Решение №3662/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/108-360/2020 по результатам рассмотрения жа... от 21 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику - МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района

 

ул. Московская, д. 23,

г. Малая Вишера, Новгородская обл.,

174260

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ»

 

проезд Энергетиков, д. 6 А,

Великий Новгород, 173008

 

ул. Связи, д. 15 А,

Великий Новгород, 173014

 

Исходящие № 3662/03 от 21.07.2020

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/108-360/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 июля 2020 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» - <…….>;

заказчик – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, 15.07.2020 заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей (вх. № 5012 Новгородского УФАС России),

рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» (173008, Великий Новгород, пр. Энергетиков, д. 6 А; далее – ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ») на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Московская, д. 23; далее - МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района, извещение № 0350300004620000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.06.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.07.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» на действия заказчика – МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района, извещение № 0350300004620000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.06.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Заказчиком в документации о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Документация) в описании объекта закупки указан код 33.13.11.000 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – ОКПД2), не соответствующий закупаемым работам.

По мнению подателя Жалобы, объекту закупки соответствует код 71.12.11 ОКПД2.

2. Согласно Документации, участниками рассматриваемой закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Однако величина начальной (максимальной) цены контракта (далее также НМЦК) в данном случае превышает двадцать миллионов рублей.

3. Заказчиком в Документации некорректным образом рассчитана величина обеспечения исполнения контракта.

4. Заказчиком при одновременном установлении в Документации Минимального перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации на объектах заказчика (далее – Минимальный перечень энергосервисных мероприятий), и требования к участникам закупки о представлении ими в составе заявки своего перечня энергосервисных мероприятий нарушены положения пункта 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 (далее – Постановление № 636).

Кроме того, на части объектов энергосервиса заказчика отсутствуют приборы учета энергоресурсов.

Однако требование к участникам закупки о выполнении работ по установке недостающих приборов учета энергоресурсов в Документацию заказчиком не включено.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» поддержал ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указал, что установленные заказчиком в Документации требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не позволяют участникам закупки представить в составе такой заявки предложение о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы возражениям МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района (вх. № 5011 от 15.07.2020 Новгородского УФАС России), доводы Жалобы, за исключением довода о некорректным образом рассчитанной величине обеспечения исполнения контракта, заказчик не признает и считает необоснованными.

1. По мнению заказчика, установленный в описании объекта закупки код 33.13.11.000 ОКПД2 полностью соответствует закупаемым работам, поскольку в их число входит установка приборов измерения потребления энергоресурсов.

2. Поскольку НМЦК определена в данном случае как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за 2019 год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки и минимального целого количества лет, составляющего срок исполнения энергосервисного контракта, а цель энергосервисного контракта – достижение исполнителем минимального размера экономии (не менее 546 119, 11 рублей), установленное ограничение в отношении участников рассматриваемой закупки (только субъекты малого и среднего предпринимательства) заказчик считает правомерным.

3. Величина обеспечения исполнения контракта заказчиком в Документации действительно рассчитана ненадлежащим образом (ошибочно рассчитана от НМЦК).

4. В Приложении № 1 «Техническое задание» к Документации (далее – ТЗ) заказчиком изложена информация об объектах энергосервиса, указано наличие и отсутствие узлов учета энергоресурсов и приведен Минимальный перечень энергосервисных мероприятий.

Участники закупки должны изучить ТЗ и дать свое предложение по энергосервисным мероприятиям в свободной форме.

Конкретные мероприятия с техническим описанием этапов и сроками их выполнения будут определены после подписания энергосервисного контракта и обследования объектов энергосервиса.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В июне-июле 2020 года заказчиком – МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района (НМЦК - 31 091 165, 57 рублей).

Документация утверждена директором МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района <…….> 16.06.2020.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района.

При этом, согласно пункту 3.1.1 Документации, при описании объекта закупки заказчиком указано, что закупаемым работам в данном случае соответствует код 33.13.11.000 ОКПД2.

Код 33.13.11.000 ОКПД2 имеет наименование «Услуги по ремонту и техническому обслуживанию инструментов и приборов для измерения, испытаний и навигации».

Вместе с тем, ОКПД2 также предусматривает группировку 71.12.11 «Услуги в виде научно-технических консультаций», включающую, среди прочего, инженерно-технические консультации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и энергосервис.

Следовательно, исходя из наименования объекта рассматриваемой закупки (выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности), при ее описании в Документации код 33.13.11.000 ОКПД2 заказчиком установлен ошибочно.

Статьей 23 Закона о контрактной системе предусмотрено указание в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, идентификационного кода закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден Приказом Минфина России от 10.04.2019 № 55н.

Согласно пункту 5 Порядка формирования идентификационного кода закупки, структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 30 - 33 разряды - информация о коде объекта закупки по ОКПД2.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона о контрактной системе в планы-графики включаются идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип открытости и прозрачности (статья 7 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу изложенного, включение в описание объекта рассматриваемой закупки кода 33.13.11.000 ОКПД2, не соответствующего закупаемым в ходе определения поставщика работам, нарушает принцип открытости и прозрачности, поскольку является недостоверной информацией и может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки.

Кроме того, включение неверного кода ОКПД2 в идентификационный код закупки и, как следствие, план-график закупок заказчика может затруднить потенциальным участникам закупки, ориентирующимся при поиске закупок на официальном сайте на определенную сферу деятельности, соответствующую коду ОКПД2, поиск такой закупки и ограничить тем самым круг таких участников.

Согласно протоколу от 14.07.2020, в регламентированный срок для подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке (до его продления заказчиком на основании пункта 1 части 3 статьи 55.1 Закона о контрактной системе) ни одной заявки не поступило.

Таким образом, в действиях заказчика - МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в описании объекта закупки несоответствующего закупаемым работам кода ОКПД2, способном повлечь за собой сокращение участников конкурса.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций возможны путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Кроме того, в силу пункта 4 статьи 42, части 3 статьи 54.2 и части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, также подлежит указанию и в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме.  

Согласно сформированному средствами официального сайта извещению о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Извещение), а также пункту 6.2 Документации участниками рассматриваемой закупки могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом, согласно пункту 4.1 Документации, НМЦК закупки в данном случае превышает двадцать миллионов рублей и составляет 31 091 165, 57 рублей.

Таким образом, в действиях заказчика - МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении при проведении открытого конкурса в электронной форме с НМЦК, превышающей двадцать миллионов рублей, ограничения для участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Статьей 108 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности заключения энергосервисных контрактов.

Согласно части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе в конкурсной документации наряду с начальной (максимальной) ценой энергосервисного контракта (ценой лота) подлежит указанию одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

В данном случае заказчиком в пункте 4.1 Документации вместе с НМЦК рассматриваемой закупки приведены предусмотренные пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе сведения, а именно минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов (546 119, 107 рублей), а также максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом (не должен превышать 99 %).

В соответствии с частью 16 статьи 108 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

Следовательно, в силу указания заказчиком в Документации информации, предусмотренной пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе (минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом), при расчете размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта заказчиком должны были использоваться положения пункта 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Размер, условия и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта приведены заказчиком в разделе 15 Документации.

Согласно пункту 15.1 Документации, размер обеспечения исполнения контракта в данном случае составляет 5 % от НМЦК, что равняется 1 554 558, 28 рублей.

Вместе с тем, как установлено выше, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта должен был быть рассчитан заказчиком не от величины НМЦК, а от максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту (пункт 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе).

Следовательно, правильный расчет размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта в данном случае должен выглядеть так: 5 % (установленная заказчиком величина в % в пункте 15.1 Документации) от 540 657, 92 рублей (99 % от 546 119, 107 рублей (максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов)) = 27 032, 9 рублей.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы вышеуказанным возражениям заказчика, факт наличия в Документации ненадлежащего расчета размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта заказчик признает.

Таким образом, в действиях заказчика - МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержатся нарушения пункта 9 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе, выразившиеся во включении в документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме ненадлежащим образом рассчитанного размера обеспечения исполнения энергосервисного контракта.

4. В соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) утверждены Постановлением № 636.

Одним из Требований к энергосервисному договору (контракту) является наличие в нем перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.

При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком - включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт (пункт 1).

Согласно пунктам 3.2, 3.3 Документации описание объекта закупки и объем выполняемых работ заказчиком приведены в ТЗ.

Среди прочего ТЗ содержит Минимальный перечень энергосервисных мероприятий, включающий:

- проектирование всех видов работ (модернизация отопления, освещения);

- модернизация систем автоматизации теплотехнического оборудования (в соответствии с проектом);

- применение устройств регулирования электрическими приводами и устройств компенсации реактивной мощности (при необходимости);

- замена существующих осветительных приборов в помещениях на современные энергоэффективные, с применением устройств автоматизации управления освещением (в соответствии с проектом);

- установка теплоотражающих экранов (при необходимости);

- утепление трубопроводов отопления и горячего водоснабжения (при необходимости);

- устранение сквозняков путем заделки и уплотнения монтажных стыков и неплотностей между стенами и оконными конструкциями, с возможной заменой деревянных конструкций на поливинилхлоридные (при необходимости);

- демонтаж необходимых элементов существующих тепловых пунктов (старого оборудования) в масштабах, необходимых для производства работ. Монтаж оборудования АУУ, предусмотренного проектной документацией;

- установка АУУ, обеспечивающего автоматическое регулирование температуры в помещениях Объекта энергосервиса.

Помимо указанного, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Проект энергосервисного контракта в данном случае является Приложением № 2 к Документации.

Согласно пункту 13.4 Проекта энергосервисного контракта одним из приложений к нему, а также неотъемлемой частью энергосервисного контракта, является перечень энергосберегающих мероприятий.

При этом, являющийся приложением к Проекту энергосервисного контракта перечень энергосберегающих мероприятий заказчиком не заполнен.

Согласно имеющемуся примечанию в рассматриваемом приложении к Проекту энергосервисного контракта перечень формируется на основании конкурсного предложения участника конкурса, признанного его победителем.

Следовательно, исходя из буквального толкования вышеуказанных положений ТЗ и Проекта энергосервисного контракта, перечень энергосервисных мероприятий в данном случае фактически составляется как заказчиком, так и участников закупки, и включению в указанный перечень подлежат одновременно как и энергосервисные мероприятия из числа указанных заказчиком в Минимальном перечне энергосервисных мероприятий, так и энергосеврисные мероприятия, предложенные участником закупки в составе своего конкурсного предложения (заявки).

Однако такого совместного формирования подлежащего приведению в энергосервисном контракте перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, пункт 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта) не предусматривает.

Также необходимо отметить, что согласно пункту 1.1 ТЗ, на ряде объектов энергосервиса заказчика отсутствуют приборы учета энергоресурсов.

Как следует из размещенных 08.07.2020 заказчиком на официальном сайте разъяснений положений Документации, одним из основных энергосервисных мероприятий в ходе исполнения заключенного по итогам закупки энергосервисного контракта будет являться установка узлов учета тепловой энергии.

Однако Минимальный перечень энергосервисных мероприятий такого мероприятия как установка приборов учета энергоресурсов, как справедливо отмечает податель Жалобы, не называет.

Кроме того, в силу положений статьи 54.4 Закона о контрактной системе, устанавливающей требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, представить предложение относительно энергосервисных мероприятий участники закупки могут только в первых частях своих заявок и исключительно в случае установления заказчиком в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме критерия оценки заявок, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки») (пункт 2 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе информация относительно критериев оценки заявок в данном случае приведена заказчиком в пункте 13.5 Документации.

Однако предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» пункт 13.5 Документации не называет.

Следовательно, возможность представить в составе заявки на участие в рассматриваемой закупке предложение относительно энергосервисных мероприятий у ее участников в действительности отсутствует.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержится нарушение части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта требований к условиям такого контракта в части указания перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта.

Соответственно, все доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона (пункт 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Как указывалось выше, размер, условия и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта приведены заказчиком в разделе 15 Документации.

Однако соответствующее требование об обеспечении контракта в Проект энергосервисного контракта заказчиком не включено.

Таким образом, в действиях заказчика - МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержатся нарушения пункта 9 части 1 статьи 54.3, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся во невключении в проект энергосервисного контракта требования об его обеспечении.

2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Согласно пункту 11 Правил, общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно пункту 12 Правил, общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, вышеуказанные положения пунктов 11, 12 Правил фактически ограничивают предельные суммы начисляемых в ходе исполнения контракта его сторонам штрафов (а не неустойки в виде штрафов и пеней) ценой контракта.

Раздел 8 Проекта энергосервисного контракта предусматривает ответственность его сторон.

При этом, согласно пункту 8.8 Проекта энергосервисного контракта, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно пункту 8.9 Проекта энергосервисного контракта, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену Контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержатся нарушения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем указании в проекте энергосервисного контракта условий о предельных общих суммах штрафов, начисляемых сторонам контракта, за несоблюдение ими его условий.

3. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки заявок).

Настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение) (пункт 1 Правил оценки заявок).

Согласно пункту 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 8 Правил оценки заявок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

Согласно пункту 9 Правил оценки заявок сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.

Предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе информация относительно критериев оценки заявок приведена заказчиком в пункте 13.5 Документации.

В пункте 13.5 Документации заказчик установил следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

1). «Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии» (стоимостной критерии оценки) – величина значимости составляет 60 % (подпункт 13.5.1 Документации).

2). «Квалификация участника закупки» (нестоимостный критерий оценки) - величина значимости составляет 40 % (подпункт 13.5.2 Документации).

В соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил оценки заявок, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В подпункте 13.5.2 Документации заказчиком установлены показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участника закупки», а именно:

1). Количество заключенных и не расторгнутых на дату размещения на официальном сайте Извещения энергосервисных контрактов по обеспечению экономии тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения (в муниципальных автономных учреждениях) за предыдущие 3 года, с 01.01.2017 по 2019 г.г., на момент подачи данной заявки;

2). Наличие успешного опыта выполнения аналогичных работ (подтверждается копиями ранее заключенных энергосервисных контрактов (договоров) и Актами выполненных работ);

3). Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (с обязательным документальным подтверждением (дипломы, УПК, трудовые книжки, трудовые договора);

4). «Деловая репутация» участника закупки (наличие благодарственных писем с приложением копий).

Также, в подпункте 13.5.2 Документации заказчиком приведена следующая шкала оценки заявок по показателям нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участника закупки», а именно:

от 1 до 3 контрактов - 20 баллов;

от 3 до 5 контрактов - 40 баллов;

от 5 до 10 контрактов – 60 баллов;

от 10 до 15 контрактов – 80 баллов;

от 20 и более контрактов – 100 баллов.

Вместе с тем, указанный порядок оценки применим только в отношении первого показателя нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки» (количество заключенных и не расторгнутых на дату размещения на официальном сайте Извещения энергосервисных контрактов по обеспечению экономии тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения (в муниципальных автономных учреждениях) за предыдущие 3 года, с 01.01.2017 по 2019 г.г., на момент подачи данной заявки), поскольку исключительно по нему подтверждающими документами являются энергосервисные контракты.

Подтверждающими документами в отношении второго показателя нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки» (наличие успешного опыта выполнения аналогичных работ) являются не только ранее заключенные энергосервисные контракты, но и акты выполненных работ по ним.

Подтверждающими документами в отношении третьего показателя нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки» (квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг) являются дипломы, УПК, трудовые книжки, трудовые договоры руководителей и ключевых специалистов участников закупки.

Подтверждающими документами в отношении четвертого показателя нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки» («деловая репутация» участника закупки) являются копии имеющихся у участников закупки благодарственных писем.

Следовательно, порядок оценки заявок участников рассматриваемой закупки по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки» заказчиком в Документации предусмотрен только в отношении одного (количество заключенных и не расторгнутых на дату размещения на официальном сайте Извещения энергосервисных контрактов по обеспечению экономии тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения (в муниципальных автономных учреждениях) за предыдущие 3 года, с 01.01.2017 по 2019 г.г., на момент подачи данной заявки) из четырех установленных показателей, раскрывающих содержание данного нестоимостного критерия.

В отношении остальных трех показателей имеющийся порядок оценки, исходя из предмета оценки по ним (то есть представляемых участниками закупки в составе заявки документов, подлежащих оценке по тому или иному показателю (энергосервисные контракты и акты выполненных работ по ним; дипломы, УПК, трудовые книжки, трудовые договоры; благодарственные письма), неприменим.

Иного порядка оценки для остальных трех показателей нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», соответствующего оцениваемым по ним документам и сведениям, Документация в нарушение вышеприведенных положений Правил не содержит.

Кроме того, в нарушение вышеприведенных положений Правил в отношении всех перечисленных показателей нестоимостного критерия оценки «Квалификация участника закупки» заказчиком в Документации не установлена их значимость (сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов), в соответствии с которой будет производиться оценка заявки по рассматриваемому нестоимостному критерию.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме порядка оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки» и неправомерном неустановлении значимости показателей данного критерия.

Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика, являются существенными, привели к некорректному описанию объекта рассматриваемой закупки, неправомерному установлению ограничения в отношении участия в ней (только субъекты малого и среднего предпринимательства), ненадлежащему описанию энергосервисных мероприятий, входящих в объект конкурса, неверному определению величины обеспечения энергосервисного контракта, ненадлежащему определению порядка оценки заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки», а также ненадлежащему указанию мер ответственности сторон энергосервисного контракта, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования торгов.

Установленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 7, 16, 23, 30, 32, 33, 34, 54.3, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ» (173008, Великий Новгород, пр. Энергетиков, д. 6 А) на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Московская, д. 23) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБУК ММЦНТ и КДД Маловишерского муниципального района, извещение № 0350300004620000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.06.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района» нарушения пункта 1 части 1 статьи 30, части 8 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 54.3, части 1 статьи 96, пункта 3 части 16 статьи 108, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района», его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности Маловишерского муниципального района».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.А. Куриков

                              

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                   А.Т. Иванов

 

 

                                                                                                                             Д.А. Петров          

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны