Решение №6630/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/108-585/2020 по результатам рассмотрения жа... от 13 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику – Администрации Пестовского муниципального района

 

ул. Советская, д.10,

г. Пестово,Пестовский район, Новгородская область, 174510

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Ангара»

 

Лесной пр., д. 51, кор. 4, оф. 506Б,

г. Петрозаводск, респ. Карелия, 185002

 

Исходящие № 6630/03 от 13.11.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/108-585/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

11 ноября 2020 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

муниципального заказчика - Администрации Пестовского муниципального района – …..

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» –  …..

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» (185002, респ. Карелия, г. Петрозаводск, Лесной пр., д. 51, кор. 4, оф. 506Б; далее – ООО «Ангара») на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района (174510, Новгородская область, г. Пестово, ул. Советская, д. 10; далее – Администрация) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022520000062 о проведении которого в редакции № ИИ3 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 26.10.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.11.2020 вх. № 7795 в Новгородское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Ангара» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022520000062 о проведении которого в редакции № ИИ3 было размещено на официальном сайте 26.10.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы и дополнений к ней (вх. № 7838 от 09.11.2020 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.

1. Заказчиком в документации о закупке неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236), в отношении товара - Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО), функционирование которой обеспечивает установленное программное обеспечение.

2. Заказчиком в Техническом задании документации о закупке указаны недостоверные сведения о наличии в точке управления системой уличного освещения по адресу: г. Пестово, ул. Некрасова, ул. Звездная прибора учета электрической энергии  (счетчика) марки М 230 AM-03            (номер <...> ), который в действительности в данном месте отсутствует, что подтверждается действующим договором электроснабжения заказчика, размещенным на официальном сайте.

Данный факт вводит в заблуждение участников закупки, указывает на недостоверность рассчитанного заказчиком объема потребления электроэнергии, не позволяет рассчитать предлагаемый размер экономии энергетических ресурсов и подготовить заявку на участие в конкурсе.

3. Указание заказчиком в Техническом задании документации о закупке на возможное отсутствие заземления в линиях питания при установлении II класса защиты светильников от поражения электрическим током является ненадлежащим обоснованием установления такой нестандартной характеристики товара, поскольку заказчик должен гарантировать, что в отношении объекта энергосервиса до даты заключения контракта обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энергоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимам и параметрам эксплуатации объекта энергосервиса с учетом функционального назначения.

4. Заказчиком установлены требования к характеристикам светильников (масса, ширина, высота, наличие модульной вторичной оптики формата 2х6 и пр.), которые могут указывать на определенный товар конкретного производителя, что ведет к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Также податель Жалобы не согласен с приведенным заказчиком обоснованием установления таких требований к товару, считает такое обоснование несостоятельным.

Установленные параметры указывают на эксклюзивную немассовую продукцию, отсутствующую в свободном доступе на рынке.

5. В конкурсной документации заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки», а именно:

- по показателю 2 «Наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования» необходимо запретить предоставление информации об опыте поставок и монтажа такого оборудования, осуществленного в рамках энергосервисных контрактов;

- дополнить критерий «Квалификация участника закупки» показателем наличия опыта поставки и монтажа АСУНО.

На рассмотрении Жалобы представители ее подателя поддержали доводы Жалобы с учетом дополнений в полном объеме.

Муниципальный заказчик – Администрация представил письменные возражения на Жалобу (исх. № 3874 от 10.11.2020), суть которых сводится к следующему.

1. АСУНО не передается в собственность заказчику исполнителем в связи, с чем Постановление № 1236 применению не подлежит.

2. В отношении указания на наличие прибора учета электрической энергии М 230 АМ-03 (номер  63765) в конкурсной документации была допущена техническая ошибка, данная точка учета содержит виртуальный тип прибора учета.

Согласно контракта № 53090000395 на поставку электроэнергии количество оборудованных приборов учета на территории Пестовского городского поселения составляет 37 шт.

Данная техническая ошибка не влияет на расчёт экономии энергоресурса, т.к. конкурсной документации представлен полный перечень оборудования с мощностями, что позволяет рассчитать экономию расходов заказчика.

Базисное потребление электроэнергии 2019 года рассчитано заказчиком на основании фактического объема потребления электрической энергии, определенного при помощи прибора учета за 12 месяцев 2019 года.

В качестве подтверждения фактических объемов заказчиком использовались сведения из выставленных счетов-фактур со стороны гарантирующего поставщика – ООО «ТНС энерго Великий Новгород».

3. Указание на возможное отсутствие заземления в линиях питания и, соответственно, установление II класса защиты светильников от поражения электрическим током обусловлено необходимостью обеспечения безопасности при обслуживании уличного освещения, поскольку заказчик не содержит на балансе опоры уличного освещения и не может отвечать за действия третьих лиц.

4. Установленные требования к характеристикам светильников (масса, ширина, высота, наличие модульной вторичной оптики формата 2х6 и пр.) соответствуют действительным потребностям заказчика при осуществлении энергосберегающих мероприятий.

Указание соответствующих параметров не приводит к ограничению конкуренции.

Несогласие подателя Жалобы с обоснованием установления требований к товарам, указанным заказчиком, это лишь его личное ограниченное мнение.

На рассмотрении Жалобы представители Администрации поддержали доводы возражений в полном объеме.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В сентябре-ноябре 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Пестовского городского поселения.

Конкурсная документация в последней редакции утверждена ….. и размещена на официальном сайте 26.10.2020 (далее – Документация).

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение энергосберегающих мероприятий, направленных на достижение экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а не поставка в собственность заказчика вычислительной техники с передачей ему прав на установленное на ней программное обеспечение и не поставка (предоставление в пользование) на материальном носителе либо в электронном виде по каналам связи программного обеспечения.

Кроме того, в соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Данные требования к условиям энергосервисного контракта утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 (далее – Требования).

Согласно пункту 19 Требований предусмотрено включение в проект энергосервисного контракта условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Соответствующее условие и порядок перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем, установлены в разделе 10 Проекта контракта (Приложение № 3 к Документации).

Согласно пункту 10.1 Проекта контракта право собственности на оборудование и устройства, установленные, Подрядчиком на Объекте энергосервиса в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий, принадлежит Подрядчику в течение всего срока действия Контракта.

Согласно пункту 10.3 Проекта контракта по истечении срока действия  Контракта оборудование и устройства, установленные Подрядчиком на Объекте энергосервиса, переходят в собственность Заказчика без дополнительной платы в порядке, установленном настоящим Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.  

Таким образом, в течение всего срока исполнения контракта программное обеспечение Автоматизированной системы управления наружным освещением, будучи неотделимой составляющей АСУНО, находится в собственности исполнителя и используется для целей осуществления энергосберегающих мероприятий и достижения экономии энергетических ресурсов заказчика.                                                                                                                        

Проект контракта не содержит положений устанавливающих переход права собственности на АСУНО либо порядок предоставления заказчику права пользования программным обеспечением АСУНО до истечения срока действия контракта.

Учитывая изложенное, оснований для установления заказчиком – Администрацией в Документации запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, не имелось.

Жалоба в данной части является необоснованной.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта рассматриваемой закупки, включая перечень энергосберегающих мероприятий и сроки их выполнения, условия оказания услуг, данные о фактическом потреблении электрической энергии, основные сведения об объекте энергосервисного контракта, требования к оборудованию, изделиям и материалам, установлено заказчиком в Техническом задании (Приложение № 1 к Документации).

Среди прочего в числе основных сведений об объекте энергосервисного контракта Администрацией в Техническом задании приведен Адресный перечень и количественный состав пунктов питания и управления системой наружного освещения на территории Пестовского городского поселения (всего 37 штук), включая следующий пункт:

 

Место установки

Адрес

Марка счетчика

Номер счетчика

Уровень тарифа

Коэф. Расче-тный

Сетевая компания

37

ЩУ стена КТП-160кВА

г.Пестово. ул.Некрасова. ул Звездная

М 230 AM-03

63765

НН

1

Пестовский участок ПО "Боровичские электрические сети" Филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" ’Новгородэнерго"

 

Вместе с тем, согласно Приложению № 2 к действующему Муниципальному контракту № 53090000395 от 11.03.2020 на поставку электрической энергии, заключенному Администрацией с гарантирующим поставщиком – ООО «ТНС энерго Великий Новгород», по указанному адресу расположено энергопринимающее устройство (шкаф учета ШУ-0,23 кВ) с установленным «виртуальным» прибором учета электрической энергии, не имеющим ни марки, ни заводского номера.

В возражениях на Жалобу и при ее рассмотрении заказчик – Администрация признал, что в данной части в Техническом задании допущена ошибка, в действительности в пункте питания и управления системой наружного освещения по адресу: г. Пестово, ул. Некрасова, ул. Звездная отсутствует прибор учета электрической энергии М 230 АМ-03 (номер  63765).

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, а именно в указании не соответствующих действительности сведений об оснащении одного из пунктов питания системы наружного освещения (объекта энергосервиса).

В данной части Жалоба является обоснованной.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен придерживаться требования об использовании  показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Как уже отмечалось, требования к оборудованию, изделиям и материалам установлены заказчиком в Техническом задании.

Среди прочего заказчиком в пункте 9.1 Технического задания предусмотрены требования к светильникам наружного освещения, в частности:

- Класс защиты от поражения электрическим током – II,

Обоснование: «Возможно отсутствие заземления в линиях питания; обеспечения защиты от поражения электрическим током»;

- Ширина – не более 135 мм, Высота – не более 65 мм, Масса светильника – не более 2,9 кг,

Обоснование: «Габаритные размеры отвечают требованиям Заказчика в части обеспечения  удобства обслуживания  светильников без использования автовышки, в части эстетического восприятия  в  соотношении с архитектурой общего комплекса застройки  муниципального образования, а также отвечают  требованиям по наиболее функциональному использованию существующих опор освещения, в том числе в части снеговой и ветровой нагрузки  исходя из отнесения Новгородской области к  индексу 3 по снеговой нагрузке  – 180/126кг на м 2 и к району  1 типа  по ветровой нагрузке - 32 кг на м 2 (СНиП 2.01.07-85 «НАГРУЗКИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ»)»;

- Модульная вторичная оптика формата 2х6 – Наличие,

Обоснование: «В случае необходимости замены, данная оптика доступна в свободной продаже и имеет невысокую цену. Данное требование снижает эксплуатационные издержки Заказчика после окончания гарантийного периода».

Таким образом, предусмотренное Законом о контрактной системе требование о наличии в документации о закупке обоснования использования нестандартных показателей товара заказчиком – Администрацией исполнено надлежащим образом.

 Указанное обоснование является предметным, в достаточной степени детализированным, раскрывает действительные потребности заказчика и особенности эксплуатации системы уличного освещения.

Несогласие подателя Жалобы с указанным обоснованием не доказывает несоблюдение заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, необходимо отметить, что доказательств того, что указанные в Документации значения показателей ширины, высоты и массы светильников являются нестандартными, противоречат требованиям технических регламентов или ГОСТ и потому требуют соответствующего обоснования, материалы Жалобы не содержат.

Также Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что указанное заказчиком обоснование установления II класса защиты от поражения электрическим током не противоречит Проекту контракта и Требованиям.

Так, согласно пункту 14 Требований энергосервисный контракт заключается в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.

Соответствующее условие установлено в пункте 3.3 Проекта контракта.

Доказательств несоответствия существующей системы уличного освещения г. Пестово режимам и параметрам эксплуатации объекта с учетом функционального назначения подателем Жалобы не приведено.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При этом формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Требований в отношении товарных знаков, производителей, страны происхождения светильников Техническое задание не содержит.

Доказательств того, что совокупности установленных заказчиком характеристик товара соответствует конкретная продукция только одного производителя, податель Жалобы не привел, также как и доказательств ограничения количества участников закупки установленными заказчиком требованиями.

Таким образом, в данной части Жалоба также является необоснованной.

4. Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 13.5.2 Документации установлен нестоимостной критерия оценки заявок  «Квалификация участника закупки» (значимость критерия – 40 %) и следующие его показатели:

- показатель «Наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных энергосервисных контрактов (договоров) в области модернизации освещения, заключённых по 44-ФЗ и  223-ФЗ» (значимость показателя – 50 %; далее – Показатель 1);

- показатель «Наличие опыта реализации государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров)» (значимость показателя – 50 %; далее – Показатель 2).

По Показателю 1 предусмотрен следующий предмет оценки:

«Предметом контракта (договора) должно являться оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии.

Под реализованными контрактами (договорами), заключенными по 44-ФЗ и 223-ФЗ понимаются энергосервисные контракты (договора), по которым участником закупки выполнены все предусмотренные соответствующим контрактом (договором) энергосервисные мероприятия.

Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия у него вышеуказанного опыта (участником закупки должны быть предоставлены все из нижеуказанных документов):

- копии подписанных контрактов (договоров), заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ;

- копии подписанных актов приемки всех предусмотренных соответствующим контрактом (договором)  энергосберегающих мероприятий».

По Показателю 2 предусмотрен следующий предмет оценки:

«Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия у него опыта поставки и монтажа осветительного оборудования (участником закупки должны быть предоставлены все из нижеуказанных документов):

- копии подписанных государственных и/или муниципальных контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ;

- копии документов о приемке/передаче оборудования/выполнения монтажных работ/исполнения обязательств по государственным и/или муниципальным контрактам (договорам) заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Оценка осуществляется по общему количеству реализованных участником закупки контрактов (договоров) на поставку и монтаж осветительного оборудования наружного освещения, заключённых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (договоров)».

Письмом ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20 (далее – Письмо ФАС России) разъяснено, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя «Опыт участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

Учитывая изложенное, установленный в Документации порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» соответствует вышеуказанным положениям Закона о контрактной системе, Правил и Письма ФАС России, устанавливает отдельные показатели оценки заявок в отношении опыта реализации энергосервисных контрактов и опыта исполнения контрактов на поставку и монтаж осветительного оборудования, наличие которого подтверждается различными документами (для энергосервисных контрактов – актами приемки всех предусмотренных соответствующим контрактом (договором)  энергосберегающих мероприятий; для контрактов на поставку и монтаж осветительного оборудования – документами о приемке/передаче оборудования/выполнения монтажных работ/исполнения обязательств).

Следует также отметить, что действующая редакция Документации в части содержания критерия «Квалификация участника закупки» и порядка оценки по нему подготовлена заказчиком во исполнение предписания ФАС России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации  о контрактной системе в сфере закупок от 19.10.2020 по делу № 20/44/105/1783, выданного по результатам рассмотрения жалобы  ООО «БЛ Энерго» (далее – Предписание).

Данными о том, что ФАС России не считает действующий порядок оценки   квалификации участников конкурса надлежащим исполнением Предписания, Комиссия Новгородского УФАС России не располагает.

Таким образом, Жалоба в данной части является необоснованной.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений и его содержании Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Согласно части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

В соответствии с частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

03.11.2020 на официальном сайте заказчиком были размещены следующие разъяснения положений Документации:

«В отношении указания со стороны  Заказчика в   Адресном перечне и количественном составе пунктов питания и управления системой наружного освещения на территории Пестовского городского поселения, в строке 37 в точке учета на  присутствие прибора учета электрической энергии М 230 АМ-300 (номер  63765),  из-за большого перечня оборудования, требующего отражения в конкурсной документации, была допущена техническая ошибка, данная точка учета содержит виртуальный тип прибора учета. Согласно контракта № 53090000395 количество оборудованных приборов учета на территории Пестовского городского поселения составляет 37 шт.

При этом считаем, что данная техническая ошибка  не влияет на расчёт экономии, т.к. в п. 8 Приложения №1 к документации об электронном конкурсе представлен полный перечень оборудования с мощностями, что позволяет рассчитать экономию расходов Заказчика».

Датой окончания приема заявок на участие в рассматриваемой закупке является 11.11.2020, т.е. заказчик проинформировал всех потенциальных участников конкурса и иных заинтересованных лиц о наличии ошибки в указании марки и модели одного из приборов учета электроэнергии системы наружного освещения и привел соответствующее действительности указание на тип прибора учета за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок.

При этом согласно представленным заказчиком сведениям на участие в конкурсе поступило 3 заявки участников закупки, причем все заявки поступили 10.11.2020, т.е. после размещения соответствующих разъяснений на официальном сайте.

Таким образом, оснований полагать, что в результате допущенных заказчиком нарушений потенциальные участники конкурса были введены в заблуждение относительно действительного состояния объекта энергосервиса, и конкуренция при проведении торгов была ограничена, не имеется.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений без возвращения на этап приема заявок и внесения изменений в конкурсную документацию, а на путем внесения соответствующих изменений в проект энергосервисного контракта при его размещении муниципальным заказчиком на официальном сайте для подписания победителем закупки.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 32, 33, 54.3, 108, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» (185002, респ. Карелия, г. Петрозаводск, Лесной пр., д. 51, кор. 4, оф. 506Б) на действия муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Пестовского городского поселения, извещение № 0350300022520000062 о проведении которого в редакции № ИИ3было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.10.2020, частично обоснованной в части довода жалобы № 2.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Пестовского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Пестовского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                

                      

                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                            

 

 

                                                                                                         

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны