Решение №1908/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-270/2021 по результатам рассмотрения жал... от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

ГОБОУ «АШ № 3»

 

наб. Генерала Штыкова, д. 1,

г. Старая Русса, Новгородская обл., 175202

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

                                                                     

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП <…>

 

<…>

 

Исх. № 1908/03 от 14.04.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-270/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

09 апреля 2021 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

<…> – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

<…> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

<…> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления, 

в присутствии представителей:

заказчика – Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа № 3» - директора <…>;

подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя <…> – <…> (доверенность № 5 от 08.04.2021);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика – Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа № 3»  (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, Генерала Штыкова наб., д. 1; далее – ГОБОУ «АШ № 3») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для оснащения учебных мастерских в ГОБОУ «АШ № 3», извещение № 0150200003921000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.03.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.04.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП <...> на действия заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для оснащения учебных мастерских в ГОБОУ «АШ № 3», извещение № 0150200003921000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.03.2021 (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) – 2 184 318,00 руб.) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам Жалобы в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616).

В обосновании своей позиции податель Жалобы указывает на то, что в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - Реестр) отсутствует товар, закупаемый заказчиком в рамках рассматриваемой закупки в связи с чем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 616, заказчик обязан был подать заявку в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на получение разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.

На основании вышеизложенного податель Жалобы просит выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На рассмотрении Жалобы представитель ее подателя поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Из представленных ГОБОУ «АШ № 3» письменных возражений на Жалобу (вх. № 1769 от 07.04.2021 Новгородского УФАС России) следует, что все коды ОКПД2 (25.73.60; 25.73.30; 28.49.12; 28.41.11; 28.41.22; 28.41.24; 25.73.40; 28.49.23; 28.41.21; 28.41.23), указанные заказчиком в документации об электронном аукционе содержатся в перечне, утвержденном Постановлением № 616 (далее - Перечень) в связи с чем, заказчиком правомерно установлен как запрет в рамках Постановления № 616, так и требование о предоставлении в составе заявки выписки из Реестра.

На основании вышеизложенного заказчик – ГОБОУ «АШ № 3» считает Жалобу необоснованной.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель заказчика поддержала письменные возражения на нее в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте - апреле 2021 года заказчиком – ГОБОУ «АШ № 3» и уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для оснащения учебных мастерских в ГОБОУ «АШ № 3» (извещение № 0150200003921000240).

Документация об электронном аукционе (далее - Документация) утверждена со стороны заказчика – директором ГОБОУ «АШ № 3» <…> 26.03.2021 и со стороны уполномоченного органа – начальником управления Администрации по организации государственных закупок <…> 19.03.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 3.1 Документации объектом рассматриваемой закупки является поставка товаров для оснащения учебных мастерских в ГОБОУ «АШ № 3» (далее – Товар).

В пункте 3.1.1 Документации установлены следующие коды ОКПД2 закупаемых Товаров: 25.73.60; 25.73.30; 28.49.12; 28.41.11; 28.41.22; 28.41.24; 25.73.40; 28.49.23; 28.41.21; 28.41.23.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, Постановлением № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.

Приложение к Постановлению № 616 содержит Перечень.

Коды ОКПД2, определенные заказчиком в Документации, содержатся в Перечне (позиции 23-25, 47, 48, 51).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что с дня вступления в законную силу Постановления № 616 в отношении Товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки, установлен запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 616 указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:

а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:

  • в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, – наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, – заказчиком самостоятельно;

б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 124 и 125 перечня);

в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 – 71 перечня);

г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня);

д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 52 – 57, 73 – 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);

е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Таким образом подтверждением отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, закупаемого в рамках рассматриваемой закупки, является разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Разрешение; Минпромторг России).

В силу пункта 9 Постановления № 616 Минпромторг России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра российской промышленной продукции и реестра евразийской промышленной продукции.

Согласно пункту 11 Порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, утвержденного Приказ Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 (далее - Порядок) сравнение и определение отличий параметров заявленного товара с параметрами продукции, находящейся в реестрах российской и евразийской промышленной продукции и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с заявленным товаром, позволяющие ей выполнять его функции и быть коммерчески взаимозаменяемой с ним (далее - аналогичный товар) осуществляет ответственный департамент.

В случае если по результатам сверки, указанной в пункте 11 настоящего Порядка будет выявлено по основным параметрам товара наличие аналогичного товара, производимого на территории Российской Федерации и на территории государства - члена Евразийского экономического союза, ответственный департамент в течение 2 рабочих дней через ГИСП автоматически направляет заявку (без указания на идентификационные данные заявителя) организациям - производителям российского и евразийского товара (далее - производитель аналогичного товара) с запросом о производственной и технологической возможности произвести аналогичный товар (далее - запрос). Запрос направляется путем отправки сообщения на страницу личного кабинета ГИСП производителя аналогичного товара и по электронной почте (подпункт «а» пункта 12 Порядка).

Согласно пункту 13 Порядка производитель аналогичного товара в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса, указанного в подпункте «а» пункта 12 настоящего Порядка, посредством ГИСП:

а) подтверждает производственную и технологическую возможности произвести аналогичный товар;

б) не подтверждает производственную и технологическую возможности произвести аналогичный товар.

Если по истечении установленного настоящим пунктом времени производитель аналогичного товара не представил информацию согласно пункту 11 настоящего Порядка, считается, что производственная и технологическая возможности не подтверждены.

Из пункта 14 Порядка следует, что в целях реализации пункта 13 настоящего Порядка производитель аналогичного товара должен быть зарегистрирован на сайте gisp.gov.ru.

Таким образом, положение пункта 3 Постановления не вменяет в обязанность заказчика направление запроса в Минпромторг России, при этом исключительно Разрешение может свидетельствовать об отсутствии на территории Российской Федерации производителей Товара и о невозможности хозяйствующих субъектом, зарегистрированных в установленном законом порядке на сайте gisp.gov.ru, произвести такой Товар.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России не обладает документами и информацией, свидетельствующими об обоснованности Жалобы, в связи с чем Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком – ГОБОУ «АШ № 3» определен следующий объект рассматриваемой закупки: поставка товаров для оснащения учебных мастерских в ГОБОУ «АШ № 3».

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Во исполнение требований статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком – ГОБОУ «АШ № 3» определены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара, которые содержатся в приложении № 1 к Документации (далее - ТЗ).

Согласно частям 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования).

Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 10 Правил формирования в позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация:

коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования).

Пунктом 13 Правил формирования предусмотрено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается в том числе следующая информация:

а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:

в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии);

в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2 Правил использования каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);

документации о закупке;

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно пункту 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил использования заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования).

Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона содержит следующие коды позиции КТРУ:

25.73.60.190-00000006;

25.73.30.223-00000001;

25.73.30.166-00000001;

25.73.30.161-00000001;

25.73.30.141-00000003;

25.73.30.171-00000002;

25.73.30.163-00000001.

В соответствии с КТРУ информация, содержащаяся по позициям:

25.73.60.190-00000006;

25.73.30.161-00000001;

25.73.30.171-00000002,

обязательна к применению заказчиками при составлении описания объекта закупки с 08 февраля 2021 года.

По позиции КТРУ 25.73.60.190-00000006 предусмотрены следующие обязательные показатели (характеристики): «Длина кабеля»; «Максимальная нагрузка»; «Способ намотки гибкого кабеля»; «Способ применения»; «Способ соединения гибкого кабеля»; «Степень защиты о поражении электрическим током»; «Тип».

Ознакомившись с ТЗ (позиция 1 «Удлинитель»), Комиссией Новгородского УФАС России было выявлено отсутствие следующих обязательных к применению показателей (характеристик): «Способ намотки гибкого кабеля»; «Способ применения»; «Способ соединения гибкого кабеля»; «Степень защиты о поражении электрическим током»; «Тип» и требования к их значениям.

Также заказчиком указаны показатели (характеристики), не предусмотренные данной позицией КТРУ: «Количество гнезд», «Степень защиты», «Заземление».

При этом, обоснование указания данных показателей (характеристик), наличие которого обязательно в силу пункта 5 Правил, в составе Документации отсутствует.

Кроме того, Комиссией Новгородского УФАС России выявлено установление заказчиком, по рассматриваемой позиции ТЗ, значений показателей (характеристик) товара со значениями и единицами измерения отличными от указанных по позиции КТРУ 25.73.60.190-00000006.

Так, например, позицией КТРУ предусмотрена «Максимальная нагрузка» со следующими значениями и единицей изменения:

≥ 4500           Ватт;

≥ 4000           Ватт;

≥ 3500           Ватт;

≥ 3000           Ватт;

≥ 2500           Ватт;

≥ 2000           Ватт;

≥ 1500           Ватт;

≤ 1500           Ватт,

и «Сечение кабеля» (характеристика не является обязательной для применения) со значениями и единицами измерения:

0.75    Квадратный миллиметр

1          Квадратный миллиметр

1.5      Квадратный миллиметр

2.5      Квадратный миллиметр

при этом по позиции 1 «Удлинитель» ТЗ заказчиком указано максимальное значение максимальной нагрузки - «220 В» и максимальное значение сечения кабеля – 0.75 мм.

Обоснование необходимости использования именно таких значений и единиц измерения заказчиком также не приведено.

Неприменение обязательных показателей (характеристик) и их значений, а также установление непредусмотренных КТРУ показателей без их обоснования, выявлено также по позициям 34 «Плоскогубцы», 70-71 «Ключ разводной» ТЗ.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в неиспользовании показателей (характеристик), предусмотренных КТРУ, а также отсутствии обоснования использования дополнительных показателей (характеристик) и значений показателей, не предусмотренных КТРУ.

2. Как следует из части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона и пункту 6.1 Документации участниками рассматриваемой закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Приложением № 3 к Документации является проект контракта (далее - Проект контракта).

В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Постановление № 1042).

На момент осуществления рассматриваемой закупки действовала редакции вышеуказанных правил от 14.08.2019 (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Раздел 6 Проекта контракта определяет ответственность его сторон.

Вместе с тем, в пункте 6.6 Проекта контракта установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), поставщик обязан в срок не позднее 10 дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, указанные в пункте 6.6 Проекта контракта размеры штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствуют требованиям Правил.

Следовательно, в действиях заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в Проекте контракта размера ответственности поставщика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

2.1 Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Порядок начисления сторонам контракта пени в случае просрочки ими обязательств по контракту предусмотрен в пунктах 6.4 и 6.9 Проекта контракта.

Так, согласно пункту 6.4 Проекта контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Согласно пункту 6.9 Проекта контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

Вместе с тем, как отмечалось выше, в соответствии с положениями частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе при расчете размера пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, использованию подлежит ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, а не ставка рефинансирования.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» содержатся нарушения частей 4, 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по включению в проект контракта мер ответственности его сторон в виде пени.

Установленные в действиях заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» нарушения Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях должностного лица, утвердившего Документацию признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В пунктах 12.2-12.3 Документации установлены следующие сроки предоставления разъяснений положений Документации:

Дата начала - 26.03.2021;

Дата окончания - 03.04.2021.

В соответствии с документами, представленными заказчиком – ГОБОУ «АШ № 3» оператором площадки в адрес заказчика было направлено два запроса о даче разъяснений положений Документации (от 01.04.2021 и от 02.04.2021).

Указанные запросы о даче разъяснений положений Документации поступили в адрес заказчика в пределах сроков, определенных им в Документации, при этом в установленные законодательством о контрактной системе сроки (в течение двух дней с даты поступления таких запросов) заказчиком не были даны разъяснения положений Документации, что в свою очередь привело к не размещению таких разъяснений на официальном сайте.

На основании вышеизложенного в действия заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка дачи разъяснений.

Установленные в действиях заказчика – ГОБОУ «АШ № 3» нарушения Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях его должностного лица, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного в действиях заказчика нарушения Комиссия исходит из следующего.

Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено, поскольку рассматриваемая закупка признана несостоявшейся по причине правомерного отказа в допуске к участию в нем всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе (протокол от 06.04.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме).

Контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен не будет, в случае сохранения потребности в объекте закупки заказчик обязан объявить новую процедуру торгов.

 

Руководствуясь статьями 14, 23, 33, 34, 42, 63, 64, 65, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика – Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа № 3»  (175202, Новгородская обл., г. Старая Русса, Генерала Штыкова наб., д. 1) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для оснащения учебных мастерских в ГОБОУ «АШ № 3», извещение № 0150200003921000240 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.03.2021, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа № 3» нарушения части 6 статьи 23, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием рассматриваемой закупки несостоявшейся по причине правомерного отказа в допуске к участию в нем всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика - Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа № 3».

 

Председатель Комиссии

 

      <…>

Члены Комиссии

 

      <>

 

 

      <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны