Решение б/н Решение по результатам рассмотрния дела № 44 по признакам на... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 44                                                                                         Великий Новгород

                                                             

Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2010 года                                                                                       

Исходящий № 5556/02 от 31.12.2010

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<….> - председатель Комиссии, руководитель Управления;

<….> - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела    антимонопольного контроля;

<….> - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

при  участии представителей:

от заявителей:

- <….> – отсутствовал на рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения настоящего дела уведомлен;

- <….> – заявила ходатайство от 09.12.2010 о рассмотрении дела № 44 без её участия;

- Новгородская областная федерация профсоюзов – <….>, по доверенностям от 09.12.2010 № <…>, от 27.12.2010 № 521,

от ответчика - ОАО «Новгородоблгаз» (далее так же Общество):

- <….>, по доверенности от 09.12.2010 № <…>;

- <….>, по доверенности от 09.12.2010 № <…>;

- <….>, по доверенности от 09.12.2010 № <…>,

от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

-  <…>, по доверенности от 08.12.2010 № б/н,

- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области:

-  <….>, по доверенности от 06.12.2010 № <…>,

рассмотрев дело № 44 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Новгородоблгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВЛЕНО:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) поступили заявления от 19.08.2010 № 4482 от гражданина <…>; от 23.08.2010 № 4535 от Новгородской областной федерации профсоюзов; от 27.09.2010 № 5297 от гражданки <…>, указывающих на высокую цену работ по установке газового счётчика, ввода его в эксплуатацию, а также работ по опломбированию и снятию пломбирования счётчиков, выполняемых ОАО «Новгородоблгаз».  

Заявители не согласны со стоимостью выполнения указанных работ, считают, что ОАО «Новгородоблгаз» и его структурные подразделения в муниципальных районах области: тресты «Новгоромежрайгаз», «Боровичимежрайгаз», «Валдаймежрайгаз», «Старорусмежрайгаз», занимая доминирующее положение на рынке работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде устанавливают необоснованно высокие цены на указанные работы для населения.

По мнению заявителей, указанные действия ОАО «Новгородоблгаз» нарушают антимонопольное законодательство и требуют принятия мер антимонопольного реагирования.

На рассмотрении дела представитель заявителя подтвердил изложенное в заявлении и требования о принятии мер по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

На рассмотрении дела <…> пояснил, что Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) на граждан – собственников помещений возложена обязанность до 01.01.2012 обеспечить оснащение жилых помещений приборами учёта природного газа. Как сообщают члены профсоюза, установка приборов учёта природного газа и ввод его в эксплуатацию осуществляется только одной организацией – ОАО «Новгородоблгаз». В августе - сентябре 2010 года я установил счётчик на газ в собственной квартире, который обошёлся мне вместе с работой в 6 700 (шесть тысяч семьсот) рублей, из которых 1720 рублей стоил счётчик, 350 рублей гибкий шланг. Заключив договор на установку счётчика в ОАО «Новгородоблгаз» мне не был выдан второй вариант указанного договора, а в самом договоре не была указана дата установки счётчика. После выполнения работ по установке счётчика на руках у меня остался только проект и квитанция от 10.09.2010 за монтаж газового оборудования, копию второго экземпляра акта выполненных работ на руки мне также не выдали. При этом я хотел, чтобы газовый счётчик был установлен на жёсткой подводке, в то время как мастер установил счётчик на гибкую подводку, пояснив, что в настоящее время при эксплуатации счётчика не имеет значения на гибкой он подводке или на жёсткой. В дальнейшем я узнал, что счётчики, установленные на гибкую подводку, требуют поверки чаще, чем на жёсткой подводке. Когда я обращался в ОАО «Новгородоблгаз» по поводу установки прибора учёта газа, мне никто не смог дать квалифицированных разъяснений: где можно приобрести счётчики, их стоимость, страна - производитель, какие конкретно работы нужно будет провести при установке прибора учёта, какие материалы будут при этом использоваться, на какую подводку лучше установить прибор учёта. Полагаю, что цены на работы по установке счётчиков для населения завышены и прошу ОАО «Новгородоблгаз» изыскать возможности для их снижения.

В свою очередь представители ОАО «Новгородоблгаз» пояснили, что при установке приборов учёта, кроме непосредственно работ по установке, в стоимость работ входят: краны, трубы, муфты, шаровые краны, транспортные расходы, НДС, затраты на ФОТ, расходы на страховые взносы  и т.д. Информацию с каталогом приборов учёта, ценами на их установку (замену), а также с ценами на оказание услуг по обслуживанию приборов учёта, которые предлагает ОАО «Новгородоблгаз» можно ознакомиться в филиалах - трестах Общества и на сайте в сети Интернет: www.novoblgaz.ru. В соответствии с требованиями Закона об энергосбережении на ОАО «Новгородоблгаз» возложена обязанность по установке приборов учёта газа и мы должны до 01.01.2012 установить как юридическим лицам, так и населению области порядка 129 тыс. счётчиков, для этого нам потребуется сформировать порядка 40 бригад. Общество по договорам  предоставляет рассрочку по оплате стоимости работ по установке прибора учёта газа в течении пяти лет. Кроме того, Общество предоставляет скидку в размере десяти процентов от суммы договора, в случае единовременной оплаты оказанных услуг по договору.

В ходе рассмотрения дела Комиссией на основании пояснений лиц, участвовавших в деле, и имеющихся в деле материалов установлено следующее.

Согласно имеющемуся в материалах дела аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды на рынке работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде в границах территории Новгородской области, составленному по результатам проведенного вышеупомянутого анализа конкурентной среды, в соответствии со статьей 5 Закона о конкуренции, Комиссией сделан вывод о том, что ОАО «Новгородоблгаз» по итогам 2009 года и 1 полугодия 2010 года занимает доминирующее положение на рынке работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде в границах территории Новгородской области, с долей 100 процентов.

Представители ОАО «Новгородоблгаз» с аналитическим отчётом ознакомлены, возражений и замечаний не представили.

Комиссией в ходе рассмотрения дела проведена проверка действий ОАО «Новгородоблгаз» на предмет наличия или отсутствия признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, установление экономически, технологически и иным образом обоснованных разных цен на один и тот же товар. Запрошены документы, касающиеся установления цен на рассматриваемые услуги и экономического и технологического обоснования оспариваемых заявителями цен.

Из документов от 07.09.2010 № 13/2787, от 02.11.2010 № 13/3560, от 07.12.2010 № 13/4034, от 23.12.2010 № 13/4287 ОАО «Новгородоблгаз», представленных по запросам Управления, установлено следующее.

В соответствии с Общими положениями по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, утверждённых постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112, (далее – Правила), пунктами 6.47-6.49 Правил установлены общие рекомендации к приборам учёта газа и мест их установки.

Пунктом 1.4.2 «Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей», утвержденным и введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 (далее – Прейскурант) определено, что при установке бытового счётчика газа на существующем газопроводе инженером выполняется разработка эскиза (проекта),  что также определено и требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Оформление эскизов (проектов) на монтаж газового счётчика осуществляется всеми филиалами ОАО «Новгородоблгаз».

Окончательная цена на установку приборов учёта природного газа определяется расчётом, произведённым на основании эскиза (проекта) составленного сотрудниками филиалами ОАО «Новгородоблгаз».

Стоимость услуг по установке приборов учёта газа определяется индивидуально, согласно изготовленному по заявке клиента проекту. Указанная стоимость зависит от многих факторов: устанавливается прибор учёта с использованием сварки или без неё, с изменением или без изменения газовой разводки, от удалённости заказчика, количества израсходованных материалов, стоимости данных материалов и т.д.

При расчете себестоимости на оказание вышеуказанных услуг используются нормативы времени и квалификационный разряд исполнителя, установленные Прейскурантом.  

В соответствии с пунктом 2.4.12 Прейскуранта при монтаже бытового счётчика газа на существующем газопроводе с опрессовкой и пуском газа (при монтаже счётчика с новой подводкой внутридомового газопровода и врезкой крана дополнительно применять пункты 2.1.9 и 2.2.3) определен состав исполнителей  - электрогазосварщик 4 разряда, слесарь 4 разряда, при исполнении пункта 2.2.3 – электрогазосварщик 5 разряда, вместо электрогазосварщика 4 разряда.

При установке бытового счётчика газа после ремонта или поверки в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта, определён состав исполнителя -слесарь 4 разряда.

При установке крана при монтаже внутридомового газового оборудования при диаметре трубы 15 – 20 мм и 25 – 50 мм (при работе с приставной лестницы применять к цене коэф. 1.2) в соответствии с пунктом 2.4.13 Прейскуранта, определён состав исполнителя - слесарь 4 разряда.

При проведении указанных работ, осуществляемых в процессе установки газового счётчика со сварочными работами, выполняются следующие технологические операции:

- отключение газа в стояке, проверка на закрытие кранов у всех потребителей газа по стояку;

- выжигание остатков газа из газопровода в квартире, где производится установка газового счётчика;

- обрезка старого участка газопровода;

- врезка нового участка газопровода (замер и изготовление заготовок новых участков делаются в тресте до производства работ по установке газового счётчика);

- подключение крана опуска перед газовым счётчиком, проверка на герметичность сварочного шва;

- подключение к газопроводу газового счётчика;

- подключение кранов опуска перед газоиспользующими приборами (один или два в зависимости от количества приборов);

- проверка на герметичность участка газопровода от крана опуска перед счётчиком до кранов опуска перед приборами;

- открытие крана опуска перед счётчиком и опрессовка стояка;

- открытие крана ввода на стояк, продувка газопровода газом до полного вытеснения воздуха в квартире, где проводились работы по установке газового счётчика;

- розжиг газовых горелок в газоиспользующем оборудовании по всему стояку.

Технологические операции, осуществляемые в процессе установки газового счётчика без сварочных работ:

а) с заменой крана опуска:

- снятие старого крана опуска;

- установка нового крана;

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

б) без замены крана опуска:

- установка резьбового газового счётчика;

- установка гибкой подводки к газоиспользующему оборудованию.

С учётом технологических особенностей и условий реализации работы по установке приборов учета природного газа в жилом фонде можно разделить на 2 вида:

1) установка приборов учёта природного газа на вновь строящихся объектах в соответствии с договором строительного подряда (с выполнением работ на основе локальных смет, выпущенных проектным институтом).

2) установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде.

Имеются существенные технологические особенности, только при которых возможна установка приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде: необходимо перед выполнением работ отключение, а после выполнения работ - включение части газораспределительного оборудования (далее – ГРО), на котором производится установка приборов учёта природного газа. Такое отключение с последующим включением на территории Новгородской области имеет право и возможность выполнять только лицо, обладающее соответствующей лицензией и обслуживающей данное ГРО, т.е. газораспределительная организация – ОАО «Новгородоблгаз».

То есть для выполнения работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде необходимо получить разрешение ОАО «Новгородоблгаз», согласовать время и оплатить работы специалистов ОАО «Новгородоблгаз» по отключению и подключению ГРО.

В то же время при установке приборов учёта во вновь вводимом жилом фонде выполнение указанных технологических операций не требуется.

Таким образом, установка счётчиков может выполняться как с отключением, так и без отключения газа. Всё зависит от устанавливаемого типа счётчика и существующей газовой разводки. Как правило, это работа с изменением газовой разводки, выполняемая в действующем жилом фонде, и, соответственно, с отключением газа и выполнением сварочных работ.

«Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утверждённых постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, определено, что  специализированная организация – газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательстве Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо договор на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы.

Пунктом 20 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 определено, что бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газораспределения с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении самовольной газификации или переустановкой газового оборудования.

Подключение газоиспользующего оборудования к сети должно производиться специализированной организацией после устранения выявленных нарушений и неисправностей.

При этом, фонд заработной платы работников ОАО «Новгородоблгаз» рассчитывается, исходя из фактически существующих тарифных ставок работников. Кроме этого, в состав себестоимости включаются затраты, фактически сложившиеся в каждом филиале (амортизация, материальные затраты, прочие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Согласно пункту 10.1 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ-12529-03 данные работы относятся к газоопасным работам, которые выполняются согласно наряду-допуску. После выполнения работ производится контрольная опрессовка воздухом, и далее – повторный пуск газа. Все изменения вносятся в исполнительно-техническую документацию, которая хранится в эксплуатирующей организации постоянно.

Калькуляции затрат, представленные Обществом от 07.09.2010 № 13/2787 и от 07.12.2010 № 13/4034, имеют существенные различия и связаны с изменением затрат по данному виду деятельности в сторону их уменьшения. На основании указанного ОАО «Новгородоблгаз» снизил тарифы на работы по установке приборов учёта газа уменьшив расходы на заработную плату, отчисления на соцстрах, амортизацию, общепроизводственные расходы с начала декабря 2010 года.  

Кроме того, в соответствии с ответом от 02.11.2010 № 13/3560 ОАО «Новгородоблгаз» на территории Великого Новгорода опломбирование газовых счётчиков осуществляет филиал-трест «Новгородмежрайгаз» ОАО «Новгородоблгаз». На территории Новгородской области данные работы осуществляет ООО «Новгородрегионгаз». Калькуляций по опломбированию и снятию пломбирование не существует. Заказчик оплачивает только стоимость пломбы.

В соответствии с частью 1 статьи  10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно - тарифное регулирование.

Как следует из аналитического отчёта и установлено Комиссией, рынок работ по установке приборов учета природного газа в действующем жилом фонде непосредственно связан и зависит от деятельности  хозяйствующего субъекта – газораспределительной организации в сфере услуг транспортировки природного газа по газопроводам, что в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к 3,оответствии со статьями з, 4 ки природного газа по газопроводам, что в соответствии со статьями з, 4 естественно-монопольным видам деятельности. В силу указанного, данные рынки в Российской Федерации повсеместно не являются конкурентными.

Управлением не выявлены конкурентные товарные рынки работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде, которые являлись бы сопоставимыми по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно - тарифное регулирование, с рассматриваемым товарным рынком в Новгородской области.

Из представленных калькуляций следует, что рентабельность данных работ, осуществляемых филиалами ОАО «Новгородоблгаз», составляет 15 процентов. Кроме того, в составе расходов, предусмотренных калькуляциями ОАО «Новгородоблгаз», Комиссией не выявлены затраты, не относящиеся к  производству и реализации работ по установке приборов учёта природного газа.

Таким образом, установленные ОАО «Новгородоблгаз» тарифы на работы по установке приборов учёта природного газа не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и не являются монопольно высокими.

В соответствии с утверждённой организационной структурой ОАО «Новгородоблгаз» филиалы Общества выделены на отдельный баланс. В связи с этим формирование затрат осуществляется по каждому филиалу отдельно в разрезе видов деятельности, видов выполняемых работ, услуг и статей расходов в соответствии с учётной политикой Общества. Соответственно, у каждого филиала затраты по данному виду выполняемых работ складываются исходя из фактических затрат, амортизации, прочих и материальных расходов, трудовых затрат, а значит, доля каждого элемента затрат в общих расходах складывается по каждому тресту различная, поэтому стоимость вышеуказанных работ в разрезе филиалов не может быть единой.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы по установке счётчиков не включены в перечень работ (услуг), тарифы по которым подлежат государственному регулированию. Соответственно, тарифы на эти работы (услуги) устанавливаются исходя из фактических затрат с учётом рентабельности.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ОАО «Новгородоблгаз» приказом от 16 декабря 2010 года № 261а «О введении в действие калькуляций на установку газовых счётчиков и разработку эскиза» с 22 декабря 2010 года введены в действие единые по ОАО «Новгородоблгаз» калькуляции на установку бытовых газовых счётчиков для населения и калькуляции на разработку эскиза установки бытового счётчика газа на существующем газопроводе.

Таким образом, признаков нарушения ОАО «Новгородоблгаз» части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в том числе, фактов установления, поддержания монопольно высокой цены работ по установке приборов учёта природного газа в действующем жилом фонде, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом – ОАО «Новгородоблгаз», которые превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, а также фактов экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар,  не установлено.

Договоры представителя заявителя – Новгородской областной федерации профсоюзов Крылова В.И., содержащие признаки нарушения законодательства о защите прав потребителей, Комиссией не рассматривались в связи с тем, что контроль за соблюдением Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не входит в компетенцию антимонопольных органов.

Учитывая изложенные обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать, что в рассматриваемых действиях ОАО «Новгородоблгаз» отсутствуют нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 44 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Председатель комиссии                                                                            

Члены комиссии                                                                                         

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны