Решение №2988/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-281/2022 от 7 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ИП Спиваку С.А.

 

 

 

ООО «СЗ «Деловой партнёр»

 

ул. Псковская, д. 58, оф. 3,

Великий Новгород, 173015

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-281/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2022 года.

 

 

  Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

…..

рассмотрев дело № 053/05/28-281/2022 от 03.06.2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на территории Великого Новгорода,

в присутствии представителей:

…..

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.04.2022 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании пункта 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1073, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода (наблюдение за соблюдением обязательных требований). Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).

По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения наружной рекламы от 29.04.2022 и установлено следующее.

На рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 1 по ул. Нехинской в Великом Новгороде (напротив «круглого гаража»),  размещается реклама финансовой услуги по предоставлению кредита следующего содержания: «0,1 %. ИПОТЕКА от застройщика. 63-7777. Деловой партнер. Строительная компания. Ставка 0,1% действует для субсидированных застройщиком кредитов, предоставляемых банками-партнерами по ипотеке с государственной поддержкой при приобретении жилья от застройщика ООО «СЗ «Деловой Партнер». Ставка в размере 0,1% действует в течение первого года кредитования. Перечень банков-партнеров и иные условия на сайте https://delpart.ru. Застройщик ООО «СЗ «ДЕЛОВОЙ ПАРТНЕР», ул. Псковская д. 58 оф. 3. ОГРН 1125300788853. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф/».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется - ипотечный кредит) - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Таким образом, в данном случае объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению кредита под залог недвижимости (ипотечный кредит).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В данном случае в рекламе финансовой услуги (ипотечного кредита), содержится только одно условие ее предоставления: процентная ставка за первый год кредитования (0,1 %).

Все остальные условия предоставлении финансовой услуги (ипотечного кредита), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, определяющие и влияющие на полную стоимость кредита (процентная ставка на последующие годы, сумма и срок кредита, возможные платежи и комиссии по кредитным операциям, расходы заемщика по страхованию и пр.), а также наименование лица (банка), предоставляющего кредит, в рекламе отсутствуют.

Таким образом, в размещенной на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 1 по ул. Нехинской в Великом Новгороде (напротив «круглого гаража»), рекламе финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита («0,1 %. ИПОТЕКА от застройщика …»)  имеются признаки нарушений частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившихся в умалчивании в рекламе по предоставлению кредита, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, а также в отсутствии в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего эту услугу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе) и/или рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из информации, представленной Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода (вх. № 9570 от 16.12.2021 Новгородского УФАС России) следует, что владельцем рекламной конструкции (билборд) по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1, является индивидуальный предприниматель Спивак Сергей Александрович  (ИНН 601101827211), что подтверждается договором № 3 от 18.12.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции  на территории Великого Новгорода, разрешением Администрации Великого Новгорода на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 03.02.2021 № 8.

Из письменных объяснений по делу и приложенных к ним документов, представленных ООО «СЗ «Деловой партнёр» (вх. № 3468 от 27.06.2022 Новгородского УФАС России), следует, что в рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является  индивидуальный предприниматель Спивак Сергей Александрович.

Так, между ООО «СЗ «Деловой партнёр» (Заказчик) и ИП Спиваком С.А. (Исполнитель) заключен договор № 4-РБ от 01.11.2021 оказания услуг по изготовлению, распространению и размещению рекламной информации с дополнительным соглашением к нему от 15.04.2022 (далее – Договор), согласно которому Исполнитель принял на себя обязательства рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя рекламы об объектах заказчика (строящихся и готовых жилых объектах недвижимости (квартир)) для ее размещения на вышеуказанной рекламной конструкции (пункты 1.1, 1.2, 1.4 Договора), а также обязался разработать (создать макет) рекламных материалов, используя информацию о рекламируемом продукте Заказчика, изготовить рекламные материалы, обеспечить в них соблюдение требований действующего законодательства (пункт 3.2.1 Договора), обеспечить демонстрацию рекламных материалов на рекламных конструкциях (пункт 3.2.3 Договора).

Для исполнения Договора ООО «СЗ «Деловой партнёр» передало ИП Спиваку С.А. информацию о заключенных договорах с банками-партнерами, а именно АО «Россельхозбанк», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Сбербанк», с целью формирования Исполнителем рекламной политики услуг по предоставлению застройщиком субсидий к ипотечным кредитам.

В письменных объяснениях по делу и приложенных к ним документах (вх. № 3469 от 27.06.2022 Новгородского УФАС России) ИП Спивак С.А. признает получение от Заказчика вышеуказанной информации о банках-партнерах застройщика и условиях предоставления субсидированных ипотечных кредитов.

При этом ИП Спивак С.А. указывает, что им была сформирована рекламная политика, которая заключалась в том, чтобы разместить на рекламных материалах только один вариант кредитования с использованием субсидии от застройщика, а иные варианты могут быть рассчитаны для каждого потребителя индивидуально при обращении к Заказчику.

Указание в рекламном материале всех условий различных вариантов снижения ипотечной ставки, а также всех субъектов, оказывающих финансовые услуги, привело бы к недоступности для восприятия рекламируемой информации (большой объем текста мелким шрифтом ввел бы потребителей в заблуждение).  

По состоянию на 27.06.2022 спорная реклама более не распространяется, рекламный материал заменен на другой.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама была направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов застройщика – ООО «СЗ «Деловой партнёр» к услуге по предоставлению субсидированных ипотечных кредитов на приобретение жилых помещений. С этой целью в рекламе было указано наиболее привлекательное условие предоставления рекламируемой услуги: процентная ставка за первый год кредитования (0,1 %).

Однако в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Возможные затруднения, связанные с указанием всех вариантов представления кредитного продукта в зависимости от различных условий предлагаемых несколькими банками-партнерами застройщика, не снимают с рекламодателя обязанности соблюдения требований Закона о рекламе и формирования надлежащего рекламного материала, не создающего у потребителей ложного впечатления доступности финансовой услуги.

В данном случае ИП Спивак С.А., имея указанные затруднения, мог не указывать в рекламе никаких условий предоставления кредита, ограничившись только указанием на наименования банков-партнеров застройщика, однако не воспользовался такой возможностью, что привело к нарушению требований Закона о рекламе.

Учитывая все изложенное, в размещенной на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 1 по ул. Нехинской в Великом Новгороде (напротив «круглого гаража»), рекламе финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита («0,1 %. ИПОТЕКА от застройщика …»)  содержатся нарушения частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в умалчивании в рекламе по предоставлению кредита, содержащей одно условие, влияющее на его стоимость, всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, а также в отсутствии в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего эту услугу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание и осуществившего ее распространение, то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы – ИП Спивака С.А.  

При этом в материалах настоящего дела имеются доказательства, прекращения распространения рассматриваемой рекламы (фототаблица от 27.06.2022, приложенная к письменным объяснениям ИП Спивака С.А.).

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита («0,1 %. ИПОТЕКА от застройщика …»), размещенную в апреле 2022 года - июне 2022 года на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной на уличной территории, прилегающей к д. 1 по ул. Нехинской в Великом Новгороде (напротив «круглого гаража»), рекламодателем и рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель Спивак Сергей Александрович (ИНН 601101827211), поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

           

 

Члены Комиссии

          

 

 

          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны