Решение б/н Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении законод... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

13 декабря 2010 года

              Великий Новгород

Исходящий  № 5332/03 от 20.12.2010

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…..> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

<…..> – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

<…..> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 34 от 03.11.2010 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) индивидуальным предпринимателем <Г…>,

в присутствии представителя:

заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Дентал-Н»  (далее – ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н») – <….> (доверенность № б/н  от 22.11.2010),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проверки специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в рекламно-информационном издании «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг»  (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области ПИ  № ТУ 53-00076 от 7 июня 2010 года) № 11 (011) от 11.10.2010  на 1 странице размещено рекламное объявление под заголовком «Стоматология Дентал-Н».

В указанном рекламном объявлении содержится информация об услугах, оказываемых стоматологией «Дентал-Н», в частности сообщается следующее: «лечение и  профилактика кариеса зубов, все виды протезирования, экстренная помощь, лечение без боли».

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость; прием (осмотр, консультация) – производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания или синдрома.

Услуги по «стоматологии», «стоматологии детской», «стоматологии профилактической», «стоматологии ортопедической», «стоматологии терапевтической» и «стоматологии хирургической» включены в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, и Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323.

Согласно вышеуказанным перечням услуги по стоматологии относятся к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи. Осуществление деятельности по оказанию данных услуг возможно только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Документом, регулирующим оказание услуги по лечению кариеса зубов, является Протокол ведения больных «Кариес зубов», утвержденный заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 17.10.2006.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, в данном случае распространенное на 1 странице рекламно-информационного издания «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010 рекламное объявление под заголовком «Стоматология Дентал-Н» представляет собой рекламу медицинских услуг – услуг по стоматологии (лечение кариеса, протезирование).

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию указанных в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.

Таким образом, в распространенном на 1 странице рекламно-информационного издания «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010 рекламном объявлении под заголовком «Стоматология Дентал-Н» имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы и учредителем рекламно-информационного издания «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» – ИП <Г…> (вх. № 5960 от 22.10.2010 Новгородского УФАС России) следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н». Между ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» и ИП <Г…> был заключен Договор № 302 от 06.10.2010 (далее – Договор), в рамках которого осуществлялось распространение указанного рекламного объявления. Согласно пункту 3.6 Договора рекламодатель ознакомлен с требованиями Законодательства РФ о рекламе в части ограничений и особенностей рекламы отдельных видов товаров и услуг. Макет указанного рекламного объявления был изготовлен дизайнером рекламораспространителя по представленному ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» образцу и отправлен на согласование по электронной почте. Плательщиком по счету-заказу № 2619 от 06.10.2010 за размещение указанного рекламного объявления в рекламно-информационном издании «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» выступало ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н». При этом согласно данному счету-заказу указанное рекламное объявление было опубликовано в общей сложности 6 раз в изданиях, учредителем которых является ИП <Г….>. Следовательно, в данном случае рекламораспространителем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ИП <Г….>, рекламодателем – ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н».

Из письменных объяснений ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» (вх. № 6633 от 22.11.2010 Новгородского УФАС России) и устных пояснений представителя ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н», данных им на рассмотрении дела, следует, что в действиях ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе.

ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» не оспаривает наличие договорных отношений с ИП <Г….> по поводу размещения рассматриваемой рекламы. Однако согласно пункту 3.5 Договора Рекламист (ИП <Г…>) имеет право не принимать к размещению (публикации) рекламные материалы, содержание и/или оформление которых, по мнению Рекламиста, не соответствует моральным и этическим нормам, а также противоречит действующему Законодательству РФ о рекламе. Заключая Договор, ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» полагало, что рекламораспространитель добросовестно исполнит все принятые на себя обязательства по размещению рекламного модуля в соответствии с условиями Договора и действующим законодательством. ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н», не являясь специалистом в области рекламного законодательства, не самостоятельно размещало указанную рекламу, а доверило выполнение работ профессионалу (ИП <Г….>) в этой области деятельности. При этом ООО «Стоматологическая клиника «Дентал-Н» рекламный модуль, разработанный ИП <Г….>, не согласовывало.

Распространение рассматриваемой рекламы в рекламно-информационном издании «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» прекращено.

ИП <Г….> был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явился, никаких ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Исследовав материалы дела и оценив доводы представителей сторон,  Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рекламно-информационном издании «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010 на 1 странице была размещена реклама услуг, оказываемых ООО «Стоматология Дентал-Н». Указанное рекламное объявление было опубликовано в общей сложности 6 раз в изданиях, учредителем которых является  ИП <Г….>.

Услуги по стоматологии согласно действующим нормативным актами (постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323) являются медицинскими услугами.

При этом из информации, представленной Комитетом по охране здоровья населения области (исх. № 6196 от 11.11.2010) следует, что услуги по стоматологии имеют противопоказания и для их применения и использования необходимо получение консультации специалистов. При этом вопрос о противопоказаниях и получении консультации решается в каждом конкретном случае индивидуально врачом, оказывающим услугу.

ООО «Стоматология Дентал-Н» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией № ЛО-53-01-000129 от 26.05.2009 на осуществление медицинской деятельности на работы и услуги по стоматологии.

Таким образом, в данном случае рассматриваемое рекламное объявление представляет собой рекламу медицинских услуг – услуг по стоматологии.

При этом в указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию указанных в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.

Таким образом, рекламное объявление под заголовком «Стоматология Дентал-Н», размещенное на 1 странице рекламно-информационного издания «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010, содержит в себе нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов.

Требование об указании в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов является обязательным. Данное требование направлено на доведение до потребителей рекламы существенной информации о рекламируемых медицинских услугах и на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 3.2 Договора ООО «Стоматология Дентал-Н» представило рекламораспространителю – ИП <Г….> – рекламную информацию, необходимую для изготовления макета рассматриваемого рекламного объявления. Макет рассматриваемого рекламного объявления был изготовлен рекламораспространителем. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что макет рассматриваемого рекламного объявления был надлежащим образом согласован рекламодателем – ООО «Стоматология Дентал-Н».

Согласно пункту 3.8 Договора изготовленные Рекламистом оригинал-макеты рекламной информации являются собственностью Рекламиста. Рекламодатель вправе с целью последующего использования выкупить их по цене, согласованной сторонами.

Таким образом, ИП <Г….> разместил в рекламно-информационном издании «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» рассматриваемое рекламное объявление, разработанное согласно рекламному макету, самостоятельно им изготовленному и являющемуся его собственностью.

При этом согласно пункту 3.5 Договора Рекламист имеет право не принимать к размещению (публикации) рекламные материалы, содержание и/или оформление которых, по мнению Рекламиста, не соответствует моральным и этическим нормам, а также противоречит действующему Законодательству РФ о рекламе.

ИП <Г….> как профессиональный участник рынка по распространению и размещению рекламных материалов имеет достаточный объем знаний о действующем законодательстве Российской Федерации о рекламе и опыт работы в сфере распространения рекламы, в связи с чем мог и должен был предпринять все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении рассматриваемого рекламного объявления.

Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении рекламы медицинских услуг, размещенной на 1 странице рекламно-информационного издания «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010, содержится в действиях рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ИП <Г….>. При этом в материалах дела имеются доказательства устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации (вх. № 7048 от 13.12.2010 Новгородского УФАС России).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещенную на 1 странице рекламно-информационного издания «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010, рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель <Г….>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с устранением совершенного нарушения.

3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не передавать в связи с тем, что индивидуальный предприниматель <Г….> уже привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе при распространении в рекламно-информационном издании «Мой ГИПЕРМАРКЕТ товаров и услуг» № 11 (011) от 11.10.2010 ненадлежащей рекламы медицинских услуг с нарушением в ней части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны