Решение №6984/03 РЕШЕНИЕ № 113 по результатам внеплановой документарной прове... от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ФГБУ «Национальный парк «Валдайский»

 

ул. Победы, д. 5,

г. Валдай, Новгородская обл.,

175400

 

 

Специализированной организации –

ООО «ПСО «Госзаказ»

 

пр-кт Октябрьский, 26-Б, 30,

г. Петрозаводск, 185031

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 113

по результатам внеплановой документарной проверки

 

26 ноября 2021 года                                                                                      Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Инспекция) в составе:

…, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления – руководитель Инспекции,

…, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления – участник Инспекции,

…, специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления – участник Инспекции,

во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 № МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Новгородского УФАС России № 168/2021 от 18.11.2021, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Валдайский» (175400, Новгородская обл., г. Валдай, ул. Победы, д. 5; далее - ФГБУ «Национальный парк «Валдайский») совместно со специализированной организацией – Обществом с ограниченной ответственностью «Первая специализированная организация «Государственный заказ» (185031, г. Петрозаводск, пр-кт Октябрьский, 26-Б, 30; далее - ООО «ПСО «Госзаказ») закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для глэмпинга с установкой, извещение № 0350100002321000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее –официальный сайт) 19.10.2021, без участия представителей заказчика и специализированной организации

 

УСТАНОВИЛА:

 

В октябре 2021 года заказчиком – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» совместно со специализированной организацией – ООО «ПСО «Госзаказ» (договор № 3/960 от 23.09.2021 на оказание комплексов услуг специализированной организацией по выполнению функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд ФГБУ «Национальный парк «Валдайский») в рамках национального проекта «Экология» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для глэмпинга с установкой, извещение № 0350100002321000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.10.2021.

Документация о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация) была утверждена директором ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» … 19.10.2021.

Единая комиссия по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» (далее – Единая (аукционная) комиссия) создана приказом ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» № 89 от 09.12.2020, указанным приказом учреждения также утверждены ее состав и положение о порядке работы.

1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в случае, если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены ограничения участия в определении поставщика в отношении отдельных категорий лиц либо товаров, работ, услуг, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные ограничения.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее - Постановление № 878).

Также Постановлением № 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень по Постановлению № 878).

Согласно пункту 3 Постановления № 878, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств установлен Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок и государственных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее – Постановление № 616). 

            В соответствии с пунктом 1 Постановления № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – Перечень по Постановлению № 616).

В соответствии с Приложением № 1 Документации поставке подлежат светодиодные потолочные светильники.

При этом, светодиодные потолочные светильники включены в Перечень Постановления № 878 под видом 27.40.25 «Люстры и прочие устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2).

Также, в соответствии с Приложением № 1 Документации поставке подлежат светильники светодиодные уличные.

При этом, светильники светодиодные уличные включены в Перечень по Постановлению № 616 под видом 27.40.39 «Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки» ОКПД2.

Следовательно, товар, фактически подлежащий поставке при исполнении контракта, необходимый для его надлежащего исполнения и в дальнейшем переходящий в собственность заказчика, подпадает под установленные запреты и ограничения на допуск продукции, происходящей из иностранных государств, а, следовательно, рассматриваемая закупка подпадает под действие Постановления № 878 и Постановления № 616.

Однако предусмотренные Постановлением № 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции и запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением № 616,  заказчиком в Документацию в данном случае не включены.

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 7 Постановления № 878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него.

Также, согласно пункту 12 Постановления № 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации об электронном аукционе предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением № 878 и неустановлении в документации об электронном аукционе предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановлению № 616, а также в неправомерном объединении в одном лоте (предмете контракта) товаров из разных перечней продукции, на которую распространяются требования национального режима.

2. Согласно пункту 5 Документации о проведении электронного аукциона  начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК) рассматриваемой закупки составляет 2 333 333,00 рублей.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона предусмотрены статьей 37 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи (в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Согласно пункту 11 Документации в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.

При этом, в пункте 1.5 Общих положений заказчиком приведена следующая формулировка относительно порядка предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в случае, если предложенная в заявке такого участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к НМЦК, а именно:

«В случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона».

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем и вводящем в заблуждение указании в документации о проведении электронного аукциона порядка предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения в случае наступления антидемпинговых мер.

3. Требования к участникам закупки предусмотрены статьей 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

Пункты 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе называют следующую информацию об участниках закупок:

- фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) (пункт 2);

- наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования (пункт 3):

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица.

Требования к участникам рассматриваемой закупки заказчиком приведены в пункте 18 Документации.

При этом требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком в подпункте 9 пункта 18 Документации приведено в следующем виде:

«отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица».

Вместе с тем, установленное в подпункте 9 пункта 18 Документации указанное требование заказчика об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки нельзя считать установленным надлежащим образом, поскольку заказчик, используя такую формулировку, в данном случае не требует:

- отсутствия в реестре информации об управляющем, управляющей организации (если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу), то есть информации, предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе;

- отсутствия в реестре информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также информации об учредителях унитарного юридического лица, то есть информации, предусмотренной пунктом 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Валдайский» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации о проведении электронного аукциона требований к его участникам.

В связи с признанием 28.10.2021 рассматриваемого электронного аукциона в соответствии с частью 16 статьи 66 несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок, необходимость для выдачи предписания об устранении установленных нарушений у Инспекции в данном случае отсутствует.

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский» нарушения части 3 статьи 14, части 5 статьи 31, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Валдайский».

 

 

Руководитель Инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________              …

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

Участник Инспекции,      

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________              …

                                                                                                                                     (подпись)

 

Участник Инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________              …

                                                                                                                          (подпись)

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны