Постановление №МА/2164/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-263/2... от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 053/04/9.21-263/2023 об административном правонарушении

Резолютивная часть оглашена 09.06.2023

В полном объеме изготовлено 13.06.2023                                                                        Великий Новгород

Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) –..., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-263/2023, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литера А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),

У С Т А Н О В И Л:

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) из ФАС России поступило обращение гр….. (далее - Заявитель) вх. № 2432-ЭП от 15.05.2023 о нарушении сроков осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Из представленных заявителем документов и сведений, и, как подтверждено представленной в ходе административного производства информацией Сетевой организации (исх. № 05-01-12 от 01.06.2023) ПАО «Россети Северо-Запад» был нарушен срок, установленный законодательством на технологическое присоединение. В рамках исполнения договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям на основании технических условий от 15.12.2023 № СПБ80-31824-И/21-001 на технологическое присоединение объекта: ….(далее – договор) было сформировано и утверждено техническое задание на выполнение полного комплекса работ по объекту «Строительство ВЛИ-0,4кВ протяженностью 0,020 км. от опоры № 22 ВЛ-0,4кВ Л-2 КТП «Побберезье-27», установка 3-х фазного прибора учёта 1 комп. для энергоснабжения ЭПУ (дом) из заявки по адресу н.п. Подберезье Новгородского района Новгородской области (заявители:...)». Как пояснило Общество задержка в реализации обязательств со стороны общества по договору вызвана необходимостью поиска и принятия решения по импортозамещению электротехнического оборудования. В результате у Общества сложились обстоятельства, затрудняющие своевременное завершение мероприятий по технологическому присоединению. В настоящее время закуплены все необходимые материалы, оборудование, приборы учета для исполнения обязательств по договору, строительство электросетевых объектов, монтаж узла учета планируется осуществить хозяйственным способом. Как следует из материалов дела 21.12.2021 года между Заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» был заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям. Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, определён Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила). 21.12.2021 Заявителем был оплачен счет на оплату услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, с 21.12.2021 договор № СПБ80-31824-И/21-001 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя считается заключенным. В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Пункт 14 Правил регламентирует требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Таким образом установлено, что Заявитель отвечает критериям пункта 14 Правил. Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил определены главой X Правил. В силу пункта 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Согласно пункту 104 Правил, наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, что соответствует пункту 19 Типовых условий договора. Как отмечалось, счёт в размере 550, 00 руб. был оплачен Заявителем 21.12.2021, что подтверждается представленным Заявителем в материалах дела чеком по операции, подтверждающим оплату в полном объеме через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» ПАО Сбербанк. Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Для Заявителя Техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к договору установлены следующие параметры: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 кВ. Таким образом, срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Общества по Договору истёк 21.06.2022 (последний день выполнения мероприятий по договору), просрочка исполнения мероприятий наступила 22.06.2022. Вместе с тем, в установленный законом срок технологическое присоединение 2023-1332 произведено не было, мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям осуществлено не было. Нарушение сетевыми организациями Правил является действием (бездействием), подпадающим под диспозицию статьи 9.21 КоАП РФ. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационнотехнической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка. По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях. Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами технологического присоединения не предусмотрена, поскольку установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения срок носит императивный характер и не может быть изменён по соглашению сторон. В ходе рассмотрения заявления Управлением были установлены признаки нарушения п.п. «б» п. 16 Правил в действиях ПАО «Россети Северо-Запад». Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. 2023-1332 Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации определены Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях). Согласно статье 3 вышеуказанного закона, естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в частности, в сфере услуг по передаче электрической энергии. Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» основным видом деятельности Общества по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код 35.12). Как следует из анализа сведений, размещенных ФАС России в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» по адресу, информационной системы «Реестр субъектов естественных монополий»: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestrsubektov-estestvennyix-monopolij.html, ПАО «МРСК Северо-Запада» внесено в реестр естественных монополий за № 47.1.116, № приказа о включении 191-э, дата приказа о включении 03.06.2008. Согласно пункту 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э, ПАО «МРСК Северо-Запада (на дату издания приказа ОАО «МРСК Северо-Запада») включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 47.1.116. Таким образом, Сетевая организация является субъектом естественной монополии, поскольку осуществляет деятельность, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и включена в соответствующий реестр. 23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись с ГРН № 2217802975245, которой наименование Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» изменено на Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», сокращенное наименование изменено на ПАО «Россети Северо-Запад». Также вышеуказанной записью от 23.08.2021 в ЕГРЮЛ внесены сведения о филиале ПАО «Россети Северо-Запад», местом нахождения которого является Новгородская область, наименование филиала – Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад». Таким образом, в настоящее время ПАО «МРСК Северо-Запада» переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад». Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, 2023-1332 газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В силу части 2 статьи 9.21 КоАП, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП повторное совершение однородного административного правонарушения – это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения. В силу статьи 4.6 КоАП лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП. Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России от 16.05.2022 № 053/04/9.21-199/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Данное постановление вступило в силу 30.05.2022 и исполнено ПАО «Россети Северо-Запад» 15.07.2022. При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества, выразившихся в нарушении Правил технологического присоединения в пределах 1 года после указанной даты, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП. В соответствии с пунктом 28.7 КоАП, в связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, на основании обращения Заявителя Управлением возбуждено дело об административном правонарушении № 053/04/9.21-263/2023, составлен протокол об административном правонарушении. 2023-1332 В установленный подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок, технологическое присоединение объекта заявителя Сетевой организацией осуществлено не было. По факту совершения ПАО «Россети Северо-Запад» действий, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП 26.05.2023 года был составлен протокол № 053/04/9.21-263/2023 об административном правонарушении. Определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-263/2023 и проведении административного расследования от 26.05.2023 к участию в рассмотрении в деле в качестве потерпевшего был привлечен Заявитель. О месте и времени рассмотрения настоящего дела Сетевая организация была уведомлена надлежащим образом, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80100384669605 с официального сайта АО «Почта России», посредством электронной почты. Рассмотрение настоящего дела было осуществлено в присутствии представителя Общества –…по доверенности № 71-23 от 20.04.2023. (далее – Представитель сетевой организации). На рассмотрении Представитель сетевой организации поддержал письменные пояснения, направленные ранее в адрес Управления, не оспаривал факта нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям, сообщил о тяжёлом материальном положении ПАО «Россети «Северо-Запад», и в данной связи ходатайствовал о снижении штрафа ниже низшего предела на основании пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП. Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела на рассмотрение не явился, устно в ходе телефонного разговора пояснил, что он надлежащем образом уведомлен и не может явиться на рассмотрение по личным обстоятельствам. По данному телефонному разговору была составлена телефонограмма и приложена к материалам дела. Время и место совершения административного правонарушения – 22.06.2022, Новгородская область. Вина Сетевой организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП, заключается в том, что у Общества имелась возможность не нарушать Правила, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры. Доказательств принятия Обществом всех необходимых мер для технологического присоединения объектов Заявителя в установленный Правилами технологического присоединения срок в материалы дела не представлено. Срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП составляет один год со дня совершения административного правонарушения и на момент вынесения настоящего постановления не истек. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Сетевой организации в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП, не установлено. При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее дело, исходит из следующего. Как следует из бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Россети СевероЗапад» за 2022 год, подготовленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и размещенной на официальном сайте Общества в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», Общество имеет чистый убыток за 2022 год в 2023-1332 размере 455 244 тыс. руб. Вышеуказанные обстоятельства негативно характеризуют финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также с учетом поступившего ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о снижении штрафа в связи с тяжелым материальным положением Общества и принимая во внимание величину минимальной санкции по части 2 статьи 9.21 КоАП, составляющую 600 тысяч рублей, имеются основания для применения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП. Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено. Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

2. Применить к Публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

3. Сумму штрафа Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» надлежит перечислить в бюджет: ИНН 5321047553 КПП 532101001 Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России) Счет: 03100643000000015000 2023-1332 Банк: ОТДЕЛЕНИЕ НОВГОРОД БАНКА РОССИИ// УФК ПО НОВОГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ г. Великий Новгород БИК: 014959900 Кор. счет: 40102810145370000042 ОКТМО: 49701000 Код БК: 16111601091010021140 (Штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) УИН 16100500000001688385 *

*При оплате штрафа обязательно указывать номер УИН Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны