Решение №2627/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3.2-254/2020 по результатам рассмотрения жа... от 20 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику – МУП Новгородский водоканал
ул. Германа, д. 33,
Великий Новгород, 173003
Оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер»
ул. Долгоруковская, д. 38, кор. 1,
г. Москва, 127006
e-mail: ko@rts-tender.ru
наб. Тараса Шевченко, д. 23-А,
г. Москва, 121151
Участнику закупки (подателю жалобы) – СПАО «РЕСО-Гарантия»
пр-д. Нагорный, д. 6,
г. Москва, 117105
Исходящие № 2627/03 от 20.05.2020
РЕШЕНИЕ
№ 053/07/3.2-254/2020
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
15 мая 2020 года
|
Великий Новгород |
Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А.– председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя заказчика - Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал») – <…> (доверенность № 47 от 12.05.2020);
участника закупки – Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (117105, г. Москва, пр-д. Нагорный, д. 6; далее – СПАО «РЕСО-Гарантия») – <…> (доверенность № РГ-Д-509/19 от 18.08.2019),
рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия закупочной комиссии заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) МУП «Новгородский водоканал» на 2020г-2021г, извещение № 32009086268 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 16.04.2020,
УСТАНОВИЛА:
06.05.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия закупочной комиссии заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) МУП «Новгородский водоканал» на 2020г-2021г, извещение № 32009086268 о проведении которого было размещено на официальном сайте 16.04.2020 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику - МУП «Новгородский водоканал» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
СПАО «РЕСО-Гарантия» участвовало в рассматриваемой закупке (номер заявки –3).
Согласно протоколу от 28.04.2020 оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заявка СПАО «РЕСО-Гарантия» заняла 3 место с ценовым предложением 389 488, 78 рублей.
Указанное в заявке СПАО «РЕСО-Гарантия» ценовое предложение является минимально возможным в силу действующего законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее –ОСАГО), однако победителем рассматриваемого запроса котировок в электронной форме была признана заявка участника (номер заявки - 1) – Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») с ценовым предложением 381 204, 93 рублей, а второе место было присвоено заявке участника (номер заявки - 4) – Публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «Энергогарант» (ПАО «САК «Энергогарант») с ценовым предложением 387 262, 50 рублей.
С указанными действиями закупочной комиссии заказчика податель Жалобы не согласен и считает их неправомерными, поскольку заявка победителя запроса котировок и заявка, которой присвоено второе место должны были быть отклонены закупочной комиссией заказчика – МУП «Новгородский водоканал» в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства об ОСАГО и Документации (приложение № 4 к извещению о проведении запроса котировок), поскольку ценовые предложения рассматриваемых участников ниже, предусмотренного законодательством об ОСАГО ценового порога, в соответствии с которым должны оказываться услуги в рамках рассматриваемой закупки.
На основании изложенного, СПАО «РЕСО-Гарантия» просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик – МУП «Новгородский водоканал» согласно представленным письменным возражениям на Жалобу (вх. № 3523 от 14.05.2020 Новгородского УФАС России) считает ее доводы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Закупочная комиссии заказчика не наделена полномочиями по проверке правильности расчета ценовых предложений участников. Кроме того, на стадии рассмотрения заявок, члены закупочной комиссии не обладают информацией о ценовых предложениях участников закупки, так как эта информация отсутствует в составе заявки, направляемой заказчику оператором электронной площадки.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 части 6 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
На основании вышеизложенного заказчик считает, что принятое закупочной комиссией решение о признании САО «ВСК» победителем рассматриваемой закупки является правомерным, а Жалоба необоснованной.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержала доводы вышеуказанных возражений в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по осуществлению закупок, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках применяется положение о закупках МУП «Новгородский водоканал», утвержденное приказом № 60 от 14.04.2020 директора МУП «Новгородский водоканал» (далее – Положение о закупках).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, МУП «Новгородский водоканал» при проведении рассматриваемого запроса котировок в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения о закупках.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Из части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 4.1.5 Положения о закупках предусмотрен такой способ закупки как запрос котировок в электронной форме.
Приложение № 4 «Требования запроса котировок» к извещению о проведении запроса котировок (далее – Приложение № 4) содержит требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки.
Согласно пункту 2 Приложения № 4 заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
Из частей 2.1 и 2.2 Приложения № 4 следует, что одна часть заявки оформляется в соответствии с нижеприведенной формой и должна содержать:
- согласие участника участвовать в запросе котировок в электронной форме и исполнить в полном объеме и в установленные сроки все условия, указанные в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и проекте договора;
- приложения, предусмотренные требованиями к участникам закупки и формой заявки (анкета, выписка из ЕГРЮЛ, учредительные документы и др.)
Предложение участника о цене договора должно включать все расходы, необходимые для исполнения обязательств по договору в полном объеме. В нее должны быть включены все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, а также иные расходы, связанные с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) по договору, в соответствии с требованиями, указанными в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии пунктом 9.10.3 Положения о закупках в рамках рассмотрения заявок на участие в запросе котировок выполняются следующие действия:
проверка состава заявок на соблюдение требований извещения запроса котировок;
проверка участника запроса котировок на соответствие требованиям извещения о проведении запроса котировок;
принятие решений о допуске, отказе в допуске (отклонении заявки) к участию по соответствующим основаниям;
в целях конкретизации, уточнения сведений, содержащихся в заявке участника запроса котировок, заказчик, закупочная комиссия имеют право направить в адрес участников запроса котировок запросы на предоставление разъяснений заявки, при условии, что такие запросы направляются в адрес всех участников запроса котировок, и при условии, что все запросы касаются одних и тех же положений заявок (направление запроса на предоставление разъяснений заявки в адрес только одного участника запроса котировок не допускается; не допускается также направление запросов, предмет которых может изменять суть документов и сведений, содержащихся в заявке);
закупочная комиссия имеет право осуществлять любые иные действия, позволяющие рассмотреть поданные заявки, не указанные в Положении, при условии, что такие действия не нарушают норм действующего законодательства, а также законных прав и интересов участников запроса котировок.
Извещением о проведении рассматриваемого запроса котировок предусмотрен порядок рассмотрения заявок, в соответствии с которым закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на предмет их соответствия требованиям законодательства и извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Из пункта 9.10.4 Положения о закупках следует, что оценка заявок на участие в запросе котировок, допущенных к участию в запросе котировок по итогам рассмотрения заявок, осуществляется закупочной комиссией заказчика.
Оценка заявок на участие в запросе котировок осуществляется путем сравнения предложений участников запроса котировок о цене договора и их ранжирования по степени предпочтительности в порядке возрастания.
Заявке на участие в запросе котировок, в которой содержится предложение о наименьшей цене договора, присваивается первый номер (участник запроса котировок, подавший заявку, которой по результатам оценки заявок присвоен первый номер <...> является победителем запроса котировок).
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме победителем признается участник, подавший заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
На основании вышеизложенного на этапе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок закупочная комиссия рассматривает документы и информацию, содержащиеся в заявке участника закупки на их соответствие требованиям извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок, а на этапе оценки заявок на участие в нем производит сравнение ценовых предложений участников закупки с их последующим ранжированием в порядке возрастания.
В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В силу действующего законодательства об ОСАГО, Закона о закупках и Положения о закупках закупочная комиссия заказчика – МУП «Новгородский водоканал» не наделена полномочиями по проверке правильности расчета ценовых предложений (страховых премий) участников закупки, в связи с чем принятое закупочной комиссией заказчика решение о признании победителем участника закупки (САО «ВСК»), заявка которого соответствовала требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и содержала предложение о наименьшей цене договора, является правомерным.
Следует также отметить, что податель Жалобы не предоставил доказательств наличия в составе заявки победителя – САО «ВСК» и участника, занявшего второе место – ПАО «САК «Энергогарант» недостоверных сведений в отношении расчета ценовых предложений, не указал в отношении каких, по его мнению, транспортных средств заказчика указанные участники закупки предоставили неверные данные о базовых ставках и коэффициентах.
Следовательно, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России сообщает, что СПАО «РЕСО-Гарантия» имеет право подать заявление о нарушении САО «ВСК» и ПАО «САК «Энергогарант» при формировании своих ценовых предложений на участие в торгах статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (117105, г. Москва, пр-д. Нагорный, д. 6) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) МУП «Новгородский водоканал» на 2020г-2021г, извещение № 32009086268 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.04.2020, необоснованной
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.В. Петрова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.