Решение №2588-02 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/17.1-198/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОП... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница»

 

ул. Зелинского, д.11, Великий Новгород, 173016

 

<М…>                          

 

Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области

 

ул. Тихвинская, д. 7, Великий Новгород, 173001

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/01/17.1-198/2022 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА              

  

 Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2022 года.

 

 

         Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

         <В…> – руководитель Управления,

         Члены Комиссии:

         <А…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля Управления;

        <П…> – главный специалист-эксперт Управления,

        в присутствии представителей:

        от Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» – <С…> по доверенности, <Н…> по доверенности; <С…> по доверенности;

          от <М…> – <П…> по доверенности.

          от Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области – <Ч…> по доверенности.

          <М…>  на рассмотрении дела присутствовал лично,

         рассмотрев дело № 053/01/17.1-198/2022 по признакам нарушения Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (далее – ГОБУЗ «ЦГКБ», Учреждение) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) поступило обращение <М…>  от 20.01.2022 на действия (бездействие) Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» при сдаче в аренду площадей для размещения рекламно-информационных стендов.

В заявлении указано, что <М…>  , являясь самозанятым гражданином, обратился в отдел платных услуг и маркетинга ГОБУЗ «ЦГКБ» для размещения информационных стендов в здании клиники №1 по адресу: ул. Зелинского, д. 11 и здании клиники № 2 по адресу: ул. Яковлева, д.18.

ГОБУЗ «ЦГКБ» в предоставлении в аренду площадей для размещения рекламно-информационного стенда <М…>  отказало, мотивируя свой отказ тем, что в клинике № 2 по адресу: ул. Яковлева, д.18 расположен «ковидный госпиталь», аренда площадей в «красных зонах» которого на ближайшее время не рассматривается в связи с эпидемиологическими требованиями в данном подразделении. В отношении же площадей клиники №1 по адресу: ул. Зелинского, д. 11, существует доведенный до ГОБУЗ «ЦГКБ» метраж, разрешенный для сдачи в аренду под немедицинские услуги, и на сегодняшний день эти площади заняты.

При этом ГОБУЗ «ЦГКБ» беспрепятственно согласовывает и размещает рекламу ООО «Лидер Северо-Запад», которое занимается аналогичным с ним родом деятельности.

В данной связи <М…>  просит проверить законность действий ГОБУЗ «ЦГКБ».

В ходе рассмотрения заявления <М…>  было установлено следующее.

Согласно постановлению Правительства Новгородской области от 15.12.2014 № 614 утвержден Порядок предоставления в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление имущества области (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка, данный Порядок определяет правила предоставления в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление государственного имущества Новгородской области (далее - имущество области).

Порядок предоставления в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление имущества области разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новгородской области, определяет правила предоставления в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление государственного имущества Новгородской области (далее - имущество области).

Порядок согласования предоставления в аренду, субаренду, безвозмездное пользование имущества области, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, определен разделом 3 Порядка.

Согласно пункту 3.1 Порядка предоставление в аренду, субаренду, безвозмездное пользование имущества области, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными областными унитарными предприятиями и на праве оперативного управления за областными казенными, бюджетными и автономными учреждениями области (далее - предприятия, учреждения), осуществляется при условии получения письменного согласия министерства и органа исполнительной власти области, в ведомственном подчинении которого находится предприятие, или осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.

В силу пункта 3.2 Порядка согласованию подлежит предоставление в аренду, субаренду, безвозмездное пользование, в том числе недвижимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями Новгородской области.

Согласно пункту 3.4 Порядка для получения согласия министерства на предоставление в аренду, субаренду, безвозмездное пользование имущества области предприятие, учреждение представляет в министерство следующие документы:

заявление, подписанное руководителем предприятия, учреждения, с указанием имущества области, предполагаемого к передаче, обоснования необходимости предоставления его в аренду, субаренду, безвозмездное пользование, срока аренды, безвозмездного пользования, целей предоставления имущества области в аренду, субаренду, безвозмездное пользование, сведений об арендаторе, ссудополучателе (в случае предоставления имущества без проведения торгов), анализа влияния последствий предоставления в аренду, субаренду, безвозмездное пользование этого имущества на деятельность предприятия, учреждения;

согласие органа исполнительной власти области, в ведомственном подчинении которого находится предприятие, или осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (в отношении недвижимого имущества области согласие органа исполнительной власти области, в ведомственном подчинении которого находится предприятие, или осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, должно быть согласовано с первым заместителем Губернатора Новгородской области, заместителем Губернатора Новгородской области, заместителем Губернатора Новгородской области - руководителем Администрации Губернатора Новгородской области, заместителем Председателя Правительства Новгородской области, координирующим деятельность органа исполнительной власти области, в ведомственном подчинении которого находится предприятие, или осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения);

выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая государственную регистрацию права хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество области, предполагаемое к передаче (для недвижимого имущества);

информация о недвижимом имуществе области, предполагаемом к передаче (кадастровый паспорт или технический паспорт, технический план или поэтажный план с экспликацией);

копия паспорта транспортного средства либо документа, подтверждающего государственную регистрацию иных видов транспортных средств (для автомототранспортных средств, иных видов самоходной техники, водных транспортных средств);

копии документов, подтверждающих возможность заключения договора аренды, безвозмездного пользования без проведения торгов в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 12, 16 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите кокнуренции);

оценка последствий заключения договора и предоставления в аренду, безвозмездное пользование имущества области, предназначенного для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, проведенная учредителем учреждения, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

рекомендации наблюдательного совета автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом области;

информация об исполнении предыдущих договоров аренды, безвозмездного пользования имуществом области предполагаемым арендатором, ссудополучателем (если с ним уже заключались договоры аренды, безвозмездного пользования).

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка Министерство принимает решение об отказе предприятию, учреждению в даче согласия на заключение договора аренды, субаренды безвозмездного пользования в следующих случаях:

непредставление документов, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка;

наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

неэффективное использование предприятием, учреждением имущества области, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

невозможность осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом предприятия, учреждения, или ограничение такой возможности в результате предоставления имущества области в аренду, безвозмездное пользование;

установление в результате оценки последствий заключения договора, проведенной в случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», возможности ухудшения условий жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Согласно пункту 3.2.3 Устава ГОБУЗ «ЦГКБ» (далее - Устав) для выполнения уставных целей деятельности Учреждение имеет право в порядке, установленном действующим законодательством, осуществлять в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, права владения и пользования в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законодательством, право распоряжения этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пункту 1.7 Устава собственником имущества учреждения является Новгородская область. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Новгородской области осуществляются Министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области.

Ранее данные функции выполняло Министерство инвестиционной политики Новгородской области.

В силу части 1 статьи 17.1 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);                                                                                                                                         12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части;

17) публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» в случае, если такое имущество передается в целях обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период.

Таким образом, согласно пункту 14 части 1 вышеуказанной статьи установлено следующее исключение из общего правила распоряжения соответствующим имуществом: в том случае, если имущество является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Согласно части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Таким образом, обязательным условием для продления договора аренды на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является проведение рыночной оценки размера арендной платы.

В 2020 году Учреждение обратилось в Министерство с письмом от 21.05.2020 № 2018 о согласовании сдачи помещений (ул. Зелинского, д. 11) в аренду ООО «Аптечный дом НВ». Учреждение сообщает в адрес Министерства, что договор аренды с ООО «Аптечный дом НВ» заключен на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

01.06.2020 Министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области издан приказ № 913 «О даче согласия на сдачу в аренду областного имущества».

Данным приказом Министерством Учреждению на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции дано согласие на сдачу в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Аптечный дом НВ» нежилого помещения общей площадью 18,9 кв. м (помещение № 113 на поэтажном плане первого этажа), расположенного в здании больницы с кадастровым номером 53:23:8000701:672 для размещения аптечного пункта.

            22.06.2020 между Учреждением и ООО «Аптечный дом НВ» был заключен договор № 27/20 аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Новгородской области, закрепленного на праве оперативного управления за областным бюджетным учреждением здравоохранения. В пункте 1.1 данного договора в качестве согласия Министерства указан приказ от 25.05.2021 № 1300.

При этом в том же письме от 21.05.2020 № 2018 о согласовании сдачи помещений в адрес Министерства Учреждение сообщает, что всего в здании стационара клиники № 1 передано в аренду 1 кв. м по пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (помимо ООО «Аптечный дом НВ»).

Однако, согласно позднее представлявшейся Учреждением в Министерство информации, на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции между Учреждением и ИП <П…>  был заключен ещё и договор аренды 1 кв. м начиная с 01.02.2020.

            В частности, данный факт отражен в письме Учреждения от 07.12.2020 о даче согласия на заключение договора аренды с ИП <Г…>.

Относительно размещения объектов ИП <П…>  не представлено никаких разрешающих приказов органов власти Новгородской области, выступающих в качестве собственников имущества ГОБУЗ «ЦГКБ».

По соответствующему запросу Управления заявлений ГОБУЗ «ЦГКБ» о даче согласия на предоставление ИП <П…>  недвижимого имущества Новгородской области в аренду от Министерства не представлено.

            Таким образом, вместе с испрашивавшейся к сдаче в аренду площадью в размере 18,9 кв. м., лимит в 20 кв. метров, установленный действующим законодательством, на момент сдачи имущества в аренду был превышен.

Далее в 2021 году Учреждение обратилось в Министерство с письмом от 23.03.2021 № 1144 о согласовании сдачи помещений (ул. Зелинского, д. 11) в аренду ООО «Аптечный дом НВ» Учреждение сообщает в адрес Министерства, что договор аренды с ООО «Аптечный дом НВ» заключен на основании части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако данный договор был заключен на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что подтверждается приказом Министерства от 01.06.2020 № 913, согласно которому соответствующее разрешение на сдачу в аренду недвижимого имущества дается со ссылкой именно на вышеуказанную норму статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

25.05.2021 Министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области издан приказ № 1300 «О даче согласия на сдачу в аренду областного имущества».

Данным приказом Министерством Учреждению на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции дано согласие на сдачу в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Аптечный дом НВ» нежилого помещения общей площадью 18,9 кв. м (помещение № 113 на поэтажном плане первого этажа), расположенного в здании больницы с кадастровым номером 53:23:8000701:672, для размещения аптечного пункта.

            04.06.2021 между Учреждением и ООО «Аптечный дом НВ» был заключен договор № 92/21 аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Новгородской области, закрепленного на праве оперативного управления за областным бюджетным учреждением здравоохранения. В пункте 1.1 данного договора в качестве согласия Министерства указан приказ от 25.05.2021 № 1300.

При этом в том же письме о согласовании сдачи помещений в аренду от 23.03.2021 № 1144 в адрес Министерства Учреждение сообщает, что всего в здании стационара клиники № 1 передано в аренду 2 кв. м по пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

            Таким образом, вместе с испрашивавшейся к сдаче в аренду площадью в размере 18,9 кв. м., лимит в 20 кв. метров, установленный действующим законодательством, на момент сдачи имущества в аренду был превышен.                                                                           Из представленных Министерством документов следует, что соответствующая рыночная оценка, предусмотренная частью 8 статьи 17.1, в составе документов, предоставленных на согласование Учреждением, отсутствует.

При этом часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договора аренды государственного имущества на новый срок в случае истечения срока договора аренды, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемых обстоятельствах договора аренды площадей Клиники № 1 с ООО «Аптечный дом НВ», ИП <П…>, ООО «Лидер Северо-Запад» были заключены на основании исключения, предусмотренного пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и эти договора могут быть заключены на новый срок именно потому, что соответствуют требованиям указанного исключения, то есть в совокупности общая площадь имущества, передаваемого по всем таким договорам аренды, составляет не более двадцати квадратных метров и не превышает десяти процентов площади Клиники № 1.

Вышеуказанное подтверждает превышение при предоставлении в аренду без проведения торгов допустимого пунктом 14 статьи 17.1 лимита в 20 метров.

            Кроме того, в Учреждение 15.10.2021 № 73 поступила заявка <М…> о заключении договора аренды – часть помещения коридора на первом этаже здания Клиники № 1 общей площадью 1 кв. м для размещения информационного стенда сроком на 11 месяцев (ул. Зелинского д.11).

Вместе с тем, согласно ответу ГОБУЗ «ЦГКБ» от 09.12.2021 в адрес <М…> в отношении площадей Клиники № 1, расположенной по адресу: ул. Зелинского, д. 11, существует доведенный до ГОБУЗ «ЦГКБ» метраж, разрешенный для сдачи в аренду под немедицинские услуги, и на сегодняшний день эти площади заняты.

В ответе (исх. от 10.02.2022 № 450) на запрос Управления о том, какие именно лимиты предполагались ГОБУЗ «ЦГКБ» при подготовке отказа в адрес <М…> Учреждение сообщило, что подразумевался пункт 14 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с указанием на то обстоятельство, что по состоянию на 09.12.20201 в клинике № 1 были арендованы 18,9 кв. м ООО «Аптеченый дом НВ», 1 кв. м ИП <Г…> и 1 кв. м ООО «Лидер Северо-Запад» (в совокупности 20,9 кв. м).

Вместе с тем, ИП <Г…> (автомат по продаже бахил), ООО «Аптечный дом НВ» (аптека) по информации, представляемой Учреждением в Министерство, договоры продлялись на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, по пункту 14 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договоры были заключены в отношении ООО «Лидер-Северо-Запад» (стенд в приемном покое), ИП Платонова (кофе-аппарат).

Следовательно, заключение вышеуказанных договоров аренды с нарушениями явилось основанием для отказа <М…> в предоставлении соответствующих площадей. Заявка <М…> по существу не рассматривалась и не направлялась в Министерство.

Кроме того, в письме о согласовании сдачи помещений (ул. Зелинского, д. 11) в аренду ООО «Лидер Северо-Запад» от 01.07.2021 № 2494 Учреждение сообщает в адрес Министерства, что договор аренды с ООО «Аптечный дом НВ» заключен на основании пункта 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (очевидно, имеется некорректная формулировка и подразумевается не пункт, а часть, поскольку в дальнейшем указаны подпункты, которых в статье 17.1 не имеется).

            В этом же письме в адрес Министерства Учреждение сообщает, что всего в здании стационара клиники № 1 передано в аренду 2 кв. м по пункту 14 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что не соответствует действительности.

            Таким образом, при обращении ООО «Лидер Северо-Запад» ГОБУЗ «ЦГКБ» руководствовалось тем, что превышение лимита в 18,9 кв. м допустимо и не учитывало в составе площадей площади, сданные ООО «Аптечный дом НВ», что не соответствует требованиям законодательства.

Однако, при обращении <М…> указанный подход был изменен.

ГОБУЗ «ЦГКБ» как хозяйствующий субъект, владеющий на праве оперативного управления соответствующим недвижимым имуществом Новгородской области, должно было и могло соблюдать требования и ограничения на распоряжение таковым имуществом (хотя бы и с согласия органов власти Новгородской области),

Согласно абзацу 3 пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами  антимонопольного законодательства» нарушение антимонопольных запретов государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, допущенное в связи с их участием в гражданском обороте, в том числе при заключении (исполнении) договоров, в зависимости от характера допущенного нарушения квалифицируется по соответствующим положениям Закона (в частности, положениям статей 10, 11, 17 и 17.1), иных законодательных актов (например, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Таким образом, в действиях ГОБУЗ «ЦГКБ» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного издан приказ Новгородского УФАС России от 19.04.2022 № 60/2022 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГОБУЗ «ЦГКБ» части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (вх. № 2592 от 12.052022 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что письмом ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» от 20.11.2019 N2 3402 обратилось в министерство инвестиционной политики Новгородской области о согласовании сдачи части помещения общей площадью 1 кв.м. В здании клиники №1, расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11 - индивидуальному предпринимателю <П…>, сроком на 11 месяцев, в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N2 135-ФЗ «О защите конкуренции» для установки автомата по продаже горячих напитков.

Однако, к обращению были приложены документы, указывающие о размещении арендатора в здании административного корпуса, в связи с чем приказом министерства инвестиционной политики Новгородской области от 11.12.2019 №2179 ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» дано согласие на сдачу в аренду индивидуальному предпринимателю <П…> нежилого помещения общей площадью 1 кв.м. (часть помещения №3 на поэтажном плане 1-го этажа), расположенного в здании административного корпуса с кадастровым номером 53:23:8000701:675, по адресу: Великий Новгород, ул. Зелинского, Д. 11, сроком на 11 месяцев для установки автомата по продаже горячих напитков.

Письмом ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» от 23.11.2021 №4640 обратилось в министерство о согласовании на сдачу аренду на новый срок областного имущества - части помещения общей площадью 1 кв.м. на первом этаже в здании администрации, расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11, индивидуальному предпринимателю <П…>.

Приказом министерства от 06.12.2021 №3106 ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» дано согласие на сдачу в аренду индивидуальному предпринимателю <П…> указанного помещения в здании административного корпуса с кадастровым номером 53:23:8000701:675, по адресу: Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11.

Из письменных пояснений ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» (вх. № 2592 от 12.05.2022 Управления) по настоящему делу следует, что по занимаемым площадям индивидуальным предпринимателем <П…> в клинике № 1 все необходимые мероприятия для соблюдения Порядка выполнены. Получено согласие от Новгородской области на сдачу данных площадей в аренду начиная с 2019 года.

12.05.2022 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представитель Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области поддержал доводы письменных пояснений в полном объеме.

На заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» поддержали доводы письменных пояснений в полном объеме.

Представители ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» пояснили, что договора хранятся пять лет и поэтому представить их не представляется возможным.

Также, представители ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» пояснили, что признают неправомерное заключение договора с ООО «Аптечный дом НВ» с превышением установленных нормативов сдачи недвижимого имущества в аренду.

Также, представители ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» пояснили, что новая заявка <М…> на размещение информационного стенда в здании клиники №1 в настоящее время находится в работе, направлена на согласование в Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.                                В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

23.05.2022 Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела, содержащее выводы о необходимости квалификации действий ГОБУЗ «ЦГКБ» в качестве нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В Управление (вх. № 3058 от 03.06.2022 Управление) поступили дополнительные письменные пояснения и копии документов ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» по настоящему делу которые приобщены к материалам настоящего дела.

           06.06.2022 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители ГОБУЗ «ЦГКБ» поддержали доводы представленных ранее письменных пояснений ГОБУЗ «ЦГКБ» в полном объеме.

На заседание Комиссии Новгородского УФАС России 06.06.2022 представители Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области не явились. О дате и времени рассмотрения настоящего дела Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области было уведомлено должным образом.

Каких-либо пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области в Управление не поступало.

На заседание Комиссии Новгородского УФАС России 06.06.2022 <М…> не явился. О дате и времени рассмотрения настоящего дела <М…> был уведомлен должным образом.

Каких-либо пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от <М…> в Управление не поступало.

Исследовав материалы дела и оценив, доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.                                                                         Управлением было проведено исследование состояния конкуренции на рынке предоставления в аренду недвижимого имущества на территории Великого Новгорода в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного исследования Управлением сделан вывод о том, что рынок предоставления в аренду недвижимого имущества на территории Великого Новгорода является конкурентным, с большим количеством участников, уже оказывающих услуги на рассматриваемом рынке и/или потенциальных участников, которые могли бы оказывать услуги на рассматриваемом рынке в случае победы в торгах на право заключения договора аренды недвижимого имущества (площадей) ГОБУЗ «ЦГКБ».

В рассматриваемом случае, иные хозяйствующие субъекты, которые смогли бы оказать услуги по перевозке малоподвижных граждан на территории Великого Новгорода были лишены возможности размещать рекламные стенды на площадях ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» в силу того, что торги не проводились (ввиду ошибочного предоставления большой части недвижимого имущества ООО «Аптечный дом НВ»), что могло привести к сокращению числа потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих оказать услуги по перевозке малоподвижных граждан на территории Великого Новгорода. Данное обстоятельство является признаком ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 и Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Факт нарушения ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» требований антимонопольного законодательства подтверждается материалами дела.

Таким образом, в действиях ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница», выразившихся в отказе <М…> в предоставлении в аренду площадей для размещения информационного стенда в здании клиники №1 в следствие ошибочного предоставления большой части недвижимого имущества ООО «Аптечный дом НВ» и в не проведении торгов на право аренды недвижимого имущества ГОБУЗ «ЦГКБ», содержится нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией принято во внимание, что заключенный ранее договор аренды недвижимого имущества с ООО «Аптечный дом НВ» в связи с истечением срока договора прекратил свое действие в марте 2022 года.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

                                                    РЕШИЛА:

 

1. Признать ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» (место нахождения: ул. Зелинского, д.11, Великий Новгород, 173016, ИНН 5321040090, ОГРН 1025300819554) нарушившей часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.    В связи с прекращением действия договора с ООО «Аптечный дом НВ» в марте 2022 года предписание ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» не выдавать.

 

Председатель Комиссии:                                                                             <...>

Члены Комиссии:                                                                                      <...>

                                                                                                                    <...>

                                                                                                                     

  

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны