Решение №ОВ/1473/23 РЕШЕНИЕ № 053/06/32-159/2023 по результатам рассмотрения жал... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ

 

e-mail: ngi.nov@mail.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

e-mail: zakupki@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП …

 

 

Участнику закупки

(победителю) –

ПАО «Ростелеком»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/32-159/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

11 апреля 2023 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области – контрактного управляющего …;

победителя закупки – Публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком») – …;

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области, податель жалобы – Индивидуальный предприниматель … надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия государственного заказчика – Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81; далее – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, извещение № 0150200003923000258 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.03.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП … на действия государственного заказчика – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, извещение № 0150200003923000258 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.03.2023 (вх. № 1646-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Установленный в Приложении № 4 к извещению о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Приложение № 4; Извещение) порядок рассмотрения и оценки заявок в рамках критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участников закупки») не соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Постановление № 2604) Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение), поскольку государственным заказчиком предусмотрено неправомерное и ограничивающее условие, согласно которому оценивается информация об опыте участников по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема исключительно за последние 3 года до даты окончания подачи заявок.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленным ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЕЙ возражениям на Жалобу (вх. № 1729/23 от 07.04.2023 Новгородского УФАС России) государственный заказчик считает ее доводы необоснованными, поскольку отсутствие документов в составе заявки участника относительно его квалификации не является основанием для отклонения такой заявки.

На заседании Комиссии представитель государственного заказчика поддержал вышеуказанные объяснения в полном объеме, а также дополнительно указал, что вышеуказанный период, предшествующий дате окончания срока подачи заявок, длительностью 3 года, государственным заказчиком был установлен в Приложении № 4 с целью подтверждения действительной квалификации участника закупки, так как исполненный им договор в более ранний срок такую квалификацию с учетом прошедшего периода времени уже может не подтверждать.

Каких-либо письменных возражений относительно доводов Жалобы Администрация и ПАО «Ростелеком» не представили.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель победителя закупки устно указал, что считает Жалобу необоснованной и поддерживает правовую позицию государственного заказчика.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течение марта – апреля 2023 года государственным заказчиком – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЕЙ совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) закупки – 10 000 000, 00 рублей).

Представленное в уполномоченный орган Извещение для его последующего размещения на официальном сайте было утверждено контрактным управляющим, заместителем начальника ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ … 07.03.2023.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы Постановлением № 2604 утверждено вышеупомянутое Положение.

Раздел 6 Положения устанавливает особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В связи с тем, что оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы отсутствует в разделе 6 Положения, при определении критериев оценки заявок государственный заказчик должен был руководствоваться общими требованиями Положения. 

Согласно пункту 2 Положения оценка заявок – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки (пункт 3 Положения):

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Положения при проведении конкурсов:

- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

- критерии оценки, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.

Воспользовавшись своим правом, государственный заказчик в разделе 9 Извещения установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

«цена контракта» - величина значимости 30 % (пункт 9.1 Извещения);

«квалификация участников закупки» - величина значимости 70 % (пункт 9.2 Извещения).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ, устанавливающий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме государственным заказчиком определен в Приложении № 4.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Экранная форма извещения) в качестве показателя оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» государственным заказчиком установлен показатель, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Положения, а именно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость 100 %).

В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Согласно Экранной форме извещения в качестве детализирующего показателя государственным заказчиком установлен предусмотренный абзацем 3 подпункта «а» пункта 28 Положения – «общее количество исполненных участником закупки договоров» (значимость 100 %).

Приложением № 1 к Положению является Форма порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее – Форма).

В разделе 3 Формы подлежат указанию отдельные положения о применении установленных в извещении о закупке критериев, показателей и детализирующих показателей оценки.

В силу абзаца 3 подпункта «в» пункта 28 Положения в раздел 3 Формы подлежит включению перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Как указывалось выше, подпунктом «г» пункта 28 Положения установлено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Именно такой временной период, по мнению законодателя, является объективным и достаточным для подтверждения наличия у участников закупки соответствующего опыта исполнения договоров

Приложение № 4 государственным заказчиком составлено в соответствии с Формой.

В пункте 2 раздела 3 Приложения № 4 государственным заказчиком установлен порядок оценки заявок в рамках детализирующего показателя «общее количество исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки», в том числе установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, включающий в себя, среди прочего, исполненные контракты (гражданско-правовые договоры), сопоставимые по своему предмету государственному контракту, подлежащему заключению по итогам рассматриваемой закупки.

При этом государственным заказчиком указано, что «при оценке по показателю анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние 3 года до даты окончания подачи заявок».

Однако такая формулировка непосредственным образом противоречит подпункту «г» пункта 28 Положения, так как необоснованно ограничивает временной период, предшествующий дате окончания срока подачи заявок, подписанный в течение которого последний акт по договору подтверждает наличие соответствующего опыта у участника закупки (вместо 5 лет – 3 года).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ содержится нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в нем в рамках детализирующего показателя «общее количество исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки».

Соответственно, единственный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Приведенный государственным заказчиком в Приложении № 4 порядок оценки заявок не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе также и в иной части.

1.1. Согласно пункту 9 Положения, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:

а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:

 

 

 

где:

Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (далее - ценовое предложение);

Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги»;

б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:

 

 

 

где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).

В соответствии с пунктом 10 Положения если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (БЦi) определяется в следующем порядке:

а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

 

 

Учитывая установленные пунктами 9, 10 Положения различные случаи для применения тех или иных формул оценки в рамках критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», заказчик при определении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе обязан включить в такой порядок все вышеуказанные формулы оценки такого критерия.   

Однако при установлении в Приложении № 4 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме пункты 9 и 10 Положения государственным заказчиком были применены ненадлежащим образом, что подтверждается следующим.

Приведенная государственным заказчиком в Приложении № 4 формула расчета количества баллов, предусмотренная подпунктом «а» пункта 10 Положения, требованиям самого Положения не соответствует, так как указана в ином виде:

 

.

 

Формула расчета количества баллов, установленная подпунктом «б» пункта 9 Положения, государственным заказчиком в Приложении № 4 не приведена вовсе.

Вместе с тем, наличие такой формулы оценки в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе необходимо для случаев, когда по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 9 Положения, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом.

1.2. В Разделе 2 Формы подлежат указанию критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке, данный раздел состоит из 8 столбцов, в том числе:

«критерий оценки» (столбец 2);

«значимость критерия оценки, процентов» (столбец 3);

«показатель оценки» (столбец 4);

«значимость показателя оценки, процентов» (столбец 5);

«показатель оценки, детализирующий показатель оценки» (столбец 6);

«значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов» (столбец 7).

Однако раздел 2 Приложения № 4 государственным заказчиком заполнен в данном случае ненадлежащим образом, а именно столбцы 4 и 5 не заполнены (не указаны соответственно показатель «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» и его значимость в процентах), а в столбце 6 вместо детализирующего показателя «общее количество исполненных участником закупки договоров» ошибочно указан сам показатель «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

1.3. В пункте 2 раздела 3 Приложения № 4 государственным заказчиком приведена ссылка на пункт 22 Положения, устанавливающий порядок применения шкалы оценки для расчета соответствующего количества баллов, присваиваемого заявке участника закупки.

Вместе с тем, пункт 22 Положения в рамках оценки по установленному в соответствии с абзацем 3 подпункта «а» пункта 28 Положения детализирующему показателю «общее количество исполненных участником закупки договоров» в данном случае не применим, поскольку в силу подпункта «б» пункта 28 Положения оценка заявок по нему осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения (по соответствующим формулам), применение шкалы оценки не допускается.

1.4. В пункте 2 раздела 3 Приложения № 4 государственным заказчиком установлено, что «под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту (договору), стоимость которого составляет не менее 60 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который, проводится конкурс».

Однако такого признака сопоставимости Положение не устанавливает, сопоставимым договор может быть признан только исходя из его предмета (абзац 2 подпункта «в» пункта 28 Положения).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ содержится нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме ненадлежащего порядка оценки заявок в рамках критериев «цена контракта» и «квалификация участников закупки».

2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

Проект государственного контракта в данном случае является Приложением № 5 к Извещению.

Необходимо отметить, что являющееся приложением № 1 к Проекту государственного контракта Техническое задание, по своему содержанию полностью идентично Приложению № 1.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать действующие нормативные технические документы.

Однако пункт 1.2 Приложения № 1 и, следовательно, пункт 1.2 являющегося приложением № 1 к Проекту государственного контракта Технического задания, содержит упоминания о таких документах, утративших силу на момент объявления рассматриваемой закупки и по данной причине неправомерно использованных при описании объекта закупки, а именно:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» утратило силу с 01.01.2021 (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № 296);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» утратило в силу с 01.03.2022 (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 № 1498);

- Приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр отменен Приказом Минстроя России от 31.10.2018 № 696/пр.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно использовании при таком описании утративших силу документов.

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Как отмечалось выше, НМЦК закупки составляет 10 000 000, 00 рублей.

Однако ответственность сторон в разделе 7 Проекта государственного контракта государственным заказчиком приведена в ненадлежащем виде, а именно без учета возможного снижения величины НМЦК по результатам закупки до 3 млн. рублей и менее.

Так, в пункте 7.3 Проекта государственного контракта государственным заказчиком установлено, что «в случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик обязан в срок не позднее 10 дней после получения требования Исполнителя об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)».

В пункте 7.6 Проекта государственного контракта государственным заказчиком установлено, что «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Исполнитель обязан в срок не позднее 10 дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)».

Учитывая все вышеизложенное, в действиях государственного заказчика –ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта мер ответственности его сторон в виде штрафа.

4. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Однако вышеуказанное обязательство поставщика в пункт 7.10 Проекта государственного контракта государственным заказчиком включено в ненадлежащем виде, а именно с упоминанием термина «банковская гарантия».

Так, согласно пункту 7.10 Проекта государственного контракта, «в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта Исполнителем предоставлена банковская гарантия и у банка, предоставившего такую банковскую гарантию, отозвана лицензия на осуществление банковских операций, Исполнитель обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком Исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в проекте контракта ненадлежащего наименования гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения его исполнения.

5. В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Однако указанное требование к содержанию независимой гарантии, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком в пункте 9.5 Проекта государственного контракта приведено в ранее действовавшей и утратившей силу на момент объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 9.5 Проекта государственного контракта, «в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Податель Жалобы участником рассматриваемой закупки не являлся.

Ввиду того, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, конкурсной комиссией уполномоченного органа соответствующей требованиям Извещения была признана единственная заявка с идентификационным номером 2 (протокол от 07.04.2023), оценка такой заявки конкурсной комиссией не производилась (пункт 1 части 4 статьи 52 Закона о контрактной системе), в связи с чем ненадлежащее установление государственным заказчиком в Приложении № 4 порядка оценки заявок каким-либо образом на итоги закупки не повлияло.

Кроме того, запросов о даче разъяснений положений Извещения в указанной части, а также в части некорректного описания объекта закупки, в адрес государственного заказчика не поступало.

Ненадлежащее установление в Проекте государственного контракта мер ответственности государственного заказчика и поставщика в виде штрафов с учетом предложенной участником закупки, подавшим заявку с идентификационным номером 2, цены контракта (более 3 млн. рублей), к заключению государственного контракта по итогам закупки, не соответствующего действующему законодательству в части мер ответственности его сторон, также не приведет.

Вместе с тем, наличие в Проекте государственного контракта Технического задания (приложение № 1), содержащего ссылки на недействующие нормативные технические документы, которым должна соответствовать внедряемая автоматизированная информационная система, ненадлежащего наименования в ряде случаев независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также ненадлежащих требований к ее содержанию непосредственным образом способно привести к заключению государственного контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе, что в данном случае требует от Комиссии выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении таких нарушений путем внесения государственным заказчиком соответствующих изменений в Проект государственного контракта при его направлении на подписание участнику закупки.

Руководствуясь статьями 32, 33, 34, 42, 45, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия государственного заказчика – Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, извещение № 0150200003923000258 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.03.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области нарушения части 8 статьи 32, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 8, 30 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42, части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области.

                                                

Решение может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны