем электронном аукционе поступила заявка единственного участника закупки – ООО «УЮТНЫЙ ДОМ – ВН»

Аукционной комиссией уполномоченного учреждения – Администрацией по результатам рассмотрения заявка единственного участника закупки была признана соответствующей извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент проведения закупки).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

09.11.2021 заказчиком был сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект муниципального контракта для его подписания единственным участником закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

Однако в предусмотренный частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе срок (не позднее 16.11.2021) проект контракта единственным участником закупки подписан не был.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Не подписав со своей стороны проект муниципального контракта и не представив обеспечение исполнения контракта в установленный для этого срок, ООО «УЮТНЫЙ ДОМ – ВН» в силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе уклонился от заключения контракта.

В связи с уклонением единственного участника закупки от подписания проекта муниципального контракта, 17.11.2021 муниципальным заказчиком был сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол от указанной даты об уклонении участника закупки от заключения муниципального контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

Следовательно, муниципальный заказчик должен был направить обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков 22.11.2021.

В нарушение вышеуказанной нормы муниципальный заказчик не направилв установленном порядке в Новгородское УФАС России как контрольному органу в сфере закупок обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков для рассмотрения его по существу.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, выразившегося в не направлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответственность за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к Документации (далее - ТЗ).

Аналогичное по содержанию ТЗ содержится в приложении № 3 к Документации.

При этом, пункты 3, 4, 12 ТЗ требуют от подрядчика при выполнении работ использовать определенное технологическое оборудование, а именно выполнение погрузочных работ при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3, перевозка грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 5 км (5 км), перевозка грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 55 км (55 км).

Однако какого-либо обоснования необходимости применения именно этого оборудования при выполнении вышеуказанных работ Документация не содержит.

Включение в Документацию (ТЗ) оборудования с вышеуказанными характеристиками ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику, функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками (экскаваторы с другой емкостью ковша, автомобили - самосвалы с иной грузоподъемностью)

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них определенных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом муниципального контракта.

  1. Как указывалось, ранее, описание объекта закупки муниципальным заказчиком приведено в ТЗ, являющегося также приложением № 3 к Документации.

Пунктом 12 ТЗ предусмотрена перевозка грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: до 55 км (55 км) (55 км. АБЗ Подберезье)

Вместе с тем, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Требование относительно определенного места производства асфальтобетонного материала является избыточным, какого-либо обоснования необходимости применения материала именно с такого завода Документация не содержит.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установление неправомерных требований к месту производства строительного материала.

  1. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Приложение № 3 к Документации содержит в своем составе Приложение № 1 к муниципальному контракту, которое в свою очередь содержит в себе Приложение № 1 к ТЗ, в котором указан перечень нормативно-технических документов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении капитального ремонта.

Однако, данный перечень содержит документы, утратившие силу на момент объявления рассматриваемой закупки:

- ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (с Изменениями № 1, 2)утратил силу с 01.04.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.09.2020 N 705-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 59053-2020;

- ГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы (ССОП). Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации - утратил силу с 01.04.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.09.2020 N 712-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 59060-2020;

- ГОСТ 17.6.1.01-83 Охрана природы (ССОП). Охрана и защита лесов. Термины и определения - утратил силу с 01.04.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.09.2020 N 710-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 59058-2020.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем определении нормативного документа, в соответствии с которым должны выполняться работы.

  1. В соответствии с часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В пункте 14.1 раздела 14 «Обеспечение исполнения контракта» Документации содержится, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 27 054,81 рубля (1 % от начальной (максимальной) цены контракта), что противоречит пункту 8.1 раздела 8 «Обеспечение исполнения контракта» Приложения № 3 к Документации (проект муниципального контракта), в котором указано, что подрядчик должен предоставить обеспечение исполнения контракта в порядке, установленном статьей 96 Федерального закона  5 %  (пять) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет:__________ рублей (________________________________) рублей_______ копеек.

Тем самым муниципальный заказчик ввел в заблуждение участников закупки о том, какой процент обеспечения исполнения контракта должен быть внесен ими.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании противоречивой информации в разделах Документации.

Установленные в действиях муниципального заказчика – МКУ «ГХГЧ» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что закупка не состоялась, муниципальный контракт не был заключен, необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания нет.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» нарушение части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с не заключением муниципального контракта.
  3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово»

 

 

Руководитель инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________          ……..

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

Участник инспекции,       

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления         _________________         ……..

                                                                                                                                 (подпись)

 

Участник инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления         _________________         ………

                                                                                                                                   (подпись)

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны