Решение №ИК/1572/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/49-170/2023 по результатам рассмотрения жал... от 21 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГосударственному заказчику –
Министерству здравоохранения Новгородской области
e-mail: medik@novreg.ru
Уполномоченному органу –
Администрации Губернатора Новгородской области
e-mail: zakupki@novreg.ru
Оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ИП <…….>
e-mail: <…….>
РЕШЕНИЕ
№ 053/06/49-170/2023
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
18 апреля 2023 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
<…….>,
<…….>,
<…….>,
в присутствии представителя государственного заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области – <…….> (доверенность № б/н от 02.02.2023);
податель жалобы – Индивидуальный предприниматель <…….> надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял;
уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области, который надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя <…….> (далее – ИП <…….>) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) при осуществлении им совместно с государственным заказчиком – Министерством здравоохранения Новгородской области (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 5; далее – Министерство) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий, извещение № 0150200003923000313 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.03.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
11.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП <…….> на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации при осуществлении им совместно с заказчиком – Министерством закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий, извещение № 0150200003923000313 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.03.2023 (вх. № 1772-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ИП <…….> подала заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе. Заявке был присвоен идентификационный номер 113918445.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № б/н от 06.04.2023 заявка с идентификационным номером 113918445 была отклонена.
ИП <…….> считает, что заявка была отклонена аукционной комиссией неправомерно по следующим основаниям.
По позициям 1 и 2 «Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический» Приложения № 1 к извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона наименование одного из показателей содержало слово «диапазон», в связи с чем был предоставлен конкретный диапазон значений, состоящий из двух конкретных значений границ диапазона. Указание одного конкретного значения по данным показателям является указанием недостоверных значений и впоследствии потребует поставлять неисправный прибор, с заблокированной на одном из значений стрелкой. При этом как раз таки суть прибора в том и заключается, что стрелка двигается в пределах диапазона 0-300 и показывает артериальное давление пациента.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Суть представленных Министерством возражений на Жалобу (вх. № 1915-ЭП/23 от 17.04.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
В Требованиях к содержанию, к составу заявки на участие в закупке (Приложение № 3 к извещению) указаны требования к заполнению характеристик предлагаемого к поставке товара:
«3.6. При предоставлении характеристик предлагаемого участником закупки товара, участник закупки должен учитывать следующее: 1) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков «≥»,«≤», участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.»
Участником закупки в описании предлагаемого к поставке товара указаны цифры «0» и «300», тогда как должно было быть указано конкретное значение. Так как участник закупки не указал конкретное значение показателя, его заявка была отклонена.
В связи с изложенным, заказчик считает Жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал возражения на Жалобу в полном объеме.
Каких-либо письменных возражений относительно доводов Жалобы Администрацией представлено не было.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В марте – апреле 2023 года государственным заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий (начальная (максимальная) цена контракта – 278 550,00 рублей (далее – НМЦК)).
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона было утверждено первым заместителем министра здравоохранения Новгородской области <…….> 24.03.2023 (далее – Извещение).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно титульному листу Извещения, а также сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона (размещена на официальном сайте 27.03.2023; далее – Экранная форма извещения) объект рассматриваемой закупки – поставка медицинских изделий.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1.
В частности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара поставляемого при выполнении работ (оказании услуг) заказчиком приведены в разделе 1 Приложения № 1.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в табличной форме раздела 1 Приложения № 1.
Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности заказчика, в таблице представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».
В столбце 11 («Единицы измерения»), содержащемся в таблице, заказчиком также предусмотрено указание единиц измерения показателей (характеристик) товаров.
В разделе 1 Приложения № 1 определены пять видов поставляемого товара:
- Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический (позиция 1, Код позиции КТРУ 26.60.12.120-00000011);
- Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический (позиция 2, Код позиции КТРУ 26.60.12.120-00000006);
- Стетоскоп (позиция 3, Код позиции КТРУ 32.50.13.190-00007830);
- Роторасширитель, регулируемый (позиция 4, Код позиции КТРУ 32.50.11.000-00000045);
- Стетоскоп (позиция 5, Код позиции КТРУ 32.50.13.190-00007835).
Для поставляемого товара государственным заказчиком – Министерством в разделе 1 Приложении № 1 предусмотрен следующий показатель (характеристика) по позициям 1 и 2 для которого указаны значения:
- «Диапазон измерения давления» определяется минимальным значением – «≥0» (столбец 5) и максимальным значением «≤300» (столбец 6).
Во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в извещении инструкции по заполнению заявок на участие в нем (далее – Инструкция), государственным заказчиком – Министерством в Извещении установлена соответствующая Инструкция (раздел 3 Приложения 3).
Так, согласно подпункту 1 пункта 3.6 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков «≥»,«≤», участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая заявку на участие в ней, должны были учитывать не только содержащиеся в Приложении № 1 требования к поставляемому товару, но и указанные положения Инструкции.
Следовательно, исходя из положений подпункта 1 пункта 3.6 Инструкции, участники рассматриваемой закупки должны указать в первых частях своих заявок один из допустимых в соответствии с требованиями раздела 1 Приложения № 1 вариантов значения измерения давления.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Состав аукционной комиссии утвержден приказом Администрации от 27.03.2023 № 326-зк «О проведении аукциона в электронной форме».
Из пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу от 06.04.2023 подведения итогов электронного аукциона (далее – Протокол) заявка с идентификационным номером 113918445 (ИП <…….>) отклонена аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации по следующим основаниям:
«Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона № 44-ФЗ) На основании пункта 1 части 12 статьи 48, в нарушении пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пункт 2.1 Приложения №3 к извещению о проведении электронного аукциона. Содержатся характеристики предлагаемого участником закупки товара, не соответствующие показателям, установленным в разделе 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), а именно по позициям 1 и 2 «Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический» по показателю «Диапазон измерения давления» требовалось указать конкретное значение показателя (характеристика) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения «≥0» и не должно превышать максимальное значение «≤300», а в заявке участника содержится предложение по количеству – «0 300».»
Ознакомившись с заявкой ИП <…….>., Комиссия приходит к выводу о правомерности действий аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации по отклонению заявки данного участника, поскольку исходя из предложенных данным участником значений (0 300) по показателю «Диапазон измерения давления» по позициям 1 и 2 раздела 1 Приложения № 1, невозможно сделать однозначный вывод относительно конкретного (единственного, неизменяемого) значения предлагаемого участником закупки к поставке товара.
К полномочиям аукционной комиссии при рассмотрении заявок Законом о контрактной системе отнесены их проверка на соответствие требованиям, установленным извещением о таком аукционе, и принятие решения о соответствии таких заявок извещению о проведении аукциона или об их отклонении.
Аукционной комиссии вменено в обязанность отклонить заявку, в которой допущено несоответствие требованиям извещения о проведении аукциона, или в которой содержится недостоверная информация.
Следовательно, заявка ИП <…….> (идентификационный номер 113918445) была правомерно отклонена аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации.
Таким образом, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Как указывалось ранее в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как уже отмечалось, заказчиком по позициям 1 и 2 раздела 1 Приложения № 1 «Аппарат для измерения артериального давления анероидный механический» в таблице установлены требования к значениям по показателю «Диапазон измерения давления» в столбце 5 «Минимальное значение показателя» и в столбце 6 «Максимальное значение показателя»
Также, в таблице предусмотрено для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.6 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 раздела 1 Приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.
Из смысла наименования показателя «Диапазон измерения давления» следует, что в данном случае Заказчиком неверно установлены требования к значениям данного показателя в столбцах 5 и 6 (минимальное и максимальное значения) таблицы раздела 1 Приложения № 1, поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.6 Инструкции вышеуказанная характеристика товара должна была быть указана в столбцах 8 и 9 таблицы раздела 1 Приложения № 1 (диапазон значений).
Заказчик, нарушив правила описания объекта закупки, ввёл в заблуждение участников закупки, что привело к нарушению порядка определения победителя и отклонению заявок двух участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Министерства содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки (неверное определение вида показателя товара: вместо диапазона значений установлены минимальные и максимальные значения).
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
2.1 В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно разделу «Требования к гарантии качества товара, работы, услуги» Экранной формы извещения гарантия качества товара при осуществлении рассматриваемой закупки не требуется.
Однако, в разделе 2 Приложения № 1 заказчиком установлены «Требования к гарантии качества товара».
Указанные требования раскрываются в разделе V «Качество Товара» Проекта контракта (Приложение № 4 к Извещению).
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии противоречивой информации относительно установленного заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки требования к гарантии качества товара.
2.2 Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Проект государственного контракта является Приложением № 4 к Извещению.
В соответствии с пунктом 13.1 Проекта контракта неотъемлемой частью Контракта является следующее приложение:
- спецификация (приложение № 1);
- технические требования (приложение № 2);
- отгрузочная разнарядка (приложение № 3).
Однако, в пункте 1.2 Проекта контракта указано, что наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (приложение к Контракту №1). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение № 2 к настоящему Контракту).
Кроме того, в пункте 3.3 Проекта контракта указано, что приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику в месте доставки и включает в себя следующее: проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение №1 к Контракту) и Техническим требованиям (приложение №1 к Контракту).
Таким образом, Проект контракта содержит противоречивые указания в части нумерации и наименования приложений к нему.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение частей 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном средствами официального сайта, и документах, размещенных на официальном сайте в составе Извещения, вышеуказанной противоречивой, недостоверной информации.
Установленные в действиях государственного заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные нарушения являются существенными, нарушают права участников закупки, вводят их в заблуждение, относительно действительных потребностей заказчика, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 7, 33, 34, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя <…….> на действия аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении им совместно с государственным заказчиком – Министерством здравоохранения Новгородской области (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 5) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий, извещение № 0150200003923000313 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.03.2023, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области нарушения части 3 статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику – Министерству здравоохранения Новгородской области, уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика – Министерства здравоохранения Новгородской области.
Председатель Комиссии <…….>
Члены Комиссии <…….>
<…….>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.