Решение №1189/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-118/2022 по результатам рассмотрения жа... от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МАОУ ВСШ

 

ул. Комсомольская, д. 17,

п. Волот, Новгородская обл.,

175100

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Заявителю –

ИП …

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-118/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

11 марта 2022 года             

                                       Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Волотовская средняя школа» (175100, Новгородская обл., п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17; далее - МАОУ ВСШ) - …;

заявитель – Индивидуальный предприниматель … надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в рассмотрении жалобы лично не принял, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу ИП ... на действия заказчика – МАОУ ВСШ при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Волотовская средняя школа» по адресу: 175100, Новгородская обл., Волотовский р-н, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17,  извещение № 32211131068 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 16.02.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.03.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ИП ... на действия заказчика – МАОУ ВСШ при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Волотовская средняя школа» по адресу: 175100, Новгородская обл., Волотовский р-н, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17,  извещение № 32211131068 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте 16.02.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, а также инструкция по указанию сведений о конкретных значениях показателей таких товаров в заявках участников закупки.

При этом, по мнению заявителя, такая инструкция содержит большое количество разнообразных условий и правил для заполнения.

Кроме того, положения извещения о проведении закупки препятствуют подаче заявки на участие в закупке, поскольку содержат избыточные требования к описанию конкретных характеристик товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, а также намеренно вводят участников закупки в заблуждение.

Требования к товарам установлены не в соответствии с действительной потребностью заказчика, а с целью усложнить подготовку заявок и создать основания для их отклонения.

Подобное изложение (посредством возложения на участника закупки представления конкретных значений показателей товара, используемого при выполнении работ) вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик товара, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами закупки.

Заказчик имел право и мог не детализировать характеристики каждого товара, подлежащего использованию при выполнении работ.

С учетом вышеизложенного, заявитель просит признать Жалобу обоснованной и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – МАОУ ВСШ считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 1350 от 10.03.2022 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Закон о закупках не ограничивает заказчика в части установления требований к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, а также к инструкции по предоставления сведений о конкретных показателях таких товаров (материалов).

При установлении требований к характеристикам товаров (материалов) заказчик исходил из собственных потребностей, которые заключаются в получении качественного результата ремонтных работ здания общеобразовательного учреждения.

Требования к характеристикам товаров (материалов) не являются избыточными, не противоречат требованиям установленных стандартов и не вводят в заблуждение участников закупки.

Данный факт подтверждается поступлением заявки на участие в закупке, которая соответствуют всем предъявляемым требованиям.

Кроме того, запросов о даче разъяснений положений извещения (документации) о проведении конкурса не поступало.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика устно поддержала доводы возражений на нее в полном объеме.

Необходимо отметить, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Исследовав представленные материалы и заслушав представителя заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком - МАОУ ВСШ и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ ВСШ (утверждено протоколом № 9 от 09.07.2021 Наблюдательного совета МАОУ ВСШ; далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

16.02.2022 на официальном сайте заказчиком – МАОУ ВСШ в редакции № 2 было размещено извещение № 32211131068 об осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Волотовская средняя школа» по адресу: 175100, Новгородская обл., Волотовский р-н, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17.

Извещение о проведении конкурса (далее – Извещение) утверждено председателем Комиссии по осуществлению закупок МАОУ ВСШ ... 16.02.2022.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Как следует из подпункта 4.1.1 пункта 4.1 Положения о закупках одним из способов осуществления МАОУ ВСШ закупок является открытый конкурс, конкурс в электронной форме.

Таким образом, МАОУ ВСШ при проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и Положения о закупках.

Как установлено выше, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Волотовская средняя школа» по адресу: 175100, Новгородская обл., Волотовский р-н, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктами 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В подпунктах 9.2.9.1-9.2.9.3 пункта 9.2.9 Положения о закупках также предусмотрено включение указанной информации в документацию о закупке.

В подпункте 9.6.1.2 пункта 9.6.1 Положения о закупках указано, что извещение о проведении конкурса и конкурсная документация, вносимые в них изменения должны быть разработаны и размещены в соответствии с требованиями подраздела 9.2 Положения о закупках.

Как следует из пункта 9 Извещения, виды и объемы работ содержатся в разделе № 3 документации о закупке «Техническое задание» (далее – Техническое задание).

Согласно пункту 15 раздела № 1 документации о закупке «Информационная карта конкурса в электронной форме» (далее – Информационная карта) участник предоставляет в составе заявки полный пакет документов, в соответствии с пунктами 8-10 и пунктом 19 настоящей Информационной карты. Участник, подавший такую заявку без полного пакета документов, не допускается к дальнейшему участию в закупке.

В соответствии с пунктом 19 Информационной карты заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки.

При предоставлении участником закупки предложения в отношении предмета такой закупки, участник закупки должен руководствоваться инструкцией по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров (материалов, оборудования), необходимых для выполнения работ, указанной ниже.

Участник, предоставивший конкретные показатели товаров (материалов, оборудования), необходимых для выполнения работ, не соответствующие требованиям, установленным в Приложении № 1 к Техническому заданию, не допускается к рассмотрению вторых частей заявок и к участию в оценке и сопоставлении таких заявок.

Инструкция по заполнению пункта 2 формы 1 для представления сведений о конкретных показателях товара в отношении предмета закупки указана в Приложении № 1 к Техническому заданию.

Как предусмотрено в пункте 8 Технического задания, работы выполняются в соответствии, в том числе, с требованиями к характеристикам товаров (материалов, оборудования), необходимых для выполнения работ (Приложение № 1).

Таким образом, в Приложении № 1 к Техническому заданию содержатся как требования заказчика к значениям показателей необходимых (используемых) при выполнении работ товаров, так и инструкция по указанию значений таких показателей в составе заявок участников закупки (далее – Инструкция).

По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ. При этом, Инструкция содержит большое количество правил указания конкретных значений показателей таких товаров в заявках участников закупки в зависимости от того, с помощью каких слов, словосочетаний, знаков и т.д. заказчиком установлены требования к показателям таких товаров. Данные действия заказчика направлены на ограничение конкуренции, вводят в заблуждение участников закупки при указании ими конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров в своих заявках.

При оценке доводов Жалобы Комиссия исходит из следующего.

Возможность установления требования о предоставлении участниками закупки в составе их заявок конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров предусмотрена как Законом о закупках, так и собственным Положением о закупках заказчика.

Установив требование о предоставлении участниками закупки значений показателей используемых при выполнении работ товаров, заказчик не нарушил требований действующего законодательства о закупках.

Закон о закупках и Положение о закупках не ограничивают заказчика в возможности установления требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, если при этом не допускается указание необоснованных и избыточных показателей товаров.

При этом, заказчик также установил Инструкцию, которая регламентирует порядок указания конкретных значений показателей используемых при выполнении работ товаров.

Согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021) Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Каких-либо доказательств того, что установленные заказчиком требования к показателям используемых при выполнении работ товаров, а также положения Инструкции, являются ненадлежащими, заявителем не представлено, обоснования доводов Жалобы не приведено.

Так, заявителем не приведены конкретные товары и/или требования к их показателям, а также положения Инструкции, которые, по его мнению, являются ненадлежащими.

Никаких доказательств того, что установленные в Приложении № 1 к Техническому заданию требования к товарам не соответствуют действительной потребности заказчика и направлены на ограничение количества участников закупки, заявителем также не приведено.

В данном случае заявитель не представил доказательств нарушения своих прав как потенциального участника конкурса установленными требованиями к показателям используемых при выполнении работ товаров и положениями Инструкции, заявку на участие в торгах не подавал, за разъяснениями положений Извещения (документации) не обращался.

Заявителем не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности его позиции, конкретных примеров ненадлежащего установления требований к показателям используемых при выполнении работ товаров не приведено, как не приведено и положений Инструкции, которые, по его мнению, являются ненадлежащими, противоречивыми и вводящими в заблуждение. Данные обстоятельства не позволяют оценить негативное влияние установленных заказчиком требований к описанию показателей используемых при выполнении работ товаров в совокупности с установленной им Инструкцией на права и законные интересы заявителя как возможного участника торгов.

Как указано в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2020 № Ф07-18351/2019 по делу № А56-87173/2018, оставленном без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2020 № 307-ЭС20-10636, жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).

Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов.

Кроме того, согласно данным официального сайта Ассоциации «Саморегулируемая организация строителей Новгородской области «Стройбизнесинвест» в сети «Интернет», заявитель не является членом саморегурируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Заявитель не привел доказательств нарушения своих прав действиями заказчика, ограничившись в отношении доводов Жалобы лишь общим утверждением о необъективности установленных заказчиком требований к показателям используемых при выполнении работ товаров, а также установлении ненадлежащей Инструкции.

Запросов о разъяснении положений Извещения (документации) не поступало.

На участие в рассматриваемой закупке поступила единственная заявка, которая была признана соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Индивидуального предпринимателя … на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Волотовская средняя школа» (175100, Новгородская обл., п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17) при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ «Волотовская средняя школа» по адресу: 175100, Новгородская обл., Волотовский р-н, п. Волот, ул. Комсомольская, д. 17,  извещение № 32211131068 о проведении которого в редакции № 2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.02.2022, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны