Решение №054/06/33-770/2020 жалоба ООО «ТД ЛЗПМ» на действия ГУФСИН России по Кемеровско... от 28 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/33-770/2020
«28» апреля 2020 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
«……………….» |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
|
«……………….» |
- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;
|
«……………….» |
- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее – ГУФСИН России по Кемеровской области) – «……………….» (по доверенности), (по средствам видео-конференц-связи);
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Ливенского завода противопожарного машиностроения» (далее – ООО «ТД ЛЗПМ») – «……………….» (директор), «……………….» (по доверенности), (по средствам видео-конференц-связи),
рассмотрев жалобу ООО «ТД ЛЗПМ» на действия ГУФСИН России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения), начальная (максимальная) цена 3 515 113,68 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ТД ЛЗПМ» перенаправленная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на действия ГУФСИН России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения).
Из обращения ООО «ТД ЛЗПМ» с жалобой на действие (бездействие) ГУФСИН России по Кемеровской области следует, что заказчик в документации об электронном аукционе указывает, технические характеристики мотопомпы пожарной прицепной (ОКПД2 28.13.14.110): масса мотопомпы пожарной - сухая без ГСМ не более 450 кг, насос – центробежный, с автоматической системой заполнения, ограничивающие возможность участия в электронном аукционе.
В описании объекта закупки заказчик устанавливает требования к мотопомпе пожарной прицепной в соответствии с ГОСТ Р 53332-2009 (Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний (с Изменением №1)) (далее – ГОСТ).
ООО «ТД ЛЗПМ» считает, что мотопомпа пожарная и легковой прицеп, на котором она установлена, являются единым целым изделием, в ПТС мотопомпы пожарной прицепной указывается общая разрешенная максимальная масса прицепа без какого-либо разделения.
Действующий ГОСТ не предъявляет требований к массе, сухой без ГСМ, мотопомпы пожарной прицепной (далее - мотопомпа).
Между тем масса является одним из основных эксплуатационных требований к прицепу для автомобиля.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011):
Полная масса прицепа - это сила, которая действует на дорожное полотно посредством моста или мостов снаряженного прицепа, находящегося в сцепке с тягачом. На основании максимальной массы прицепы относятся к следующим категориям:
- максимальная масса до 750 кг — категория 01 (легкий прицеп, тормоза не обязательны);
- максимальная масса от 750 до 3500 кг — категория 02 (инерционные тормоза);
- максимальная масса от 3500 до 10000 кг — категория 03 (тормоза с постоянным действием).
В данной редакции технического задания поставщики мотопомп, масса которых более 450 кг (в диапазоне от 451 до 750 кг), будут ограничены в возможности участия в электронном аукционе, по мнению подателя жалобы.
Пункт 5.2.9 ГОСТ: Мотопомпа должна быть оборудована вакуумной или другого типа системой водозаполнения с ручным или автоматическим управлением.
Система водозаполнения мотопомпы пожарной по типу управления может быть ручной или автоматической.
В соответствии с ГОСТ производитель вправе самостоятельно определять тип управления системы водозаполнения всасывающей линии, обеспечивающий требуемые параметры максимальной геометрической высоты всасывания и времени заполнения пожарного насоса мотопомпы, параметры качества и надежности.
По мнению подателя жалобы, в данном случае имеет место ограничение конкуренции путем включения в техническое задание единственного типа управления системой водозаполнения - автоматической.
Податель жалобы считает, что требования о поставке мотопомпы с массой не более 450 кг и с автоматическим управлением системой водозаполнения являются нарушением ст. 17, п,2, ч.2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно ограничение и устранение конкуренции созданием участнику электронного аукциона или нескольким участникам электронного аукциона преимущественных условий участия в электронном аукционе и является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа, противоречит публичным интересам, препятствует добросовестной конкуренции и обеспечению прозрачности размещения заказов, а также реализации иных целей, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.13 г. ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ответ на жалобу ООО «ТД ЛЗПМ» ГУФСИН России по Кемеровской области возразило следующее.
Действующий ГОСТ Р 53332-2009 не предъявляет требований к массе, сухой без ГСМ, мотопомпы пожарной прицепной.
Согласно п. 4.5. ГОСТ Р 53332-2009 для мотопомп устанавливается номенклатура показателей, которые должны включаться в нормативные документы и техническую документацию, в том числе такой показатель как - «масса, кг.», то есть установление Заказчиком требования к массе мотопомпы не противоречит требованиям ст. 33 ФЗ 44-ФЗ и техническим регламентам.
Максимальное значение показателя (масса мотопомпы), предусмотренного ГОСТ Р 53332-2009 установлено документацией об открытом аукционе в электронной форме и обусловлено требованиями заказчика.
Требования к массе мотопомпы пожарной - сухая без ГСМ не более 450 кг., обусловлено потребностью заказчика в легкой и мобильной мотопомпе пожарной, что установлено в аукционной документации. Область применения мотопомпы - для оперативного пожаротушения с минимальным участием людей.
Специфика функционирования исправительных учреждений, и случаи, при которых возможно использование мотопомпы, предполагает, с большой долей вероятности, необходимость ее перемещения, в том числе с использованием сил расчета.
Доводы жалобы о том, что мотопомпа пожарная и легковой прицеп, на котором она установлена, являются единым целым изделием, в ПТС мотопомпы пожарной прицепной указывается общая разрешенная максимальная масса прицепа без какого-либо разделения, ошибочны и не соответствуют положениям ГОСТ Р 53332-2009, по мнению заказчика.
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 53332-2009 мотопомпа конструктивно должна представлять собой мотор-насосный агрегат, состоящий из центробежного насоса и приводного двигателя внутреннего сгорания.
В соответствии с п. 5.2.22 ГОСТ Р 53332-2009 прицепные мотопомпы должны быть установлены на автомобильные прицепы в соответствии с существующими на них нормами и правилами оборудования и транспортирования грузов.
Очевидно, что ГОСТ Р 53332-2009 разделяет понятия мотопомпа прицепная и автомобильный прицеп, на котором мотопомпа будет установлена.
Таким образом, заказчик считает, что содержание документации об открытом аукционе в электронной форме не нарушает требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-03 «О защите конкуренции», поскольку не устанавливает требований к изготовлению и характеристикам прицепа, на котором будет установлена мотопомпа, что позволяет участникам закупки самостоятельно принять решение о характеристиках прицепа и способе его изготовления, с учетом необходимости соблюдения требования аукционной документации относительно предельной массы мотопомпы пожарной: сухой без ГСМ - 450 кг., т.е. требование к массе предъявляется только к мотопомпе, а не к автомобильному прицепу, на котором она будет установлена.
Заказчик считает, что установленные в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к массе мотопомпы пожарной, также не противоречит указанному заявителем жалобы ГР ТС 018/2011, устанавливающему исключительно категории прицепов, требования к которым заказчиком не предъявляются.
Заказчик просит обратить внимание, что кроме того, на товарном рынке представлено большое разнообразие моделей мотопомп прицепных, масса которых соответствует требованиям, установленным аукционной документацией. В ответе на запрос на разъяснение положений документации об аукционе от 09.04.2020 № РД2 Заказчиком были приведены примеры продукции, отвечающих требованиям Заказчика, что подтверждает отсутствие нарушений требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Доводы жалобы о том, что требование о поставке мотопомпы исключительно с автоматическим управлением системой водозаполнения ограничивает возможность участия в электронном аукционе поставщиков мотопомп с ручным управлением системой водозаполнения, не соответствуют действительности и требованиям нормативно-правовых актов.
В документации об открытом аукционе в электронной форме при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Закупаемый товар в КТРУ отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.2.9 ГОСТ Р 53332-2009 мотопомпа должна быть оборудована вакуумной или другого типа системой водозаполнения с ручным или автоматическим управлением, что предоставляет заказчику право установления в документации об открытом аукционе в электронной форме требования об автоматическом управлении системой водозаполнения мотопомпы пожарной. Кроме того, указанный показатель является конкретным и возможность его установления прямо предусмотрена ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Указанное требование обусловлено потребностью заказчика, установлением в аукционной документации области применения мотопомпы: для оперативного пожаротушения с минимальным участием людей, и не противоречит положениям ГОСТ Р 53332-2009, по мнению заказчика
В результате рассмотрения жалобы и на основании представленных ГУФСИН России по Кемеровской области информации и документов, Комиссия Новосибирского УФАС установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44ФЗ) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
30.03.2020 ГУФСИН России по Кемеровской области размещён электронный аукцион № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения), начальная (максимальная) цена 3 515 113,68 рублей.
По результатам проведения электронного аукциона, заказчиком был направлен проект контракта участнику подавшему единственную заявку на участие в электронном аукционе – ООО «Строительная компания Р-ПРОЕКТ», предложившее мотопомпу пожарную прицепную «Гейзер».
Новосибирским УФАС России в ГУФСИН России по Кемеровской области была запрошена информация о не менее чем двух моделях товаров различных производителей, соответствующих в полном объеме установленным требованиям, с приложением подтверждающих документов (паспорта, техническая документация и т.п.).
Заказчик в ответ на запрос, представил принт скрины двух моделей мотопомп пожарных прицепных: «Водолей» производимых АО «Машиностроительный завод» и «Гейзер» производитель – ООО «Каланча».
В ходе рассмотрения жалобы, выяснилось, что согласно Решению Арбитражного суда Московской области №А41-91688/18 от 28.01.2020 АО «Машиностроительный завод» (ИНН 5042007800) признан несостоятельным (банкротом), а также в отношении Акционерного общества открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Также, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России была получена информация и сведения от дилеров и основных поставщиков мотопомпы Водолей (ООО «Группа компаний «ОМЕГА», ООО «Весна-Техно», ООО «Эль Индустрия»). Согласно полученным ответам, мотопомпа Водолей отсутствует в продаже, в связи с закрытием завода в 2017 году.
Следовательно, заказчиком в ООЗ были указаны характеристики товара соответствующие только одной модели производителя.
Представленное заказчиком обоснование НМЦК, предусмотренное ст. 22 ФЗ №44-ФЗ не является документом подтверждающим информацию о не менее чем двух моделях товаров различных производителей, соответствующих в полном объеме установленных требованиям технического задания, размещенного заказчиком.
При рассмотрение жалобы по существу, представитель заказчика пояснил, что требования к массе мотопомпы пожарной установлены исходя из потребностей заказчика (возможное передвижение личным составом) в её эксплуатации, передвижении. Однако, мотопомпа пожарная прицепная эксплуатируется непосредственно с прицепом.
В документации о проведении электронного аукциона ГУФСИН России по Кемеровской области в описании объекта закупки указывает на необходимость в мотопомпе пожарной прицепной в составе: прицеп - 1 шт. и мотопомпа пожарная прицепная – 1 шт, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53332-2009. При этом, устанавливая требования к массе только мотопомпы пожарной (масса мотопомпы пожарной: сухая без ГСМ не более 450 кг), исключая показатель массы к самому прицепу.
Согласно п. 5.2.22 ГОСТ Прицепные мотопомпы должны быть установлены на автомобильные прицепы в соответствии с существующими на них нормами и правилами оборудования и транспортирования грузов, следовательно заказчику целесообразно установить функциональные, технические и качественные характеристики прицепа, так как, следует из пояснений представленных ГУФСИН России по Кемеровской области, в случае, при которых возможно использование мотопомпы, предполагает, необходимость её перемещения, в том числе с использованием сил расчета.
Таким образом, заказчиком при осуществлении закупки № 0139100007320000016 допущено нарушение ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, так как показатели (храктеристики) закупаемого товара не в полной мере соответствуют фактическим потребностям заказчика.
В соответствии с п. 5.2.9. Мотопомпа должна быть оборудована вакуумной или другого типа системой водозаполнения с ручным или автоматическим управлением.
Заказчик, в объекте описания закупки устанавливает требования к насосу мотопомпы пожарной прицепной: центробежный, с автоматической системой заполнения.
При формировании технического задания заказчику в рамках ФЗ №44-ФЗ, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика.
Потребность ГУФСИН России по Кемеровской области в автоматическом управлении системой водозаполнения мотопомпы пожарной обусловлена необходимостью оперативного пожаротушения с минимальным участием людей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ в отношении описания объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
С учетом изложенного, доводы жалобы ООО «ТД ЛЗПМ» частично нашли своё подтверждение. Так обоснованным признан довод относительно установленных требований исключительно к массе мотопомпы пожарной.
Таким образом, ГУФСИН России по Кемеровской области при осуществлении электронного аукциона № 0139100007320000016 допустило нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ. Ответственность за указанное нарушение предусмотрено ч.2 ст. 7.30 КоАП.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ТД ЛЗПМ» на действия ГУФСИН России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения), частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и единой комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.