Решение №2681/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-227/2019 по результатам рассмотрения ж... от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

МКУ Новгородского района «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению»

 

ул. Октябрьская, д. 3,

п. Панковка, Новгородский район, Новгородская обл., 173526

 

 

 

Уполномоченному органу  –

Комитету по управлению  муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района  и его аукционной комиссии

 

ул. Большая Московская, д. 78,

Великий Новгород, 173020

 

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,  д. 12,

строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

 

ООО «ПрофиСтрой»

 

Старо-Петергофский пр-кт, д. 28, лит. А, пом. 6Н, офис 1,

г. Санкт-Петербург, 190020

 

ул. Сенная, д. 4,

Великий Новгород, 173008

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/33-227/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

10 июня 2019 года                                                                                             Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководитель Управления,

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» - «…»(доверенность № б/н от 09.04.2019);

уполномоченный орган – Администрация Новгородского муниципального района – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой»  - «….» (доверенность б/н от 07.06.2019),

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» (ИНН 7839108791; 190020, г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр-кт, д. 28, лит. А, пом. 6Н, офис 1; далее – ООО «ПрофиСтрой») на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» (173526, Новгородская область, Новгородский район, рп. Панковка, ул. Октябрьская, д. 3; далее – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Новгородского муниципального района (173014, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 78; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада Борковского районного Дома народного творчества и досуга с устройством вентилируемого фасада, Новгородская область, Новгородский район, д. Борки, ул. Заверяжская, д. 1, извещение № 0350300036919000077 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.05.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.06.2019  в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «ПрофиСтрой» на действия муниципального заказчикаМКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада Борковского районного Дома народного творчества и досуга с устройством вентилируемого фасада, Новгородская область, Новгородский район, д. Борки, ул. Заверяжская, д. 1, извещение № 0350300036919000077 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.05.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что ООО «ПрофиСтрой» считает, что заказчиком при описании объекта закупки в Приложении № 3 к документации об электроном аукционе установлены излишние требования к товару, их составляющим, а также  установлено большое количество государственных стандартов, вводящих  участников рассматриваемой закупки в заблуждение.

Кроме того, в Приложении № 3 к документации об электроном аукционе содержится ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявок, которая содержит запутанные и противоречивые требования относительно заполнения первых частей заявок.

По мнению ООО «ПрофиСтрой» указанные факты свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении рассматриваемых торгов.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представители  ООО «ПрофиСтрой» поддержали доводы Жалобы в полном объеме.

Доводы Жалобы о возможном нарушении муниципальным заказчиком - МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» антимонопольного законодательства (ограничение конкуренции при проведении аукциона)  образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.

С учетом изложенного, ООО «ПрофиСтрой» имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Муниципальный заказчик – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению»  считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 3875 от 06.06.2019 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.

Каких-либо завышенных требований к товарам, используемым при выполнении работ, Приложение № 3, по мнению заказчика, не содержит, все требования к показателям товара используемых при выполнении работ  устанавливались в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации.

Согласно письму Минэкономразвития от 24.04.2017 № Д28и-1732, при формировании технического задания заказчик, самостоятельно определяет параметры и характеристики, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребности. При этом заказчик вправе как указывать так и неуказывать ссылку на определенный  ГОСТ.

По мнению заказчика, установление в техническом задании требований к товару, не является нарушением и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

   На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика поддержал возражения в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В мае-июне 2019 года муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада Борковского районного Дома народного творчества и досуга с устройством вентилируемого фасада, Новгородская область, Новгородский район, д. Борки, ул. Заверяжская, д. 1, (начальная (максимальная) цена контракта 15 115 590, 00 рублей).

Документация об проведении рассматриваемого электронного аукциона утверждена директором МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» «…» 24.05.2019 (далее – Документация).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

            В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению»  в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение капитального ремонта фасада Борковского районного Дома народного творчества и досуга с устройством вентилируемого фасада, Новгородская область, Новгородский район, д. Борки, ул. Заверяжская, д. 1.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ содержатся в Приложении № 3 к Документации (далее – Приложение № 3).

Приложение № 3 представляют собой таблицу, содержащую наименования Товаров и показателей (характеристик) Товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика.

По мнению подателя Жалобы, при описании объекта рассматриваемой закупки, в том числе при установлении требований к товару в Приложении № 3, муниципальным заказчиком были совершены действия, приведшие к необоснованному ограничению числа участников закупки, в виде установления излишних, завышенных требований к товару и их составляющим, а также установлении требований к товарам, противоречащим государственным стандартам или сужающим установленные ими нормативы.

Вместе с тем, доказательств наличия в Документации, а также приложениях к ней таких излишний требований к товарам и их составляющим ООО «ПрофиСтрой»  в Жалобе не приведено.

Как уже отмечалось выше, при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

            Кроме того, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» для указанных в Приложении № 3 товаров  предусмотрены функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики. Требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов в Документацию не включены.

Основные требования к товарам, используемых при выполнении работ прямо предусмотрены положениями государственных стандартов, установленных в Приложении № 3.

Указанные государственные стандарты являются действующими, включены в национальную систему стандартизации, в связи с чем подлежат применению на территории Российской Федерации.

Порядок описания участниками закупки товара, используемого при выполнении работ, входящих в объект закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, заказчиком приведен в инструкции по заполнению заявок (пункт 10.4 Документации).

Соответственно, вышеуказанный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

            2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

На основании вышеуказанного положения муниципальным заказчиком - МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» в  пункте 10.4.1 Документации установлена соответствующая инструкция по заполнению первой части заявки (далее – Инструкция).

Аналогичная Инструкция муниципальным заказчиком установлена в Приложении № 3.

            Указание ООО «ПрофиСтрой» о том, что установленная Инструкция содержит запутанные и противоречивые требования относительно заполнения первых частей заявок является несостоятельной, поскольку в содержащейся Инструкции, государственным заказчиком четко  установлены требования и условия заполнения первых частей заявок, а именно на основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе   муниципальным заказчиком установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей, а также значениям показателей, которые не могут изменяться. Требования к значениям показателей разделены на несколько типов. К первому типу показателей относятся показатели, для которых установлены требования к минимальным значениям таких показателей. Ко второму типу показателей относятся показатели, для которых установлены требования к максимальным значениям таких показателей. К третьему типу показателей относятся показатели, для которых установлены требования к минимальным и максимальным значениям таких показателей (диапазонные значения). К четвертому типу показателей относятся показатели, для которых установлены значения, которые не могут изменяться. К пятому типу показателей относятся показатели, для которых установлены варианты значений. Тип показателя указан муниципальным заказчиком в столбце 6 Приложения № 3.

Доказательства наличия в Инструкции противоречивых требований и  введения ООО «ПрофиСтрой» в заблуждение положениями Инструкции в материалах Жалобы также отсутствуют.

Соответственно, вышеуказанный довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения, а сама Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункты 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства – строения, здания.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В Документации (в частности, в Ведомости объемов работ) перечислены работы, которые являются работами по ремонту, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе, участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В свою очередь, муниципальный  заказчик – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников - выписку из реестра членов СРО.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» в пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам аукциона: «Участники должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 и частью 3 статьи  55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. рублей и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ)».

Данное требование к участникам закупки правомерно установлено муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» в Документации в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ.

В подпункте 2 пункта 10.3 Документации муниципальным  заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: «копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, со сроком выдачи не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

При этом, муниципальным  заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» не было учтено, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Данный вывод Комиссии подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 № Ф05-17376/2018 по делу № А40-15713/2018; Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 16.04.2018 по делу № А40-8854/18).

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам рассматриваемой закупки, не предусмотренного законодательством о контрактной системе (о предоставлении участниками аукциона в составе вторых частей заявок на участие в нем копии выписки из реестра членов СРО со сроком ее выдачи, не предусмотренном Законом о контрактной системе (не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе)).

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» была утверждена новая форма выписки СРО,  а предыдущий приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, утвердивший ранее действующую форму выписки, утратил силу.

Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 вступил в силу с 20.04.2019.

Таким образом, с 20.04.2019 действует новая форма выписки из реестра членов СРО.

Однако в подпункте 2 пункта 10.3 Документации муниципальным заказчиком установлено требование к представлению  формы выписки СРО в старой редакции, а именно «копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58».

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации неправомерных требований к участникам рассматриваемой закупки, относительно  предоставления участниками закупки в составе второй части заявки устаревшей и недействительной формы выписки из реестра членов СРО.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

            Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как отмечалось выше, требования к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении № 3.

В частности, по ряду позиции Приложения № 3 среди прочих показателей используемых при выполнении работ товаров установлены требования об их соответствии определенным государственным стандартам.

Так, по позиции 13 «Растворы строительные ГОСТ 28013-98» Приложения № 3 муниципальным заказчиком установлены соответствующие характеристики товара, которые как следует из самого наименования, должны соответствовать вышеуказанному государственному стандарту.

            Согласно таблице Б.1 ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные» подвижность растворной смеси на месте применения в зависимости от назначения раствора подразделяется на:

 

Таблица Б.1

     

Основное назначение раствора

Глубина погружения конуса, см

Марка по подвижности Пк

А Кладочные:

   

- для бутовой кладки:

   

вибрированной

1-3

Пк1

невибрированной

4-6

Пк2

- для кладки из пустотелого кирпича или керамических камней

7-8

Пк2

- для кладки из полнотелого кирпича; керамических камней; бетонных камней или камней из легких пород

8-12

Пк3

- для заливки пустот в кладке и подачи растворонасосом

13-14

Пк4

- для устройства постели при монтаже стен из крупных бетонных блоков и панелей; расшивок горизонтальных и вертикальных швов в стенах из панелей и крупных бетонных блоков

5-7

Пк2

Б Облицовочные:
 

   

- для крепления плит из природного камня и керамической плитки по готовой кирпичной стене

6-8

Пк2

- для крепления облицовочных изделий легкобетонных панелей и блоков в заводских условиях

   

В Штукатурные:

   

раствор для грунта

7-8

Пк2

раствор для набрызга:

   

при ручном нанесении

8-12

Пк3

при механизированном способе нанесения

9-14

Пк4

раствор для накрывки:

   

без применения гипса

7-8

Пк2

с применением гипса

9-12

ПкЗ

 

 

            Таким образом, в зависимости от марки подвижности и глубины погружения конуса используются различные строительные смеси различными назначениями.

            Как следует из Таблицы Б.1  ГОСТ 28013-98, марка по подвижности «Пк_1» относится только  к вибрированной бутовой кладке.

Однако по позиции 13  «Растворы строительные ГОСТ 28013-98» Приложения № 3 среди прочих показателей данного товара (материала) муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» установлены следующий показатель и его возможное значение:

- «Назначение раствора» - варианты значений облицовочный, штукатурный;

- «Подвижность растворной смеси» - варианты значений П_к1, П_к2, П_к3, П_к4;

            Таким образом, согласно ГОСТ 28013-98 и характеристикам товара по позиции 13 Приложения № 3, очевидно, что установленные муниципальным заказчиком требования носят противоречивый характер, поскольку указанные варианты значений показателя «Подвижность растворной смеси» не соответствуют их назначениям, а именно марка подвижности «П_к1», как это было указано выше, применяется только для вибрированной бутовой кладки, что в действительности  не является потребностью заказчика согласно в Приложению № 3.

            Вышеуказанное противоречие, способно ввести в заблуждение потенциальных участников закупки при оформлении ими первых частей своих заявок.

            Таким образом,  в действиях муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,   выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно в установлении в Приложении № 3 противоречивых требований к значениям показателей товаров, не соответствующих потребностям самого заказчика.

3. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.

Из представленных материалов по  Жалобе следует, что на рассматриваемый электронный аукцион поступило 4 запроса о даче разъяснений на положения документации об электронном аукционе.

Однако, как следует из информации по рассматриваемому электронному аукциону, содержащейся на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе», три из четырех указанных разъяснений были размещены муниципальным заказчиком без указания предмета поступившего запроса.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель муниципального заказчика устно пояснил, что ответственным за оформление ответа на запрос о даче разъяснений  положений документации об электронном аукционе является МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению»

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении установленного порядка предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика - МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению», являются существенными,  свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении аукциона, вводят в заблуждение потенциальных участников аукциона относительно действительных требований, предъявляемых заказчиком к участникам закупки и содержанию их заявок, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями  31, 33, 64, 65, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» (ИНН 7839108791; 190020, г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр-кт, д. 28, лит. А, пом. 6Н, офис 1) на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» (173526, Новгородская область, Новгородский район, рп. Панковка, ул. Октябрьская, д. 3) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Новгородского муниципального района (173014, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 78) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасада Борковского районного Дома народного творчества и досуга с устройством вентилируемого фасада, Новгородская область, Новгородский район, д. Борки, ул. Заверяжская, д. 1, извещение № 0350300036919000077 в редакции № ИИ2 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 24.05.2019, необоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению» нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению», уполномоченному органу - Администрации Новгородского муниципального района, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.А. Куриков

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           

 

                                                                                                                        А.Т. Иванов

 

                                                                                                                        С.О. Михайлов

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны