Решение №5831/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-752/2021 по результатам рассмотрения жал... от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному  заказчику –

Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

e-mail:  info@etpz.ru

             info@support.etp-ets.ru

               

Подателю жалобы –

ООО «Универсал М»

 

Московская улица, ЗД 15, пом. 1033

г. Казань, 42011

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-752/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27  сентября 2021 года                                                                         Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:                          …. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

...– член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

…. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, г. Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5 … (доверенность № 39-Д от 15.04.2021), …(доверенность № 40-д от 21.04.2021), … (доверенность № 87д от 27.09.2021);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Универсал М» (420111, г. Казань, Московская улица ЗД 15, пом. 1033) … (доверенность № УМ-03/20 от 19.10.2020),

рассмотрев жалобу участника закупки ––– Общества с ограниченной ответственностью «Универсал М» (420111, г. Казань, Московская улица ЗД 15, пом. 1033; далее – ООО «Универсал М») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, г. Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки (определении исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках км 4+000 - км 5+000, км 10+000 - км 12+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к дому отдыха Ужин», Новгородская область», извещение № 0336100012521000103 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 13.09.2021

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.09.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Универсал М» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки (определении исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках км 4+000 - км 5+000, км 10+000 - км 12+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к дому отдыха Ужин», Новгородская область», извещение № 0336100012521000103 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.09.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.   

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Государственным заказчиком в документации о проведении электронного аукциона (далее – Документация) не установлено требование о запрете на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств и на официальном сайте не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1236.

2. В техническом задании Документации установлены избыточные и необоснованные требования к техническим и функциональным характеристикам комплекса фотовидеофиксации, государственным заказчиком в нарушении ГОСТ Р 57144-2016 установлены требования о  номинальном напряжении электропитания и допускаемых прогрешностях измерения скорости, кроме того государственным заказчиком установлено жесткое требование о к температуре окружающей среды от – 40 до + 50°С.

По мнению подателя Жалобы использование нестандартных показателей при описании объекта закупки без объективной необходимости, приводит к ограничению возможности участия в закупке тех участников, комплексы которых соответствуют в полной мере ГОСТ Р 57144-2016.  

3. Государственным заказчиком неправомерно не установлено ограничения допуска товаров из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  № 878.

4. Согласно условиям технического задания Документации совокупность характеристик установлена таким образом, что по мнению подателя Жалобы подлежит поставке товар конкретного производителя – комплекс фотовидеофиксации СКАТ-ПП производства ООО «Ольвия» (г. Санкт-Петербург).

          На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику обязательное предписание об устранении нарушений и о внесении изменений в Документацию.

Государственный заказчик представил письменные возражения на Жалобу (вх. № 7771 от 24.09.2021 Новгородского УФАС России), в которых указывает, что считает Жалобу необоснованной.

1.Предметом обжалуемой закупки являются работы по установке комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения. При этом, исполнение контрактных обязательств предусматривает также поставку товара государственному заказчику при выполнении закупаемых работ. Данные товары, фактически не являются и не относятся к продуктам программного обеспечения.

Данные товара не попадают ни под один подпункт пункта 2.1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1236, следовательно, основания для применения его отсутствуют. Комплекс видеофиксации представляет собой сложное высокотехнологическое оборудование, оснащенное программно-аппаратными средствами, обеспечивающими автоматическую запись материалов. Это программное обеспечение является составной частью комплекса, обеспечивающее работу уже существующей системы поэтому не относится к программному обеспечению, указанному в части 2(1) Постановления Правительства Российской Федерации № 1236.

2.Подателем Жалобы неверно трактованы требования технического задания и ГОСТ Р 57144. В пункте 6.3.2 ГОСТ Р 57144 указаны требования к отклонению напряжения питающей сети от номинального значения, тогда как в пункте 4.6.4 технического задания Документации (далее – Техническое задание) устанавливаются требования к номинальному значению. Оборудования фотофиксации, соответствующее ГОСТ, также будет соответствовать и требованиям пункту 4.6.4 Технического задания, таким образом установление избыточных требований, по мнению государственного заказчика, отсутствует. 

Соответствующий требованиям Технического задания товар будет одновременно соответствовать всем требованиям ГОСТ и превосходить их.

Поскольку ряд ныне выпускаемого оборудования фотовидеофиксации уже имеет погрешность измерения скорости 2 км/ч и погрешность измерения времени 1 секунда и менее, то внесение в требования Технического задания аналогичного требования является полностью оправданным, соответствует современному уровню развития техники и не нарушает требования ГОСТ Р 57144 и действующего законодательства. Указанная погрешность + 5, 10 % не является исключительной в пределах, а допускает также указание меньшей погрешности по сравнению с указанием максимальной, а именно диапазон требуемых допускаемых значений.

Кроме того, законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии с со своими нуждами и спецификой деятельности, исходя из собственных потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющим для него. Заказчик не лишен возможность более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.  

           3. Государственным заказчиком в Документации установлен код ОКПД 2 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов», согласно классификатору, данная группировка включает в себя, в том числе, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, государственным заказчиком верно указан код ОКПД закупки.

Принимая во внимание код ОКПД закупки, разделом 19 Документации не установлено информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в контексте предмета закупки в целом, то есть выполнения работ. Вместе с тем, в пункте 2.5 Технического задания указанно, что модели комплексов фотовидеофиксации должны входить в Единый реестр Российской радиоэлектронной продукции.

           4.Подателем Жалобы указано, что по совокупности технических характеристик в рамках закупки может быть поставлен только товар конкретного производителя - комплекс фотовидеофиксации СКАТ-ПП производства ООО «Ольвия» (г. Санкт-Петербург).

           На официальном сайте данного производителя приведено подробное описание указанного комплекса.

Данный комплекс представляет собой комплекс измерительный с фотовидеофиксацей для нерегулируемых пешеходных переходов.           

В Документации не содержится сведений о том, что контроль соблюдения  правил дорожного движения будет необходимо осуществлять именно на нерегулируемых пешеходных переходах.

Пункт 4.2 Технического задания содержит перечень нарушений правил дорожного движения, подлежащих обнаружению содержит «движение по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, полосам для велосипедистов». Согласно сведениям официального сайта ООО «Ольвия», в перечне фиксируемых нарушений комплексом СКАТ-ПП нарушений данное нарушение отсутствует.

На основании вышеизложенного государственный заказчик считает Жалобу необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной проведена внеплановая проверка рассматриваемой закупки путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В сентябре 2021 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках км 4+000 - км 5+000, км 10+000 - км 12+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к дому отдыха Ужин», Новгородская область», извещение № 0336100012521000103 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.09.2021 (начальная (максимальная) цена контракта –7 800 000,00 руб.).

Документация об электронном аукционе утверждена заместителем директора ФКУ УПРДОР «Россия» … 02.09.2021 (далее – Документация).

1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

            Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

   а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

            Согласно пункту 2(1) Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

            а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

            б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

            в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

            г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

            Также Постановлением № 1236 утвержден  Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

            Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что такое обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

            а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

            б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

            Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

            Государственным заказчиком - ФКУ Упрдор «Россия» запрет в рамках Постановления № 1236 в извещении о проведении рассматриваемой закупки и Документации установлен не был, обоснование невозможности соблюдения данного запрета также приведено не было.

            Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

            Требования к объему оказываемых услуг заказчиком установлены в Приложении № 5 к Документации (далее – Техническое задание).

В соответствии с пунктом 5.6. Технического задания программное обеспечение системы должно быть совместимо с программным обеспечением серверов, поставленных по Федеральной целевой программе «Повышение безопасности движения в 2006-2012 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100, без использования дополнительных аппаратно-программных средств.  

            Следовательно, предмет рассматриваемой закупки (оказание услуг по обеспечению безопасности информации) подпадает под выполнение контрактных обязательств, перечисленных в пункте 2.1 Постановления № 1236, в связи с чем государственный заказчик обязан был в Документации и извещении о проведении закупки  установить запрет в рамках Постановления № 1236.

            Однако как указывалось выше, ни в извещении о проведении закупки, ни в Документации рассматриваемый запрет установлен не был, обоснование невозможности соблюдения данного запрета также приведено не было.

            Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации и извещении о проведении закупки обязательного запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренного действующим законодательством о контрактной системе. 

Таким образом, данный довод Жалобы является обоснованным.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

  В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации объектом закупки является выполнение работ по объекту: «Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках км 4+000 - км 5+000, км 10+000 - км 12+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к дому отдыха Ужин», Новгородская область».

Согласно пункту 3.2.1.1 Документации работы выполняются в соответствии с Проектом Государственного контракта и приложениями к нему (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе).

В соответствии с пунктом 3.2.1.2 Документации качество выполняемых работ, технические характеристики работ,  требования  к  их безопасности,  требования к  результатам  выполнения работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, должны соответствовать Техническому заданию (Приложение № 5 к документации об электронном аукционе), нормам и значениям на выполнение соответствующих видов работ, установленных нормативно-правовыми актами, строительными и санитарными нормами и правилами, а также государственными стандартами в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которыми следует руководствоваться при выполнении работ (Перечень  нормативных документов, приведен  в Приложении № 4  к проекту Государственного контракта (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе)).

Согласно пункту 4.6.4 Технического задания установлено номинальное напряжение электропитания:

- от постоянного напряжения – 12В+10% и/или 24В+10%;

- от переменного напряжения – 220В+5%.

В соответствии с пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 57144-2016 стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц.

Согласно пункту 6.3.2 ГОСТ Р 57144-2016 стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны сохранять работоспособность при отклонении напряжения питающей сети от минус 15% до плюс 20% от номинального значения, частоты - на ±1 Гц.

В соответствии с пунктом 6.3.3. ГОСТ Р 57144-2016 передвижные, носимые и мобильные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от аккумуляторных батарей, обеспечивающих их работоспособность в течение не менее 12 ч непрерывного функционирования, или от бортовой сети транспортных средств по ГОСТ Р 52230 без ограничения времени работы.

         Согласно пункту 4.3. ГОСТ Р 52230 номинальное напряжение системы электрооборудования следует выбирать из ряда: 6, 12, 24 В, номинальные значения напряжения изделий выбирают из ряда:

- 7, 14, 28 В - для генераторов и генераторных установок*;

- 6, 12, 24 В - для потребителей тока.

В соответствии с пунктом 4.6.11 Технического задания допускаемые погрешности:

-погрешность измерения скорости - + 2 км/ч;

- абсолютная погрешность привязки текущего времени измерителя к шкале UTCне более 1с;

- абсолютная инструментальная погрешность (при доверительной вероятности 0,95) определения координат места дислокации – не более + 7 м;

- погрешность измерения расстояния до движущегося ТМ – не более + 1м.

Согласно пункту 4.6.12 Технического задания поставляемый товар, в рамках выполнения работ должен функционировать в штатном режиме при температуре окружающей среды от -40 до + 50° С.

Согласно пункту 5.4 ГОСТ Р 57144-2016 пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать:

- ± 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;

- ± 3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.

В соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ Р 57144-2016 пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать ± 3 с.

Следует отметить, что в ГОСТ Р 57144-2016 отсутствуют требования о функционировании в штатном режиме при температуре окружающей среды.

         В Документации не указано, почему для государственного заказчика необходимы вышеуказанные нестандартные показатели поставляемого товара, отличающиеся от ГОСТ, таким образом отсутствие обоснования установления данных требований является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. 

          На основании вышеизложенного, данный довод Жалобы является обоснованным.

3. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (далее – Постановление № 878).

          Согласно пункту 3 Постановления № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;

на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).

         Пунктами 4, 5 Постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н).

Согласно пункту 1.1 Приказа № 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

Согласно Письму Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-07/82219 ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленное Постановлением № 878, применяется к закупаемым товарам, в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включенным в перечень, являющийся приложением к указанному постановлению.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации объектом закупки является выполнение работ по объекту: «Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках км 4+000 - км 5+000, км 10+000 - км 12+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к дому отдыха Ужин», Новгородская область».

Согласно приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст утвержден «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – ОКПД 2).

В ОКПД2 содержится подкатегория 26.40.33 «Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения».

Видеокамеры указаны как в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением № 878 (класс 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое» ОКПД2), так и в Приложении № 1 к Приказу № 126н (вид 26.40.33 «Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения» ОКПД2).

Однако, предусмотренные Постановлением № 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, а также установленные Приказом № 126н условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в Документацию не включены.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в Документации предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе ограничений и условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

В данной части Жалоба является обоснованной.

 

 4. Подателем Жалобы указано, что по совокупности технических характеристик в рамках закупки может быть поставлен только товар конкретного производителя - комплекс фотовидеофиксации СКАТ-ПП производства ООО «Ольвия» (г. Санкт-Петербург).

           Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электроном аукционе № 42 (103) от 21.09.2021 единственным участником рассматриваемого электронного аукциона является ООО «Радар».

          В соответствии с первой частью заявки, представленной  ООО «Радар» к поставке предлагает система видеоконтроля (камера фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) с товарным знаком «КОРДОН».

          Таким образом довод Жалобы о том, что единственным товаром, удовлетворяющим требованиям государственного заказчика является комплекс СКАТ-ПП производства ООО «Ольвия», является несостоятельным и не нашедшим подтверждения в ходе рассмотрения Жалобы.

5. В результате внеплановой проверки установлено следующее.

          В соответствии с пунктом 1 части 1 стать 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Как уже отмечалось, ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены Постановлением № 878.

          Согласно пункту 3 Постановления № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;

на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).

         Пунктами 4, 5 Постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.5 Технического задания модели комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения должны входить в Единый реестр Российской радиоэлектронной продукции.

Таким образом, предусмотренные Постановлением № 878 условия допуска радиоэлектронной продукции в Документации отражены ненадлежащим образом, государственным заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск радиоэлектронной продукции государств - членов Евразийского экономического союза.

В действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к стране происхождения товаров (исключительно российского производства).

Все вышеуказанные нарушения государственного заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего конкурсную документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенного нарушения, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

Установленные в действиях государственного заказчика нарушения являются существенными, ограничивают конкуренцию, могут привести к нарушению порядка определения победителя торгов, в связи с чем, требуют устранения путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения в Документацию соответствующих изменений.

Руководствуясь статьями  14, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Универсал М» (420111, г. Казань, Московская улица ЗД 15, пом. 1033) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (173007, г. Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки (определении исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: «Установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках км 4+000 - км 5+000, км 10+000 - км 12+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к дому отдыха Ужин», Новгородская область», извещение № 0336100012521000103 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.09.2021, частично обоснованной в части доводов № 1, № 2, № 3.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» нарушения части 3 статьи 14, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33,  пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику - Федеральному казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва – Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства»

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             …

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                         …

                         

                                                                                                                      …

                                                                               

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны