Решение №4053/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-554/2021 по результатам рассмотрения жа... от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы»

(НЭП)

 

e-mail: auditors@etpz.ru

            info@etpz.ru

 

 

Подателю жалобы – ООО «Норма»

 

ул. Репина, д. 95, оф. 406-IIA,

г. Екатеринбург, 620043

 

Исх. № 4053/03 от 20.07.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-554/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

15 июля 2021 года                                                                                     Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

... – .., .. - …,

... – .., ..-…,

... – …, ..-…,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» - … (доверенность № .. от …);

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Норма» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Норма» (620043, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 95, оф. 406-IIA; далее – ООО «Норма») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по устройству слоев износа на автомобильной дороге Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Автомобильная дорога Тверь - Ржев на участках км 42+000 - км 59+300, км 62+000 - км 66+300, км 72+000 - км 73+533, Тверская область, извещение № 0336100012521000086 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.06.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.07.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Норма» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по устройству слоев износа на автомобильной дороге Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Автомобильная дорога Тверь - Ржев на участках км 42+000 - км 59+300, км 62+000 - км 66+300, км 72+000 - км 73+533, Тверская область, извещение № 0336100012521000086 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте 24.06.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению ООО «Норма», установленный государственным заказчиком в документации о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Документация) порядок оценки заявок в рамках показателя «качество работ» нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» является субъективным, не позволяет участникам конкурса представить свои предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, соответствующие требованиям Документации и соответствующие максимальному количеству баллов, а конкурсной комиссии государственного заказчика - выявить лучшие условия исполнения контракта, а также способствует ограничению количества участников закупки.

Установленный Заказчиком показатель «качество услуг (работ)» разделен на 2 подпоказателя:

  1. Описание организации и технологии выполнения работ, оказания услуг** на Объекте закупки   с учетом выполнения требований конкурсной документации,  Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к конкурсной документации), том числе  Технических заданий (Приложения №5 и № 5.1  к Проекту Государственного контракта).
  2. Описание организации дорожного движения при оказании услуг,  выполнении работ  и Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при оказании услуг,  выполнении работ на Объекте закупки с учетом выполнения требований конкурсной документации,  Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к конкурсной документации), том числе  Технических заданий (Приложения №5 и № 5.1  к Проекту Государственного контракта).

Из порядка оценки следует, что по указанным подпоказателям участник получит 0 баллов в следующих случаях:

- не предоставлено предложение  по показателю;

- представлены только скопированные положения конкурсной документации и (или) ее приложений;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям Документации;

- наличие недостоверной информации.

Участник получит 25 баллов в случае, если представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным пп.а) или пп.б) п. 3.2.1.3 Документации.

При этом сколько и какие разделы, перечисленные в пп.а) и пп.б) участник может не заполнить (в случае намерения набрать 25 баллов) Документация не разъясняет.

Документацией не разъясняется, что конкретно будет являться противоречием требованиям действующего законодательства или противоречием конкурсной документации.

Использование таких терминов как «противоречие требованиям действующего законодательства», «противоречие требованиям Документации», «наличие недостоверной информации» в порядке оценки не может гарантировать исключения ситуаций двоякого, искаженного и неверного (субъективного) восприятия членами конкурсной комиссии содержания представленных участниками закупки в составе первых частей заявок предложений относительно описания оказываемых услуг (выполняемых работ).

Даже идеальное описание организации и технологии выполнения работ, оказания услуг, системы контроля качества применяемых при этом материалов, организации дорожного движения, мероприятий по технике безопасности и охране труда никоим образом не связано и не гарантирует заказчику в дальнейшем качественное исполнение государственного контракта.

Установленный заказчиком порядок оценки содержит нарушения действующего законодательства о контрактной системе, поскольку используемый нестоимостной критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса, а также не содержит разъяснения указанных выше понятий, вследствие чего участнику невозможно получить максимальное количество баллов не зная, что именно будет воспринято комиссией заказчика как описание работ, которое не содержит «противоречий» действующему законодательству и конкурсной документации.

Установленный государственным заказчиком в Документации по спорному показателю порядок оценки заявок не отвечает принципу определенности и однозначности, что в итоге позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определить победителя.

Действия государственного заказчика по установлению в Документации порядка оценки заявок в таком виде, по мнению подателя Жалобы, также нарушают положения статьи 17 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной.

Необходимо отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного и, в случае наличия достаточных оснований, ООО «Норма» имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Согласно представленным ФКУ Упрдор «Россия» возражениям на Жалобу (вх. № 6170 от 14.07.2021 Новгородского УФАС России), ее доводы государственный заказчик не признает по следующим основаниям.

Довод о том, что Документация не разъясняет «сколько и какие разделы, перечисленные в пп. «а» и «б» пункта 3.2.1.3 участник может не заполнять в случае намерения набрать 25 баллов», является надуманным. Примененная в Документации формулировка «не в совокупности» является достаточной для адекватного понимания участниками закупки и применения при оценке соответствующей заявки.

Кроме того, в случае наличия у участника затруднений с пониманием положений Документации, такой участник имел возможность обратиться с запросом о разъяснении положений Документации. ООО «Норма» таким правом не воспользовалось.

Понятия «противоречия чему-либо», «недостоверной информации» не допускают неопределенности или двусмысленного толкования. Закон о контрактной системе (часть 3 статьи 54.5) оперирует этими понятиями без их расшифровки и без указания, кто должен выявлять такие несоответствия и недостоверность.

Документация содержит объективный и однозначный порядок оценки заявок.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель государственного заказчика поддержала возражения на нее в полном объеме.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае-июле 2021 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» и его единой (конкурсной) комиссией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по устройству слоев износа на автомобильной дороге Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Автомобильная дорога Тверь - Ржев на участках км 42+000 - км 59+300, км 62+000 - км 66+300, км 72+000 - км 73+533, Тверская область, извещение № 0336100012521000086 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте 24.06.2021 (начальная (максимальная) цена контракта – 323 191 548,00 рублей).

Документация в действующей редакции (редакция № ИИ2) утверждена … 23.06.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Автомобильная дорога Тверь - Ржев на участках км 42+000 - км 59+300, км 62+000 - км 66+300, км 72+000 - км 73+533, Тверская область.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Как указывалось выше, соответствующие Правила утверждены Постановлением № 1085.

Согласно пункту 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Государственным заказчиком в пункте 15.2 Документации установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

- «цена контракта» (стоимостной критерии оценки; значимость – 60 %);

- «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (нестоимостной критерий оценки; значимость – 40 %).

Содержание нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» раскрывает показатель «качество работ».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлены частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Так, согласно части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В пункте 2.1.1 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме государственным заказчиком, исходя из объекта рассматриваемой закупки (выполнение работ, оказание услуг) и наличия в Документации в качестве нестоимостного критерия оценки заявок участников рассматриваемой закупки критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе («качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»), установлены в соответствии с пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Таким образом, первые части заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме должны содержать их предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки.

В соответствии с пунктом 15.3.3 Документации показатель «качество работ» нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» разделен на 2 подпоказателя:

- «Информация по производству работ на Объекте закупки с учетом выполнения требований Документации, Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к Документации), Технического задания (Приложения № 4 к Документации)» (далее также «информация по производству работ на объекте»);

- «Описание организации дорожного движения при выполнении работ и Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на Объекте закупки с учетом выполнения требований Документации, Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к Документации), Технического задания (Приложения № 4  к Документации)» (далее также «описание организации дорожного движения при выполнении работ и описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на объекте закупки»).

Согласно пункту 15.3.3 Документации «В отношении нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» устанавливается показатель: «Качество работ». Показатель «Качество работ» разделен на 2 (два) подпоказателя.

В рамках показателя «Качество работ» оценивается обоснованность описания участником открытого конкурса в электронной форме выполняемых работ  (предложения о качестве работ) требованиям, которые изложены в пункте 2.2 раздела 2 конкурсной документации, и соответствие данного описания требованиям пункта 3.2.1 раздела 3 настоящей конкурсной документации (при этом максимальное значение показателя составляет 100 баллов):

 

Шкала оценки по показателю «Качество работ»*

 

№п/п

Подпоказатель / Предмет оценки

Количество баллов и значение подпоказателя / показателя

1

Информация по производству работ на Объекте закупки   с учетом выполнения требований конкурсной документации,  Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к конкурсной документации), Технического задания (Приложения № 4  к конкурсной документации)

0 баллов

Не в совокупности:

- не предоставлено предложение  по показателю;

- представлены только скопированные положения конкурсной документации и (или) ее приложений;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации;

- наличие недостоверной информации

25 баллов

Не в совокупности:

-представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным пп.а) п. 3.2.1.3 конкурсной документации

50 баллов

Представленное предложение содержит с привязкой к объекту закупкиинформацию по всем разделам перечисленным пп.а) п. 3.2.1.3 конкурсной документации:

- Описание организации и технологии выполнения работ**;

- Описание системы контроля качества применяемых материалов при выполнении работ;

2

Описание организации дорожного движения при выполнении работ  и Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на Объекте закупки с учетом выполнения требований конкурсной документации,  Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к конкурсной документации), Технического задания (Приложения № 4  к конкурсной документации)

0 баллов

Не в совокупности:

- не предоставлено предложение  по показателю;

-представлены только скопированные положения конкурсной документации и (или) ее приложений;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации;

- наличие недостоверной информации

25 баллов

Не в совокупности:

- представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным пп.б) п. 3.2.1.3 конкурсной документации

50 баллов

Представленное предложение содержит с привязкой к объекту закупки информацию по всем разделам, перечисленным пп.б) п. 3.2.1.3 конкурсной документации:

- Описание организации дорожного движения при выполнении работ  на Объекте закупки;

- Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на Объекте закупки

 

ИТОГО по показателю

 «Качество работ»:

от 0 до 100 баллов

 

*- величина значимости показателя «Качество работ» в случае если описание участником конкурса выполняемых работ не соответствует требованиям п. 3.2.1 раздела 3 настоящей документации или отсутствует - 0 баллов.

** - Описание организации и технологии выполнения работ необходимо представлять в отношении следующих видов работ:

 

1

Фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия на глубину до 0,05 м, с применением фрез;

2

Подгрунтовочные работы путём розлива битумной эмульсии ЭБК-1 с применением гудронатора;

3

Работы по восстановлению верхнего слоя покрытия совместно с выравнивающим слоем из асфальтобетонной смеси А16ВН с применением асфальтоукладчиков при толщине слоя не менее 4 см;

4

Планировка и досыпка существующих обочин асфальтобетонным гранулятом средней толщиной 10 см;

5

Восстановление горизонтальной дорожной разметки проезжей части с применением термопластика с внедрением стекломикрошариков;

6

Восстановление горизонтальной дорожной разметки проезжей части с применением холодного пластика с внедрением стекломикрошариков.

 

Количество баллов (оценка), присваиваемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, по показателю «Качество работ», определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю «Качество работ»».

Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу, что установленный государственным заказчиком в Документации порядок оценки в рамках нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», вопреки доводам Жалобы, является объективным, соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе и, как следствие, позволяющим выявить лучшие условия исполнения государственного контракта среди предложений участников настоящего открытого конкурса в электронной форме.

В частности, такой порядок оценки в рамках нестоимостного критерия содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией государственного заказчика и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в составе первых частей своих заявках для получения оценки в рамках такого нестоимостного критерия.

Как следует из вышеприведенной шкалы, в предмет оценки в рамках нестоимостного критерия входят представляемые участниками закупки в составе первой части заявки сведения, а именно:

- «информация по производству работ на объекте»;

- «описание организации дорожного движения при выполнении работ и описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на объекте закупки».

При этом такая шкала конкретно называет те виды работ, в отношении которых участникам закупки необходимо представить описание организации и технологии их выполнения (отмечены примечанием «**»).

В данном случае требующимися государственному заказчику видами работ являются:

- фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия на глубину до 0,05 м, с применением фрез;

- подгрунтовочные работы путём розлива битумной эмульсии ЭБК-1 с применением гудронатора;

- работы по восстановлению верхнего слоя покрытия совместно с выравнивающим слоем из асфальтобетонной смеси А16ВН с применением асфальтоукладчиков при толщине слоя не менее 4 см;

- планировка и досыпка существующих обочин асфальтобетонным гранулятом средней толщиной 10 см;

- восстановление горизонтальной дорожной разметки проезжей части с применением термопластика с внедрением стекломикрошариков;

- восстановление горизонтальной дорожной разметки проезжей части с применением холодного пластика с внедрением стекломикрошариков.

Аналогичным образом предмет оценки в рамках нестоимостного критерия государственным заказчиком приведен и в Приложении № 3 к Документации (далее – Приложение № 3), устанавливающим рекомендуемую форму описания участниками закупки в составе первых частей заявок выполняемых работ.

В рамках нестоимостного критерия оценивается обоснованность описания участником открытого конкурса в электронной форме выполняемых работ (предложения о качестве работ) требованиям, которые изложены в пункте 2.2 Документации, и соответствие данного описания требованиям пункта 3.2.1 Документации (пункт 15.3.3 Документации).

Так, согласно пункту 2.2 Документации «Участник закупки представляет свои предложения по каждому пункту таблицы «Описание выполняемых работ (предложение по качеству работ)», содержащейся в Приложении № 3 к  конкурсной документации, с учетом выполнения  требований конкурсной документации, Проекта Государственного контракта (Приложение № 1 к конкурсной документации), Технического задания (Приложение № 4 к конкурсной документации). Описание выполняемых работ (предложение по качеству работ) должно соответствовать требованиям пункта 3.2.1 раздела 3 конкурсной документации.

В Описании выполняемых работ (предложение по качеству работ)  можно ссылаться на соответствующие страницы (разделы, пункты и т.д.) Описания выполняемых работ,  (предложение по качеству работ)  (с указанием данных страниц (разделов, пунктов и т.д.) в таком описании).

Предложение по качеству работ может быть представлено участником закупки в виде описания выполняемых работ по форме (форма рекомендуемая), содержащейся в Приложении № 3 к настоящей документации.

Количество баллов (оценка), присваиваемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, по показателю «Качество работ», определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю «Качество работ»».

Согласно подпункту 3.2.1.2 пункта 3.2.1 Документации «качество выполняемых работ, технические характеристики работ,  требования  к  их безопасности,  требования к  результатам  работ  и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, должны соответствовать Техническому заданию (Приложение  № 4 к конкурсной документации), нормам и значениям на выполнение соответствующих видов работ, установленных нормативно-правовыми актами, строительными и санитарными нормами и правилами, а также государственными стандартами в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону «О техническом регулировании», которыми следует руководствоваться при выполнении работ, (перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ, приведен  в Приложении № 6 к проекту Государственного контракта ((Приложение № 1 к конкурсной документации))».

Подпунктом 3.2.1.3 пункта 3.2.1 Документации установлено, что предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки должно содержать:

а) информацию по производству работ, содержащую следующие разделы:

- Описание организации и технологии выполнения работ**;

- Описание системы контроля качества применяемых материалов при выполнении работ;

б) Описание организации дорожного движения при выполнении работ  иОписание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на Объекте закупки , содержащее следующие разделы:

- Описание организации дорожного движения при выполнении работ  на Объекте закупки;

- Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на Объекте закупки.

** - Описание организации и технологии выполнения работ необходимо представлять в отношении следующих видов работ:

 

1

Фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия на глубину до 0,05 м, с применением фрез;

2

Подгрунтовочные работы путём розлива битумной эмульсии ЭБК-1 с применением гудронатора;

3

Работы по восстановлению верхнего слоя покрытия совместно с выравнивающим слоем из асфальтобетонной смеси А16ВН с применением асфальтоукладчиков при толщине слоя не менее 4 см;

4

Планировка и досыпка существующих обочин асфальтобетонным гранулятом средней толщиной 10 см;

5

Восстановление горизонтальной дорожной разметки проезжей части с применением термопластика с внедрением стекломикрошариков;

6

Восстановление горизонтальной дорожной разметки проезжей части с применением холодного пластика с внедрением стекломикрошариков.

 

Также вышеприведенная шкала устанавливает четкую зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, а именно:

0 баллов, если (не в совокупности):

- не предоставлено предложение  по показателю;

- представлены только скопированные положения Документации и (или) ее приложений;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства;

- наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям Документации;

- наличие недостоверной информации;

25 баллов, если представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным пп. а), б) п. 3.2.1.3 Документации;

50 баллов, если представленное предложение содержит с привязкой к объекту закупки информацию по всем разделам перечисленным пп. а), б) п. 3.2.1.3 Документации (Описание организации и технологии выполнения работ, Описание системы контроля качества применяемых материалов при выполнении работ, Описание организации дорожного движения при выполнении работ  на Объекте закупки, Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при выполнении работ на Объекте закупки).

С учетом приведенного государственным заказчиком в Документации описания предмета оценки (в том числе с учетом конкретизации тех видов работ, в отношении которых участникам закупки необходимо представить описание организации и технологии их выполнения) и установленных требований к его описанию в составе предложений участников настоящего открытого конкурса в электронной форме, перечисленные ООО «Норма» в Жалобе понятия не допускают неопределенности или двусмысленности толкования и позволяют уяснить свое смысловое значение исходя из их формулировки, а также из контекста, в котором они употреблены.

Требование о представлении в составе предложений участников настоящего открытого конкурса в электронной форме (о качестве выполняемых работ) описания видов работ непосредственным образом обусловлено особенностью оценки закупаемых работ и их спецификой (пункт 10 Правил), а также необходимостью подтверждения соответствия такого описания потребностям государственного заказчика.

Доказательств необоснованного сокращения количества участников закупки вследствие установления порядка оценки заявок в таком виде ООО «Норма» в материалы Жалобы не представлено.

С учетом всего вышеизложенного, установленный государственным заказчиком в Документации в рамках нестоимостного критерия порядок оценки заявок в достаточной мере отвечает принципу определенности и однозначности, а также является объективным и соответствующим требованиям Закона о контрактной системе и положениям Правил.

Таким образом, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Как неоднократно отмечалось выше, Проект государственного контракта в данном случае является Приложением № 1 к Документации.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 7.3 Проекта государственного контракта предусмотрено, что заказчик принимает на себя обязательства производить промежуточную приемку и оплату выполненных Подрядчиком работ в порядке, предусмотренном действующими в Российской Федерации нормативными актами, в частности «Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827, а также в части ему не противоречащей следующими актами: Сводом правил СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. № 272, в редакции Приказа Минстроя России от 16.12.2016 г. №988/пр), Ведомственными строительными нормами (правила приемки работ при строительстве и ремонте, устройству слоев износа автомобильных дорог), утвержденными Минавтодором РСФСР от 14.07.1989 № НА-18/266 (далее – ВСН 19-89), ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля», ГОСТ Р 58442-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика», нормативными актами, включенными в «Перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ» (Приложение № 6 к Контракту) и самим Контрактом.

Также, согласно пункту 9.1 Проекта государственного контракта заказчик назначает своего представителя на Объекте, который от его имени 15 числа каждого календарного месяца (по уведомлению Подрядчика за 3 дня до даты проведения промежуточной приемки работ) осуществляет промежуточную приемку предъявленных Подрядчиком выполненных работ за текущий месяц. По согласованию сторон, Заказчик вправе осуществлять дополнительную промежуточную приемку выполненных Подрядчиком работ с 16 числа текущего месяца до 01 числа следующего месяца. Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с действующими СП 78.13330.2012 (СНиП 3.06.03-85), ВСН 19-89, ГОСТ 32756-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ» с составлением соответствующих актов установленной формы КС-2, КС-3, журнала учёта выполненных работ (форма КС-6а), в том числе на электронных носителях, с составлением Акта скрытых работ, составленного по форме Приложения № 8 к настоящему Контракту, и с предоставлением Подрядчиком Заказчику фото и видеосъемки работ, предъявленных к приемке в соответствии с КС-2.

Между тем, ВСН 19-89 не мог быть указан государственным заказчиком, поскольку на момент объявления рассматриваемой закупки указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России № 217/пр, Минтранса России № 124 от 08.04.2021.

Кроме того, Приложением № 6 к Проекту государственного контракта является Перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ.

Между тем, в части 1 данного Перечня указаны утратившие на момент утверждения последней редакции Документации силу нормативно-технические документы, а именно:

- ГОСТ 12248-2010 «Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости» (пункт 78) - утратил силу на территории Российской Федерации с 01.06.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 14.10.2020 831-ст;

- ГОСТ 24544-81 «Бетоны. Методы определения деформаций усадки и ползучести» (позиция 120) - утратил силу с 01.06.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.12.2020 1347-ст;

- ГОСТ 25358-2012 «Грунты. Метод полевого определения температуры» (позиция 130) - утратил силу с 01.06.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.12.2020 1339-ст;

- ВСН 5-81 «Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и ка­питальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений» (позиция 251) - утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России 217/пр, Минтранса России 124 от 08.04.2021;

- ВСН 84-89 «Минтрансстрой СССР. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты» (позиция 254) - утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минстроя России 217/пр, Минтранса России 124 от 08.04.2021;

- ВСН 165-85 «Минтрансстрой СССР. Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай)» (позиция 256) - утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минстроя России 217/пр, Минтранса России 124 от 08.04.2021;

- ВСН 208-89 «Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог» (позиция 257) - утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минстроя России № 217/пр, Минтранса России № 124 от 08.04.2021;

- ВСН 206-87 «Минтрансстрой СССР. Нормы проектирования. Параметры ветровых волн, воздействующих на откосы транспортных сооружений на реках» (позиция 258) - Приказом Минтранса России, Приказом Минстроя России, Приказом Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 08.04.2021 № 123/216/пр/245 признано недействующим на территории Российской Федерации Распоряжение Минтрансстроя СССР от 02.11.1987 № МО-1117.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования о приемке работ в соответствии с утратившим силу техническим документом, а также требования о выполнении работ в соответствии с государственными стандартами и техническими документации, утратившими силу.

2. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Необходимо отметить, что в рамках исполнения заключаемого по итогам настоящей закупки государственного контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения (Календарный график (Приложение № 1 к Проекту государственного контракта)).

В пункте 11.5 Проекта государственного контракта государственным заказчиком установлено, что Пеня Подрядчику начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.

Таким образом, в действиях заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в проекте контракта ответственности подрядчика в виде пени (отсутствует указание на ее расчет от цены отдельного этапа исполнения контракта).

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия приходит к следующим выводам.

Установленные нарушения не позволяют заключить по итогам настоящей закупки государственный контракт на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

При этом, доказательств того, что установленные нарушения повлияли на результаты закупки, в материалах Жалобы не содержится.

Так, в адрес государственного заказчика каких-либо запросов о даче разъяснений положений Документации, в том числе в части порядка выполнения, приемки работ и мер ответственности сторон государственного контракта, не поступало.

Кроме того, в материалах Жалобы отсутствует информация и о том, что кто-либо из потенциальных участников закупки не подал заявку на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме по причине наличия в Документации вышеуказанных нарушений.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения в данном случае возможно устранить именно на этапе заключения государственного контракта путем внесения в Проект государственного контракта соответствующих изменений при его направлении на подписание победителю закупки.

 

Руководствуясь статьями 32, 33, 54.3, 54.4, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Норма» (620043, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 95, оф. 406-IIA) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по устройству слоев износа на автомобильной дороге Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Гусь-Хрустальный – Рязань – Михайлов – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь – Углич – Ярославль. Автомобильная дорога Тверь - Ржев на участках км 42+000 - км 59+300, км 62+000 - км 66+300, км 72+000 - км 73+533, Тверская область, извещение № 0336100012521000086 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.06.2021, необоснованной.

2.         Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства» нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, части 7 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства», оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4.         Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали ордена Ленина «Москва – Санкт – Петербург» Федерального дорожного агентства».

 

Председатель Комиссии                                                                                      …

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                  …

 

                                                                                                                               …

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны