Решение №283/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-7/2023 по результатам рассмотрения жалобы... от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Заказчику – АО «Автобусный парк»

и его закупочной комиссии

 

ул. Хутынская, д. 10,

Великий Новгород, 173020

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «ТехноОйл»

 

пр-кт Николая Корыткова, д. 15Е,

стр. 1, каб. 114,

г. Тверь, 170024

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-7/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

26 января 2023 года   

 

                                 

                                           Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

заказчика - Акционерного общества «Автобусный парк» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10) – … (доверенность № КСГ/2023 от 23.01.2023);

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «ТехноОйл» (170024, г. Тверь, пр-кт Николая Корыткова, д. 15Е, стр. 1, каб. 114) – …. (доверенность № б/н от 23.01.2023), ….. (доверенность № б/н от 23.01.2023), …… (доверенность № б/н от 23.01.2023),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТехноОйл» (170024, г. Тверь, пр-кт Николая Корыткова, д. 15Е, стр. 1, каб. 114; далее – ООО «ТехноОйл», Общество) на действия заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10; далее – АО «Автобусный парк») при проведении тендера на право заключения договора на поставку АКБ, извещение № 32212006844 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.12.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.01.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «ТехноОйл» на действия заказчика – АО «Автобусный парк» при проведении тендера на право заключения договора на поставку АКБ, извещение № 32212006844 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.12.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – АО «Автобусный парк» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В пункте 14.2 Документации о проведении тендера неправомерно установлено право заказчика на отклонение заявки участника закупки, если цена, предложенная им, снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, поскольку, положением о закупки товаров, работ, услуг для нужд АО «Автобусный парк» не предусмотрены антидемпинговые меры и порядок действия заказчика при их достижении.

Общество также считает, что наличие данного условия в Документации не позволяет предложить цену, сниженную более чем на 25% от начальной (максимальной) цена договора.

Учитывая изложенное, заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На заседании Комиссии представители подателя Жалобы поддержали вышеуказанные доводы Жалобы в полном объеме.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным возражениям АО «Автобусный парк» (вх. № 277 от 24.01.2023 Новгородского УФАС России) АО «Автобусный парк» считает Жалобу необоснованной и указывает на то, что при проведении и оценки заявок заказчик руководствовался требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В результате проведенных торгов заявки всех участников тендера (в том числе участник, предложивший цена более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора) были оценены и допущены заказчиком.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержал указанные письменные возражения в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано и утверждено решением № 1/22 от 22.06.2022 совета директоров АО «Автобусный парк» Положение о закупки товаров, работ, услуг для нужд АО «Автобусный парк» (далее - Положение) применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Пунктом 6.1.1 Положения предусмотрено, что предпочтительными способами проведения закупочных процедур являются конкурентные процедуры, к ним относятся: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, запрос цен, тендер.

Особенности проведения тендера содержатся в раздела 9.8 Положения.

Таким образом, АО «Автобусный парк» при проведении рассматриваемого тендера должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация о проведении тендера (далее - Документация) утверждена генеральным директором АО «Автобусный парк» …… 29.12.2022.

Пунктом 9.8.2.1 Положения относительно процедуры проведения тендера предусмотрено, что во всем что не оговорено настоящим разделом, применяются правила, предусмотренные в пункте 9.1.3 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 9.1.3.8 Положения в документации о закупке должно быть приведено описание порядка проведения закупки, в том числе должны быть указаны права и обязанности заказчика и участников закупки, в т.ч. право заказчика проверять соответствие предоставленных участником закупки сведений действительности, включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке, инспекцию производства участника.

Пункт 14.2 раздела 14 Документации предусматривает, право заказчика на отклонение заявки, если цена, предложенная участником закупки, занижены на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора.

Согласно пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке

Из пункта 9.8.7.1 Положения следует, что рассмотрение заявок на участие в тендере осуществляется пунктами 9.1.11, 9.1.12, 9.1.13 Положения.

В соответствии с пунктами 9.1.13.1 и 9.1.13.4 Положения в рамках оценки заявок закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки допущенных участников закупки и присваивает каждой заявке оценки в соответствии с предусмотренными документацией оценочными критериями и порядком оценки заявок. Оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки и в порядке, которые установлены документацией о закупке с учетом положений раздела 8.7.

Пунктом 8.7.4 Положения предусмотрен такой критерий оценки заявок как цена договора, цена единицы товаров, работ, услуг.

Порядку рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников тендера посвящены разделы 12-13 Документации.

В соответствии с пунктом 13.3 Документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в тендере, закупочной комиссией каждой из заявок на участие в тендере относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в тендере, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в тендере содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в тендере, которая поступила ранее других заявок на участие в тендере, содержащих такие условия.

Пунктом 13.5 Документации предусмотрено, что победителем тендера признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в тендере которого, присвоен первый номер.

В рамках рассматриваемого тендера критериями оценки заявок участников тендера являются:

  1. цена договора (значимость критерия 80%);
  2. срок поставки, качество услуг (значимость критерия 20%) (пункт 12 информационной карты).

Согласно пункту 9.8.9.1 Положения выбор победителя тендера осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 9.1.16 Положения, согласно которому выбор победителя закупки осуществляется на заседании закупочной комиссии после проведения оценки заявок или переторжки (если проводилась) с учетом ее результатов (пункт 9.1.16.1 Положения о закупках).

В соответствии с пунктом 9.1.16.3 Положения и пункту 13.5 Документации закупочная комиссия на том же заседании признаёт победителем закупки участника, который предложил лучшие условия исполнения договора или лучшую цену и заявке на участие в закупке которого присвоено первое место.

Исходя из системного анализа положений Документации (разделы 12-13) и Положения следует, что победителем тендера признается участника закупки предложивший лучшее предложение по цене договора и по сроку поставки, качеству услуг.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Раздел 14 Документации посвящен отклонению заявок с демпинговой ценой.

В соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 Документации при представлении закупки, содержащей предложение о цене договора на 10 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной заказчиком закупки в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование.

Как уже указывалось ранее, пунктом 14.2 раздела 14 Документации предусмотрено, что заказчик закупки вправе отклонить заявку, если цена, предложенная участником закупки, занижены на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора.

Следовательно, с учетом положений пункта 14.2 раздела 14 Документации определение победителя ставится не в зависимости от наличия в заявке участника тендера лучшего предложения по цене договора и условий его исполнения, как указано в вышеприведенных положения Документации (разделы 12-13) и Положения, а от субъективного мнения заказчика.

При этом, исходя из того, что отклонение заявки, при наличие в ней демпинговой цены, является правом заказчика, и оно не ставится в зависимость от отсутствия в заявке той или иной информации, то положения пункта 14.1 раздела 14 Документации носят субъективный характер и нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и, в итоге, позволяют заказчику по своему произвольному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия оказания услуг.

Данные выводы Комиссии Новгородского УФАС России подтверждаются судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2022 № Ф05-20693/2022 по делу № А40-229830/2021).

На основании вышеизложенного, в действиях заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении в Документации права заказчика на отклонение заявки участника, содержащей предложение по цене договора на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора.

Таким образом доводы Жалобы нашли свое подтверждения, и Жалоба является обоснованной.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, вопреки мнению Общества, наличие в Документации, указанного ранее права заказчика, не делало невозможным для участников тендера предлагать цену контракта более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Нарушение, установленное в действиях заказчика, является существенным, и могло привести к неправомерному отклонению заявки, содержащей лучшую цену договора и условия его исполнения.

Вместе с тем, согласно приложению № 2 к протоколу от 17.01.2023 № 3 оценки заявок в тендере, среди трех участников закупки только участником № 598 (Общество с ограниченной ответственностью «Спутник») была предложена цена, которая более чем на 25% ниже начальной (максимально) цена договора.

При этом, заявка данного участника закупки не была отклонена комиссией заказчика, что свидетельствует об отсутствии доказательств того, что выявленное нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц повлияло на результаты рассматриваемых торгов и об отсутствии необходимости в выдаче соответствующего предписания.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «ТехноОйл» (170024, г. Тверь, пр-кт Николая Корыткова, д. 15Е, стр. 1, каб. 114) на действия заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10) при проведении тендера на право заключения договора на поставку АКБ, извещение № 32212006844 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.12.2022, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушено не повлияло на результаты рассматриваемых торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Акционерного общества «Автобусный парк».

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны