Решение №054/01/18.1-1093/2024 в отношении МУП «Новосибирский метрополитен» от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1093/2024

02 мая 2024 года                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС-ПЛЮС» (вх. № 7504-ЭП/24 от 22.04.2024 г.) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» (далее – МУП «Новосибирский метрополитен») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская» (извещение № 32413506110 на сайте <...>),

в присутствии представителя «БИЗНЕС-ПЛЮС» - <...> (представитель по доверенности от 12.03.2024 г.),

в присутствии представителя МУП «Новосибирский метрополитен» - <...> (представитель по доверенности от 27.04.2024 г.),    

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «БИЗНЕС-ПЛЮС» (вх. № 7504-ЭП/24 от 22.04.2024 г.) на действия заказчика МУП «Новосибирский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская» (извещение № 32413506110 на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

МУП «Новосибирский метрополитен» опубликовало извещение о проведении конкурса в электронной форме № 32413506110, податель жалобы оспаривает ряд положений закупочной документации[1].

1. В пп. а) п. 1.2 Описания объекта закупки (далее- ООЗ) указана покраска урн.

Заказчик не указал количество урн. Эта информация необходима для формирования объективного ценового предложения.

2. В пп. д) п. 1.2 ООЗ указана механизированная очистка территорий, погрузка и вывоз снега в соответствии с Приложением № 2 описания объекта закупки, (в том числе снег, сброшенный с крыш павильонов и вестибюлей метрополитена).

Не совсем понятно, исходя из формулировки, кто осуществляет сброс снега с крыш. Если Исполнитель, то Заказчик должен указать высоту, на которой необходимо осуществлять очистку крыш и площадь очищаемой поверхности крыш.

3. В пп. е) п. 1.2 ООЗ указана влажная протирка мебели переносной и стационарной.

Заказчик не указал перечень и количество упомянутой мебели (достаточно было бы указать по состоянию на дату размещения извещения – мебель же должна быть инвентаризована, а, следовательно, предоставление этой информации не может быть затруднительным для Заказчика).

4.  В пп. ж) п. 1.2 ООЗ указана протирка и помывка нижней части торговых точек.

В пп. к) п. 1.2 ООЗ указана очистка ногоочистительных и дренажных решеток, люков всех типов.

В пп. л) п. 1.2 ООЗ указана влажная протирка пассажирской автоматики, терминалов, банкоматов, наружной части служебных кабин.

Заказчик не указал количество и площадь торговых точек, а также материал, из которого изготовлены торговые точки: стекло, металлосайдинг, пластик - не расшифровано.

Заказчик не указал количество и типы люков и решеток.

Заказчик не расшифровал, что имеется в виду под пассажирской автоматикой, не указал количество терминалов, банкоматов, служебных кабин.

Эта информация напрямую влияет на стоимость затрат.

Согласно СП 2.5.3650-20 «1.7. Оборудование, конструкционные и отделочные материалы, используемые на объектах, перечисленных в пункте 1.2 настоящих санитарных правил, должны быть безопасными для здоровья, устойчивыми к механическим воздействиям, обработке моющими и дезинфицирующими средствами, зарегистрированными в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.1650; 2019, № 30, ст.4134; 2020, № 29, ст. 4504) и разрешенных для соответствующего применения (далее -дезинфицирующих средств)»

5. В пп. м) п. 1.2 ООЗ указаны погрузо-разгрузочные работы в случае необходимости.

По мнению подателя жалобы, данные работы не относятся к клининговым услугам и не включены в ГОСТ Р 51870-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия».

Погрузо-разгрузочные работы - комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки (как вручную, так и при помощи специализированной техники, например, грузоподъёмного крана или погрузчика).

Погрузочно-разгрузочные средства можно разделить на:

- технику для погрузки-разгрузки тарно-упаковочных и штучных грузов (все виды кранов, автопогрузчики, ленточные транспортёры);

- технику для погрузки навалочных и насыпных грузов (экскаваторы и ковшовые погрузчики, погрузчики и краны с грейферными захватами, ленточные, скребковые, пластинчатые конвейеры, ковшовые элеваторы);

- технику для работы с порошкообразными грузами (установки всасывания и нагнетания, винтовые конвейеры и др.);

- технику для погрузки-разгрузки жидких грузов (различные насосы);

Погрузочно-разгрузочные средства бывают стационарными и передвижными.

По направлению перемещения груза их можно разделить на технику:

- для вертикального перемещения (домкраты, элеваторы);

- для вертикального подъёма груза и последующего его перемещения (все виды кранов, электро- и автопогрузчики, экскаваторы и прочие);

- для горизонтального и наклонного перемещения груза (конвейеры).

Согласно п. 1.3 ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности, погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Никакого отношения к клинингу/уборке погрузочно-разгрузочные работы не имеют. Объект закупки - Оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская».

Данное требование должно быть исключено из ООЗ.

6. Согласно п. 2.2 ООЗ, убытие работников с рабочих мест, допускается после прибытия сменных работников.

Данное требование не основано на каких-либо нормах закона, а лишь на личных предпочтениях Заказчика. При исполнении договора существенным является качественное оказание услуг исполнителем, при этом количество и распределение работников относится к его компетенции как специалиста в оказываемой сфере услуг.

Наличие штрафа за неисполнение указанной обязанности ущемляет права потенциального Исполнителя.

7. Согласно п. 3.1.4 ООЗ, Заказчик установил, что Исполнитель обязуется установить продолжительность рабочего времени своим работникам, непосредственно осуществляющим оказание Услуг, не более 12 (двенадцати) часов в сутки, в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Данное требование - ущемление прав потенциального Исполнителя, так как лишает его возможности применять ч. 1 ст. 104 ТК РФ (Суммированный учет рабочего времени). Суммированный учет рабочего времени допускает превышение от нормы количества фактически отработанных рабочих часов в течение одного дня или одной недели.

Такое превышение компенсируется за счет уменьшения количества рабочих часов в течение других дней или недель в пределах учетного периода.

Длительность учетного периода по закону – один год для всех категорий работников, кроме занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (для них – 3 месяца). Таким образом закон позволяет абсолютно легально работать, например, «сутки через трое».

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Запрет на использование разрешенных законом графиков, устанавливаемых между Исполнителем и его работниками – вмешательство в деятельность Исполнителя, не говоря уже о том, что объект закупки - оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке, а не контроль трудовых взаимоотношений Исполнителя и его работников и уж тем более не трудоустройство персонала.

С Исполнителя – оказание качественных услуг, с Заказчика – оплата этих услуг или штраф за некачественное оказание услуг. Исполнитель обязан соблюдать трудовое законодательство в отношениях со своими работниками. Контроль этих взаимоотношений – вне компетенции Заказчика, это компетенция Трудовой инспекции и суда.

Данное требование должно быт исключено из ООЗ.

8. Согласно п. 3.1.8 ООЗ, при оказании Услуг на каждой станции обеспечивать постоянное присутствие работников для выполнения технологического процесса в количестве, не менее указанных в таблице № 1.1 (летний период), 1.2 (зимний период).

На основании какого регламента определено такое количество?

Исполнитель будет справляться меньшим количеством работников в смену. При исполнении договора существенным является качественное оказание услуг исполнителем, при этом количество и распределение работников относится к его компетенции как специалиста в оказываемой сфере услуг.

В п. 3.1.28 ООЗ Заказчик указывает на обязанность Исполнителя в случае, если один или более работников Исполнителя отсутствуют по каким-либо причинам, обеспечить выполнение технологического процесса силами присутствующих работников.

Т.е. Заказчик не только признает, что оказание услуг может быть качественным и меньшим количеством работников, чем он прописывает в ООЗ, но даже обязывает это сделать.  

При этом в закупочной документации прописан штраф за несоблюдение конкретно этого требования по количеству человек, а именно:

п. 3.1.29 ООЗ - суммарное время отсутствия работников на месте оказания услуг (опоздание, преждевременный уход) кратно 12 часам равно отсутствию одного работника в течении одной смены, что является существенным нарушением условий Договора.

П. 7.5 договора - За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Договором, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Договоре таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

5000 рублей, если цена Договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

К существенным нарушениям относятся:

а) не обеспечение постоянного присутствия работников для выполнения технологического процесса в количестве, не менее указанного в таблице № 1.1, 1.2 Описания объекта закупки, приложение № 1 к Договору. 

Вышеперечисленные требования ущемляют права потенциального Исполнителя и должны быть исключены или существенно скорректированы.

9. Согласно п. 3.1.9 ООЗ (первого по счету из двух пунктов 3.1.9), необходимо обеспечить за свой счет постоянное наличие на станциях исправных поломоечных машин, автоматов высокого давления (АВД, наличие целых резиновых шлангов для помывки лестничных маршей, оборудованных быстроразъемными механизмами и другими насадками в количестве (длиной), указанных в таблице № 2.

В таблице № 2 указаны шланги на станции, штук х метров. Заказчик не указал, какие диаметры у шлангов, а также к каким разъемам нужны шланги. Исполнитель же должен это закупить заранее.

Кроме того, в таблице указаны распылители/быстросъемные механизмы. Заказчик не указал тип изделия.

В примечании к Таблице № 2 указано, что при необходимости изменения технологического процесса уборки, Исполнитель должен обеспечить наличие беспроводных поломоечных машин.

Это более чем ущемляет права потенциального Исполнителя, ему придется при уже закупленных проводных закупать еще и беспроводные.

Заказчик должен определиться сразу.

10. Кроме того, в п. 3.1.8 ООЗ Заказчик указал, что Обеспечивать за свой счет в полном объеме, по согласованию с Заказчиком, достаточное количество исправного уборочного инвентаря (в соответствии с количеством штата на станции) уборочной техники, расходных материалов (кисточки, краска серебрянка, ветошь, технические салфетки, одноразовые мешки для мусора 30-120л, антигололедных реагентов, песка (минимальный остаток на станции 150 кг), чистящих, моющих и дезинфицирующих средств необходимых для оказания Услуг.

Количество уборочного инвентаря не зависит от количества персонала. Один работник может выполнять одни обязанности с одним инвентарем, а другой другие с другим инвентарем.

Заказчик не указал количество и литраж урн, хотя у мешков для мусора разного объема – разная цена. Это напрямую влияет на формирование объективного ценового предложения.

11. Согласно п. 3.1.12 ООЗ, указано, что в случае возникновения сложных метеорологических условий (обильный снегопад, ливневые дожди, град, штормовые ветра и т.п.), обеспечить надлежащее содержание прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», указанных в Схемах прилегающей территории станций (Приложение № 2), исключающее травмирование граждан, с предоставлением дополнительного штата людей по устной заявке представителя Заказчика, либо по необходимости определенной самостоятельно.

Какие могут быть устные заявки или самостоятельное определение, если в технологических картах расписано, что делают сотрудники клининга поминутно со штрафом в 5 тысяч рублей за каждый факт невыполнения этих поминутных расписаний?

Более того, согласно п. 3.1.30 ООЗ, Исполнитель обязан выполнять уборку в точном соответствии с требованиями Технологического процесса оказания услуг и не имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в методы выполнения Технологического процесса.

Либо этот пункт должен быть исключен, либо в раздел со штрафами должно быть добавлено не штрафуемое исключение в соответствии с вышеизложенным.

12. Согласно п. 3.1.23 ООЗ, недостатки, выявленные в процессе оказания Услуг устраняются Исполнителем за свой счет и в срок, указанный в устном распоряжении дежурного по станции, заместителя начальника станции, начальника станции.

Данное требование не обосновано нормами закона, может присутствовать личная неприязнь дежурного по станции, заместителя начальника станции, начальника станции и соответствующие злоупотребления.

Недостатки должны оформляться двусторонним актом, в присутствии представителей обеих сторон. В описании объекта закупки должна содержаться информация о составления акта проверки, подписываемого уполномоченными представителями сторон, а также должны быть сведения о времени составления такого акта).

13. Согласно п. 3.1.28 ООЗ, в случае самовольного убытия с места оказания Услуг или отстранения дежурным по станции, заместителем начальника станции, начальником станции от процесса оказания Услуги работника(ов) Исполнителя, непосредственно осуществляющего(их) оказание Услуги, не позднее 2 (двух) часов организовать прибытие заменяющего работника допущенного установленным порядком, при этом обеспечить выполнение технологического процесса силами присутствующих работников.

Выше мы уже упоминали этот пункт ООЗ, но отдельно хотели бы отметить следующее.

Не расписаны критерии отстранения дежурным по станции, заместителем начальника станции, начальником станции от процесса оказания Услуги работника(ов) Исполнителя. Как указано выше, может присутствовать личная неприязнь.

Должны быть четкие критерии (например, нахождение в нетрезвом виде и т.д., но опять-таки только с соответствующим вызовом контролирующего лица от Исполнителя, оформлением двусторонних документов, направлением такого работника на медосвидетельствование в случае, если Исполнитель не согласен с тем, что работник нетрезв и т.д.) с четким указанием на вызов ответственного лица от Исполнителя с составлением двусторонних актов.

У дежурных по станции и прочих сотрудников Заказчика в отношении персонала Исполнителя, не имея регламента, можно бесконечно менять и отстранять персонал Исполнителя. Заказчик должен сообщить Исполнителю, а уже тот только может отстранить своего сотрудника. Так, согласно ст. 76 ТК РФ, отстранение от работы возможно по некоторым причинам, но это делает только работодатель сотрудника, предварительно оформив соответствующий акт.

У Заказчика и работников Исполнителя, или у Заказчика и Исполнителя отсутствуют трудовые отношения – между Заказчиком и Исполнителем заключается не трудовой договор, а договор оказания услуг. Договор возмездного оказания услуг – это соглашение, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги: совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

Основным моментом здесь является понятие «услуги» Главное отличие договора возмездного оказания услуг от трудового договора - цель. Цель первого - выполнить определенное задание в установленный заказчиком срок и за определенную плату. Цель второго - работа как таковая.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель сохраняет самостоятельность. А по трудовому договору работника включают в состав персонала работодателя. Он подчиняется установленному трудовому режиму и работает под контролем и руководством работодателя.

Данная позиция – не самовольная трактовка законодательства, а позиция Верховного Суда Российской Федерации в Определении ВС РФ от 05.02.2018 № 34-КГ17-10.

Самостоятельность исполнителя подразумевает и определение количества персонала, задействованного для качественного оказания услуг.

14. Согласно п. 3.1.29 ООЗ, суммарное время отсутствия работников на месте оказания услуг (опоздание, преждевременный уход) кратно 12 часам равно отсутствию одного работника в течении одной смены, что является существенным нарушением условий Договора.

Как уже указывалось выше, в текущей совокупности требований Заказчика это не основанное на цели настоящей закупки требование, а просто пополнение своего бюджета штрафами.

15. Согласно п. 3.1.30 ООЗ, Исполнитель обязан выполнять уборку в точном соответствии с требованиями Технологического процесса оказания услуг и не имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в методы выполнения Технологического процесса.

При исполнении договора существенным является качественное оказание услуг исполнителем, при этом многие моменты Технологического процесса являются спорными и переходят уже в сферу вмешательства в трудовую деятельность Исполнителя.

Так, Технологический процесс (Приложение № 3 к Извещению) устанавливает многократные технические перерывы для работников Исполнителя.

В самом начале рабочего дня Заказчик заставляет работников Исполнителя отработать 1,5 часа и уже делать перерыв, по ТК РФ Исполнитель вправе установить перерыв для отдыха и питания на 30 минут (ст. 108 ТК РФ).

Заказчик же заставляет Исполнителя делать суммарный перерыв в 2 раза больше. И за счет этого требует от Исполнителя дополнительно расходовать средства на как минимум еще одного работника на данном секторе, устанавливая штраф 5 000 рублей за невыполнение этого требования.

Это безусловно нарушает права Исполнителя по закупке на оказание услуг по уборке как специалиста в оказываемой сфере услуг, которому указывают как эффективно работать те, кто по определению не являются профессионалами в сфере клининга. Устанавливают штрафы в случае, если такой профессионал захочет работать максимально эффективным на взгляд профессионала способом.

16. Согласно п. 3.1.31 ООЗ, при необходимости Заказчик вправе регулировать выполнение технологического процесса по своему усмотрению в оперативном порядке, без письменного согласования с Исполнителем, опираясь на погодные условия и (или) санитарное состояние.

Этот пункт противоречит п. 3.1.7 ООЗ (оказывать Услуги качественно, без нарушения Технологического процесса), п. 3.1.30 ООЗ (Исполнитель обязан выполнять уборку в точном соответствии с требованиями Технологического процесса оказания услуг и не имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в методы выполнения Технологического процесса) и приводит к п. 7.5 Договора (штраф 5 000 рублей).

Кроме того, не указано, что согласование должно быть именно с ответственным работником Исполнителя, а не с уборщиками - из данного пункта Заказчик обладает правом напрямую воздействовать на работников Исполнителя, в то время как Взаимодействие всегда должно быть по цепочке Заказчик-Исполнитель-работники Исполнителя, но никак не Заказчик-работники Исполнителя. Контракт выполняет Исполнитель, штрафы накладывается на Исполнителя. Этот момент должен быть четко прописан.

17. Согласно п. 7.5 Договора, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Договором, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Договоре таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

5000 рублей, если цена Договора составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

К существенным нарушениям относятся:

а) не обеспечение постоянного присутствия работников для выполнения технологического процесса в количестве, не менее указанного в таблице №1.1, 1.2 Описания объекта закупки, приложение №1 к Договору.

в) отсутствие необходимого количества: уборочной техники, сезонного инвентаря, антигололедных реагентов, песка, моющих и дезинфицирующих средств для оказания услуг в соответствии Описанием объекта закупки, приложение №1 к Договору.

18. В приложении № 1 к Договору, которое, по сути, дублирует ООЗ, после пункта 3.1.6 начинается странное смещение пунктов из ООЗ.

Так, пункт 3.1.7 из ООЗ становится пунктом 3.1.9 в ООЗ из Приложения № 1 к Договору, пункты 3.1.7-3.1.8 – отсутствуют. Затем подряд идут 2 пункта с одинаковым номером 3.1.10, но содержание у них разное. Потом после п. 3.1.10 сразу идет пункт 3.1.21. Соответственно исчезает пункт, на который в пп. г) п. 7.5 Договора идет отсылка - на пункт 3.1.16 ООЗ. Также подряд идут 2 пункта с одинаковым номером 3.1.32, но с разным содержанием.

П. 3.1.31 ООЗ стал пунктом 3.1.41 в Приложении № 1 (ООЗ) к Договору. В ООЗ всего 3.1.31 пунктов, а в Приложении № 1 (ООЗ) к Договору – 3.1.41.

В самом ООЗ 2 (два) пункта 3.1.9 с разным содержанием, так что там тоже сбита нумерация и её необходимо привести в порядок.

Эти недостатки должны быть устранены и пункты из ООЗ должны быть в полном объеме в Приложении № 1 (ООЗ) к Договору.

19. В приложении № 3 (Технологический процесс уборки пассажирских зон и прилегающих территорий станций, погрузки и вывоза снега с прилегающих территорий станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская») к Извещению по всему тексту содержится 147 требований об опорожнении урн.

Заказчик нигде в ООЗ не указывает количество и объем урн (каждой вместимости соответственно – мешки бывают на 30л, на 60л, на 120л с разной стоимостью), чтобы участник закупки мог подсчитать расходы на пакеты для мусора.

Так, в п. 3.1.9 ООЗ указано, что Исполнитель обеспечивает за свой счет одноразовые мешки для мусора 30-120 л, но не указал количество урн (каждого литража соответственно).

Отсутствие данной информации препятствует формированию объективного ценового предложения.

20. В приложении № 3 к Извещению периодически указываются помывки витражей.

Заказчик не указал площадь витражей и их высоту.

Информация о высоте важна для участников настоящей закупки, подходящих ответственно к делу определения своих финансовых и технических возможностей и средств, потому что потенциальный Исполнитель оценивает степень риска для сотрудников, если риск высокий, могут понадобиться наряды-допуски. (Их могут получить сотрудники с подтвержденной квалификацией и нам надо понимать затраты для формирования ценового предложения).

Эта информация необходима для объективного расчёта ценового предложения Участника закупки.

21. В приложении № 3 к Извещению периодически указываются протирки скамеек, банкоматов, ящиков ГО и ЧС, ВЗК.

Заказчик не указал количество перечисленных объектов (по состоянию на дату размещения извещения).

Так как они все находятся на балансе и инвентаризованы, то указать эту информацию не составит труда для Заказчика, в то время как эта информация необходима для объективного расчёта ценового предложения Участника закупки.

22. В Приложениях № 1 и № 4 к Извещению указаны кратность/периодичность уборки в сутки по каждому из объектов закупки.

Податель жалобы согласен с тем, что прописаны кратность/периодичность в Приложениях № 1 и № 4, но при этом указывает, что в Приложении № 3 к Извещению досконально прописаны поминутно все действия и тех. перерывы. Как уже было указано выше, тех. процесс из Приложения № 3 нельзя нарушать под страхом штрафов, но при этом все эти пункты тех. процесса можно поменять устно, сбивая весь график, согласно вышеуказанным пунктам ООЗ.

Необходимо указать объем, кратность/периодичность и что нужно сделать в итоге. Т.е. оставить Приложения № 1 и № 4, исключить Приложение № 3. А то в текущем виде Заказчик вводит в заблуждение Участников излишне перегруженным ООЗ, которое при этом может в одностороннем порядке непредсказуемо меняться Заказчиком без каких-либо ограничений для него.

Тем более, что Заказчик хочет, согласно пп. м) п. 1.2 ООЗ требовать с Исполнителя еще и погрузочно-разгрузочные работы осуществлять. Но когда их осуществлять, если в Приложении № 3 всё расписано поминутно и там нет никаких погрузочно-разгрузочных работ по необходимости.

Прописывание в Приложении № 3, какой из работников Исполнителя во сколько чем должен заниматься и сколько и когда отдыхать приводит к искусственному увеличению Заказчиком штата сотрудников Исполнителя.

Исполнитель оказывает услугу по уборке, а не предоставляет людей. Исполнитель должен быть компетентным и профессионалом. Вмешательство в деятельность профессионала всегда приводит к неоптимизированному оказанию услуг. Аналогия: когда заказчик услуг, не являясь специалистом в сфере «кодинга» (иначе бы он не заказывал эти услуги, а осуществлял их сам), указывает программистам исполнителя, как им «кодить», то это вмешательство всегда приводит к сырому неоптимизированному коду. Каждый должен заниматься своим делом в своей сфере.

23. В приложении № 3 к Извещению периодически указывается «Протирка дверей типа «М»: протереть двери типа «М» (стекла, мет.части, ручки, ДПМ, резину по всему периметру) и т.д. с использованием дез. раствора».

Также периодически указывается немного другая формулировка «Протереть все горизонтальные поверхности кассовых подоконников, поверхности поручней и скамеек, АКП, ПКА, АПЖ, банкоматы, ТКК, ящик ГО и ЧС, ВЗК, кабину контролера снаружи, правила пользования метрополитеном и др».

Учитывая необходимость строгого исполнения тех. процесса и штрафы за неисполнение считаем, что Заказчик не должен писать в таких важных моментах «и т.д.» или «и др.» и должен расшифровать, что имеется в виду под «и т.д.» и «и др.», ведь если бы «и т.д.» было в скобках, то можно было бы подумать, что имеются в виду остальные части дверей типа «М» (но даже в этом случае необходимо было бы расшифровывать, учитывая, что дан длинный подробный перечень частей дверей и значит необходимо его дописать до конца), но в данном случае получается фраза «протереть двери типа «М» и т.д. с использованием дез. раствора».

Так что именно протирать кроме дверей в одном случае и кроме поверхностей кассовых подоконников, поверхностей поручней и скамеек, АКП, ПКА, АПЖ, банкоматов, ТКК, ящиков ГО и ЧС, ВЗК, кабины контролера снаружи, правил пользования метрополитеном в другом случае?

Заказчик должен расшифровать, что имеется в виду под «и т.д.» и «и др.» и избегать этих формулировок, если указывает в ООЗ на неукоснительное соблюдение тех. процесса под страхом штрафов.

24. В приложении № 3 к Извещению периодически указывается помывка автоматом высокого давления (АВД) входов, лестничных маршей, прилегающих территорий и т.п, производится по указанию начальника станции и является частью технологического процесса.

Учитывая необходимость строгого исполнения тех. процесса и штрафы за неисполнение считаем, что Заказчик не должен писать в таких важных моментах «и т.п.» и должен расшифровать, что имеется в виду под «и т.п.».

25. В приложении № 3 к Извещению в Карте № 2 указана работа с 19.45 до 7.10, при этом тех. перерыв уже с 22.45 до 23.00 у всех трех работников, потом часовой обед с 3.20 до 4.20, в 4.40 уже снова тех. перерыв до 5.00 учитывая, что смена уже в 7.10 заканчивается.

Сплошные 20 минутные перерывы, часовой обед, при том, что в 7.10 уходят работники 1 и 3, хотя начали все 3 одновременно в 19.45, пправятся двое.

26. В приложении № 3 к Извещению в Карте № 6 указано, что работник № 1 раньше заканчивает свою работу в 7.20 (работники № 2 и № 3 заканчивают в 08.00) при том, что все 3 работника одновременно начинают работу в 20.00.

При этом функционал работника № 1 с 05.20 до 07.20 один-в-один по перечню обязанностей с работниками № 2 и № 3 кроме того, что у них разные входы, у работника № 1 – входы 1,2, а у работников № 2и № 3 – входы 3,4.

Получается, что тот функционал, где Заказчик обязывает проводить двумя работниками показательно на примере этой карты № 6 выполним одним работником.

27. Согласно Приложению № 4 (Перечень служебных помещений) к Извещению, по каждой из 3-х станций указана периодичность уборки помещений в сутки.

По станции «Студенческая» периодичность либо 1, либо 2 раза в сутки.

По станции «Речной вокзал» периодичность либо 1, либо 2 раза в сутки, за исключением помещения № 47. По помещению № 47 (Кладовая) периодичность в сутки указана 0,132.

По станции «Студенческая» периодичность либо 1, либо 2 раза в сутки, за исключением помещений № 4, 5, 6, 88 – по ним периодичность 0,5 раза в сутки.

Если уборка не производится, то это 0 раз. Если уборка производится хотя бы 1 раз в сутки, то это 1 раз.

28. В Приложении № 5 (Технологический процесс уборки служебных помещений станций) к Извещению по всему тексту указаны вынесение мусора из ведер и замена мусорных пакетов.

Заказчик не указал количество мусорных ведер и их объем.

Как было указано в п. 19 настоящей жалобы, мусорные мешки разного объема имеют разную стоимость. Отсутствие данной информации препятствует формированию объективного ценового предложения.

29. В Приложении № 5 к Извещению рабочий день начинается с 7.45 и уже через 2 часа 25 минут в 10.10 начинается тех. перерыв и длится 20 минут до 10.30.

Затем уже через 1,5 часа после тех. перерыва в 12.00 начинается обед и длится 30 минут до 12.30.

Следующий тех. перерыв наступает лишь через 4 часа 10 минут в 16.40 и длится 20 минут до 17.00.

Смена заканчивается через 3 часа в 20.00.

В итоге Заказчик обязывает Исполнителя, чтобы его работники не работали 1 час 10 минут. В то время, как уже было указано выше, ТК РФ позволяет устраивать работникам отдых, включая обед, в течение 30 минут.

 МУП «Новосибирский метрополитен» представило следующие возражения на жалобу.

МУП «Новосибирский метрополитен» возражает относительно поданной жалобы ООО «БИЗНЕС-ПЛЮС» по следующим основаниям.

Станции метрополитена являются самостоятельным объектом недвижимости и должны соответствовать санитарным требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №30 Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» (далее - Санитарные правила). На основании Санитарных правил, в которых определен процесс и периодичность уборки станций метрополитена, МУП «Новосибирский метрополитен» разработал Технологический процесс уборки пассажирских зон и прилегающих территорий станций, направленный на соблюдение санитарно-гигиенических требований к стационарным объектам - станциям метрополитена как единого объекта, связанного прежде всего целями его использования и требованиями Санитарных правил. Таким образом, уборка станций является единым функциональных процессом.

На основании Решения Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 №469 «О Правилах благоустройства территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска» (далее - Решение Совета депутатов) у МУП «Новосибирский метрополитен» существует обязанность по благоустройству прилегающей территории как единого объекта недвижимости.

Относительно доводов подателя жалобы возражения МУП «Новосибирский метрополитен» изложены в порядке заявленных сообщений.

1.         Заказчик определил количество урн согласно Правил благоустройства территории города Новосибирска для сбора мусора которые устанавливаются у входов в объекты транспортной инфраструктуры (станции метрополитена). В конкурсной документации закупки   в п.1.1. Описания объекта закупки (далее ООЗ) перечислены Приложения к ООЗ, в том числе Приложение № 2 «Схемы прилегающей территории станций» по которым самостоятельно есть возможность определить количество урн, что не препятствует формирования ценового предложения. Покраска урн производится по мере необходимости (порча, нарушение эстетического вида), ввиду различных причин (например, не аккуратного использования пассажирами). Данная работа эпизодическая и производится сотрудниками Исполнителя, что указано в Приложении №3 «Технологический процесс уборки пассажирских зон и прилегающих территорий станций, погрузки и вывоза снега с прилегающих территорий станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», при этом в договоре в п.5.3.4. указано право стороны Исполнителя Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно оказания Услуг в рамках Договора, что дает возможность гибкого изменением технологического процесса.

2.         Сброс снега с крыш павильонов осуществляется силами Заказчика.

3.         Протирка мебели, размещенной в служебных помещениях включена в Технологический процесс уборки станции, которым предусмотрено время на производство данного вида работ, что указано в Приложении №5 «Технологический процесс уборки служебных помещений станций», для выполнения этой работы Исполнитель не несет затрат, способных повлиять на определение объективного ценового предложения. При этом в п.1.3. ООЗ указано, что Комплексная уборка по всем объектам производится на площади 16 337,02 м2. Общий среднесуточный объем уборки с учетом кратности по всем объектам составляет: 46 034,89 м2. Вывоз снега с прилегающей территории в зимний период, согласно технологическому процессу, не более 2671 м3, в этот объем входит все, что указано в Приложении №№1, 2, 3, 4, 5.

4. Количество торговых точек, пассажирской автоматики, терминалов, банкоматов, служебных кабин в период оказания услуг может меняться и объективно указать точное количество объектов не представляется возможным. Протирка и помывка обозначенных объектов включена в Технологический процесс уборки станции, которым предусмотрено время на производство данного вида работ. Все работы, производимые Исполнителем должны соответствовать Санитарным правилам СП 2.5.3650-20. Исполнитель в праве самостоятельно определить необходимые средства для оказания услуг, которые соответствуют материалу, подлежащему обработке или помывке. Очистка ногочистительных решеток и люков всех типов производится механическим способом, и так же включена в Технологический процесс уборки станции, которым предусмотрено время на производство данного вида работ. Площадь решеток и люков включена в общую площадь, подлежащую уборке, при этом Исполнитель не несет затрат, способных повлиять на определение ценового предложения.

5.         В п. 1.2. п.п. м) ООЗ указано, что ежесуточная комплексная уборка пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций включает в себя в том числе «погрузо-разгрузочные работы в случае необходимости». Выполнение этих работ включено в Технологический процесс уборки станции работ по погрузке и разгрузке материалов и инвентаря, предназначенного для, очистки и посыпки прилегающей территории Заказчика антигололёдными и противоскользящими средствами, а также для оказания услуг по комплексной уборке станций и прилегающих территорий. Изложенной информации достаточно, чтобы участник закупки мог самостоятельно определить необходимость принятия мер для обеспечения безопасного производства работ своими работниками.

6.         (7) Требование, указанное в п. 2.2. ООЗ, «убытие работников с рабочих мест, допускается после прибытия сменных работников», что обусловлено необходимостью выполнения Технологического процесса уборки станции, который предусматривает круглосуточное оказание услуг с регламентированными перерывами. В случае невыхода на работу сотрудников Исполнителя в регламентированную пересмену, работы по соблюдению Технологического процесса продолжают выполнять сотрудники предыдущей смены. В данном случае Исполнитель уведомляется о сложившейся обстановке Заказчиком. В п. 3.1.28 ООЗ Исполнителю предоставляется время на замену не вышедшего или убывшего сотрудника, при этом штрафные санкции не распространяются, так как Технологический процесс выполняется в соответствии с графиком работы метрополитена круглосуточно и непрерывно, в соответствии с предметом договора.

Данное требование не противоречит Трудовому кодексу РФ. Исполнитель не лишен возможности регулировать трудовые отношения со своими работниками. Заказчик не вмешивается в хозяйственную деятельность Исполнителя. Трудовым кодексом предусмотрен 12 часовой график работы.

8.         Оказание услуг производится в соответствии с Технологическим процессом уборки станции, составленный в соответствии с Санитарными правилами СП 2.5.3650-20. Количество сотрудников для выполнения Технологического процесса рассчитано с учетом объема работ, специфики объекта транспортной инфраструктуры (интенсивность пассажиропотока с учетом изменения в выходные и праздничные дни, площади прилегающих территорий разных станций) и необходимости обеспечения качественной уборки одновременно в разных местах станции. Например, в период снегопада для обеспечения безопасного прохода пассажиров существует необходимость уборки прилегающей территории входов от снега и наледи, в том числе посыпка песком и реагентом одновременно на разных входах станций, 1 или 2 сотрудника не смогут произвести уборку всех входов станции, что может негативно повлиять на обеспечение безопасного прохода пассажиров. При этом Заказчик несет ответственность за возможные последствия. Для обеспечения качественной уборки в «Зимний период» Технологическим процессом предусматривается большее количество работников.  

9.         Диаметр шлангов, количество и тип быстросъемных механизмов и распылителей Исполнитель может определить самостоятельно при осмотре объектов Заказчика до начала оказания услуг. Длинна шлангов определена ввиду стационарных точек подключения. Исполнитель вправе применять любые распылители и переходники при монтаже шлангов к точкам подключения. Необходимость изменения типа поломоечных машин может возникнуть при изменении погодных условий (что невозможно предусмотреть заблаговременно). Например, в весенний-осенний период, при сборе воды в кассовых залах станций поломоечными машинами для исключения создания угрозы безопасного прохода пассажиров за счет проводного подключения к сети. Участник вправе включить свои затраты по данному пункту в определение ценового предложения, или принять решение о приобретении только аккумуляторных поломоечных машин.

10.       Количество мешков для мусора, антигололёдных средств, краски, кисточек дезинфицирующих, моющих средств, салфеток и других расходных материалов зависит от наполняемости урн, загрязнения объектов, порчи эстетического вида урн и расхода моющих и дезинфицирующих средств в различные погодные условия. Исполнитель в праве самостоятельно определить минимально необходимое количество расходных материалов. Количество инвентаря в соответствии с количеством штата сотрудников Исполнителя на станции определено из необходимости одновременного выполнения одинаковых работ в разных частях станции, предусмотренных Технологическим процессом. Например, прометание территории или отчистка от снега и наледи должно производится одновременно на разных входах станции, что указано в Приложениях №№2,3 к ООЗ.

11.       Данное требование обусловлено необходимостью обеспечения безопасности пассажиров метрополитена в период сложных метеорологических условий. Заказчик вправе изменить Технологический процесс уборки станции перераспределив работников Исполнителя для выполнения работ по ликвидации последствий сложных метеорологических условий. При этом допускается передача устной Заявки Исполнителю для оперативного усиления штата сотрудников, если последствия представляют угрозу безопасности прохода пассажиров, что указано в п. 3.1.31 ООЗ. Пример: в случае обильного снегопада Исполнитель направляет дополнительных сотрудников для расчистки прилегающей территории (1 человек на каждый вход станции).

12.       Заказчик в лице начальника станции, дежурного по станции являются должностными лицами (представителями заказчика) в обязанности которых входит контроль за санитарным состоянием станций. В случаях выявления недостатков в оказании услуг они могут устно заявить об этом представителю Исполнителя для принятия оперативных мер по устранению таких недостатков. Данное условие не противоречит законодательству РФ и помогает урегулировать отношение сторон в досудебном порядке без предъявления штрафных санкций.

13.       В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 09.02.2007 Метрополитен является зоной повышенной опасности. Служебные помещения, к которым допущены сотрудники Исполнителя, являются зоной транспортной безопасности. Начальник станции, дежурный по станции являются должностными лицами (представителями заказчика) в обязанности которых входит осуществление пропускного режима и обеспечение безопасности движения и транспортной безопасности. Во исполнение своих должностных обязанностей, они вправе принимать решение об отстранении сотрудников метрополитена или сторонних организаций в случае угрозы безопасности или несоблюдения установленных правил и норм при нахождении на территории метрополитена. В случае неадекватного поведения, действий противоправного характера или действий, препятствующих выполнению сотрудниками метрополитена должностных обязанностей, сотрудники сторонних организаций отстраняются от работы с обязательным уведомлением Исполнителя для дальнейшего принятия мер по выяснению и устранению выявленных обстоятельств.

14.       Наличие минимального штата сотрудников Исполнителя обусловлено необходимостью выполнения Технологического процесса уборки станции, который предусматривает круглосуточное оказание услуг с регламентированными перерывами. В случае необеспечения сменности сотрудников (опоздании или досрочном убытии с рабочих мест сотрудников Исполнителя) учет времени отсутствия производится кратно 12 часам, штрафные санкции применятся после суммарного отсутствия более 12 часов. При четком соблюдении установленного режима работы Заказчик не вправе применить штрафные санкции в соответствии с п. 3.1.29. ООЗ.

15.       Оказание услуг производится в соответствии с Технологическим процессом уборки станции, который составлен в соответствии с Санитарными правилами СП 2.5.3650-20. В Технологическом процессе предусмотрены перерывы, не противоречащие нормам Трудового кодекса РФ. Так же предусмотрены дополнительные перерывы в связи с напряженностью трудового процесса и сохранения здоровья работников. Например, в зимний период при производстве работ на прилегающей территории, предусмотрены перерывы для обогрева работников.

16.       п.3.1.7 ООЗ распространяется на Исполнителя в целях строгого соблюдения Технологического процесса, при этом Заказчик, несущий ответственность за санитарное состояние объектов метрополитена, обязан принимать все необходимые меры для соблюдения установленных законодательством требований, в том числе оперативно вносить изменения в Технологический процесс (при наступлении таких событий как разлив различных жидкостей, появление мусора и разного рода отходов в пассажирских помещениях), не нарушая права работников Исполнителя.

17.       Технологический процесс предусматривает минимальное количество работников и необходимый инвентарь для выполнения работ, отсутствие работников или инвентаря приведет к нарушению Технологического процесса.

18.       При размещении на электронной площадке и интеграции в ЕИС могла возникнуть техническая ошибка. Все пункты и разделы документации прописаны последовательно и не содержат двусмысленных толкований. 

19.       Количество мешков для мусора, зависит от наполняемости урн, времени суток, погодных условий. Участник в праве самостоятельно определить минимально необходимое количество и объем мешков для мусора. Заказчиком в ООЗ указано какие мешки могут потребоваться.

20.       Помывка витражей производится с применением инвентаря, указанного в Технологическом процессе (Приложение №3 к ООЗ). Наряды-допуски для производства данного вида работ не требуются. Количество и площадь витражей учтена в общей площади, подлежащей комплексной уборке, и не препятствует определению ценового предложения.

21.       Протирка скамеек, банкоматов, ящиков ГО и ЧС, ВЗК и других объектов включена в Технологический процесс уборки станции (Приложение №3 к ООЗ), которым предусмотрено время на производство данного вида работ и учтено в общей площади, подлежащей комплексной уборке. Для выполнения этой работы нет дополнительных затрат, влияющих определение ценового предложения.

22.       Заказчик, несущий ответственность за санитарное состояние объектов метрополитена, обязан принимать все необходимые меры для соблюдения установленных законодательством требований, в том числе оперативно вносить изменения в Технологический процесс, согласно п. 5.3.4. Договора, Исполнитель вправе запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно оказания Услуг в рамках Договора.

23.       Технологическим процессом предусматривается производство работ по протирке оборудования размещенного на объектах Заказчика. Для сокращения перечня аналогичного оборудования может применяться обозначение «и др.», «и т.д.». При соблюдении Технологического процесса работниками Исполнителя у Заказчика нет оснований для применения штрафных санкций.

24.       п.3.1.7 ООЗ распространяется на Исполнителя в целях строгого соблюдения Технологического процесса, при этом Заказчик несущий ответственность за санитарное состояние объектов метрополитена обязан принимать все необходимые меры для соблюдения установленных законодательством требований, в том числе оперативно вносить изменения в Технологический процесс. Данная информация указывается для участников закупки с целью расчет своих затрат.

25.       Оказание услуг производится в соответствии с Технологическим процессом уборки станции, который составлен в соответствии с Санитарными правилами  СП 2.5.3650-20. В Технологическом процессе предусмотрены перерывы, не противоречащие Трудовому кодексу РФ. Так же предусмотрены дополнительные перерывы в связи с напряженностью трудового процесса и сохранения здоровья работников. Например, в зимний период при производстве работ на прилегающей территории предусмотрены перерывы для обогрева работников.

26.       Оказание услуг производится в соответствии с Технологическим процессом уборки станции, который составлен в соответствии с Санитарными правилами СП 2.5.3650-20. В Технологическом процессе предусмотрены перерывы, не противоречащие Трудовому кодексу РФ. Так же предусмотрены дополнительные перерывы в связи с напряженностью трудового процесса и сохранения здоровья работников. Прилегающая территория входов станций различается, а именно: крытый или открытый вход, присутствие нескольких спусков в переход, интенсивность пассажиропотока и, как следствие, время, необходимое для выполнения работ значительно различается, что предусмотрено Технологическим процессом (Приложение №№2,3 к ООЗ).

27.       Периодичность уборки в соответствии с санитарными правилами для помещений различного назначения отличается. Для определения стоимостного выражения используется коэффициенты 0,132 и 0,5, что соответствует 1 раз в неделю или 1 раз в два дня. Уборка помещений с применением данного коэффициента предусмотрена Технологическим процессом уборки служебных помещений станции (Приложение №3 к ООЗ). Работник Исполнителя производит уборку в таких помещениях не ежедневно, с учетом периодичности. 

28.       Количество мешков для мусора, зависит от наполняемости урн, времени суток, погодных условий. Участник в праве самостоятельно определить минимально необходимое количество и объем мешков для мусора. Заказчиком в ООЗ указано какие мешки могут потребоваться.

29.       Оказание услуг производится в соответствии с Технологическим процессом уборки станции, который составлен в соответствии с Санитарными правилами СП 2.5.3650-20. В Технологическом процессе предусмотрены перерывы, не противоречащие Трудовому кодексу РФ. Так же предусмотрены дополнительные перерывы в связи с напряженностью трудового процесса и сохранения здоровья работников. Например, в зимний период при производстве работ на прилегающей территории предусмотрены перерывы для обогрева работников.

В соответствии с нормами Закона №223-ФЗ любой участник закупки при подготовке заявки вправе направить запрос о предоставлении разъяснений положений извещения и (или) документации (ч. 2 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ) если у участника возникают вопросы. С момента размещения извещения и документации о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства форме на «Оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций "Студенческая", "Речной вокзал", "Октябрьская" запросов не поступало.

 На основании вышеизложенного, МУП «Новосибирский метрополитен» считает, что доводы подателя жалобы обязать заказчика внести изменения в конкурсную документацию и иные приложения к извещению, продлить срок подачи заявок на участие в закупке являются не обоснованными.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

15.04.2024 МУП «Новосибирский метрополитен» разместило в ЕИС извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская» (извещение № 32413506110 на сайте <...>).

Дата начала срока подачи заявок - 15.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 23.04.2024 09:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 24.04.2024.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 26.04.2024.

Дата подведения итогов - 27.04.2024.

Относительно доводов подателя жалобы установлено следующее.

В пп. м) п. 1.2 ООЗ указано, что ежесуточная комплексная уборка включает в себя погрузо-разгрузочные работы в случае необходимости.

При этом заказчиком не конкретизировано, какие именно работы должны будут выполняться, относятся ли данные работы к услугам по уборке, либо в целом к деятельности заказчика.

При этом сами по себе погрузо-разгрузочные работы не относятся к клининговым услугам и не включены в ГОСТ Р 51870-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия».

Согласно п. 1.3 ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности, погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Таким образом, данный довод подателя жалобы Комиссия признает обоснованным, указание на отдельный вид работ, без детализации его предназначения может ввести в заблуждение потенциальных участников торгов.

В части доводов о недостаточной детализации количества урн Комиссия отмечает следующее.

 В Приложении № 5 (Технологический процесс уборки служебных помещений станций) к Извещению по всему указаны работы по вынесению мусора из ведер и замене мусорных пакетов.

Точное количество урн в документации не указано, кроме того в ходе рассмотрения жалобы установлено, у заказчика имеются урны объемом 30л, 60л, 120л.

Урны располагаются как на прилегающей территории, так и в помещениях, при этом  стоимость мусорных пакетов варьируется в зависимости от объема и может достигать существенной процентной разницы.

Отсутствие данной информации возможно препятствует формированию объективного ценового предложения, данный довод Комиссия Новосибирского УФАС России также находит обоснованным.

Также заказчик, устанавливая в закупочной документации требование об обеспечении за счет исполнителя постоянного наличия на станциях исправных поломоечных машин, автоматов высокого давления (АВД, наличие целых резиновых шлангов для помывки лестничных маршей, оборудованных быстроразъемными механизмами и другими насадками в количестве (длиной), указанных в таблице № 2, не указал диаметры у шлангов, а также к каким разъемам нужны шланги, не указаны типы изделия.

В связи с необходимостью приобретения указанных изделий, отсутствие данной информации возможно препятствует формированию объективного ценового предложения из-за существенной разницы в цене таких изделий.

Иные доводы подателя жалобы Комиссия Новосибирского УФАС России находит не состоятельными по следующим основаниям.

В  соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом федеральные нормы права выделяют заказчика торгов и участника торгов как равноправных сторон закупочной деятельности, выделяя безусловную защиту и охрану права хозяйствующего субъекта на добросовестную конкуренцию и отсутствие необоснованных ограничений, так и право заказчика на своевременное и полное удовлетворение своих потребностей в закупках.

Полнота описания закупочной документации (включая описание предмета закупки и иные разделы) должна отвечать интересам всех сторон, участников правоотношений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Безусловно, исполнитель изъявляет желание оказать работы/услуги с минимальным коммерческим риском и максимальной маржинальностью, а заказчик получить работы/услуги за наименьшую цену, получив наибольшие гарантии качества.

Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что превалирование одного из прав над другим недопустимо, правовая природа Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указывает на  баланс между публично-частными интересами.

Так, многочисленные доводы о штрафных санкция, двойном наложении санкций и прочего сформулированы заказчиком в равной степени для всех потенциальных участников торгов, сумма штрафа в 5000 рублей также ограничена Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Сформулированные требования по графику работы, количестве единовременно занятых сотрудников и иные однородные требования к персоналу могут противоречить положениям подателя жалобы, однако однозначно выполнимы и не противоречат Трудовому Кодексу РФ.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает во внимание доводы заказчика об обоснованности описания иных спорных пунктов документации.

Применение излишне скрупулёзного подхода к описанию объекта закупки возможно и удовлетворит потребностям конкретного участника рынка оказания услуг, но и не может накладывать на заказчика бремя излишней детализации.

Также следует отметить, что частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено право любого участника закупки направить заказчику в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса.

Следовательно, любой потенциальный участник торгов вправе направить заказчику запрос о даче разъяснения положения закупочной документации, указанным правом податель жалобы не воспользовался.

Таким образом, в действиях МУП «Новосибирский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская» (извещение № 32413506110 на сайте <...>) усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов в части (детально приведено ранее):

- не указания количества и объема урн;

- установления требования о погрузочно-разгрузочных работах;

- не указания диаметра и объема шлангов;

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС-ПЛЮС» (вх. № 7504-ЭП/24 от 22.04.2024 г.) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по ежесуточной комплексной уборке пассажирских зон, служебных помещений и прилегающей территории станций «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская» (извещение № 32413506110 на сайте <...>) обоснованной.

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


[1] Полный текс жалобы полностью изучен Комиссией и принят во внимание, в настоящем решении текст приводится тезисно, из него исключены риторические рассуждения подателя жалобы, психо-эмоциональные оценки и иные лексемы.

Связанные организации

Связанные организации не указаны