Решение №ИК/2030/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-251/2023 по результатам рассмотрения жал... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/32-251/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

29 мая 2023 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…… – председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Управления,

….. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

….. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в отсутствии представителей:

заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» (заявил ходатайство о рассмотрение в его отсутствии, в связи с отсутствием технической возможности вх. № 2749-ЭП/23 от 29.05.2023 Новгородского УФАС России), уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области, подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя …., которые надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя …. (640022, Курганская обл., г. Курган, ул. Кравченко, д. 55; далее – ИП …., Индивидуальный предприниматель, Податель жалобы) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» (173011, г. Великий Новгород, ул. Парковая, д. 13; далее – ГОБУЗ «НКСЦП», Заказчик) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350; далее - Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486, о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.05.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.05.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП …. Н.А. на действия заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение                                     № 0150200003923000486, о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.05.2023 (вх. № 2594-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

  1. В Положении о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки, детализирующего показателя оценки Приложения № 4 к извещению о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Приложение № 4; Извещение) заказчиком в нарушение требований утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604) Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение) установлены требования, ограничивающие конкуренцию, а именно:

- о расположении объекта недвижимости от места доставки питания на расстоянии, не превышающим 50 км.;

- оценка по детализирующему показателю оценки «Общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах» определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания в объеме не менее 25000 койко-дней (по каждому из контрактов, договоров), исполненных в 2018-2022 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Суть представленных ГОБУЗ «НКСЦП» возражений на Жалобу (вх. № 2705-ЭП/23 от 25.05.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

  1. В разделе III Приложения № 4 заказчиком установлен детализирующий показатель «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта» в котором установлено, что оценка по данному показателю определяется по наличию у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта. При этом объект недвижимости должен быть расположен от места доставки питания на расстоянии, не превышающем 50 км. Устанавливая вышеуказанное требование заказчик исходил из возможности соблюдения исполнителем предусмотренного проектом контракта срока доставки лечебного питания не более 2 часов с момента приготовления, обязанности обеспечивать заказчика горячими блюдами с соблюдением температурного режима. Стремление заказчика определить победителя открытого конкурса более профессионального и конкурентоспобного участника не свидетельствует об ограничение допуска к участию в закупке. Участник закупки даже в случае получения наименьшего количества баллов по указанному показателю имеет возможность победить в закупке, например, путем снижения ценового предложения или предложив наилучшие условия исполнения контракта по другим показателям неистомостного характера.

2. Наименование детализирующего показателя «Общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах» указано заказчиком ошибочно. Кроме того, данное нарушение никак не повлияло на проведение рассматриваемой закупки, поскольку на участие была подана одна заявка, в которой содержится подтверждающая информация о наличии опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта.

3. В соответствии с пунктом «в» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, заказчиком может быть установление положение о принятии к оплате исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Так как указанное положение не является обязательным, заказчиком такое положение применено не было.

С учетом изложенного, заказчик считает Жалобу необоснованной.

Каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы уполномоченный орган – Администрацией представлено не было.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В мае 2023 года заказчиком – ГОБУЗ «НКСЦП» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486, о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.05.2023, начальная (максимальная) цена контракта – 11 126 187,60 рублей.

В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Представленное в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте извещение о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Извещение) было утверждено (подписано электронной подписью) главным врачом ГОБУЗ «НКСЦП» ….. 28.04.2023.

1. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено вышеупомянутое Положение.

Согласно пункту 2 Положения оценка заявок – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Положения при проведении конкурсов:

- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

- критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.

Воспользовавшись своим правом, государственный заказчик в пункте 10 Извещения установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта, сумма цен единиц товара, работы услуги» - величина значимости 40 %;

«квалификация участников закупки» - величина значимости 60 %.

В пункте 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указаны сведения, которые должны содержаться в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов, среди которых критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме государственным заказчиком определен в Приложении № 4.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно разделу 2 Приложения № 4 в качестве показателя оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» заказчиком установлен показатель, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения, а именно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 50 %).

В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В соответствии с разделом 2 Приложением № 4 в качестве детализирующего показателя заказчиком установлен предусмотренный абзацем 2 подпункта «а» пункта 28 Положения – «общее количество исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %), а также детализирующий показатель «наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта» (значимость 100 %).

Согласно пункту 28 Положения:

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный «абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

В нарушение вышеуказанных норм Заказчик в разделе III Приложения № 4 установил следующие неправомерные требования.

1. Пунктом 2 раздела III Приложения № 4 определено наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки – «Общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах».

При этом, оценка по данному показателю определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания в объеме не менее 25000 койко-дней (по каждому из контрактов, договоров), исполненных в 2018-2022 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (пункт 2 раздела III Приложения № 4).

Однако, согласно подпункту «г» пункта 28 раздела V Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, условие, установленное заказчиком в Приложении № 4 о принятии к оценке договоров, исполненных в определенные календарные годы, не соответствует подпункту «г» пункта 28 Положения, так как конкурсной комиссией должны оцениваться контракты, исполненные участником закупки за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявки.

2. Оценка по детализирующему показателю «Наличие у участника закупки на праве собственности, праве аренды или ином законном основании на срок исполнения контракта объекта недвижимости с целевым назначением, связанным с предметом контракта» определяется с условием, что объект недвижимости должен быть расположен от места доставки питания на расстоянии, не превышающем 50 км. Целевым назначением объекта недвижимости, связанным с предметом контракта, будет считаться указанное в подтверждающих документах целевое назначение, связанное с приготовлением общественного питания: пищеблок, цех по приготовлению питания, комбинат питания и т.п.).

Заказчиком в Приложение № 1 к Извещению указан перечень нормативно-технической документации, в соответствии с которой должны быть оказаны услуги.

В указанном перечне содержится Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» не содержит требования к расстоянию на котором должен быть расположен объект недвижимости от места доставки еды, а указывает на временной промежуток срока хранения готовых горячих блюд, который должен составлять не более 3-х часов, включающий время на доставку.

Таким образом, условие о месте расположения и удаленности объекта недвижимости от места оказания услуг является необъективным и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, так как в силу действующего законодательства для надлежащего исполнения обязанности по обеспечению горячим питанием имеет значение время его доставки, а не местонахождение исполнителя услуг.

3. Согласно Приложению № 4 оценка по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки договоров лечебного питания в 2017-2021 годах» определяется по количеству исполненных контрактов (договоров) по оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по приготовлению и доставке лечебного питания в объеме не менее 25000 койко-дней (по каждому из контрактов, договоров), исполненных в 2018-2022 годах (при этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Как указывалось, ранее в подпункте «в» пункта 28 Положения документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению заказчиком может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек.

Исходя из вышеуказанной нормы законодательства участник закупки имеет право предоставить заказчику исполненный договор с применением к нему неустоек (штрафов, пеней), при условии, что сумма по начисленным штрафным санкциям была выплачена.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении, противоречащего Постановлению № 2604 порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки».

Следовательно, Жалоба является полностью обоснованной.

Одновременно с рассмотрением данной Жалобы внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки не проводилась в связи с ее проведением по результатам рассмотрения жалобы по данной закупке другого участника – Индивидуального предпринимателя …. (далее – ИП ….), поданной на иные действия заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП», совершенные при осуществлении рассматриваемой закупки.

Жалоба ИП …. была признана обоснованной, в рамках проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки в действиях заказчика – ГОБУЗ «НКСЦП» также были установлены нарушения Закона о контрактной системе (решение Новгородского УФАС России № 053/06/32-247/2023 от 29.05.2023.

Предписание об устранении допущенных нарушений не выдано, так как доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено.

При рассмотрение Жалоба ИП …. таких доказательств также не установлено.

 

Руководствуясь статьями 32, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки -  Индивидуального предпринимателя …. (640022, Курганская обл., г. Курган, ул. Кравченко, д. 55) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» (173011, г. Великий Новгород, ул. Парковая, д. 13) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в ГОБУЗ «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии», извещение № 0150200003923000486, о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.05.2023, обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородский клинический специализированный центр психиатрии» нарушения части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств, того, что данные нарушения повлияли на результаты закупки.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 ……

                              

Члены Комиссии                                                                                             ……

 

     ……

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны