Решение №2083/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-297/2021 по результатам рассмотрения жал... от 22 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику – МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство»
ул. Ильина, д. 35а,
Великий Новгород, 173000
Уполномоченному органу – Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода
ул. Мерецкова-Волосова, д.13,
Великий Новгород, 173007
Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
Подателю жалобы – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»
Приморский б-р, д. 2б, оф. 5,
г. Тольятти, 445051
Исх. №2083/03 от 22.04.2021
РЕШЕНИЕ № 053/06/33-297/2021
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
19 апреля 2021 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
…. – … - …;
…. – …, …;
… – …, …,
в присутствии представителей:
заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» - … (доверенность № … от …);
уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода – … (доверенность № … от …);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» (445051, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 2б, оф. 5; далее – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ») на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а; далее – МКУ «Городское хозяйство») при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – КУМИ) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги г. Великий Новгород, Проспект Мира: замена остановочных павильонов (11 шт.), извещение № 0350300011821000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 02.04.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
12.04.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия заказчика - МКУ «Городское хозяйство» при осуществлении им и уполномоченным органом - КУМИ закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги г. Великий Новгород, Проспект Мира: замена остановочных павильонов (11 шт.), извещение № 0350300011821000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.04.2021 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Заказчиком установлены следующие требования к показателям поставляемых товаров и значениям таких показателей, не связанные с объектом закупки:
«Форма каркаса в поперечном сечении»: «П-образная»;
«Форма и размер сечения поперечного сечения профиля нижних и верхних перекладин, вертикальных стоек, Д х Ш», мм: «Квадратная, с четырьмя внутренними полостями и четырьмя продольными пазами, в сечении не менее 82 х 82 и не более 84 х 84 мм» (Форма - Конкретное значение показателя, которое не может изменяться, применение союза «и», предлога «с» в описании значений показателя означает, что требуется товар одновременно с каждым из указанных значений показателя);
«Форма поперечного сечения опорных стоек каркаса», мм;
«Ширина поперечного сечения профиля опорных стоек каркаса», мм;
«Высота поперечного сечения профиля опорных стоек каркаса», мм;
«Крепление опорных стоек к перекладинам нижнего пояса»: «не менее двух болтов М12 х 30 и не более четырёх болтов М12 х 30»;
«Длина дуги профиля», мм;
«Форма сечения профиля водостока»: «трапециевидная»;
«Раствор фиксации опор павильона в буронабивных фундаментах».
Включение в документацию об аукционе излишних требований к характеристикам товара носит избыточный характер и формирует узконаправленных исполнителей, что, в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.
Установление заказчиком требований избыточного характера путем излишней детализации описания объекта закупки искусственно увеличивает объем первой части заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик - МКУ «Городское хозяйство» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх. № 2923 от 16.04.2021 Новгородского УФАС России).
Заказчик вправе указать те характеристики товара, которые отвечают его потребностям.
Описание поставляемого в рамках заключаемого по итогам настоящей закупки контракта товара не является избыточным.
Также, в отношении каждого из оспариваемых показателей поставляемых товаров, заказчиком в возражениях на Жалобу (которые были направлены иным сторонам, в том числе подателю Жалобы) приведено обоснование их установления.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика устно поддержала доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Уполномоченный орган – КУМИ в письменных пояснениях (вх. № 2937 от 16.04.2021 Новгородского УФАС России) отметил, что документация об аукционе разрабатывалась заказчиком. Оспариваемые действия не относятся к компетенции уполномоченного органа.
На рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа устно поддержала данные письменные пояснения.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В апреле 2021 года заказчиком – МКУ «Городское хозяйство», уполномоченным органом – КУМИ, аукционной комиссией, состав которой утвержден постановлением Администрации Великого Новгорода от 01.04.2021 № 1850, осуществлялась закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги г. Великий Новгород, Проспект Мира: замена остановочных павильонов (11 шт.), извещение № 0350300011821000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте 02.04.2021 (начальная (максимальная) цена контракта - 5 387 144, 47 рублей).
Документация об аукционе (далее – Документация) утверждена … 26.03.2021.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 3.1 Документации заказчиком определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по содержанию автомобильной дороги г. Великий Новгород, Проспект Мира: замена остановочных павильонов (11 шт.).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3.2.1 Документации, описание объекта закупки – в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (Приложение №1 к документации).
Как следует из части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 10.2 Документации заказчиком требования к содержанию первой части заявки установлены следующим образом:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении 2 к ТЗ (Приложение № 1 к документации), и указание на товарный знак (при наличии).
В пункте 10.5.2 Документации указано, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в части указания конкретных показателей товара, содержится в столбце 7 таблицы, приведенной в Приложении № 2 к ТЗ.
Приложение № 2 к ТЗ представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, требующихся к поставке, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребностям заказчиков.
Данная таблица состоит из 7 столбцов:
- № п/п – столбец № 1;
- Наименование товара - столбец № 2;
- № п/п показателя – столбец № 3;
- Наименование показателей товара - столбец № 4;
- Требования к значениям показателей товара – столбец № 5;
- Обоснование установленных требований в соответствии техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия товара потребностям заказчика – столбец № 6;
- Инструкция по заполнению показателей (характеристика показателя, разъяснения для участника электронного аукциона) – столбец № 7.
Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу требований Закона о контрактной системе, в данном случае заказчик должен был самостоятельно определить характеристики товара, поставляемого при выполнении работ, соответствующие его действительным потребностям и нуждам.
Доказательств того, что спорные показатели и требования к их значениям являются избыточными и не соответствуют потребностям заказчика, подателем Жалобы не представлено.
Заказчиком установлены требования к показателям и их значениям с учетом собственных нужд и потребностей.
В отношении всех перечисленных в Приложении № 2 к ТЗ показателей товара (в том числе показателей, указанных в Жалобе) заказчиком в столбце 6 таблицы, содержащейся в Приложении № 2 к ТЗ, приведено обоснование их установления, указано, почему их наличие необходимо заказчику.
Таким образом, доводы Жалобы в ходе ее рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
1. По позиции № 2.25 Приложения № 2 к ТЗ установлен показатель «Толщина и габариты пятки, приваренной к опорной стойке каркаса» со следующими требованиями к его значению: «Не менее чем 5 х 75 х 75 и не более чем 6 х 80 х 80».
При этом, единица измерения значений данного показателя заказчиком не установлена.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика устно отметила, что значение данного показателя измеряется в «мм», неуказание единицы измерения является технической ошибкой.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «Городское хозяйство» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем описании объекта закупки.
2. Как было указано выше, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в части указания конкретных показателей товара, содержится в столбце 7 таблицы, приведенной в Приложении № 2 к ТЗ.
По позиции № 1.4 Приложения № 2 к ТЗ установлен показатель «Длина остановочного павильона по каркасу, мм» со следующими требованиями к его значению: «не менее 6000 и не более 6100».
В столбце 7 приведенной в Приложении № 2 к ТЗ в отношении данной позиции установлена следующая инструкция по указанию значения данного показателя: «Значение показателя в диапазоне (крайние значения включены). Указать конкретное и достоверное значение показателя. Слова «не менее» и «не более» не должны использоваться».
Аналогичная инструкция также приведена по множеству иных позиций Приложения № 2 к ТЗ.
Между тем, подобная инструкция не является надлежащей, затрудняет указание участниками значений показателей, в отношении которых она приведена, и способна ввести в заблуждение потенциальных участников закупки.
Положения инструкции в данной части являются противоречивыми.
Так, заказчик указывает, что значения показателя установлены в диапазоне. Однако, заказчик также указывает, что участники в первых частях заявок должны указать конкретное значение (то есть одно единственное, а не диапазонное, значение).
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «Городское хозяйство» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях утвердившего Документацию должностного лица заказчика признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении установленных нарушений в действиях заказчика, Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.
В соответствии с протоколом № 0350300011821000111 рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 15.04.2021, настоящий электронный аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе в электронной форме. При этом, заявка единственного участника аукциона была правомерна признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
То есть, каких-либо преимущественных условий кому-либо из участников данного аукциона создано не было, контракт по итогам аукциона заключен не будет.
Также, необходимо отметить, что запросов о даче разъяснений положений Документации от потенциальных участников закупки не поступало.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения в действиях заказчика повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, а также признания его несостоявшимся по причине правомерного признания заявки единственного участника несоответствующего требованиям Закона о контрактной системе и Документации, у Комиссии Новгородского УФАС России отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» (445051, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 2б, оф. 5) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а) при осуществлении им и уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги г. Великий Новгород, Проспект Мира: замена остановочных павильонов (11 шт.), извещение № 0350300011821000111 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 02.04.2021, необоснованной.
- Признать в действиях заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
- Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика), не установлено.
- Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство».
Председатель Комиссии …
Члены Комиссии …
…
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.