Решение №1243/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-139/2021 по результатам рассмотрения жало... от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

АО «Газпром газораспределение

Великий Новгород»

 

ул. Загородная, д. 2, корп. 2,

Великий Новгород, 173015

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «Электронная торговая площадка Гпб»

 

Якиманская набережная, д. 2,

г. Москва, 119180

e-mail: info@etpgpb.ru

 

 

Заявителю

ООО «Компания Сантех-Сервис»

 

ул. Митинская, д.16, пом. 707Б,

г. Москва, 125430

 

Исх. № 1243/03 от 12.03.2021

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/07/3-139/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

09 марта 2021 года

 

                                      Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

«..» – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

«..» – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

«..» – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» – «..»;

податель жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «Компания Сантех-Сервис» - «..»  (доверенность № б/н от 05.03.2021),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Компания Сантех-Сервис» (125430, г. Москва, ул. Митинская, д.16, пом. 707Б; далее – ООО «Компания Сантех-Сервис») на действия заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» (173015, Великий Новгород, дорога Кушелевская, д. 3, к. 6, лит. А, кв. 70; далее – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород») при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  по отбору организации на право заключения с акционерным обществом «Газпром газораспределение Великий Новгород» Договора на поставку товаров по номенклатурной группе: Арматура трубопроводная, а именно поставка задвижек, извещение № 32109890466 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.01.2021  (далее – Жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.02.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки -  ООО «Компания Сантех-Сервис» на действия заказчика – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  по отбору организации на право заключения с акционерным обществом «Газпром газораспределение Великий Новгород» Договора на поставку товаров по номенклатурной группе: Арматура трубопроводная, а именно поставка задвижек, извещение № 32109890466 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.01.2021  (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, договор не заключен.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. По позициям «Задвижка клиновая со стальными приварными трубками…» технического задания рассматриваемого запроса предложений в электронной форме  заказчиком установлены характеристики к поставляемым товарам и требования к их значениям, в том числе требования к материалу корпуса «ВЧШГ EN-JS 1030 (GGG40).

 По мнению подателя Жалобы,  установленные заказчиком в технической части документации об закупке вышеуказанные технические характеристики поставляемых товаров  не соответствуют  требованиям действующего законодательства о стандартизации, а именно в таблице 1 пункта 8.1.1 ГОСТ 33260-2015 «Арматура трубопроводная. Металлы применяемые в арматуростроении» установлен перечень чугунов для литых корпусов, крышек, дисков и других деталей, работающих в аналогичных условиях, в зависимости от условий эксплуатации арматуры.

Однако установленная заказчиком марка к материалу корпуса закупаемых задвижек отсутствует в списке допущенных к применению согласно вышеуказанному ГОСТ.

Кроме того, согласно пункту 7.3 Свода правил 42-101-203 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»  материал запорной арматуры, устанавливаемой на наружных газопроводах и на внутренних газопроводах в неотапливаемых помещениях, рекомендуется принимать с учетом температуры эксплуатации в зависимости от рабочего давления газа по таблице 12. За температуру эксплуатации принимается температура, до которой может охлаждаться газопровод при температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92 по СНиП 23-01.

Из таблицы 12  вышеуказанного СП 42-101-203 следует, что к применению на наружных газопроводах допущены и другие материалы корпусов запорной арматуры, например углеродистая и легированная сталь.

Таким образом, заказчиком в нарушение вышеуказанных СП 42-101-203 не предусмотрена возможность поставки клиновых задвижек  из других материалов  запорной арматуры.

2. Заказчиком по позиции «Задвижка клиновая со стальными приварными трубками» технического задания рассматриваемого запроса предложений в электронной форме  установлено требование относительно возможности замены уплотнения шпинделя под давлением при необходимости.

Однако согласно пункту 10.20 ГОСТ Р 56001-2014 «Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности» при эксплуатации запрещается производить работы по устранению дефектов, подтяжку уплотнения, резьбовых соединений трубной обвязки и фитингов, находящихся под давлением.

Таким образом, заказчиком в технической части документации об закупке установлено требование противоречащего требованиям  ГОСТ Р 56001-2014.

После объявления перерыва 05.03.2021 в заседании Комиссии по рассмотрению вышеуказанной Жалобы, от ООО «Компания Сантех-Сервис» поступили дополнительные доводы Жалобы (вх. № 1308 от 03.09.2021 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Заказчиком в техническом задании рассматриваемого запроса предложений в электронной форме  установлено требование к отсутствии возможности технического обслуживания поставляемой запорной арматуры в течении срока службы.

Однако при этом, в техническом задании как отмечало ранее установлено требование относительно возможности замены уплотнения шпинделя под давлением при необходимости.

Таким образом, в технической части документации содержится противоречивые требования относительно возможности ремонтно-восстановительных работ.

Кроме того, по мнению подателя Жалобы требования абзацев 12, 13, 14, 16, 17, 22, 23, 25 позиций 1-11 технической части документации об закупке являются чрезмерными, не допускают применения эквивалентных материалов и не обусловлены объективными потребностями заказчика.

Также податель Жалобы отметил, что является уполномоченным представителем изготовителя трубопроводной арматуры AVK International  A/S (Дания), и считает что продукция указанного производителя по своим показателям назначения, безопасности не уступает основным требованиям заказчика, установленным в технической части документации об закупке.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик - АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним (вх. №№ 1209 от 04.03.2021 и 1304 от 09.03.2021 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

Техническим заданием документации об закупке предусмотрено, что требования к безопасности, качеству техническим характеристикам, функциональным характеристикам товара установлены в соответствии с проектной документацией.

В свою очередь, проектная документация предусматривает, что проект выполнен в соответствии с  Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления.

 На момент разработки проектной документации применялись Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (далее - Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления), которые в пункте 1 предусматривают, что Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401.

Также в пункте 4 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления предусмотрено, что «эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и настоящих Правил».

Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (далее — Технический регламент) «техническое устройство составная часть сети газораспределения и сети газопотребления (арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, фильтры, узлы учета газа, средства электрохимической защиты от коррозии, горелки, средства телемеханики и автоматики управления технологическими процессами транспортирования природного газа, контрольно-измерительные приборы, средства автоматики безопасности и настройки параметров сжигания газа) и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления».

Пункт 21 Технического регламента предусматривает, что «выбор технических и технологических устройств, материала и конструкции труб и соединительных деталей, защитных покрытий, вида и способа прокладки газопроводов должен осуществляться с учетом требуемых по условиям эксплуатации параметров давления и температуры природного газа, гидрогеологических данных, природных условий и техногенных воздействий».

Таким образом, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара установлены в соответствии с проектной документацией, что предусмотрено пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В своей хозяйственной деятельности заказчик, безусловно руководствуется нормативными документами, определяющими специфику его деятельности, в том числе требованиями ГОСТ.

Так в соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ Р 55472-2019 настоящий стандарт распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию сетей газораспределения, транспортирующих природный газ по ГОСТ 5542.

Пунктом 7.1.1 ГОСТ Р 55472-2019 при проектировании сети газораспределения предусматривают проектные решения и мероприятия для обеспечения:

- требуемой степени надежности, безопасности, защиты и возможности мониторинга технического состояния;

- возможности оперативного реагирования при возникновении нештатных ситуаций;

- возможности оперативного проведения ремонтно-восстановительных работ (ремонтопригодности);

- минимального негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, в силу специфики транспортируемого вещества приоритетным считается безопасность и возможность оперативного проведения ремонтных работ.

В свою очередь пункт 4.6 ГОСТ 33260-2015 устанавливает что,  применение других марок материалов (в том числе зарубежных) допускается в установленном порядке, в соответствии с требованиями в той или иной отрасли.

При этом, в Таблице М1 Приложения к ГОСТ 33260-2015 определены зарубежные марки материалов, близкие по химическому составу к отечественным, в том числе (GGG40).

2. В отношении требований технического задания относительно обеспечения возможности замены уплотнения шпинделя под давлением при необходимости, заказчик считает данный довод необоснованным поскольку, согласно пункту 10.20 ГОСТ Р 56001-2014 при эксплуатации запрещается:

- производить работы по устранению дефектов, подтяжку уплотнения, резьбовых соединений трубной обвязки и фитингов, находящихся под давлением;

- производить ремонт арматуры под давлением (ремонт должен выполняться только после сброса давления до атмосферного).

Данный пункт не содержит запрет на ремонт арматуры, речь идет о необходимости выбора давления при ремонте, каждое давление должно быть ремонтнопригодным при атмосферном давлении.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика - АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» устно поддержали доводы возражении в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей заказчика, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

            Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

14.01.2021 на официальном сайте заказчиком – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» было размещено извещение № 32109890466 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  по отбору организации на право заключения с акционерным обществом «Газпром газораспределение Великий Новгород» Договора на поставку товаров по номенклатурной группе: Арматура трубопроводная, а именно поставка задвижек (начальная (максимальная) цена контракта – 5 468 550,86 рублей).

Документация о проведении рассматриваемой закупки (далее – Документация) утверждена начальником отдела конкурентных закупок АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» «..» 14.01.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

При осуществлении своей закупочной деятельности заказчик – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» руководствуется собственным Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Великий Новгород», утвержденным советом директоров АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» (протокол № 22/19 от 31.03.2020) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Положением о закупке одним из конкурентных способов осуществления закупки предусмотрен запрос предложений (раздел 11  Положения о закупке).

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и Положения о закупке.

            Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

Аналогичные нормы Закона о закупках приведены в пункте 1.7 Положения о закупке.

  Согласно пункту 1.2 Документации технические требования к продукции представлены в виде отдельного файла и являются неотъемлемой частью настоящей Документации. Техническое задание содержит требования заказчика к функциональным, техническим, качественным, количественным и прочим характеристикам товаров, работ, услуг, являющихся предметом Закупки. Требования к товарам, работ, услуг, изложенные в Техническом задании, являются неотъемлемой частью предмета закупки (предмета договора поставки).

По позициям № 1-11 Технического задания заказчиком указан товары «Задвижка клиновая со стальными приварными патрубками…», а также указаны функциональные, технические и качественные характеристики данных товаров, и требования к их значениям.

Так например, по позиции 1 помимо прочего, заказчиком в отношении данного товара установлено требование к материалу корпуса ВЧШГ EN-JS 1030 (GGG40).

Изучив положения Документации, в частности описание товара по позиции 1 Задвижка клиновая со стальными приварными патрубками…» Технического задания, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно  пункту 6.8.1.1 ГОСТ 12.2.063-2015   требования к выбору материалов для изготовления основных деталей трубопроводной арматуры, а также сварочных и наплавочных материалов в зависимости от параметров рабочих сред (рабочего давления, температуры, химического состава и свойств рабочей среды) и условий эксплуатации определяется по ГОСТ 33260.

            В соответствии с пунктом 8.1.1 ГОСТ 33260-2015 перечень чугунов для литых корпусов, крышек, дисков и других деталей, работающих в аналогичных условиях, в зависимости от условий эксплуатации арматуры приведен в таблице 1.
 

Таблица 1 - Условия применения чугунов для литых корпусов, крышек, дисков и других деталей, работающих в аналогичных условиях

               

Материал

НД на поставку

Темпе-
ратура рабочей среды (стенки), °С

Давление номина-
льное , МПа (кгс/см)

Давление рабочее , МПа (кгс/см)

Номина-
льный диаметр

Дополнительные указания по применению

Наимено-
вание

Марка

   

не более

 

Чугун с пластинчатым графитом

СЧ15,
СЧ20
ГОСТ 1412

ГОСТ 1412, [6]

От -15
до 300

1,6 (16)

По ГОСТ 356

2000

Для нетоксичных, непожаровзрывоопасных, негорючих сред

 

СЧ20
ГОСТ 1412

 

От -30
до 300

0,25 (2,5)

0,16 (1,6)

1200

Для арматуры по [29], [30]

       

0,4 (4)

0,28 (2,8)

600

 
       

1 (10)

0,63 (6,3)

150

 

Ковкий чугун

КЧ30-6
ГОСТ 1215

ГОСТ 1215, [6]

От -30
до 400

4 (40)

По ГОСТ 356

50

См. 8.1.2, 8.1.3, 8.1.5, 8.1.6

     

От -30
до 300

   

80

 
     

От -40
до 40

2,5 (25)

2,3 (23)

100

Для хладагентов холодильного оборудования

Чугун с шаровидным графитом

ВЧ40,
ВЧ45

ГОСТ 7293, [6]

ГОСТ 7293, [6]

От -30
до 300

4 (40)

По ГОСТ 356

50

Для масел, воздуха, инертных газов, коксового газа, хладагентов холодильного оборудования

       

2,5 (25)

 

100

 
       

1,6 (16)

 

200

 
 

ВЧ40
ГОСТ 7293, [6]

 

От -40
до 300

2,5 (25)

2,3 (23)

100

 
       

0,4 (4)

0,28 (2,8)

600

 
       

0,25 (2,5)

0,16 (1,6)

1200

 

Таким образом, действующим законодательством о стандартизации Российской Федерации предусмотрено всего две марки высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, а именно  ВЧ40 и ВЧ45.   

Марку такой характеристики  материала корпуса запорной арматуры   как ВЧШГ EN-JS 1030 (GGG40) ГОСТ 33260-2015 не предусматривает.

При этом, в таблице М.1 Приложения к ГОСТ 33260-2015 определены зарубежные марки материалов, близкие по химическому составу к отечественным в котором указано, что близким по химическому составу материал ВЧШГ (ВЧ40) является зарубежная марка (GGG40).

Однако согласно пункту 4.6  ГОСТ 33260-2015 применение других марок материалов (в том числе зарубежных) допускается в установленном порядке, в соответствии с требованиями в той или иной отрасли.

В силу изложенного и требований пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Документация в данном случае в обязательном порядке должна была содержать обоснование необходимости использования заказчиком при описании товара по позициям 1-11 Технического задания нестандартного (непредусмотренного национальной системой стандартизации (ГОСТ 33260-2015)) показателя марки чугуна.

Необходимость обоснования заказчиком в документации о закупке нестандартных показателей товаров, используемых при выполнении работ, подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2018 по делу № А56-23902/2017).

Согласно письменным пояснениям  АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» включение в описание товара по позициям 1-11 Технического задания вышеуказанного нестандартного требования к материалам задвижек  обусловлено и предусмотрено в соответствии с проектной документацией, которое в силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках является обоснованием необходимости использования заказчиком при описании товара нестандартного показателя.

Вместе с тем, какого-либо обоснования использования нестандартного показателя в нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках муниципальным заказчиком в Документации (в том числе проектной документации)  в действительности приведено не было.

Так, например в размещенном на официальном сайте рабочем проекте № 2020.018 ГСН указание на марку материала задвижек в принципе отсутствует.

Таким образом, в действиях заказчика – АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» содержится нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении запроса предложений в электронной форме обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 33260-2015).

Учитывая изложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

2. Довод подателя Жалобы относительно отсутствия возможности поставки клиновых задвижек  из других материалов  запорной арматуры помимо высокопрочного чугуна, в том числе из углеродистой и легированной стали является необоснованным, исходя из следующего.

Как указывалось выше, при описании объекта закупки, заказчик устанавливает технические, качественные, функциональные характеристик  товара, работы, услуги, предусмотренные и установленные только техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также  документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно ГОСТ 33260-2015 настоящий стандарт распространяется на трубопроводную арматуру различного назначения (в том числе общепромышленную, для опасных производственных объектов, атомных станций, судовых систем) и устанавливает условия применения металлических материалов (далее - материалов) для изготовления основных деталей трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней (кроме электроприводов).

В стандарте приведены требования к выбору материалов для изготовления основных деталей трубопроводной арматуры, а также сварочных и наплавочных материалов в зависимости от параметров рабочих сред (рабочего давления, температуры, химического состава и свойств рабочей среды) и условий эксплуатации.

Как указывалось выше, в соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 33260-2015 для литых корпусов, крышек, дисков и других деталей запорной арматуры, применяется чугун.

Таким образом, установленное в технической части Документации требование к материалу запорной арматуры ВЧШГ (чугун) является правомерным,  соответствует требованиям действующего законодательства о стандартизации и отвечает потребностям заказчика.

Учитывая изложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

3. Как указывалось выше, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, требования к их значениям установлены в Техническом задании.

Так согласно позиции 1 «Задвижка клиновая со стальными приварными патрубками…» Технического задания заказчиком установлено требование относительно заменимости уплотнения шпинделя под давлением при необходимости.

Однако согласно пункту 10.20 ГОСТ Р 56001-2014 «Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности» при эксплуатации запрещается производить работы по устранению дефектов, подтяжку уплотнения, резьбовых соединений трубной обвязки и фитингов, находящихся под давлением, а также
производить ремонт арматуры под давлением (ремонт должен выполняться только после сброса давления до атмосферного).

Кроме того, в Техническом задании также установлено требование об отсутствии возможности технического обслуживания поставляемой запорной арматуры в течении срока службы.

Указание заказчика на то, что в данном случае имелось ввиду атмосферное давление является некорректным, поскольку в любой нормативно-технической документации указание на нахождении технического объекта (газопровода) под давлением,  подразумевает нахождение данного объекта под рабочим давлением, под которым понимается наибольшее внутреннее избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации газопровода (нормальное протекание рабочего процесса) (например ГОСТ Р 55989-2014).

Таким образом, установленное заказчиком требование относительно возможности заменимости уплотнения шпинделя под давлением  противоречит требованиям ГОСТ ГОСТ Р 56001-2014, в связи с чем в действиях заказчика -  АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» содержится нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является обоснованным.

3. Утверждение подателя Жалобы относительно того, что требования показателей товара по позициям 1-11 Технического задания, а именно:

- Материал корпуса ВЧШГ EN-JS1030 (GGG40);

- Материал крышки ВЧШГ EN-JS1030 (GGG40);

- Материал башмаков клина-тефлон;

- Шпиндель нержавеющая сталь 1.4021 (20X13);

- Шпиндельная гайка Латунь CuZn39Pb3;

- Строительная длина (L, мм) не менее 465 мм и не более 475 мм;

- Высота (H, мм) не более 484, 5;

- Вес (кг): 58.8±2 кг,

являются чрезмерными, не допускают применения эквивалентных материалов, является несостоятельным, поскольку доказательств того, что рассматриваемые характеристики ограничивают круг участников закупки, не отвечают требования действующего законодательства Российской Федерации и потребностям заказчика, не ООО «Компания Сантех-Сервис» представлено.

Учитывая вышеизложенное рассматриваемый довод Жалобы является необоснованным.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей от 02.03.2021 на участие в рассматриваемой закупке было подано только 1 заявка на участие в рассматриваемой закупки, которая в последующем была признана соответствующей требования Документации, в связи с чем рассматриваемый запрос предложений в электронной форме был признан несостоявшимся.

Таким образом, установленные в действиях заказчика - АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» нарушения законодательства о закупках являются существенными, привели к ограничению конкуренции при проведении рассматриваемой закупки, которая была признана несостоявшейся по причине поступления на участие в ней одной заявки, что дает Комиссии Новгородского УФАС России основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

 

 

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Компания Сантех-Сервис» (125430, г. Москва, ул. Митинская, д.16, пом. 707Б) на действия заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» (173015, Великий Новгород, дорога Кушелевская, д. 3, к. 6, лит. А, кв. 70) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  по отбору организации на право заключения с акционерным обществом «Газпром газораспределение Великий Новгород» Договора на поставку товаров по номенклатурной группе: Арматура трубопроводная, а именно поставка задвижек, извещение № 32109890466 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.01.2021,  частично обоснованной в части довода об указании в технической части документации об закупке нестандартных марок материала задвижек (EN-JS 1030 (GGG40)) без соответствующего обоснования, а также в части установления противоречащего ГОСТ Р 56001-2014 требования к выполнению ремонта уплотнения шпинделя под давлением.

2. Признать в действия заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – Акционерному обществу «Газпром газораспределение Великий Новгород» и его закупочной комиссии, оператору электронной площадки – ООО «Электронная торговая площадка Гпб» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород».

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             «..»

                    

Члены Комиссии                                                                                         «..» 

 

                                                                                                            «..»

 

 

Решение и предписание  могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны