Решение №4089/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-372/2019 по результатам рассмотрения жа... от 28 августа 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику –
МАОУ СОШ № 2 г. Сольцы
Советский проспект, д. 7,
г. Сольцы, Новгородская обл.,
175040
Участнику закупки (подателю жалобы) –
ООО «СБ»
ул. Германа, д. 29, оф. 326,
Великий Новгород, 173003
Оператору электронной площадки –
АО «ОТС»
1-й Нагатинский проезд, д. 10, стр. 1,
г. Москва, 115230
e-mail: info@otc.ru
Исходящие № 4089/03 от 28.08.19
РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-372/2019
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
23 августа 2019 года Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия, Управление) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» – «….»;
- участника закупки (подателя жалобы) – Общества с ограниченной ответственностью «СБ» – «….»,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326; далее – ООО «СБ») на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, Советский проспект, д. 7; далее – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы») при проведении запроса предложений на право заключения договора на капитальный ремонт помещений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» по адресу: 175040, Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект д. 7, извещение № 31908168742 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.08.2019,
УСТАНОВИЛА:
14.08.2019 вх. № 5725 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «СБ» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт помещений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» по адресу: 175040, Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект д. 7, извещение № 31908168742 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.08.2019 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
1. Согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы», утвержденному Протоколом заседания наблюдательного совета Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» № 3 от 27.06.2019 (редакция, действовавшая на момент объявления о проведении закупки) (далее – Положение о закупках) обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии с главой 13 настоящего Положения.
При этом, в документации о проведении запроса предложений указано, что порядок перечисления обеспечения заявки осуществляется в рамках регламента площадки, соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке АО «OTC», размещенном по адресу www.otc.ru.
Таким образом, обеспечение заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений может предоставляться только путем внесения денежных средств, что противоречит Положению о закупках, поскольку потенциальные участники закупки не имеют возможности представить обеспечение заявки, в частности, путем предоставления банковской гарантии.
2. Согласно пункту 1.8 раздела 1 главы 13 Положения о закупках в случае установления в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с пунктом 1.4 или пунктом 1.5 настоящего Раздела, требования к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2% начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом Заказчик предоставляет участникам закупки право выбора способа обеспечения заявки между банковской гарантией, денежным обеспечением (путем внесения денежных средств на счет, указанный Заказчиком в документации о закупке), иным способом, предусмотренным документацией о закупке.
Однако, в нарушение данных требований Положения о закупках заказчиком в документации о проведении запроса предложений указан следующий размер обеспечения заявки – 5 % от начальной (максимальной) цены договора.
На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО «СБ» поддержал доводы Жалобы в полном объеме.
Заказчик – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» представил письменные возражения на Жалобу (исх. № 169 от 20.08.2019; вх. № 5840 от 20.08.2019 Новгородского УФАС России) следующего содержания.
- В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 главы 6 Положения о закупках обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии с главой 13 настоящего Положения.
В документации о проведении запроса предложений установлено, что порядок перечисления обеспечения заявки осуществляется в рамках регламента площадки, соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке АО «OTC», размещенном по адресу www.otc.ru.
Регламент площадки АО «OTC» позволяет участникам электронных процедур, осуществляемых посредством данной электронной площадки, предоставлять обеспечение заявок на участие в них как путем внесения денежных средств, так и путем предоставления банковской гарантии, что и было установлено при осуществлении рассматриваемой закупки.
Таким образом, обеспечение заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений может предоставляться не только путем внесения денежных средств, а и в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках путем предоставления банковской гарантии.
- Глава 13 Положения о закупках описывает порядок участия в закупках, осуществляемых среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, рассматриваемая закупка не проводилась исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно Положению о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
Таким образом, установленное заказчиком – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» в документации о рассматриваемой закупке, требование о предоставлении её участниками обеспечения заявки в размере 5 % от начальной (максимальной) цены договора соответствует требованиям Закона о закупках и Положения о закупках.
На рассмотрении Жалобы представители МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.
21.08.2019 в Новгородском УФАС России состоялось заседание Комиссии по рассмотрению Жалобы.
На заседании Комиссии представитель ООО «СБ» поддержал доводы Жалобы в полном объеме, а также дополнительно указал, что документация об осуществлении рассматриваемой закупки не содержит требований к банковской гарантии (условий банковской гарантии), которая может быть представлена участником закупки в качестве обеспечения заявки, на основании чего ООО «СБ» делает вывод о том, что обеспечения заявки на участие в рассматриваемой закупке может быть предоставлено только путем перечисления денежных средств.
Представитель заказчика поддержал доводы представленных возражений в полном объеме.
21.08.2019 в заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы по инициативе самой Комиссии был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 23.08.2019.
После возобновления заседания Комиссии от ООО «СБ» поступило дополнение к Жалобе (исх. № 220819 от 22.08.2019; вх. № 5890 от 22.08.2019 Новгородского УФАС России), суть которого сводится к следующему.
Документация об осуществлении рассматриваемой закупки не содержит требований к банковской гарантии (условий банковской гарантии), которая может быть представлена участником закупки в качестве обеспечения заявки, что противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупках.
Представитель заказчика – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы», ознакомившись с дополнением к Жалобе, сообщил, что основным из условий банковской гарантии, которая может быть представлена участником закупки в качестве обеспечения заявки, является её сумма (размер обеспечения). Данное условие установлено в документации о закупке, а также, исходя из смысла и назначения предоставления такой банковской гарантии (обеспечение заявки) следует еще одно условие – срок действия банковской гарантии – до заключения договора с победителем закупки.
Таким образом, заказчик – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» считает данный довод Жалобы несостоятельным и просит признать Жалобу необоснованной.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах, изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.
05.08.2019 на официальном сайте заказчиком – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» было размещено извещение № 31908168742 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт помещений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» по адресу: 175040, Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект д. 7 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 015 950, 00 рублей).
Извещение о проведении рассматриваемого запроса предложений (далее – Извещение), документация о проведении рассматриваемого запроса предложений (далее – Документация) утверждены председателем комиссии по осуществлению закупок МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» «….» 05.08.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Положение о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 27 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
Разделом 5 Главы 4 Положения о закупках одним из способов осуществления МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» закупок предусмотрен запрос предложений в электронной форме.
Главой 6 Положения о закупках предусмотрен порядок подготовки и проведения процедур закупок. Порядок проведения запроса предложений предусмотрен Главой 10 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Главы 10 Положения о закупках под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Как установлено в пункте 3.1 раздела 3 Главы 10 Положения о закупках извещение и документация о проведении запроса предложений размещаются заказчиком в единой информационной системе и на электронной торговой площадке не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.
Согласно части 2 статьи 3.3 Закона о закупках под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также - программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 3.3 Закона о закупках участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.
В пункте 1 раздела 13 Извещения указано, что настоящий запрос предложений проводится в соответствии с правилами и использованием функционала электронной площадки АО «ОТС»: www.ots.ru.
Таким образом, рассматриваемый запрос предложений проводится в электронной форме, в связи с чем, к нему должны были применяться не только требования самого Положения о закупках, но и правила проведения процедур на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 Главы 10 Положения о закупках заказчик вправе установить требование обеспечения заявки на участие в запросе предложений в соответствии с разделом 3 Главы 6 Положения о закупках. Требование об обеспечении заявки на участие в запросе предложений в равной мере распространяется на всех участников закупки и указывается в документации.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Главы 6 Положения о закупках заказчик вправе требовать обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии с главой 13 настоящего Положения. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Главы 6 Положения о закупках заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
Как было указано выше, начальная (максимальная) цена договора составляет 5 015 950, 00 рублей.
В пункте 11 Извещения указано, что размер обеспечения заявки на участие в запросе предложений составляет 5 % от начальной (максимальной) цены 250 797,50 рублей (двести пятьдесят тысяч семьсот девяносто семь рублей 50 копеек). Порядок перечисления обеспечения заявки осуществляется в рамках регламента площадки, соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке АО «OTC», размещенном по адресу www.otc.ru.
Одновременно с направлением уведомления о принятии Жалобы к рассмотрению 15.08.2019 Новгородским УФАС России в адрес оператора электронной площадки – АО «OTC» был направлен запрос о предоставлении информации о наличии возможностей функционала электронной площадки «ОТС-TENDER» АО «OTC» предоставить участникам электронных процедур, осуществляемых посредством данной электронной площадки, возможность предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии.
20.08.2019 оператор электронной площадки – АО «OTC» предоставил ответ на запрос Новгородского УФАС России (исх. № 1-м от 20.08.2019; вх. № 5822 от 20.08.2019 Новгородского УФАС России), согласно которому функциональность электронной площадки «ОТС-TENDER» позволяет участникам закупки предоставлять обеспечение заявки в виде банковской гарантии, если соответствующий параметр был установлен заказчиком при публикации извещения о проведении закупочной процедуры.
Детальная информация о вышеуказанной функциональности размещена в базе знаний оператора электронной площадки – АО «OTC» и находится в открытом доступе по адресу: https://help.otc.ru/knowledge-bases/2/articles/85172-dobavlenie-fajla-bankovskoj-garantii-v-zayavku.
При этом, при публикации извещения № 31908168742 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт помещений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» по адресу: 175040, Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект д. 7, заказчиком были установлены следующие параметры:
- Обеспечение заявки с использованием электронной площадки «ОТС-TENDER»;
- Обеспечение заявки банковской гарантией;
- Обеспечение договора денежными средствами;
- Обеспечение договора банковской гарантией.
Указанная информация также подтверждается сведениями, размещенными на электронной площадке «ОТС-TENDER» по извещению № 31908168742, согласно которым в графе «Обеспечение заявки» указано следующее: «5,0000 % (Банковская гарантия + Денежные средства (% от НМЦ))».
Таким образом, для подачи заявки на участие в процедуре рассматриваемой закупки через электронную площадку – АО «ОТС» ее участники имеют возможность предоставить обеспечения заявки как путем внесения денежных средств, так и путем предоставления банковской гарантии.
Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.
2. Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Главы 6 Положения о закупках Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
Согласно пункту 11 Извещения размер обеспечения заявки составляет 5% от начальной (максимальной) цены договора – 250 797,50 рублей.
То есть, установленный в Извещении размер обеспечения заявки не противоречит требованиям Положения о закупках.
Ссылка подателя Жалобы на пункт 1.8 раздела 1 главы 13 Положения о закупках является несостоятельной, поскольку, как уже отмечалось выше, рассматриваемая закупки не проводится исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, особенности проведения которых указаны в Главе 13 Положения о закупках. Соответствующих ограничений в Извещении и Документации не содержится.
Следовательно, данный довод Жалобы в ходе ее рассмотрения не нашел своего подтверждения.
- Как было указано выше, Законом о закупках (часть 25 статьи 3.2) установлено, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Аналогичные нормы содержатся в Положении о закупках (пункт 3.1 раздела 3 Главы 6): «Заказчик вправе требовать обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом)...».
В соответствии с пунктом 11 Извещения порядок перечисления обеспечения заявки осуществляется в рамках регламента площадки, соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке АО «OTC», размещенном по адресу www.otc.ru.
Как было отмечено, согласно сведениям размещенными на электронной площадке «ОТС-TENDER» по извещению № 31908168742, обеспечение заявки на участие в рассматриваемой закупке может быть предоставлено участниками закупки в том числе виде банковской гарантии.
Однако, ни само извещение № 31908168742, размещенное 05.08.2019 на электронной площадке «ОТС-TENDER» АО «OTC», ни какие-либо разделы сайта электронной площадки «ОТС-TENDER» АО «OTC», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.otc.ru, не содержат сведений об условиях такой банковской гарантии и требованиях, предъявляемых к ней.
В Извещении и Документации данные сведения также отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» содержатся нарушения части 1 статьи 2, части 25 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 3.1 раздела 3 Главы 6 Положения о закупках, выразившиеся в отсутствии в Документации и Извещении требований к предоставляемой участниками закупки в качестве обеспечения заявки банковской гарантии (условий банковской гарантии).
Установленные в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» нарушения законодательства о закупках указывают на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Каких-либо доказательств того, что вышеуказанные нарушения, установленные в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» повлияли на результаты закупки или привели к признанию закупки несостоявшейся, подателем Жалобы представлено не было, Комиссией в ходе рассмотрения Жалобы не было установлено.
Отсутствие в Извещении и Документации конкретных условий банковской гарантии не ограничивает число участников закупки, поскольку при указанных обстоятельствах потенциальный участник вправе самостоятельно по соглашению с банком определить любые условия банковской гарантии (за исключением размера обеспечения), и закупочная комиссия заказчика не будет иметь каких-либо правовых оснований для отказа в принятии такого обеспечения. Кроме того, запросов о даче разъяснений положений Извещения и Документации в части условий предоставления банковской гарантии к заказчику – МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» не поступало, доказательств того, что кто-либо из участников закупки был введен в заблуждение в связи с отсутствием указанных сведений, не имеется.
Таким образом, Комиссия не усматривает оснований для выдачи соответствующего предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения рассматриваемых торгов.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29, оф. 326) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» (175040, Новгородская обл., г. Сольцы, Советский проспект, д. 7) при проведении запроса предложений на право заключения договора на капитальный ремонт помещений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» по адресу: 175040, Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект д. 7, извещение № 31908168742 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.08.2019, частично обоснованной в части довода об отсутствии в документации и извещении о проведении запроса предложений требований к предоставляемой участниками закупки в качестве обеспечения заявки банковской гарантии (условий банковской гарантии).
- Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» нарушения части 1 статьи 2, части 25 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 3.1 раздела 3 Главы 6 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы», утвержденного Протоколом заседания наблюдательного совета Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» № 3 от 27.06.2019.
- Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты осуществления рассматриваемой закупки.
- Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы».
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
М.Е. Фомин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.