Решение №054/06/33-770/2020 жалоба ООО «ТД ЛЗПМ» на действия ГУФСИН России по Кемеровско... от 28 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-770/2020

 

«28» апреля 2020 года                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

«……………….»

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«……………….»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

«……………….»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

в присутствии представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее – ГУФСИН России по Кемеровской области) – «……………….» (по доверенности), (по средствам видео-конференц-связи);

в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Ливенского завода противопожарного машиностроения» (далее – ООО «ТД ЛЗПМ») – «……………….» (директор), «……………….» (по доверенности), (по средствам видео-конференц-связи),  

рассмотрев жалобу ООО «ТД ЛЗПМ» на действия ГУФСИН России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения), начальная (максимальная) цена 3 515 113,68 рублей,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ТД ЛЗПМ» перенаправленная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на действия ГУФСИН России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения).

Из обращения ООО «ТД ЛЗПМ» с жалобой на действие (бездействие) ГУФСИН России по Кемеровской области следует, что заказчик в документации об электронном аукционе указывает, технические характеристики мотопомпы пожарной прицепной (ОКПД2 28.13.14.110): масса мотопомпы пожарной - сухая без ГСМ не более 450 кг, насос – центробежный, с автоматической системой заполнения, ограничивающие возможность участия в электронном аукционе.

В описании объекта закупки заказчик устанавливает требования к мотопомпе пожарной прицепной в соответствии с ГОСТ Р 53332-2009 (Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний (с Изменением №1)) (далее – ГОСТ).

ООО «ТД ЛЗПМ» считает, что мотопомпа пожарная и легковой прицеп, на котором она установлена, являются единым целым изделием, в ПТС мотопомпы пожарной прицепной указывается общая разрешенная максимальная масса прицепа без какого-либо разделения.

Действующий ГОСТ не предъявляет требований к массе, сухой без ГСМ, мотопомпы пожарной прицепной (далее - мотопомпа).

Между тем масса является одним из основных эксплуатационных требований к при­цепу для автомобиля.

Согласно техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011):

Полная масса прицепа - это сила, которая действует на дорожное полотно посредст­вом моста или мостов снаряженного прицепа, находящегося в сцепке с тягачом. На основа­нии максимальной массы прицепы относятся к следующим категориям:

  • максимальная масса до 750 кг — категория 01 (легкий прицеп, тормоза не обязатель­ны);
  • максимальная масса от 750 до 3500 кг — категория 02 (инерционные тормоза);
  • максимальная масса от 3500 до 10000 кг — категория 03 (тормоза с постоянным дейст­вием).

В данной редакции технического задания поставщики мотопомп, масса которых более 450 кг (в диапазоне от 451 до 750 кг), будут ограничены в возможности участия в электронном аукционе, по мнению подателя жалобы.

Пункт 5.2.9 ГОСТ: Мотопомпа должна быть оборудована вакуумной или другого типа системой водозаполнения с ручным или автоматическим управлением.

Система водозаполнения мотопомпы пожарной по типу управления может быть руч­ной или автоматической.

В соответствии с ГОСТ производитель вправе самостоятельно определять тип управ­ления системы водозаполнения всасывающей линии, обеспечивающий требуемые парамет­ры максимальной геометрической высоты всасывания и времени заполнения пожарного на­соса мотопомпы, параметры качества и надежности.

По мнению подателя жалобы, в данном случае имеет место ограничение конкуренции путем включения в техниче­ское задание единственного типа управления системой водозаполнения - автоматической.

Податель жалобы считает, что требования о поставке мотопомпы с массой не более 450 кг и с автоматическим управлением системой водозаполнения являются нарушением ст. 17, п,2, ч.2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно ограничение и устранение конкуренции созданием участнику электронного аукциона или нескольким участникам электронного аукциона преимущественных условий участия в электронном аукционе и является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа, противоречит публичным интересам, препятствует добросовестной конкуренции и обеспечению прозрачности размещения заказов, а также реализации иных целей, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.13 г. ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В ответ на жалобу ООО «ТД ЛЗПМ» ГУФСИН России по Кемеровской области возразило следующее.

Действующий ГОСТ Р 53332-2009 не предъявляет требований к массе, сухой без ГСМ, мотопомпы пожарной прицепной.

Согласно п. 4.5. ГОСТ Р 53332-2009 для мотопомп устанавливается номенклатура показателей, которые должны включаться в нормативные документы и техническую документацию, в том числе такой показатель как - «масса, кг.», то есть установление Заказчиком требования к массе мотопомпы не противоречит требованиям ст. 33 ФЗ 44-ФЗ и техническим регламентам.

Максимальное значение показателя (масса мотопомпы), предусмотренного ГОСТ Р 53332-2009 установлено документацией об открытом аукционе в электронной форме и обусловлено требованиями заказчика.

Требования к массе мотопомпы пожарной - сухая без ГСМ не более 450 кг., обусловлено потребностью заказчика в легкой и мобильной мотопомпе пожарной, что установлено в аукционной документации. Область применения мотопомпы - для оперативного пожаротушения с минимальным участием людей.

Специфика функционирования исправительных учреждений, и случаи, при которых возможно использование мотопомпы, предполагает, с большой долей вероятности, необходимость ее перемещения, в том числе с использованием сил расчета.

Доводы жалобы о том, что мотопомпа пожарная и легковой прицеп, на котором она установлена, являются единым целым изделием, в ПТС мотопомпы пожарной прицепной указывается общая разрешенная максимальная масса прицепа без какого-либо разделения, ошибочны и не соответствуют положениям ГОСТ Р 53332-2009, по мнению заказчика.

Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 53332-2009 мотопомпа конструктивно должна представлять собой мотор-насосный агрегат, состоящий из центробежного насоса и приводного двигателя внутреннего сгорания.

В соответствии с п. 5.2.22 ГОСТ Р 53332-2009 прицепные мотопомпы должны быть установлены на автомобильные прицепы в соответствии с существующими на них нормами и правилами оборудования и транспортирования грузов.

Очевидно, что ГОСТ Р 53332-2009 разделяет понятия мотопомпа прицепная и автомобильный прицеп, на котором мотопомпа будет установлена.

Таким образом, заказчик считает, что содержание документации об открытом аукционе в электронной форме не нарушает требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-03 «О защите конкуренции», поскольку не устанавливает требований к изготовлению и характеристикам прицепа, на котором будет установлена мотопомпа, что позволяет участникам закупки самостоятельно принять решение о характеристиках прицепа и способе его изготовления, с учетом необходимости соблюдения требования аукционной документации относительно предельной массы мотопомпы пожарной: сухой без ГСМ - 450 кг., т.е. требование к массе предъявляется только к мотопомпе, а не к автомобильному прицепу, на котором она будет установлена.

Заказчик считает, что установленные в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к массе мотопомпы пожарной, также не противоречит указанному заявителем жалобы ГР ТС 018/2011, устанавливающему исключительно категории прицепов, требования к которым заказчиком не предъявляются.

Заказчик просит обратить внимание, что кроме того, на товарном рынке представлено большое разнообразие моделей мотопомп прицепных, масса которых соответствует требованиям, установленным аукционной документацией. В ответе на запрос на разъяснение положений документации об аукционе от 09.04.2020 № РД2 Заказчиком были приведены примеры продукции, отвечающих требованиям Заказчика, что подтверждает отсутствие нарушений требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Доводы жалобы о том, что требование о поставке мотопомпы исключительно с автоматическим управлением системой водозаполнения ограничивает возможность участия в электронном аукционе поставщиков мотопомп с ручным управлением системой водозаполнения, не соответствуют действительности и требованиям нормативно-правовых актов.

В документации об открытом аукционе в электронной форме при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Закупаемый товар в КТРУ отсутствует.

В соответствии с пунктом 5.2.9 ГОСТ Р 53332-2009 мотопомпа должна быть оборудована вакуумной или другого типа системой водозаполнения с ручным или автоматическим управлением, что предоставляет заказчику право установления в документации об открытом аукционе в электронной форме требования об автоматическом управлении системой водозаполнения мотопомпы пожарной. Кроме того, указанный показатель является конкретным и возможность его установления прямо предусмотрена ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Указанное требование обусловлено потребностью заказчика, установлением в аукционной документации области применения мотопомпы: для оперативного пожаротушения с минимальным участием людей, и не противоречит положениям ГОСТ Р 53332-2009, по мнению заказчика

В результате рассмотрения жалобы и на основании представленных ГУФСИН России по Кемеровской области информации и документов, Комиссия Новосибирского УФАС установила следующее.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44ФЗ) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п.2 ч.1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу ч.2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

30.03.2020 ГУФСИН России по Кемеровской области размещён электронный аукцион № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения), начальная (максимальная) цена 3 515 113,68 рублей.

По результатам проведения электронного аукциона, заказчиком был направлен проект контракта участнику подавшему единственную заявку на участие в электронном аукционе – ООО «Строительная компания Р-ПРОЕКТ», предложившее мотопомпу пожарную прицепную «Гейзер».

Новосибирским УФАС России в ГУФСИН России по Кемеровской области была запрошена информация о не менее чем двух моделях товаров различных производителей, соответствующих в полном объеме установленным требованиям, с приложением подтверждающих документов (паспорта, техническая документация и т.п.).

Заказчик в ответ на запрос, представил принт скрины двух моделей мотопомп пожарных прицепных: «Водолей» производимых АО «Машиностроительный завод» и «Гейзер» производитель – ООО «Каланча».

В ходе рассмотрения жалобы, выяснилось, что согласно Решению Арбитражного суда Московской области №А41-91688/18 от 28.01.2020 АО «Машиностроительный завод» (ИНН 5042007800) признан несостоятельным (банкротом), а также в отношении Акционерного общества открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Также, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России была получена информация и сведения от дилеров и основных поставщиков мотопомпы Водолей (ООО «Группа компаний «ОМЕГА», ООО «Весна-Техно», ООО «Эль Индустрия»). Согласно полученным ответам, мотопомпа Водолей отсутствует в продаже, в связи с закрытием завода в 2017 году.

Следовательно, заказчиком в ООЗ были указаны характеристики товара соответствующие только одной модели производителя.

Представленное заказчиком обоснование НМЦК, предусмотренное ст. 22 ФЗ №44-ФЗ не является документом подтверждающим информацию о не менее чем двух моделях товаров различных производителей, соответствующих в полном объеме установленных требованиям технического задания, размещенного заказчиком.

При рассмотрение жалобы по существу, представитель заказчика пояснил, что требования к массе мотопомпы пожарной установлены исходя из потребностей заказчика (возможное передвижение личным составом) в её эксплуатации, передвижении. Однако, мотопомпа пожарная прицепная эксплуатируется непосредственно с прицепом.

В документации о проведении электронного аукциона ГУФСИН России по Кемеровской области в описании объекта закупки указывает на необходимость в мотопомпе пожарной прицепной в составе: прицеп - 1 шт. и мотопомпа пожарная прицепная – 1 шт, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53332-2009. При этом, устанавливая требования к массе только мотопомпы пожарной (масса мотопомпы пожарной: сухая без ГСМ не более 450 кг), исключая показатель массы к самому прицепу.

Согласно п. 5.2.22 ГОСТ Прицепные мотопомпы должны быть установлены на автомобильные прицепы в соответствии с существующими на них нормами и правилами оборудования и транспортирования грузов, следовательно заказчику целесообразно установить функциональные, технические и качественные характеристики прицепа, так как, следует из пояснений представленных  ГУФСИН России по Кемеровской области, в случае, при которых возможно использование мотопомпы, предполагает, необходимость её перемещения, в том числе с использованием сил расчета.

Таким образом, заказчиком при осуществлении закупки № 0139100007320000016 допущено нарушение ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, так как показатели (храктеристики) закупаемого товара не в полной мере соответствуют фактическим потребностям заказчика.

В соответствии с п. 5.2.9. Мотопомпа должна быть оборудована вакуумной или другого типа системой водозаполнения с ручным или автоматическим управлением.

Заказчик, в объекте описания закупки устанавливает требования к насосу мотопомпы пожарной прицепной: центробежный, с автоматической системой заполнения.

При формировании технического задания заказчику в рамках ФЗ №44-ФЗ, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика.

Потребность ГУФСИН России по Кемеровской области в автоматическом управлении системой водозаполнения мотопомпы пожарной обусловлена необходимостью оперативного пожаротушения с минимальным участием людей.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ в отношении описания объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

С учетом изложенного, доводы жалобы ООО «ТД ЛЗПМ» частично нашли своё подтверждение. Так обоснованным признан довод относительно установленных требований исключительно к массе мотопомпы пожарной.

Таким образом, ГУФСИН России по Кемеровской области при осуществлении электронного аукциона № 0139100007320000016 допустило нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ. Ответственность за указанное нарушение предусмотрено ч.2 ст. 7.30 КоАП.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ТД ЛЗПМ» на действия ГУФСИН России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100007320000016 на поставку мотопомпы пожарной прицепной (поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках ГОЗ, в целях обеспечения государственной программы вооружения), частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику и единой комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны