Предупреждение №3256/02 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 22 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПАО «РОССЕТИ СЕВЕРО-ЗАПАД»
196247, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЛ. КОНСТИТУЦИИ, Д. 3, ЛИТЕР А, ПОМЕЩ. 16Н
post@rosseti-sz.ru
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ПАО «РОССЕТИ СЕВЕРО-ЗАПАД»
173001, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, УЛ БОЛЬШАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, Д. 3
post@novgor.elektra.ru
sekr@novgorodenergo.ru
novogorod@rosseti-sz.ru
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
«22» июля 2022 года г. Великий Новгород
В связи с наличием в действиях (бездействии) Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (место нахождения: 196247, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЛ. КОНСТИТУЦИИ, Д. 3, ЛИТЕР А, ПОМЕЩ. 16Н) (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Сетевая организация) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) сообщает следующее.
В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно части 1 статьи 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно части 2 статьи 435 ГК РФ оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).
Пункт 14 Правил регламентирует требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил, договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил договор должен содержать существенные условия, в частности, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
Таким образом, договор с заявителями, указанными в пункте 14 Правил в обязательном порядке должен содержать требование о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединения, который не может превышать 6 месяцев, а технические условия являются неотъемлемой частью договора, содержащей перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (далее – Заявители).
Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, установлены разделом X Правил.
Понятие «личный кабинет заявителя» сформулировано пункте 19 Правил, личный кабинет - официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или едином портале (далее - личный кабинет заявителя).
Согласно пункту 103 Правил договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.
Согласно абз. 4 пункта 105 Правил в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17;
- счет на оплату технологического присоединения по договору;
- подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Анализ типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения, размещаемых ПАО «Россети Северо-Запад» в отношении граждан в личных кабинетах заявителей, а также размещенных на официальном сайте Сетевой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:
https://clients.mrsksevzap.ru/powergridconnection/gc_typicalformsofdocuments/, позволяет прийти к выводу, что непосредственно в типовых условиях договора Сетевой организацией срок выполнения мероприятий не дублируется.
Таким образом, срок, обозначенный в Технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора о технологическом присоединении в силу закона, имеет существенное значение для данной категории потребителей и фактически является единственным документом, отражающим сроки исполнения обязательств со стороны сетевой организацией.
В силу абз. 6 пункта 105 Правил размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Согласно имеющейся в распоряжении Управления информации, поступившей от граждан, ПАО «Россети Северо-Запад» на территории Новгородской области систематически допускает практику замены/изменения ранее выданных Технических условий новыми, содержащими более длительные сроки технологического присоединения, данные действия осуществляются без обращения либо согласия заявителей, фактически в одностороннем порядке в личных кабинетах Заявителей, относящихся к категории, предусмотренной пунктом 14 Правил, в отношении объектов, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение, расположенных на территории Новгородской области. В частности, подобные факты имели место по следующим техническим условиям: СПБ80-14129-И/21-001, СПБ80-02758-И/21-001, СПБ80-22699-И/21-001, СПБ80-19357-И/21-001.
Указанное ущемляет права неопределенного круга лиц – граждан, отвечающих критериям пункта 14 Правил и заключивших с Сетевой организацией соответствующие договоры, имеющих в силу закона право на получение услуги в установленный Правилами срок.
В данном случае Сетевая организация ущемляет права неопределенного круга лиц, поскольку практика носит не единичный, а множественный (систематический) характер и в целях недопущения дальнейшего осуществления подобных действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, имеются основания и требуется принятие мер, предусмотренных законодательством о защите конкуренции.
Согласно пункту 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.
Изменение технических условий, их замена в личных кабинетах без согласия Заявителей является навязыванием невыгодных условий договора, противоречащих требованиям закона, действующим на дату заключения и исполнения договора.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.
Услуги по технологическому присоединению образуют единый товарный рынок с услугами по передаче электрической энергии, самостоятельного назначения данные услуги не имеют, поскольку во всех случаях направлены на получение доступа к электрической энергии.
В данной связи ПАО «Россети Северо-Запад» - сетевая организация, осуществляющая свою деятельность на территории Новгородской области, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение также в отношении услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В связи с наличием в вышеуказанных действиях (бездействии) ПАО «Россети Северо-Запад», выразившихся в навязывании неопределенному кругу лиц невыгодных условий договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Новгородское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) и с этой целью:
1) в течении десяти календарных дней со дня получения настоящего предупреждения прекратить практику замены технических условий и/или изменения отдельных положений ранее выданных технических условий (в части сроков осуществления мероприятий со стороны Сетевой организации), размещенных в личных кабинетах заявителей на иные, содержащие более длительные и превышающие установленные законодательно, а именно пунктом 16 Правил сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению в отношении Заявителей, отвечающих критериям пункта 14 Правил, по объектам, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение, расположенным на территории Новгородской области, за исключением предусмотренных законодательством случаев.
2) в срок до «29» августа 2022 года произвести возврат (восстановление) первоначальных технических условий/отдельных положений технических условий (в части сроков осуществления мероприятий со стороны Сетевой организации) с указанием первоначальных, соответствующих требованиям законодательства сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению со стороны Сетевой организации в отношении Заявителей по объектам в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение, расположенным на территории Новгородской области, и в отношении которых Сетевой организацией были совершены вышеуказанные противоправные действия.
О выполнении предупреждения сообщить в Новгородское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов. В случае различного установленного срока исполнения отдельных пунктов предупреждения – представить информацию по исполнению каждого пункта в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения каждого конкретного пункта предупреждения.
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 1 класса <…>
Примечание:
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.