Решение №3533/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/14-402/2022 по результатам рассмотрения жал... от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

Министерству образования

Новгородской области

 

ул. Новолучанская, д. 27,

Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005                                                                     

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru                                                                         

           

                                                              Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО НИЦ «Башкортостан»

 

ул. Куюргазинская, д. 2, к. А, помещ. 2,

г. Кумертау, Республика Башкортостан, 453303

 

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/14-402/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

08 июля 2022 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

…..

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области – …. (доверенность № б/н от 02.08.2022);

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью Научно-инженерный центр «Башкортостан» - …. (доверенность № 1 от 08.02.2022),

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Научно-инженерный центр «Башкортостан» (453303, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Куюргазинская, д. 2, к. А, помещ. 2; далее – ООО НИЦ «Башкортостан», Общество) на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее - Министерство) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005,  Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр 5208), извещение № 0150200003922000666 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.07.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.08.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – Общества на действия государственного заказчика – Министерства при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр 5208), извещение № 0150200003922000666 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.07.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к тому, что государственным заказчиком не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

В обоснование своей позиции Общество ссылается на наличие  в реестре российского программного обеспечения соответствующего программного обеспечения и на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2020 № А40-1776/2020-122-12, решение Управления Федеральной антимонопольной службы России от 08.06.2022 № 28/06/105-1764/2022 (далее – Решение ФАС России).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель Общества поддержал ее доводы в полном объеме.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения Министерства (вх. № 4292 от 05.08.2022 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной на основании нижеследующего.

Описание объекта закупки, содержащееся в приложение № 1 к извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - ТЗ) не предусматривает использования программного обеспечения.

Использованная при описание объекта закупки позиция каталога товаров, работ и услуг – 26.70.12.000-00000004 не содержит в качестве характеристики товара наличие программного обеспечения и не определяет его значение.

В соответствии с ТЗ заказчиком приобретается камера видеонаблюдения, задача которой передавать изображение и звук на внешнее устройство (видеорегистратор, видео сервер или персональный компьютер), а дальнейшая обработка информации происходит на внешних устройствах, которые не подлежат поставки в рамках рассматриваемой закупки.

Заказчик также считает ошибочными доводы подателя Жалобы в части отнесения видеокамер, являющихся объектом рассматриваемой закупки, к электронно-вычислительным машинам со встроенным программным обеспечением.

На основании вышеизложенного, поскольку закупаемые видеокамеры не имеют в своем составе программного обеспечения, извещение о проведении электронного аукциона правомерно не содержит запрета, предусмотренного Постановлением № 1236.

Также в своих письменных объяснениях заказчик указывает на то, что при формировании извещения о проведении рассматриваемой закупки принималось во внимание решение Новгородского УФАС России от 07.06.2022 № 053/06/14-292/2022, принятое по аналогичной жалобе.

Решение ФАС России, по мнению Общества, не подлежит применению в данном конкретном случае, поскольку в рамках проверяемого Центральным аппаратом ФАС России электронного аукциона объектом закупки являлись видеокамеры, мониторы и видеорегистраторы, имеющие иной код ОКПД2.

Присутствующий на рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – Министерства поддержал вышеуказанные письменные объяснения в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация каких-либо письменных объяснений не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июле-августе 2022 года заказчиком – Министерством совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр5208), извещение № 0150200003922000409 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.07.2022, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 605 019,87 рублей.

Извещение об электронном аукционе утверждено временно исполняющим обязанности министра образования Новгородской области … 24.07.2022 (далее – Извещение).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Из пункта 3.1 Извещения следует, что объектом рассматриваемой закупки является поставка камер видеонаблюдения в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (Шифр:49-2022-нр5208).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как отмечалось выше, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрен Постановлением № 1236.

Согласно пункту 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Постановлением № 1236 также утвержден порядок, который определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования (далее - Порядок).

Пунктами 4-6 Порядка предусмотрено, что обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок. Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Извещение не содержит запрета в рамках Постановления № 1236, а также не содержит обоснования невозможности соблюдения запрета.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Как уже отмечалось ранее, описание объекта закупки содержится в ТЗ.

В числе характеристик товара, содержится такая характеристика видеокамеры как – «HD-формат» с неизменяемым значением – «Full HD 1080р».

Наличие в видеокамере указанного формата подразумевает наличие программного обеспечения.

Реестр российского программного обеспечения содержит программное обеспечение для применения на цифровых камерах видеонаблюдения в связи с чем, при осуществлении рассматриваемой закупки подлежал к применению запрет, предусмотренный Постановлением № 1236.

Аналогичные выводы содержатся в Решении ФАС России.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Извещении запрета в рамках Постановления № 1236.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли своего подтверждение и Жалоба является обоснованной.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Из пункта 8 части 1 статьи 42 и пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) и проект контракта.

Извещение, сформированное средствами официального сайта содержит срок исполнения контракта - 70 календарных дней с даты начала исполнения контракта, тогда как пунктом 3.5.4 Извещения (срок исполнения контракта) предусмотрено, что контракт вступает в силу с даты подписания и заканчивает действие по исполнению сторонами взаимных обязательств.

В соответствии с устными пояснениями представителя государственного заказчика надлежащим сроком исполнения контракта является срок, определенный заказчиком в пункте 3.1 Проекта контракта (приложение № 4 к Извещению) - 30 календарных дней с даты подписания контракта.

Таким образом, сформированное средствами официального сайта извещения о проведении электронного аукциона и Извещение содержат недостоверную информацию относительно срока исполнения контракта.

На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличие противоречивой информации относительно сроков исполнения контракта.

Вышеуказанные действия государственного заказчика указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Извещение, признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, не установлено.

На участие в рассматриваемой закупки поступило 8 заявок участников закупки, 5 из которых правомерно отклонены аукционной комиссией уполномоченного органа по причине указания характеристик поставляемого товара, несоответствующих требованиям ТЗ, либо по причине предложения к поставке иностранного товара в условиях применения заказчиком при проведении рассматриваемой закупки Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Победителем рассматриваемой закупки признан участник, предложивший к поставке камеры видеонаблюдения российского происхождения с предложением цены контракта 487 501,00 рублей, что приблизительно на 20 % ниже НМЦК.

Также следует отметить, что согласно протоколу от 04.08.2022 подведения итогов определения поставщика, податель Жалобы занял 3 место (ценовое предложение 601 994,77 рублей), то есть допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе не препятствовали принятию участия ООО НИЦ «Башкортостан» в закупке и предложению к поставке товара российского происхождения.

Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Каких-либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика – Министерства и уполномоченного органа – Администрации и его аукционной комиссии в ходе осуществления рассматриваемой закупки не установлено.

 

Руководствуясь статьями 7, 14, 33, 34, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью Научно-инженерный центр «Башкортостан» (453303, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Куюргазинская, д. 2, к. А, помещ. 2) на действия государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005,  Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку видеокамер в рамках реализации мероприятия «Оснащение (обновление) образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (Шифр:49-2022-нр 5208), извещение № 0150200003922000666 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.07.2022, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства образования Новгородской области нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с отсутствием доказательств того, что указанные нарушения повлияли на результаты просматриваемой закупки.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика – Министерства образования Новгородской области.

 

 

…….

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны