Решение №1395/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/108-193/2021 по результатам рассмотрения ж... от 19 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Старорусского

муниципального района

 

Советская наб., д. 1,

г. Старая Русса, Новгородская обл.,

175202

 

 

Уполномоченному органу –

Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района

 

Советская наб., д. 1,

г. Старая Русса, Новгородская обл.,

175202

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Ангара»

 

пр. Лесной, д. 51, корп. 4, оф. 506 Б,

г. Петрозаводск, 185014

 

 

Исх. №1395/03 от 19.03.2021

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/108-193/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 марта 2021 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района – …..

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» - …..

уполномоченный орган – Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» (185014, г. Петрозаводск, пр. Лесной, д. 51, корп. 4, оф. 506 Б; далее – ООО «Ангара») на действия муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района (далее – Администрация) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района (далее – Комитет) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300022420000035 о проведении которого в редакции № 4 (ИИ3) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.01.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.03.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Ангара» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Комитетом закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300022420000035 о проведении которого в редакции № 4 (ИИ3) было размещено на официальном сайте 14.01.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В Приложении № 3 к Проекту энергосервисного контракта «Методика учета факторов, оказывающих влияние на объем потребления» (далее – Приложение № 3) указано следующее: «Изменение состава, количества или мощности электроприемников при не соблюдении требования, указанного в п. 5.2 Контракта».

Однако пункт 5.2 Проекта энергосервисного контракта (Приложение № 2 к документации об электронном конкурсе; далее – Проект контракта, Документация) не содержит требований, влияющих на изменение состава, количества или мощности электроприемников.

2. Положения пункта 5.2 Проекта контракта и Приложения № 5 и № 5.1 к Проекту контракта противоречат пункту 6 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 (далее – Требования, Постановление № 636), поскольку содержат указания на несколько способов определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем  перечня мероприятий, тогда как заказчик должен выбрать только один такой способ.

3. Отдельные положения приложений к Проекту контракта (Приложение № 3, Приложение № 5 (Таблицы 1 и 4), Приложение № 5.3) содержат измененные значения базового потребления объекта энергосервиса, указанного в Приложении № 2 к Проекту контракта, либо условия изменения такого базового потребления, что является недопустимым, поскольку объем потребления электрической энергии в базовом периоде уже определен заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта и изменению не подлежит. Манипуляции с базовым потреблением ставят в неравные условия потенциальных участников конкурса при подаче заявок. Все изменения в контракт вносятся только путем составления дополнительных соглашений.

4. Приложение № 5.2 к Проекту контракта (далее – Приложение № 5.2) содержит значение экономии потребления электрической энергии в натуральном выражении со ссылкой на Приложение № 5 к Проекту контракта (далее – Приложение № 5), при этом Приложение № 5 не содержит сведений по экономии.

5. Отдельные положения Проекта контракта (пункты 5.1, 5.3, 5.4, 5.5.) противоречат пункту 3.2 Проекта контракта, так как содержат измененные значения базового потребления объекта энергосервиса, указанного в Приложении № 2 к Проекту контракта, либо условия изменения такого базового потребления, что является недопустимым, поскольку объем потребления электрической энергии в базовом периоде уже определен заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) и изменению не подлежит. Манипуляции с базовым потреблением ставят в неравные условия потенциальных участников конкурса при подаче заявок. Все изменения в контракт вносятся только путем составления дополнительных соглашений.

6. Пункт 5.5 Проекта контракта противоречит Приложению № 3 по определению объема потребления электрической энергии в базовом периоде, так как пункт 5.5 Проекта контракта требует от заказчика 100 % горения светильников при проведении обследования объекта исполнителем.

7. Согласно требованиям Приложения № 1 «Техническое задание» к Документации участник закупки в первой части заявки должен указать конкретные показатели товара, в частности номинальную потребляемую мощность светильников.

Запрашивая указанные сведения, заказчик получает возможность самостоятельно произвести расчеты ценового предложения участника закупки, что является нарушением части 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

8. Податель Жалобы считает ненадлежащим приведенный заказчиком в Документация порядок оценки заявок в рамках показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» в части установленных Администрацией различных условий по завершенности (исполнения) энергосервисных контрактов и контрактов на поставки осветительного оборудования, а также предельно необходимых максимальных значений подлежащих оценке сумм цен контрактов (договоров) по таким показателям.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Документацию.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Ангара» поддержал ее доводы в полном объеме.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы возражениям Администрации (вх. № 1468 от 16.03.2021 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.

1. Ошибочная ссылка в Приложении № 3 на пункт 5.2 Проекта контракта не может вводить в заблуждение участников закупки, так как факторы, влияющие на изменение состава, количества или мощности электроприемников содержатся в пункте 5.4 Проекта контракта.

2. Предписывая возможные способы определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, Постановление № 636 не требует от заказчика включения в текст контракта описания того, каким именно способом он определил объем потребления.

Указание на различные способы, предусмотренные пунктом 6 Требований, сделано в контракте на случай, если все или часть приборов учета выйдет из строя. Тогда расчет экономии за соответствующий период будет производиться расчетно-измерительным способом, что соответствует Постановлению № 636.

3. Приложения № 3, Приложение № 5, Приложение № 5.3 не предполагают  изменения существенных условий Проекта контракта. В рассматриваемом случае уточнение показателя потребления в базовом периоде и составление акта фиксирования базовых значений (параметров) объекта энергосервиса имеет значение только для целей расчетов при определении размера достигнутой экономии в отчетных периодах, которая будет приведена к сопоставимым условиям базового периода с учетом сведений о состоянии системы освещения, зафиксированной в указанном акте. Составление акта фиксирования базовых значений не повлечет корректировки (пересмотра) сторонами общего размера планируемой экономии и долей экономии в натуральном и стоимостном выражении.

Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер,

4. Расчет экономии потребления энергетической энергии  в натуральном выражении, указанный в Приложении № 5.2,  производится в процессе исполнения контракта и не может быть указан на этапе осуществления закупки и никаким образом не может вводить участника закупки в заблуждение.

5. Пункты 5.1, 5.3, 5.4, 5.5 Проекта контракта не содержат измененных значений базового потребления объекта, не содержат изменение существенных условий контракта, а также не затрагивают показатели, определенные в Приложении № 2 к Проекту контракта, и не влияют на расчет НМЦК.

6. Пункт 5.5 Проекта контракта не содержит требований о безусловном 100 % горении светильников при проведении обследования объекта.

7. Конкретные показатели, представляемые в первой части заявки, не являются ценовым  предложением участника закупки, не содержат сведения об участнике закупки и сведения о предлагаемой цене контракта.

8. Значимость критериев по энергосервисным контрактам и контрактам, связанным с поставками и монтажом светильников, одинаковая.

Энергосервисные контракты, в отличие от контрактов на поставку и монтаж, носят длительный характер, содержат обязательные требования по достижении экономии в натуральном выражении, цена контракта при этом не определяется конкретным значением.

Единственно возможным способом обеспечить соотношение между энергосервисными контрактами, существенным условием которых является обеспечение экономии в натуральном выражении, и контрактов на поставку и монтаж светильного оборудования, это цена энергосервисного контракта, исходя из стоимости энергетического ресурса на дату заключения контракта.

Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений на нее в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В ноябре 2020 года – марте 2021 года муниципальным заказчиком – Администрацией совместно с уполномоченным органом – Комитетом осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории муниципального образования город Старая Русса (НМЦК – 78 538 980, 00 рублей).

Документация (в действующей редакции) утверждена ….. 11.01.2021.

Проект контракта является Приложением № 2 к Документации.

Статьей 108 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности заключения энергосервисных контрактов.

В соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) установлены Постановлением № 636.

Согласно пункту 8 Требований  условием энергосервисного договора (контракта) является учет при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода).

В данном случае методика учета факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии, установлена заказчиком в Приложении № 3 к Проекту контракта.

Среди прочего в Приложении № 3 содержится раздел «Изменение состава, количества или мощности электроприемников при не соблюдении требования, указанного в п. 5.2 Контракта».

Однако пункт 5.2 Проекта контракта содержит указания на способы определения объема потребления электрической энергии на объекте энергосервиса до реализации исполнителем перечня мероприятий и не предусматривает требования, влияющие на объем потребления электрической энергии, условия работы электроприемников.

Вместе с тем, такие требования указаны заказчиком в пункте 5.4  Проекта контракта (условие о 100 % исправности и горения каждого светового прибора на объекте энергосервиса; условие том, что при невозможности приведения в 100% исправность и горение каждого светового прибора, объем (доля объема) потребления электрической энергии в базовом периоде определяются с учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии).

Таким образом, в Приложении № 3 заказчиком ошибочно сделана ссылка на пункт 5.2 вместо пункта 5.4 Проекта контракта.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии противоречий между отдельными положениями проекта контракта (Приложение № 3 и пункта 5.2), являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно пункту 6 Требований в энергосервисном договоре (контракте) должно быть указано условие определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

В пункте 5.2 Проекта контракта указаны все вышеперечисленные способы определения объема потребления энергетического ресурса. Приложения № 5 и 5.1 к Проекту контракта также содержат положения, позволяющие определить объем потребления энергетического ресурса различными способами.

Согласно возражениям на Жалобу указанные условия включены в Проект контракта на случай выхода из строя приборов учета электроэнергии, что потребует применение расчетно-измерительного способа.

Так согласно пункту 4.7 Проекта контракта в случае непригодности для дальнейшей эксплуатации опор, кабельных линий, электрощитов и иного оборудования в составе Объекта энергосервиса, ремонт или замену за свой счет производит Заказчик. Заказчик собственными или привлеченными силами и за свой счет производит работы по ремонту сети наружного освещения, в случае необходимости, за исключением перечня оборудования и материалов, замена которых предусмотрена настоящим Контрактом.

Доказательств нарушения прав ООО «Ангара» или других потенциальных участников закупки указанными положениями Проекта контракта не имеется.

В данной части Жалоба является необоснованной.

3. Вопреки доводам Жалобы Приложения № 3, № 5 и № 5.3 к Проекту контракта не содержат значений базового потребления объекта энергосервиса, отличных от указанных в Приложении № 2 к Проекту контрактаФактическое потребление электроэнергии на объекте в 2019 году»).

Указанные приложения (№ 3 «Методика учета факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии», № 5 «Акт фиксирования базовых значений (параметров) Объекта энергосервиса», № 5.3 «Акт определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в натуральном выражении») представляют собой формы документов, заполняемых и подписываемых сторонами контракта в процессе его исполнения, никаких фактических данных о потреблении электроэнергии на объекте не содержат и не предусматривают внесение каких-либо изменений в Приложение № 2 к Проекту контракта.

В данной части Жалоба является необоснованной.

4. Приложение № 5.2 к Проекту контракта представляет собой форму «Акта определения размера экономии (доли размера экономии) электрической энергии в денежном выражении», которая также заполняется и подписывается сторонами контракта в процессе его исполнения.

Данная форма не содержит никаких заранее определенных значений экономии потребления электрической энергии в натуральном выражении.

В данной части Жалоба является необоснованной.

5. Согласно пункту 3.2 Проекта контракта энергетический базис (фактический объем потребления электрической энергии за базовый период) определен в Приложении № 2 к настоящему Контракту.

При этом как уже отмечалось, согласно пункту 8 Требований условием энергосервисного договора (контракта) является учет при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода).

В данном случае учет таких факторов реализуется через положения пунктов 5.1, 5.3, 5.4, 5.5 Проекта контракта.

Так, согласно пункту 5.1 Проекта контракта объем потребления электрической энергии Заказчиком до выполнения Исполнителем всех или части мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий, принимается Сторонами как объём потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса за базовый период, помесячно, в соответствии с согласованным Сторонами способом определения объема потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса в базовом периоде, на основании подписанного Сторонами Акта фиксации базовых значений (Приложение № 5 к Контракту), с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объемы потребления электрической энергии Заказчиком, указанных в Приложении № 3 к  Контракту.

Учитывая изложенное, указанные пункты Проекта контракта соответствуют Постановлению № 636 и не противоречат ни пункту 3.2 Проекта контракта, ни Приложению № 2 к Проекту контракта.

В данной части Жалоба является необоснованной.

6. Вопреки доводам Жалобы и возражениям на Жалобу пункт 5.5 Проекта контракта не содержит никаких указаний на необходимый % горения светильников при проведении обследования объекта исполнителем.

Такие положения предусмотрены пунктом 5.4 Проекта контракта, согласно которому Заказчик обеспечивает за счёт собственных средств 100 % исправность и горение каждого светового прибора на Объекте энергосервиса, что необходимо для точной фиксации объема (доли объема) потребления электрической энергии в базовом периоде, согласно подпункту «б» пункта 5.2. раздела 5 настоящего Контракта, а также для определения количества фактически работоспособных световых приборов из общего количества световых приборов на объекте энергосервиса. При невозможности приведения в 100% исправность и горение каждого светового прибора, объем (доля объема) потребления электрической энергии в базовом периоде определяются с учетом факторов, оказывающих влияние на объем потребления электрической энергии Заказчиком, указанных в Приложении № 5 к Контракту.

Противоречий между указанными положениями Проекта контракта и Приложением № 3 не усматривается.

В данной части Жалоба является необоснованной.

7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 3.2 Документации, описание объекта рассматриваемой закупки содержится в Приложении № 1 «Техническое задание» к Документации (далее – ТЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Показатели, позволяющие определить соответствие товаров, поставляемых муниципальному заказчику при выполнении закупаемых работ, Администрацией приведены в ТЗ, а именно в разделах 13-16 ТЗ.

Во исполнение требований пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в документации об открытом конкурсе в электронной форме инструкции по заполнению заявок на участие в нем, муниципальным заказчиком в пункте 10.5 Документации установлена соответствующая инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке (далее – Инструкция).

Согласно Инструкции, первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 10.3 Документации. Характеристики предлагаемого товара указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений. Информация, предложенная участником, должна позволять сделать вывод о функциональных, технических и иных характеристиках предложенного товара и их соответствии требованиям разделов 13-16 ТЗ.

В разделе 13 ТЗ установлены требования к характеристикам светодиодных светильников, в частности показатель «Потребляемая мощность», такой характеристики как «Номинальная потребляемая мощность» вопреки доводам Жалобы ТЗ не содержит.

При этом потребляемая мощность относится к техническим и эксплуатационным характеристикам светильников, и правомерно отнесена заказчиком к одному из показателей описания объекта закупки.

Согласно части 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта.

Указанных неправомерных требований к содержанию первой части заявки ни ТЗ, ни прочие разделы Документации не содержат.

При этом конкурсная комиссия при рассмотрении первых частей заявок в любом случае не вправе проводить какие-либо предположительные расчеты цены контракта исходя из конкретных показателей товаров, предложенных к поставке участником закупки,  и тем более отклонять по подобным основаниям заявки участников конкурса.

В данной части Жалоба является необоснованной.

8. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил, настоящие правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно пункту 4 Правил, в целях настоящих правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме предусмотрены частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в число документов, представляемых в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, входят документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.

В подпункте 10.4.8 Документации предусмотренное пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требование относительно необходимости представления в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, муниципальным заказчиком приведено в аналогичном виде.

В Приложении № 4 к Документации (далее – Приложение № 4) установлены следующие критерии оценки заявок участников настоящего открытого конкурса в электронной форме:

- «предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика» (стоимостной критерий, величина значимости критерия - 60 %);

- «Квалификация участников закупки» (нестоимостной критерий, величина значимости критерия – 40 %).

Согласно Приложению № 4, содержание нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» раскрывают вышеупомянутые показатели:

- «наличие опыта по успешному оказанию услуг (выполнению работ) направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения муниципального образования» (значимость показателя – 50 %; коэффициент значимости – 0,50);

- «наличие опыта по успешному оказанию услуг (выполнению работ) предметом которых является осуществление мероприятий, связанных с поставкой и монтажом систем наружного освещения объектом которых является муниципальное образование, в том числе поставляемого не в рамках энергосервисного контракта» (значимость показателя – 50 %; коэффициент значимости – 0,50).

В отношении показателя «наличие опыта по успешному оказанию услуг (выполнению работ) направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения муниципального образования» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» муниципальным заказчиком в Приложении № 4 установлен следующий порядок оценки заявок участников рассматриваемой закупки:

«…оценивается общая сумма цен контрактов (договоров), предметом которых является осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного освещения Заказчика.

Под сопоставимым светотехническим оборудованием следует понимать энергоэффективные светодиодные светильники.

Учёту подлежат контракты, в отношении которых одновременно выполняются, следующие требования:

- Представляемые контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с требованиями:

 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и (или) Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- Государственные (муниципальные) контракты (договоры), указанные в реестре, должны содержать номера сведений о контракте (номера реестровых записей), содержащихся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (44-ФЗ), реестре договоров (223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru;

- цена контакта составляет не менее 5 750 000,00 рублей;

- По энергосервисному контракту действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения, приняты Заказчиком, а также между Заказчиком и Исполнителем были подписаны Акты о достижения доли размера экономии электрической энергии (либо иные документы позволяющие достоверно определить размер экономии (долю размера экономии), подписанные обеими сторонами контракта) в совокупности не менее 100% от предусмотренного данным контрактом размера экономии в денежном выражении (определяется как произведение размера экономии, который должен обеспечить Исполнитель по прилагаемому контракту и стоимости единицы энергетического ресурса (тарифа), действовавшей на дату проведения торгов по прилагаемому контракту);

Сведения по данному показателю указываются и подтверждаются следующими документами, а именно:

1) копии реализуемых и (или) полностью исполненных энергосервисных контрактов (договоров) со всеми приложениями. В случае, если в договоры (контракты) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения);

2) копии актов о достижении размеров экономии по периодам (копии актов об окончании выполнения энергосервисных услуг для исполненных контрактов), подтверждающие объем выполненных обязательств

Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя, при этом установлено предельно необходимое максимальное значение – 35 000 000 (Тридцать пять миллионов рублей)».

В отношении показателя «наличие опыта по успешному оказанию услуг (выполнению работ) предметом которых является осуществление мероприятий, связанных с поставкой и монтажом систем наружного освещения объектом которых является муниципальное образование, в том числе поставляемого не в рамках энергосервисного контракта» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» муниципальным заказчиком в Приложении № 4 установлен следующий порядок оценки заявок участников рассматриваемой закупки:

«…оценивается общая сумма цен контрактов (договоров), связанных с поставкой и монтажом систем наружного освещения объектом которых является муниципальное образование, в том числе поставляемого не в рамках энергосервисного контракта.

Под сопоставимым светотехническим оборудованием следует понимать энергоэффективные светодиодные светильники.

Учёту подлежат контракты (договоры), в отношении которых одновременно выполняются, следующие требования:

- Представляемые контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с требованиями:

 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и (или) Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

- Государственные (муниципальные) контракты (договоры), указанные в реестре, должны содержать номера сведений о контракте (номера реестровых записей), содержащихся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (44-ФЗ), реестре договоров (223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru;

- цена контакта составляет не менее 5 750 000,00 рублей;

- контракт должен быть исполнен в полном объеме;

Сведения по данному показателю указываются и подтверждаются следующими документами, а именно:

1) копии исполненных в полном объеме контрактов (договоров), связанных с поставкой и монтажом систем наружного освещения муниципального образования со всеми приложениями. В случае, если в договоры (контракты) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения);

2) копии актов об окончании работ, подтверждающие объем выполненных обязательств

Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя, при этом установлено предельно необходимое максимальное значение – 35 000 000 (Тридцать пять миллионов рублей)».

В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Письмом ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20  разъяснено, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя «Опыт участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

В данном случае в Приложении № 4 заказчиком во исполнение указанного Письма ФАС России установлены соответствующие показатели, величина значимости которых одинакова.

Также согласно пункту 11 Правил заказчиком в Приложении № 4 установлено предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик (35 000 000 (Тридцать пять миллионов) рублей).

Таким образом, содержание Документации в данной части соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе и официальным разъяснениям ФАС России.

Несогласие подателя Жалобы с указанным максимальным количественным значением квалификационных характеристик и с установленным заказчиком порядком подтверждения факта исполнения (реализации) энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, не доказывает наличие в действиях Администрации нарушений Закона о контрактной системе.

В данной части Жалоба является необоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

В соответствии с частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

09.03.2021 на официальном сайте заказчиком были размещены следующие разъяснения положений Документации на запросы участников относительно содержания ТЗ, Инструкции и Приложения № 3 к Проекту контракта:

«В конкурсную документацию будут внесены изменения».

Однако в действительности никаких изменений в Документацию Администрацией до даты окончания срока подачи заявок (15.03.2021) внесено не было.

Как уже отмечалось согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении на официальном сайте ненадлежащих разъяснений положений конкурсной документации, содержащих не соответствующую действительности информацию о решении заказчика по внесению изменений в документацию.

Допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностных лиц признаков административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений и его содержании Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

При проведении внеплановой проверки нарушений требований Закона о контрактной системе в ТЗ, Инструкции, Приложении № 3 к Проекту контракта в части доводов, приведенных в запросах о даче разъяснении положений Документации, не установлено.

При этом согласно представленным заказчиком сведениям на участие в конкурсе поступило 3 заявки участников закупки.

Таким образом, доказательств негативного влияния на результаты закупки разъяснений положений Документации, размещенных на официальном сайте 09.03.2021, в данном случае не установлено.

В свою очередь устранение противоречий между положениями Приложения № 3 и пунктом 5.2 Проекта контракта возможно без возвращения на этап приема заявок и внесения изменений в конкурсную документацию, а путем внесения соответствующих изменений в проект энергосервисного контракта при его размещении муниципальным заказчиком на официальном сайте для подписания победителем закупки.

Руководствуясь статьями 7, 32, 33, 54.3, 54.4, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, статьей 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» (185014, г. Петрозаводск, пр. Лесной, д. 51, корп. 4, оф. 506 Б)на действия муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Старорусского муниципального района закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории муниципального образования город Старая Русса, извещение № 0350300022420000035 о проведении которого в редакции №4 (ИИ3) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.01.2021, частично обоснованной в части довода № 1.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Старорусского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц муниципального заказчика – Администрации Старорусского муниципального района.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       

                              

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                   

 

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны