Решение №ИК/2504/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-215/2024 от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО СБЕРБАНК

 

ул. Вавилова, д. 19,

г. Москва, 117312

 

                                                                                  ООО «С-МАРКЕТИНГ»

                                                                                  ул. Вавилова, д. 19, эт. 3,

пом.В.03.016,                                                                                  г. Москва, 117312

 

 

ООО «РЕД ТАГ»

                                                                              ул. Профсоюзная, зд. 25/15, корп. 2, пом. 1001,                                                                      г. Казань, Республика Татарстан, 420111

 

 

ООО «Дабл»

 

ул. Стромынка, д. 19, корп. 2, эт. 1,

пом. IVБ, ком. 33,

г. Москва, 107076

 

ИП Богданову А.А.

                                                                                       

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/28-215/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2024 года.

 

 

  Великий Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях  законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

…..,

рассмотрев дело 053/05/28-215/2024 от 11.04.2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы финансовых услуг по предоставлению кредита на рекламной конструкции, расположенной на уличной территории в Великом Новгороде,

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ИНН 7707083893; 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19) – …..

 заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «С-МАРКЕТИНГ» (ИНН 7736319695; 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19, эт. 3, пом. В.03.016) – …..

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате проведения 28.12.2023 должностными лицами Управления мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) на территории Великого Новгорода без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (наблюдения за соблюдением обязательных требований), был зафиксирован факт распространения на рекламной конструкции (видеоэкране), расположенной на территории городского округа Великий Новгород по адресу ул. Псковская, д. 17 (пересечение улиц Псковская-Белова-Инженерная), посредством видеозаписи рекламы услуг кредитования ПАО «Сбербанк» следующего содержания:

«Сбер. 2 % Кредит с кешбэком по подписке Прайм+.

2 % - Ставка кешбэка. Бонусы от «Сберспасибо» начисляются в рамках акции «Начисление бонусов Сберспасибо» и акции «Начисление бонусов Сберспасибо +0,5%» клиентам, заключившим договор с ПАО Сбербанк по «Потребительскому кредиту без обеспечения» в период с 20.11.2023 по 31.01.2024 и имеющим тарифный план «Сберпрайм+». Подробнее – на s.sber.ru/NF4QX. Минимальная сумма кредита – 10 000 руб., максимальная – 30 млн. руб., валюта кредита – рубли РФ. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Подробнее об условиях кредита, имеющихся ограничениях, о тарифном плане «Сберпрайм» - на sberbank.ru. Организатор акции – ПАО Сбербанк. ОГРН 1027700132195. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению потребительского кредита.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В данном случае в рекламе содержится условие о размере и порядке предоставления денежных средств, компенсируемых заемщику при заключении кредитного договора (ставка кешбэка – 2 % посредством начисления  бонусов «Сберспасибо»), условия о сумме и валюте кредита (от 10 000 до 30 000 000 руб.).

Все остальные условия предоставлении финансовой услуги, являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат и понесут воспользовавшиеся услугой лица (срок кредита, процентная ставка,  возможные платежи и комиссии по кредитным операциям, расходы заемщика по страхованию и пр.), в рекламе отсутствуют.

С учетом изложенного, в размещенной на рекламной конструкции (щите) вышеуказанной рекламе финансовых услуг (ипотечного кредита), имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной владельцем вышеуказанной рекламной конструкции – ИП Богдановым ….. заказчиком распространения указанной рекламы по заключенному сторонами договору № 0106 от 25.04.2023 на оказание услуг по размещению рекламы на светодиодных видеоэкранах является Общество с ограниченной ответственностью «РЕД ТАГ» (ИНН 1655444954; далее – ООО «РЕД ТАГ»), согласно условиям договора рекламный материал для размещения предоставлен заказчиком.

Также согласно информации ИП Богданова А.А. продолжительность видеозаписи указанной рекламы для демонстрации на рекламной конструкции – 5 сек., период ее размещения – декабрь 2023 года.

 Согласно информации, представленной ООО «РЕД ТАГ» (вх. № 1138-ЭП/24 от 14.02.2024 Управления) заказчиком распространения указанной рекламы по заключенному сторонами договору об  оказании услуг № 32 от 01.03.2021 и приложению № 1591 от 01.12.2023 к указанному договору является Общество с ограниченной ответственностью «С-МАРКЕТИНГ» (ИНН 7736319695; далее – ООО «С-МАРКЕТИНГ»), согласно условиям договора рекламный материал для размещения предоставлен заказчиком.

Согласно информации, представленной ООО «С-МАРКЕТИНГ» (вх. № 2386-ЭП/24 от 29.03.2024 Управления) заказчиком распространения и рекламодателем указанной рекламы по заключенному сторонами  Договору № 72/4275326 от 27.01.2023, Фактическому медиаплану № 275 от 31.12.2023 к указанному договору, Приложению № 5 к Фактическому медиаплану № 275 от 31.12.2023 является Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ИНН 7707083893; 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19; далее – ПАО Сбербанк, Банк).

В соответствии с Отчетом комиссионера № 1008 от 31.12.2023 ООО «С-МАРКЕТИНГ» по поручению ПАО Сбербанк осуществило размещение вышеуказанной рекламы в декабре 2023 года на территории Великого Новгорода.

Учитывая вышеизложенное, рекламодателем рассматриваемой рекламы и лицом, оказывающем рекламируемую финансовую услугу, является ПАО Сбербанк.

В своих письменных объяснениях по делу (вх. № 3386/244 от 08.05.2024 Управления) ПАО Сбербанк указывает, что создание рассматриваемой рекламы осуществилось Обществом с ограниченной ответственностью «Дабл» (ИНН 7718867339) на основании заключенного с  ПАО Сбербанк договора № 72/4318804 от 16.05.2023 на разработку по заказу Банка рекламно-информационных материалов, рекламный макет был утвержден Банком.

При этом ПАО Сбербанк не считает, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям действующего законодательства.

Реклама должна содержать не все сведения о конкретном рекламном продукте, а лишь его существенные составляющие, предусмотренные законодательством. При этом реклама должна создавать у потребителя достоверное представление о соответствующем товаре.

В данном случае реклама содержит ссылку s.sber.ru/NF4QX, при переходе по которой клиенту доступен личный кабинет системы СбербанкОнлайн с информацией о полных условиях по рекламируемому банковскому продукту – кредиту.

При получении рекламируемого кредита не предусмотрены какие-либо дополнительные расходы клиента (кредит не предусматривает обеспечения, страхования рисков заемщика, внесения дополнительных платежей и комиссий).

 Включение в текст рекламы кредита ссылки на страницу СбербанкОнлайн, а также на официальный сайт Банка, свидетельствует о предоставлении потребителям дополнительной возможности ознакомиться со всеми существенными условиями его получения.

Учитывая изложенное, Банк просит прекратить производство по настоящему делу.

На рассмотрении дела представитель ПАО Сбербанк поддержал доводы вышеуказанных объяснений в полном объеме, дополнительно простил обратить вынимание, что распространение рекламы было осуществлено только в декабре 2023 года, после чего рассматриваемая реклама Банком более не распространялась.

На рассмотрении дела представитель ООО «С-МАРКЕТИНГ» поддержал объяснения по делу ПАО Сбербанк.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потенциальных клиентов ПАО Сбербанк к услуге по предоставлению потребительских кредитов, на продвижение на рынке финансовой деятельности Банка и увеличение числа его заемщиков. С этой целью в рекламе были указаны привлекательные для потребителя условия предоставления рекламируемой услуги: ставка кешбэка, сумма кредита.

Однако в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания соответствующих услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Вопреки вышеуказанным утверждениям ПАО Сбербанк материалами дела подтверждается отсутствие на рекламе информации об остальных условиях предоставлении финансовой услуги (кредита), являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть его ожидания, сформированные рекламой, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат и понесут воспользовавшиеся услугой лица (срок кредита, процентная ставка).

При этом информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта (пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

Предусмотренная законом информация о финансовой услуге должна быть указана в тексте самой рекламы, а не отсылать на сторонние ресурсы для самостоятельного поиска такой информации.

Учитывая все изложенное, в размещенной в декабре 2023 года посредством видеозаписи на рекламной конструкции (видеоэкране), расположенной на территории городского округа Великий Новгород по адресу ул. Псковская, д. 17 (пересечение улиц Псковская-Белова-Инженерная), рекламе финансовой услуги по предоставлению кредита:  

«Сбер. 2 % Кредит с кешбэком по подписке Прайм+.

2 % - Ставка кешбэка. Бонусы от «Сберспасибо» начисляются в рамках акции «Начисление бонусов Сберспасибо» и акции «Начисление бонусов Сберспасибо +0,5%» клиентам, заключившим договор с ПАО Сбербанк по «Потребительскому кредиту без обеспечения» в период с 20.11.2023 по 31.01.2024 и имеющим тарифный план «Сберпрайм+». Подробнее – на s.sber.ru/NF4QX. Минимальная сумма кредита – 10 000 руб., максимальная – 30 млн. руб., валюта кредита – рубли РФ. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Подробнее об условиях кредита, имеющихся ограничениях, о тарифном плане «Сберпрайм» - на sberbank.ru. Организатор акции – ПАО Сбербанк. ОГРН 1027700132195. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015»,

содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе финансовой услуги, содержащей часть условий ее оказания, иных условий оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержатся в действиях лица, определившего ее содержание, то есть рекламодателя данной ненадлежащей рекламы – ПАО Сбербанк.

Также в материалах настоящего дела имеются представленные Банком и другими участниками дела доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы (согласно вышеуказанным договорам и пояснениям представителя Банка период распространения рекламы ограничился декабрем 2023 года).

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по предоставлению кредита:  

«Сбер. 2 % Кредит с кешбэком по подписке Прайм+.

2 % - Ставка кешбэка. Бонусы от «Сберспасибо» начисляются в рамках акции «Начисление бонусов Сберспасибо» и акции «Начисление бонусов Сберспасибо +0,5%» клиентам, заключившим договор с ПАО Сбербанк по «Потребительскому кредиту без обеспечения» в период с 20.11.2023 по 31.01.2024 и имеющим тарифный план «Сберпрайм+». Подробнее – на s.sber.ru/NF4QX. Минимальная сумма кредита – 10 000 руб., максимальная – 30 млн. руб., валюта кредита – рубли РФ. Банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Подробнее об условиях кредита, имеющихся ограничениях, о тарифном плане «Сберпрайм» - на sberbank.ru. Организатор акции – ПАО Сбербанк. ОГРН 1027700132195. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015»,

размещенную в декабре 2023 года посредством видеозаписи на рекламной конструкции (видеоэкране), расположенной на территории городского округа Великий Новгород по адресу ул. Псковская, д. 17 (пересечение улиц Псковская-Белова-Инженерная), рекламодателем которой является Публичное акционерное общество «Сбербанк России», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

                                  

 

          

 

Члены Комиссии

          

 

          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны