Решение №363/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-32/2022 по результатам рассмотрения жа... от 28 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику – Администрации Маловишерского муниципального района

 

                                                                               ул. Володарского, д.14, г. Малая Вишера,  

                                                                               Новгородская область, 174260

 

 

Уполномоченному учреждению – МКУ «Служба заказчика» Маловишерского муниципального района

 

                                                                               ул. Революции, д.35, г. Малая Вишера,

                                                                               Новгородская область, 174260

 

 

Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru  

 

 

         Участнику закупки (подателю жалобы)

         ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»

        

         Приморский бульвар, д. 2б, оф. 5, г.      

         Тольятти,  Самарская область, 445051

 

 

Исх. №363/03 от 28.01.2022

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/31-32/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 января 2022 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

... – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

            …. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

           …. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в отсутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14; далее – Администрация) надлежащим образом была уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направила, каких-либо ходатайств не заявляла;

уполномоченного учреждения - Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14; далее – МКУ «Служба заказчика») надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя;

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., д. 2б, оф 5; далее – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ») надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением – МКУ «Служба заказчика» закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и уборке территории города Малая Вишера, извещение № 0150300001521000056 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.12.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.01.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением – МКУ «Служба заказчика» закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и уборке территории города Малая Вишера, извещение № 0150300001521000056 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте 22.12.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе; здесь и  далее в редакции, действовавшей на момент объявления закупки), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В документации о проведении открытого конкурса в электронной форме муниципальным заказчиком установлено требование о предоставлении в второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Однако, предметом закупки является выполнение работ по благоустройству и уборке территории города Малая Вишера и услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не выступают в качестве самостоятельного объекта закупки, а входят в перечень работ (услуг), которые необходимо выполнить.

В свою очередь, выполнение большинства других работ, являющихся предметом закупки не требует наличия у участника закупки лицензии.

Таким образом, по мнению подателя Жалобы, действия муниципального заказчика ограничивают конкуренцию, поскольку им предъявлены избыточные требования к участникам закупки. 

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленным МКУ «Служба заказчика» возражениям на Жалобу (вх. № 373 от 25.01.2022 Новгородского УФАС России), с ее доводами уполномоченное учреждение не согласно по следующим основаниям.

Согласно Обзору судебной  практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

По мнению уполномоченного учреждения, все виды деятельности указанные в техническом задании закупки (описании объекта закупки) влекут за собой образование ТБО или ТКО, которые необходимо собрать и вывезти на соответствующий полигон.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения подрядчика) путем проведения аукциона в электронной форме.

           В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В декабре 2021 - январе 2022 года муниципальным заказчиком – Администрацией совместно с уполномоченным учреждением – МКУ «Служба заказчика» осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и уборке территории города Малая Вишера.

Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме утверждена 17.12.2021 начальником ПТО МКУ «Служба заказчика» … размещена на официальном сайте и подписана электронной подписью Главы Администрации Маловишерского муниципального района … 22.12.2021 (далее – Документация).

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

          Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

          В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

          В соответствии с пунктом 10.4.3 Документации вторая часть заявки участников открытого конкурса в электронной форме должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г.  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

          Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки указано в техническом задании  (приложение № 1 к конкурсной документации; далее – Техническое задание).

          В соответствии с Техническим заданием работы по благоустройству и уборке территории города Малая Вишера составляют:

          работы по ручной летней и зимней уборке общественных  территорий  города, тротуаров, скверов, парков, площадей,  обочин улиц, очистка урн от  мусора, очистка  новых плиточных тротуаров и доочистка тротуаров, перекрестных валов на тротуарах от снега,  обработка противогололедными смесями  тротуаров, подметание  и очистка от грязи тротуаров,  очистка  крышек ливневых колодцев от снега, листьев, мусора, посадка, поливка, прополка, подкормка цветов, деревьев при необходимости, подготовка почвы и посев газонной травы, содержание  автобусных  остановок,  детских  площадок, уборка мусора, очистка от снега, обработка противогололедными материалами, еженедельная уборка контейнерных площадок, установка распорок для кленов очистка  поребриков  от  песка вручную, оформление (подрезка) существующих старовозрастных  деревьев с вывозом веток, стрижка кустов кусторезом, ремонт и содержание  дорожных знаков (сварочные работы, выпрямление, при необходимости частичная покраска стоек, приобретение и установка дорожных знаков), покраска скамеек, вазонов, урн, санитарная подрезка кустов на обочинах и дорогах, перекрестках дорог, уборка несанкционированных свалок (погрузка, вывоз, выгрузка, размещение на лицензированной  площадке, утилизация) в том числе веткок, авторезины, строительных отходов, ремонт пешеходных мостиков, информационных  щитов, спилка и уборка  аварийных и поваленных  деревьев, окашивание  общественных  территорий, газонов, обочин, одсыпка песком песочниц детских площадок, мелкий ремонт детских  площадок, приобретение и доставка  цветочной рассады, хвойников, деревьев, газонной травы, мелкий  ремонт  автобусных  остановок, покраска, замена крыши устройство  контейнерных площадок (основание бетонное, либо асфальтное, ограждение), капитальный ремонт мостика  через ручей  5-й Октябрьский пер., мостика 5 Дорской переулок, мостика  Кирова д.32, механическое подметание (щетка) улиц и тротуаров в городе, устройство площадки для выгула и дрессировки собак в парке нанесение горизонтальной  разметки на  проезжую часть улиц города, обновление  разметки на  пешеходных  переходах специальной эмалью, разбор сараев на ул. Гоголя (поворот к парку), монтаж и демонтаж новогодней  елки и новогодних украшений, надписей и  гирлянд (с выполнением необходимого ремонта).

Согласно пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки.  

Таким образом, Комиссия Новгородского УФАС приходит к выводу, что установление в Документации требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности необоснованно и избыточно, поскольку предметом обжалуемой закупки является не только работы по сбору, транспортированию, обработке  утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов, но и множество видов работ для выполнения которых данная лицензия не требуется.

Также Документацией не запрещено привлечение к исполнению муниципального контракта субподрядчиков, которые имеют соответствующую лицензию по обращению с ТКО.

Поскольку вывоз и утилизация ТКО в данном случае самостоятельным объектом закупки не является, установление требования о наличии лицензии необоснованно ограничивает количество возможных участников конкурса.  

           Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об открытом конкурсе в электронной форме неправомерного требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.

           Соответственно, довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел своё подтверждение.

           2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

 Согласно пункту 6.1 Документации  участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

          Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

          В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.

           Согласно части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).

           В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.

Однако, в пункте 15.1 Документации муниципальным заказчиком установлен следующий размер обеспечения контракта – 261 810,40 (10 % от начальной (максимальной) цены контракта).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в конкурсной документации ненадлежащего размера обеспечения исполнения контракта.

             3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

          В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

            Однако, в соответствии  с пунктом 7.3 Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к Документации)  срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Акта о приемке выполненных работ. Денежные средства возвращаются Заказчиком путем перечисления на счет, указанный Подрядчиком.  

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении срока возврата муниципальным заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, противоречащему требованиям Закона о контрактной системе (15 рабочих дней вместо 15 дней).

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Нарушения допущенные заказчиком являются существенными, привели к установлению в Документации ненадлежащих требований к участникам закупки, к содержанию их заявок, к установлению неправомерного размера обеспечения исполнения контракта, к указанию неверного срока возврата обеспечения исполнения контракта, что дает основания Комиссии Новгородского УФАС для вынесения предписания о внесении в документацию об открытом конкурсе в электронной форме изменений для устранении данных нарушений.

Руководствуясь статьями 31, 34, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «МД-КОНСАЛТИНГ» (445051, Самарская область, г. Тольятти, Приморский б-р., д. 2б, оф 5) на действия муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением – Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и уборке территории города Малая Вишера, извещение № 0150300001521000056 о проведении которого в редакции № ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.12.2021, обоснованной.

        2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Маловишерского муниципального района нарушения части 6 статьи 31, части 27 статьи 34, части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

        3.  Выдать муниципальному заказчику – Администрации Маловишерского муниципального района, уполномоченному учреждению - Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика», оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

       4.  Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 …

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                             …

                                                                 

                                                                                                                           …

 

                                                                                                                    

                                                                                                                       

          Решение и могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны