Решение №ИК/1839/24 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-249/2024 по результатам рассмотрения жал... от 3 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ

 

e-mail: crbstrussa@mail.ru

mmucrb@yandex.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «ЧЕСКА»

 

e-mail: info@cesca.ru

...

 

 

 

РЕШЕНИЕ

053/06/14-249/2024

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

26 апреля 2024 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

,

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница – ...;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕСКА» – ...;

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕСКА» (125367, г. Москва, вн.тер.г. мо Покровское-Стрешнево, ул. Габричевского, д. 5, к. 1, эт./пом. 1/I, ком. 71; далее – ООО «ЧЕСКА») на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Гостинодворская, д. 50; далее – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (аппарат искусственной вентиляции легких), извещение № 0150200003924000372 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также ЕИС) в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.04.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.04.2024 в Новгородское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ЧЕСКА» на действия заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (аппарат искусственной вентиляции легких), извещение № 0150200003924000372 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте 17.04.2024 (вх. № 2966-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки были проигнорированы положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616) и в извещении о ее проведении в последней редакции (редакции № ИИ2 от 17.04.2024 (далее – Извещение)) не установлен предусмотренный Постановлением № 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме, а также устно дополнил Жалобу доводом относительно неоднократного непродления заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке после внесения изменений в извещение о ее проведении.

Относительно указанного дополнения к Жалобе необходимо учитывать, что данный дополнительный довод о фактически ненадлежащем установлении заказчиком в последующих редакциях извещения о проведении рассматриваемой закупки дат окончания срока подачи заявок на участие в ней (пункт 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе) выходит за пределы рассмотрения Жалобы в связи с пропуском ее подателем срока, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе для подачи жалобы на положения извещения об осуществлении закупки (до окончания срока подачи заявок на участие в закупке).

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установленные заказчиком в последующих редакциях извещения о проведении рассматриваемой закупки (№ ИИ1 от 15.04.2024 и № ИИ2 от 17.04.2024) даты окончания срока подачи заявок на участие в ней (19.04.2024 и 22.04.2024 соответственно) никоим образом не противоречат положениям пункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно которым срок подачи заявок со дня, следующего после дня опубликования на официальном сайте измененного извещения о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) которого не превышает триста миллионов рублей, должен составлять не менее трех дней.

Учитывая величину НМЦК рассматриваемой закупки, не превышающую трехсот миллионов рублей (38 325 000, 00 рублей), положения пункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки были соблюдены.

Согласно представленным ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ возражениям на Жалобу (вх. № 3128-ЭП/24 от 25.04.2024 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными, поскольку запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, заказчиком в Извещении установлен не был в связи необходимостью обеспечения взаимодействия (совместимости) закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Так, заказчик имеет в собственности мониторы пациента производства GE Medical Systems (China) Co. Ltd (вариант исполнения B125M), расходные материалы к ним.

Требование о совместимости сформулировано заказчиком в описании объекта закупки, согласно которому заказчику требуется аппарат ИВЛ с возможностью передачи данных в информационную сеть медицинского учреждения.

Данное требование установлено ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ во исполнение выданного ему Территориальным органом Росздравнадзора по Новгородской области предписания № 7 от 11.04.2024 об устранении выявленных нарушений (далее – Предписание Росздравнадзора), согласно которому заказчик должен приобрести центральный пульт монитора, который свяжет имеющиеся у заказчика мониторы пациента и приобретаемые в рамках рассматриваемой закупки аппараты ИВЛ, для обеспечения возможности совместной работы аппаратов ИВЛ и мониторов пациента через функцию передачи информации в общую информационную сеть лечебного учреждения.

Кроме того, описанию объекта закупки не соответствует ни один из товаров, имеющихся в реестре российской промышленной продукции.

Помимо изложенного, заказчик считает, что, поскольку податель Жалобы в рассматриваемой закупке участие не принимал, его права ее проведением нарушены быть не могли.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители заказчика поддержали возражения на Жалобу в полном объеме, а также дополнительно уточнили, что в реестре российской промышленной продукции отсутствуют аппараты ИВЛ именно с возможностью передачи данных в информационную сеть медицинского учреждения.

Каких-либо письменных возражений относительно доводов Жалобы Администрация не представила.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В апреле 2024 года заказчиком – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (аппарат искусственной вентиляции легких).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Со стороны заказчика Извещение для его последующего размещения уполномоченным органом на официальном сайте было утверждено заместителем главного врача по финансово-экономической деятельности ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ ... 17.04.2024.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также каталог), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В пункте 3.1 Извещения заказчиком приведено следующее наименование объекта закупки – поставка медицинского оборудования (аппарат искусственной вентиляции легких), а также указана соответствующая объекту закупки категория 32.50.21.123 «Анестезиологические и респираторные медицинские изделия» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД2).

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога (далее – Правила № 145).

В силу пункта 7 Правил № 145 при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки, ее характеристики приведены заказчиком в разделе «Объект закупки» сформированного с использованием ЕИС извещения о проведении настоящего электронного аукциона в редакции № ИИ2 (размещена на официальном сайте 17.04.2024; далее – Экранная форма извещения).

В Экранной форме извещения заказчиком уточнено, что поставке в данном случае подлежат аппараты искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых в количестве 7 штук.

В силу подпункта «б» пункта 2 Правил № 145 положения каталога используются заказчиком среди прочего в целях описания объекта закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

Согласно Экранной форме извещения заказчиком при описании объекта закупки использована позиция 32.50.21.123-00000027 «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых» каталога.

В соответствии со справочной информацией из рассматриваемой позиции каталога описанное в нем медицинское изделие соответствует кодам 232890 «Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии» и 232870 «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный/для взрослых» по Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (далее – НКМИ).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотрен Постановлением № 616.

Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых установлен такой запрет (далее – перечень), утвержден пунктом 1 Постановления № 616.

Под 148 позицией в перечне указаны соответствующие категории 32.50.21.123 по ОКПД2 аппараты искусственной вентиляции легких, соответствующие кодам вида медицинского изделия в соответствии с НКМИ – 232870, 232890 <*>.

Согласно примечанию (<*>) к позиции 148 перечня при его применении в отношении товаров, указанных в пунктах 147 и 148, следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД2, так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с НКМИ.

Как отмечалось выше, подлежащие поставке в рамках рассматриваемой закупки аппараты искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых соответствуют категории 32.50.21.123 по ОКПД2 и коду вида медицинского изделия 232870 по НКМИ.

Таким образом, входящие в объект рассматриваемой закупки медицинские изделия упомянуты в пункте 148 перечня.

Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеупомянутых письменных возражений заказчика и устных пояснений присутствовавших на заседании Комиссии его представителей, предусмотренный Постановлением № 616 запрет в Извещении заказчиком установлен не был в связи с:

- отсутствием в реестре российской промышленной продукции аппаратов ИВЛ с возможностью передачи данных в информационную сеть медицинского учреждения;

- необходимостью обеспечения взаимодействия (совместимости) закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара и необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки, подпунктами «а» и «в» пункта 3 Постановления № 616 действительно названы в качестве исключений для его применения.

Вместе с тем, указанные исключения при разрешении заказчиком вопроса относительно необходимости установления в Извещении предусмотренного Постановлением № 616 запрета в данном случае применены быть не могли в связи со следующим.

В силу подпункта «а» пункта 3 Постановления № 616 отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара подтверждается наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Однако в материалах Жалобы разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара отсутствует, каких-либо ссылок на него документы об осуществлении рассматриваемой закупки также не содержат.

Кроме того, возможность передачи данных в информационную сеть медицинского учреждения является стандартной характеристикой, предусмотренной использованной заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки позиции 32.50.21.123-00000027 каталога.

Необходимость обеспечения взаимодействия (совместимости) закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ обосновывает через Предписание Росздравнадзора, согласно которому заказчик должен приобрести центральный пульт монитора, который, со слов заказчика, свяжет имеющиеся у него мониторы пациента производства GE Medical Systems (China) Co. Ltd и приобретаемые в рамках рассматриваемой закупки аппараты ИВЛ для обеспечения возможности их совместной работы через функцию передачи информации в общую информационную сеть лечебного учреждения.

Вместе с тем, упомянутый в Предписании Росздравнадзора центральный пульт монитора для оснащения отделения реанимации и интенсивной терапии (абз. 1 стр. 3) по состоянию на настоящее время заказчиком еще не приобретен.

При этом, подпункт «в» пункта 3 Постановления № 616 в качестве исключения для неустановления запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, называет необходимость обеспечения взаимодействия приобретаемых товаров с товарами, исключительно уже используемыми заказчиком.

Кроме того, для применения исключения для неустановления запрета, предусмотренного подпунком «в» пункта 3 Постановления № 616, описание объекта закупки должно содержать указание на товарные знаки уже имеющихся у заказчика товаров, с которыми и должно быть обеспечено такое взаимодействие.

В противном случае, участники закупки будут лишены возможности уяснить критерии совместимости требующегося к поставке товара с уже имеющимися у заказчика товарами.

Однако приведенное ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ в Извещении описание объекта закупки товарных знаков уже имеющихся у заказчика товаров не содержит и, как установлено выше, не может их содержать в силу отсутствия у заказчика в настоящее время в пользовании центрального пульта монитора.

Указанные обстоятельства требовали от заказчика установления в Извещении предусмотренного Постановлением № 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Однако такой запрет заказчиком в разделе 6 Извещения установлен не был.

С учетом изложенного, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении предусмотренного Постановлением № 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Соответственно, довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Как установлено выше, положения каталога используются заказчиком в целях описания объекта закупки, которое включается в извещение об ее осуществлении (подпункт «б» пункта 2 Правил № 145), а согласно Экранной форме извещения заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки использована позиция 32.50.21.123-00000027 каталога.

При этом, помимо непосредственно названных указанной позиций каталога характеристик (например, «запись мониторируемых параметров в виде числовых значений», «предупреждение о необходимости замены датчика кислорода», «минимальная чувствительность триггера по потоку, л/мин», «небулайзер», «тренд давления», «запись мониторируемых параметров в виде графических трендов», «дисплей», «автономная работа от встроенного аккумулятора», «привод» и т.д.), заказчиком в Экранной форме извещения при описании объекта закупки использованы также и дополнительные показатели подлежащего поставке товара, отсутствующие в данной позиции каталога (например, «минутный объем дыхания», «русифицированное программное обеспечение», «настройка границ сигнала тревог», «зарядка встроенного аккумулятора при наличии внешнего электропитания», «отношение вдох:выдох», «функция объемной капнометрии», «давление плато», «механические функциональные клавиши для прямого доступа к часто используемым функциям» и т.д.).

Право использования непредусмотренной соответствующей позицией каталога дополнительной информации, дополнительных характеристик подлежащего поставке товара предоставлено заказчику пунктом 5 Правил № 145.

При этом, согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил № 145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В качестве такого обоснования заказчиком в Экранной форме извещения, Приложении № 1 к Извещению указано «в соответствии с КТРУ».

Однако какого-либо смысла, сущностного содержания, непосредственного объяснения установления дополнительных характеристик подлежащего поставке товара данное обоснование не содержит, в связи с чем таковым по своей сути не является.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в невключении в описание объекта закупки соответствующего обоснования использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных соответствующей позицией каталога.

2. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в ней.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.6 Приложения № 3 к Извещению инструкция по заполнению заявки на участие в рассматриваемой закупке содержится в Экранной форме извещения (далее – Инструкция).

Как отмечалось выше, одной из характеристик подлежащих поставке аппаратов ИВЛ является показатель «механические функциональные клавиши для прямого доступа к часто используемым функциям».

Согласно Экранной форме извещения значение данного показателя должно быть «≥ 2» шт.

В отношении указания участниками закупки в составе заявок значения данного показателя Инструкция устанавливает следующий порядок: «значение характеристики не может изменяться участником закупки».

Вместе с тем, необходимо учитывать, что с учетом имеющейся у аппарата ИВЛ технической документации количество размещенных на нем механических функциональных клавиш является конкретным и заранее известным для пользователя значением.

Однако вышеуказанные положения Инструкции требуют указания в составе заявки значения данного показателя с использованием арифметического знака «≥», то есть в неконкретном виде, что лишает аукционную комиссию уполномоченного органа при рассмотрении заявок участников закупки возможности определить действительное количество механических функциональных клавиш у предложенного к поставке аппарата ИВЛ.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2024 (далее – Протокол) на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов (идентификационные номера заявок – 5 и 4), победителем закупки был признан участник, подавший заявку с идентификационным номером 4.

При этом, в заявке победителя закупки значение показателя «механические функциональные клавиши для прямого доступа к часто используемым функциям» было приведено с учетом вышеуказанных некорректных положении Инструкции также в неконкретном виде («≥ 2» шт.).

Указанные обстоятельства могут привести к заключению контракта по итогам рассматриваемой закупки, не содержащего конкретного значения данной характеристики аппарата ИВЛ.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

3. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект контракта в данном случае является Приложением № 4 к Извещению (далее – Проект контракта).

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Ответственность сторон предусмотрена разделом 11 Проекта контракта.

При этом, в пункте 11.6 Проекта контракта мера ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, установлена именно в соответствии с пунктом 4 Правил № 1042.

Так, в соответствии с пунктом 11.6 Проекта контракта «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан в срок не позднее 20 дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей».

Вместе с тем, пункт 4 Правил № 1042 применим только при исполнении контракта, заключенного по результатам закупок, участниками которых являлись исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (пункт 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе).

Однако ограничение участия в рассматриваемой закупке, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчиком в Извещении не установлено (пункт 5.1), в связи с чем ее участниками могли являться любые соответствующие требованиям действующего законодательства лица, а не только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Учитывая изложенное, мера ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, в Проекте контракта должна была быть установлена заказчиком с учетом величины НМЦК рассматриваемой закупки в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 Правил № 1042.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта меры ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных контрактом обязательств.

4. В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Предусмотренные пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе случаи, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ приведены в пункте 12.6 Проекта контракта, однако приведены такие случаи заказчиком в ненадлежащем виде.

Так, согласно пункту 12.6 Проекта контракта «Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика».

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержится нарушение пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в Проекте контракта случаев, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от его исполнения.

5. Среди прочих принципов законодательства о контрактной системе статья 7 Закона о контрактной системе называет принципы открытости и прозрачности.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 17.2 Проекта контракта «обязательства по Контракту считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами Акта приема-передачи Оборудования (приложение №3 к Контракту)».

Вместе с тем, какого-либо приложения № 3 Проект контракта в действительности не содержит.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в проекте контракта ссылки на несуществующее приложение к нему.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение для его последующего размещения уполномоченным органом на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

6. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В силу положений части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Таким образом, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) формируется непосредственно заказчиком.

Согласно пункту 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) среди прочего должен содержать информацию относительно принятого в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решения о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

Из Протокола следует, что заявка с идентификационным номером 5 аукционной комиссией уполномоченного органа была отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе со следующим обоснованием: «указанные в структурированной заявке данные не соответствуют данным в документах, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару), а именно копии действующего регистрационного удостоверения (приложенной в составе заявки)».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, является самостоятельным основанием для ее отклонения, в связи с чем приведенное заказчиком в сформированном им Протоколе вышеуказанное основание отклонения заявки с идентификационным номером 5 со ссылкой на пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе является некорректным.

Кроме того, в Протоколе не указаны конкретные положения заявки (данные структурированной заявки, данные регистрационного удостоверения), которые свидетельствуют о недостоверности и противоречивости характеристик предложенного участником товара.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ СТАРОРУССКАЯ ЦРБ содержится нарушение пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении требований к содержанию протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно в отсутствии в таком протоколе надлежащего обоснования отклонения заявки с идентификационным номером 5.

Вышеуказанные действия заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, ответственного за соблюдение требований к содержанию Протокола, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП.

При решении вопроса об устранении выявленных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Установленные в результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения многочисленны, являются грубыми и существенными, среди прочего привели к нарушению национального режима при осуществлении закупок, установлению некорректных положений Инструкции, непосредственным образом препятствующих предложению к поставке товара с конкретными значениями характеристик, а также к ненадлежащему установлению в Проекте контракта меры ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им предусмотренных контрактом обязательств.

Кроме того, Протокол содержит некорректное обоснование отклонения заявки одного из участников закупки, что может ввести в заблуждение данное лицо.

Указанные обстоятельства требуют от Комиссии выдачи предписания об устранении выявленных нарушений именно путем аннулирования рассматриваемых торгов.

Руководствуясь статьями 7, 14, 23, 33, 34, 42, 48, 49, 95, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕСКА» (125367, г. Москва, вн.тер.г. мо Покровское-Стрешнево, ул. Габричевского, д. 5, к. 1, эт./пом. 1/I, ком. 71) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Гостинодворская, д. 50) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (аппарат искусственной вентиляции легких), извещение № 0150200003924000372 о проведении которого в редакции № ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.04.2024, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, частей 4, 8 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 5 статьи 49, пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Старорусская центральная районная больница, уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Старорусская центральная районная больница.

...

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны