Решение №3601/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/5-329/2021 от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЕРС»

 

ул. Зелинского, д. 9 А, пом. 51,

Великий Новгород, 173016

 

 

Заявителю – ООО «ЛЭНД»

 

пр-кт Александра Корсунова,

д. 28 А, пом. 1, эт. 1,

Великий Новгород, 173024

 

 

 

 

 

 

Исх. №3601/03 от 29.06.2021

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 053/05/5-329/2021

 

Резолютивная часть оглашена 22.06.2021

В полном объеме изготовлено 29.06.2021

 

                                 

                                      Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 053/05/5-329/2021 от 30.04.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Единая ритуальная служба» (ИНН: 5321204975; 173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 А, пом. 51; далее – ООО «ЕРС») в почтовых ящиках многоквартирных домов на территории городского округа Великий Новгород рекламных буклетов с предложением услуг Единой Ритуальной Службы,

в присутствии представителей:

заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ЛЭНД» (ИНН: 5321013314; 173024, Великий Новгород, пр-кт Александра Корсунова, д. 28 А, эт. 1, пом. 1; далее – ООО «ЛЭНД», Заявитель): …, …;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «ЕРС»: …,

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.04.2021 в Новгородское УФАС России поступило заявление ООО «ЛЭНД» о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении 22.03.2021, 25.03.2021 в почтовых ящиках многоквартирных домов на территории городского округа Великий Новгород, расположенных по адресам: ул. Ломоносова, д. 9 А; ул. Нехинская, д. 22, корп. 1; пр-кт Мира, д. 27, корп. 4; ул. Кочетова, д. 19; ул. Зелинского, д. 33; пр-кт Александра Корсунова, д. 17; ул. Коровникова, д. 3, корп. 4; ул. Белова, д. 8, д. 12, буклетов с предложением услуг Единой Ритуальной Службы следующего содержания:

«ЕДИНАЯ РИТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА

ЧТО

ДЕЛАТЬ

В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ

NOVGRITUAL.RU

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

1. Вызовите скорую помощь и полицию. Приготовьте паспорт покойного и свое удостоверение личности.

2. Позвоните по круглосуточному номеру телефона 8 953 903 06 00 и вызовите БЕСПЛАТНО сотрудника Единой Ритуальной Службы, запишите его Ф.И.О.

3. Обязательно проверьте паспортные данные и Ф.И.О. приехавшего к Вам сотрудника.

4. Если смерть произошла в больнице, отправляйтесь в морг вместе с сотрудником ритуальной службы для оформления документов и оплаты услуг медучреждения.

ПРЕИМУЩЕСТВА

ЕДИНОЙ РИТУАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

  • Бесплатный выезд агента (до 30 минут)*
  • Бесплатная консультация
  • Бесплатная перевозка тела в морг*. Помощь в сборе документов и сопровождении
  • Содействие в получении льгот
  • Фиксированные цены на товары и услуги
  • Максимальный выбор товаров и услуг

* На территории Великого Новгорода и прилегающих к нему районов в радиусе 30 км.

КРУГЛОСУТОЧНАЯ СПРАВОЧНАЯ

8 (953) 903 06 00

ПОСОБИЕ НА ПОГРЕБЕНИЕ

В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ РФ от 12.01.96 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ.

С 01 февраля 2021 г. на территории Новгородской области установлена единая стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в размере 6424 рубля 98 коп.

В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем с 01 февраля 2021 г. 6424 рубля 98 копеек.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОСОБИЯ

  •  Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
  •  Гербовое свидетельство о смерти
  •  Справка о смерти

При заказе услуг в Единой Ритуальной Службе перевозка тела в морг предоставляется бесплатно*

РАЗМЕР ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ ДЛЯ ГРАЖДАН ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Работающие, безработные, пенсионеры

6424,98 ₽ социальное пособие

Участники ВОВ, Военные пенсионеры, Ветераны военной службы и боевых действий

Погребение

до 21989,00 ₽ возмещение затрат на погребение либо в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти

6424,98 ₽ социальное пособие

Надгробие

от 30447,00 до 38003,00 ₽ на надгробие

(зависит от категории льгот)

Все материальные льготы могут быть заменены на услуги по погребению согласно гарантированному перечню, в который входят: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление обожженного гроба, обитого тканью с внутренней стороны; доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение».

Также в оформлении данных буклетов (в левом верхнем углу на первой странице) использовано изображение герба Великого Новгорода (вх. № 1968 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).

По мнению Заявителя, указанные буклеты распространялись ООО «ЕРС» под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба без указания организационно-правовой формы рекламодателя.

При этом, содержащаяся в рассматриваемых буклетах информация является недостоверной, поскольку ООО «ЕРС» не объединяет в себе все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг Великого Новгорода.

Вместе с тем, использование в буклетах словосочетания «Единая Ритуальная Служба» предполагает непосредственное существование такой единой службы, что, в свою очередь, вводит в заблуждение потребителей ритуальных услуг, так как создает у них впечатление того, что, позвонив по номеру телефона 8 953 903 06 00, можно воспользоваться предложенными в буклете ритуальными услугами, оказанными непосредственно лицом с наименованием Единая Ритуальная Служба.

Распространение рассматриваемых буклетов с предложением услуг Единой Ритуальной Службы Заявитель также считает актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Необходимо отметить, что доводы Заявления о возможном нарушении ООО «ЕРС» антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Заявления в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденными Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила).

С учетом изложенного, ООО «ЛЭНД» при наличии достаточных доказательств имеет право подать соответствующее заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Анализируя содержание вышеуказанного буклета, можно прийти к выводу, что содержащаяся в нем информация обладает признаками рекламы, направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным услугам (ритуальным услугам) и к лицу, их реализующим - Единой Ритуальной Службы.

Учитывая изложенное, объектами рекламирования в данном случае являются ритуальные услуги, а также лицо, реализующее эти услуги под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба.

Таким образом, информация, содержащаяся в вышеупомянутом буклете, является рекламой.

В соответствии с положениями Закона о рекламе, целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Решением Думы Великого Новгорода от 21.12.2006 № 432 (далее – Решение Думы) утверждены геральдическое описание официальных символов Великого Новгорода и Положение о порядке их использования (далее – Положение).

Описание герба Великого Новгорода утверждено в следующем виде: в серебряном поле на лазоревой оконечности, обремененной двумя парами сообращенных серебряных рыб одна над другой, поддерживаемое по сторонам двумя черными медведями золотое кресло с красной подушкой и спинкой, увенчанной золотым подсвечником о трех серебряных свечах, горящих червлеными пламенами; на подушке поставлены скрещенные золотые увенчанный крестом скипетр и крест.

Согласно пункту 1.1 Положения, официальными символами Великого Новгорода являются его герб и флаг.

При этом, согласно пункту 2.5 Положения, изображение герба Великого Новгорода на бланках и печатях иных организаций, за исключением перечисленных в пунктах 2.2, 2.3 Положения (герб Великого Новгорода помещается на бланках: муниципальных правовых актов; Мэра Великого Новгорода; Думы Великого Новгорода; комиссий Думы Великого Новгорода; депутатов Думы Великого Новгорода; аппарата Думы Великого Новгорода; Администрации Великого Новгорода; заместителей Главы администрации Великого Новгорода; Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода; Избирательной комиссии Великого Новгорода; муниципальных предприятий и учреждений; удостоверений выборных должностных лиц местного самоуправления Великого Новгорода; удостоверений депутатов Думы Великого Новгорода, а также иных лиц, замещающих муниципальные должности в Великом Новгороде; удостоверений помощников депутатов Думы Великого Новгорода; удостоверений муниципальных служащих и служащих органов местного самоуправления Великого Новгорода; удостоверений Почетных граждан Великого Новгорода; удостоверений к Почетному знаку «За заслуги перед Великим Новгородом»; почетных грамот Великого Новгорода; почетных грамот Думы Великого Новгорода; благодарностей Мэра Великого Новгорода; благодарственных писем Мэра Великого Новгорода; благодарностей Думы Великого Новгорода; благодарностей Председателя Думы Великого Новгорода; почетных грамот, дипломов, благодарственных писем подразделений, входящих в структуру Администрации Великого Новгорода; герб Великого Новгорода помещается на печатях Думы Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода, Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода, Избирательной комиссии Великого Новгорода; герб может помещаться на печатях муниципальных предприятий и учреждений), не допускается.

В ходе рассмотрения Заявления Новгородским УФАС России в адрес оператора мобильной телефонной связи, в чей ресурс нумерации входит использованный в рекламном буклете абонентский номер 8 953 903 06 00 – Общества с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл» (далее – ООО «Т2 Мобайл»), а также Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) были сделаны письменные запросы с целью получения необходимой информации и документов, необходимых для рассмотрения данного Заявления.

Согласно информации ООО «Т2 Мобайл» (вх. № 3020 от 21.04.2021 Новгородского УФАС России), использованный в рекламном буклете абонентский номер 8 953 903 06 00 принадлежит ООО «ЕРС».

Следовательно, в данном случае имеются основания полагать, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЕРС», действующее на рынке ритуальных услуг Великого Новгорода под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба.

Использование указанного коммерческого обозначения ООО «ЕРС» при оказании ритуальных услуг подтверждается содержанием сайта в сети «Интернет» по адресу: https://novgritual.ru/, также упомянутом в рекламном буклете, а именно указанием на данном сайте абонентского номера 8 953 903 06 00, принадлежащего ООО «ЕРС», как контактного номера Единой Ритуальной Службы.

Кроме того, согласно информации Администрации (вх. № 3261 от 29.04.2021 Новгородского УФАС России):

- между Администрацией, Единой Ритуальной Службой и ООО «ЕРС» каких-либо договорных отношений, связанных с оказанием ритуальных услуг на территории городского округа Великий Новгород, не имеется;

- от имени Администрации в соответствии с действующим законодательством контракты (договоры) на оказание на безвозмездной основе услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего; услуг, оказываемых при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребении умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребении умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел) с каким-либо хозяйствующим субъектом не заключены.

Также необходимо отметить, что использованное в рекламном буклете изображение герба Великого Новгорода идентично описанию герба Великого Новгорода, утвержденному вышеупомянутым Решением Думы.

Таким образом, в результате проведенной по Заявлению проверки было установлено, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку содержит признаки нарушений частей 6, 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившихся в неправомерном использовании в рассматриваемых рекламных буклетах изображения официального символа Великого Новгорода (герба), что в совокупности с отсутствием существенной информации об условиях приобретения ритуальных услуг, а именно отсутствием указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего такие услуги под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба (ООО «ЕРС»), создает общее впечатление у потребителей ритуальных услуг (в силу наличия слов «единая» и «служба»), что услуги непосредственным образом оказываются от имени муниципального образования – городского округа Великий Новгород или в целях удовлетворения муниципальных нужд (захоронение лиц из числа отдельных категорий населения).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «ЕРС», действующее на рынке ритуальных услуг Великого Новгорода под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба.

На основании вышеизложенного, определением от 30.04.2021 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «ЕРС» и назначено к рассмотрению на 19.05.2021.

В материалах настоящего дела имеются письменные объяснения ООО «ЕРС» (вх. № 3923 от 18.05.2021 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

ООО «ЕРС» зарегистрировано в установленном порядке 02.12.2020.

Основной вид деятельности – организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, объединяющих продажу ритуальных принадлежностей, оказание услуг по захоронению, благоустройству захоронений, изготовлению и установке памятников.

Согласно пункту 3.6 Положения герб Великого Новгорода может использоваться в иных случаях, не предусмотренных настоящим Положением. При этом его использование не должно наносить ущерб интересам населения Великого Новгорода.

Рассматриваемые буклеты были разработаны с целью информирования населения Великого Новгорода об алгоритме действий в случае смерти их близких.

Содержащаяся в буклетах информация подана в корректном, сжатом и доступном для понимания обывателя виде.

Указанная информация позволяет жителям Великого Новгорода сориентироваться в тяжелые для них периоды, поскольку содержит сведения о пособиях на погребение, порядке его получения, о возмещении затрат, о гарантированном перечне услуг в соответствии с действующими на территории Великого Новгорода нормативными правовыми актами.

Герб Великого Новгорода размещен на буклетах поскольку они содержат информацию, касающуюся только жителей Великого Новгорода.

Такая информация никаким образом не порочит герб Великого Новгорода, не связывает его изображение с конкретными действиями или услугами.

Таким образом, наличие в буклетах изображения герба Великого Новгорода не наносит ущерба его жителям, а ограничительный перечень использования герба Положением не предусмотрен.

Отсутствие в буклетах сведений о форме оказывающего ритуальные услуги хозяйствующего субъекта не является нарушением, поскольку рассматриваемые буклеты являются информационными и не несут исключительно цель распространения сведений об ООО «ЕРС» как об оказывающим услуги юридическом лице.

В частности, в буклете ООО «ЕРС» не предлагает конкретный перечень товаров, работ и услуг с указанием их цены, содержащаяся в нем информация не является офертой, буклеты не содержат сведений, призывающих обращаться в Единую Ритуальную Службу.

Кроме того, указание наименований организаций без указания формы хозяйствующего субъекта является стандартной практикой.

Например, согласно общедоступным данным из сети «Интернет», в перечне организаций, оказывающих ритуальные услуги, не приведено указание на форму хозяйствующего субъекта ни одного юридического лица, в том числе и ООО «ЛЭНД».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, спектр деятельности ООО «ЕРС» охватывает практически все направления в сфере ритуальных и связанных с ними услуг.

При этом, наименование Единая Ритуальная Служба не подразумевает, что она (служба) объединяет в себе все организации и является единственно возможной, куда можно обратиться.

Такое наименование необходимо трактовать как указание на организацию, которая оказывает весь спектр услуг в рассматриваемой сфере деятельности от вывоза тела до установки памятника и ухода за могилой.

Кроме того, с момента образования ООО «ЕРС», в том числе с 22.03.2021 (с момента обнаружения Заявителем буклетов) и до 13.05.2021, клиентов у ООО «ЕРС» не было, доход организация не получала.

Соответственно, распространение буклетов не повлекло привлечения внимания новых клиентов, не привело к получению дохода и не причинило вред другим хозяйствующим субъектам на рынке.

Изучение ООО «ЕРС» конкурентной среды на рынке оказания ритуальных услуг показало, что потребители рассматриваемых услуг в первую очередь обращаются к информационным ресурсам, в том числе к сети «Интернет».

При этом, данные в сети «Интернет» показывают, что если в поисковой строке задать запрос о ритуальной сфере в Великом Новгороде, то предлагаются различные поставщики услуг, среди которых Единой Ритуальной Службы нет (Городская похоронная служба, Муниципальное унитарное предприятие «РИТУС» и другие участники рынка, среди которых есть и ООО «ЛЭНД»).

Также является беспочвенным и утверждение о том, что наименование может ввести в заблуждение потребителей ритуальных услуг.

Для подобного утверждения необходимо мнение жителей Великого Новгорода, одного предположения Заявителя, являющегося конкурентной организацией, не достаточно, так как оно является субъективным, а действия носят деструктивный характер.

Учитывая все вышеизложенное, ООО «ЕРС» считает, что в его действиях по формированию и распространению рассматриваемых информационных буклетов отсутствуют признаки недобросовестной рекламы.

Подтверждающие документы (справка об отсутствии доходов б/н б/д, скриншоты поисковых страниц из сети «Интернет») ООО «ЕРС» в материалы дела представлены в качестве приложений к настоящим объяснениям.

19.05.2021 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению дела.

Присутствовавшие на заседании Комиссии представители ООО «ЛЭНД» поддержали Заявление в полном объеме.

Присутствовавшая на заседании Комиссии представитель ООО «ЕРС» поддержала вышеуказанные объяснения по делу в полном объеме, а также дополнительно указала, что информационные буклеты с предложением услуг Единой Ритуальной Службы были изготовлены на одной их типографий Великого Новгорода в количестве 50 000 штук, распространялись непосредственно самим ООО «ЕРС», в настоящее время их распространение прекращено.

При этом уточнить наименование изготовителя таких рекламных буклетов, а также точные перечень адресов и временной период их распространения на заседании Комиссии 19.05.2021 представитель ООО «ЕРС» не смогла.

По указанной причине, для получения дополнительных письменных пояснений и доказательств, 19.05.2021 Комиссией было вынесено определение о продлении срока рассмотрения настоящего дела и назначении его рассмотрения на 22.06.2021.

24.05.2021 в Новгородское УФАС России поступило ходатайство ООО «ЛЭНД» о переносе даты рассмотрения настоящего дела с 22.06.2021 на другую дату в связи с необходимостью нахождения в указанный день (22.06.2021) представителей Заявителя, участвующих в рассмотрении дела, на своих рабочих местах по причине наличия неотложных дел, требующих их личного присутствия (вх. № 4071 Новгородского УФАС России; далее – Ходатайство).

Определением от 25.05.2021 в удовлетворении Ходатайства Комиссией было отказано, поскольку оно являлось немотивированным (ООО «ЛЭНД» не было представлено соответствующих доказательств (документов), подтверждающих действительное наличие изложенных в Ходатайстве обстоятельств, обуславливающих невозможность явки представителей Заявителя на заседание Комиссии по рассмотрению дела 22.06.2021 по уважительной причине).

Во исполнение определения от 19.05.2021 о продлении срока рассмотрения настоящего дела ООО «ЕРС» были представлены запрошенные указанным определением информация и документы, а также соответствующие пояснения (вх. № 5543 от 18.06.2021 Новгородского УФАС России), согласно которым рассматриваемые буклеты были изготовлены в количестве 50 000 экземпляров в рамках договора № 11/03/21-1 от 11.03.2021, заключенного между Индивидуальным предпринимателем … и ООО «ЕРС» (товарная накладная № 14 от 15.03.2021, счет № 14 от 11.03.2021).

Услуги по изготовлению буклетов были оплачены ООО «ЕРС» 17.06.2021 (платежное поручение № 12).

Буклеты были распространены в полном объеме тиража в период с 18.03.2021 по 29.03.2021 непосредственно самим ООО «ЕРС» по соответствующим адресам на территории городского округа Великий Новгород.

Подробный перечень адресов приведен в пояснениях с указанием наименования улиц Великого Новгорода и номеров домов на них с учетом номера корпуса.

Необходимо отметить, что среди приведенных ООО «ЕРС» в пояснениях адресов имеются и адреса, приведенные ООО «ЛЭНД» в Заявлении.

22.06.2021 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению дела после продления срока его рассмотрения.

У присутствовавшей на заседании Комиссии по рассмотрению дела после продления срока его рассмотрения представителя ООО «ЛЭНД» какие-либо новые пояснения отсутствовали.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению дела после продления срока его рассмотрения представитель ООО «ЕРС» поддержала вышеуказанные пояснения, представленные во исполнение определения от 19.05.2021 о продлении срока рассмотрения дела, в полном объеме, а также дополнительно просила учесть, что ООО «ЕРС» настаивает на том, что рассматриваемые буклеты носят информационный характер и не являются рекламой, так как содержат информацию об алгоритме действий граждан в случае смерти их близких, а не информацию об ООО «ЕРС».

Исследовав материалы дела № 053/05/5-329/2021 от 30.04.2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия приходит к следующим выводам.

Вопреки мнению ООО «ЕРС», рассматриваемые буклеты носят не только информационный характер (в части описания рекомендуемого порядка действий), но и рекламный, поскольку содержащаяся в таких буклетах информация направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей к определенным услугам (ритуальным услугам), в том числе путем описания их преимуществ перед аналогичными услугами (бесплатные выезд, консультация, перевозка тела в морг, содействие в получении льгот, максимальный выбор товаров и услуг), и к лицу, их реализующему – ООО «ЕРС», действующему на рынке ритуальных услуг под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба, что соответствует признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, при распространении рассматриваемых рекламных буклетов ООО «ЕРС» должно было придерживаться требований законодательства Российской Федерации о рекламе и соблюдать установленные им требования и запреты.

Согласно материалам настоящего дела, рассматриваемые рекламные буклеты с предложением ритуальных услуг Единой Ритуальной Службы распространялись самостоятельно ООО «ЕРС» в период с 18.03.2021 по 29.03.2021 на территории городского округа Великий Новгород.

При этом, между Администрацией, Единой Ритуальной Службой и ООО «ЕРС» каких-либо договорных отношений, связанных с оказанием ритуальных услуг на территории городского округа Великий Новгород, не имеется.

Кроме того, от имени Администрации в соответствии с действующим законодательством контракты (договоры) на оказание на безвозмездной основе услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, с каким-либо хозяйствующим субъектом в настоящее время вовсе не заключены.

Вместе с тем, использование в рассматриваемых рекламных буклетах изображения официального символа Великого Новгорода (герба) в совокупности с отсутствием указания на организационно-правовую форму оказывающего ритуальные услуги юридического лица под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба (то есть ООО «ЕРС»), непосредственным образом создает впечатление у потребителей ритуальных услуг (в силу наличия слов «единая» и «служба»), что такие услуги оказываются именно от имени муниципального образования – городского округа Великий Новгород или в целях удовлетворения муниципальных нужд (захоронение лиц из числа отдельных категорий населения), что не соответствует действительности и, в то же время, привлекает внимание потенциальных потребителей и может предоставлять конкурентные преимущества ООО «ЕРС».

При этом указание ООО «ЕРС» на то, что наличие изображения герба Великого Новгорода в буклетах необходимо для информирования жителей Великого Новгорода, несостоятельно, поскольку из содержания буклетов следует, что услуги Единой Ритуальной Службы оказываются не только на территории городского округа Великий Новгород, но и, как минимум, на прилегающих к нему территориях в радиусе 30 км. (территория Новгородского муниципального района Новгородской области, являющегося самостоятельным муниципальным образованием, имеющим свои официальные символы (статья 4 Устава муниципального образования Новгородский муниципальный район (утвержден Решением Думы Новгородского муниципального района от 26.05.2017 № 201), отличные от официальных символов городского округа Великий Новгород).

Учитывая все вышеизложенное, материалами дела № 053/05/5-329/2021 от 30.04.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается факт того, что рассматриваемая реклама ритуальных услуг является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 6, 7 статьи 5 Закона о рекламе, что выразилось в неправомерном использовании в рассматриваемых рекламных буклетах изображения официального символа Великого Новгорода (герба), что в совокупности с отсутствием существенной информации об условиях приобретения ритуальных услуг, а именно отсутствием указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего такие услуги под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба (ООО «ЕРС»), создает общее впечатление у потребителей ритуальных услуг (в силу наличия слов «единая» и «служба»), что услуги непосредственным образом оказываются от имени муниципального образования – городского округа Великий Новгород или в целях удовлетворения муниципальных нужд (захоронение лиц из числа отдельных категорий населения).

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения законодательства о рекламе в данном случае содержатся в действиях рекламодателя рассматриваемой рекламы - ООО «ЕРС», действующего на рынке ритуальных услуг Великого Новгорода под коммерческим обозначением Единая Ритуальная Служба.

При этом в материалах настоящего дела имеются доказательства добровольного прекращения распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы начиная с 30.03.2021.

Данное обстоятельство указывает на отсутствие необходимости выдачи ООО «ЕРС» обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ритуальных услуг Общества с ограниченной ответственностью «Единая ритуальная служба» (ИНН: 5321204975; 173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 А, пом. 51), распространенную в виде рекламных буклетов в почтовых ящиках многоквартирных домов на территории городского округа Великий Новгород в период с 18.03.2021 по 29.03.2021, поскольку в ней нарушены требования частей 6, 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе не выдавать в связи с добровольным прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны