Решение №054/06/33-1557/2022 жалоба ООО Медицинский центр «Медиан» на положения извещения... от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1557/2022

«22» сентября 2022 года                                                                                               г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии …

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО Медицинский центр «Медиан» на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622005909), проводимого ГБУЗ НСО «ГНОКБ» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис», на поставку медицинского оборудования (система анестезиологическая, общего назначения), начальная (максимальная) цена контракта 33 090 000,03 руб.,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО Медицинский центр «Медиан» с жалобой на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622005909), проводимого ГБУЗ НСО «ГНОКБ» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис», на поставку медицинского оборудования (система анестезиологическая, общего назначения).

Суть жалобы ООО Медицинский центр «Медиан» заключается в следующем.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878).

Вместе с тем, описание объекта закупки сформировано заказчиком так, что ни одна заявка с аналогичным наркозно-дыхательным аппаратом отечественного производства не будет допущена к участию в аукционе. Исходя из совокупности значений параметров, указанных в описании данного объекта, следует, что данному описанию объекта наиболее соответствуют аппарат «MINDRAY», страна производства – Китай. На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушен принцип обеспечения конкуренции.

Кроме того, податель жалобы сообщил о том, что на территории Российской Федерации существует производитель аппаратов для ингаляционного наркоза, состоящих в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции – АО «Красногвардеец», который производит медицинское оборудование «Орфей-М».

Вместе с тем, описание объекта закупки не позволяет поставить товар отечественного производителя, что, по мнению подателя жалобы, нарушает принципы постановления Правительства от 10.07.2019 г. № 878.

Таким образом, податель жалобы считает, что в целях обеспечения конкурентной закупки с применением постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 при составлении объекта описания закупки, заказчику следует применить технические характеристики одного из отечественных производителей, что обеспечит участие поставщиков в аукционе с аппаратами ингаляционной анестезии отечественного производства.

ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» в возражениях на жалобу ООО Медицинский центр «Медиан» сообщило следующее.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут необходимы для удовлетворения потребностей заказчика, связанных непосредственно с осуществлением им медицинской деятельности.

Описание объекта закупки должно позволять однозначно определять потребности заказчика, чтобы представить надлежащее предложение.

Указанным в описании объекта закупки характеристикам соответствуют товары двух производителей, что подтверждается сравнительной характеристикой товаров.

Заказчиком были направлены запросы на представление коммерческих предложений представленным в Едином реестре радиоэлектронной продукции (https://gisp.gov.ru/rep/marketplace/#/) производителям наркозно-дыхательных аппаратов, в том числе АО «Красногвардеец» - производителю аппарата для ингаляционного наркоза «Орфей-М 03», от которого был получен ответ о том, что некоторые необходимые заказчику характеристики у данного оборудования отсутствуют.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение о проведении электронного аукциона требований к товару, которые являются значимым для заказчика, отвечают его потребностям и необходимым для достижения соответствующих целей, более того, указание в извещении о проведении электронного аукциона требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.

Таким образом, аппарат для ингаляционного наркоза «Орфей-М 03» производителя АО «Красногвардеец» по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует необходимым заказчику требованиям, установленным в описании объекта закупки.

Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки и соответствовали всем существующим типам, видам, моделям товара.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО Медицинский центр «Медиан» сообщило следующее.

Заказчик наделен правом самостоятельно устанавливать в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики, с учетом своих потребностей и только он может пояснить какими именно объективными потребностями обусловлены характеристики, включенные в описание объекта закупки, в связи с чем дать какие-либо пояснения относительно отдельных характеристик описания объекта закупки не представляется возможным.

Вместе с тем, описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила), которое применяется заказчиками в целях описания объекта закупки.

Поскольку описание (содержащее характеристики) объекта закупки по позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102 «Система анестезиологическая, общего назначения» не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчиком самостоятельны были определены технические характеристики закупаемого товара, что не противоречит законодательству о контрактной системе.

По доводу жалобы о включении в описание объекта закупки характеристик товара совокупности которых соответствует товар одного производителя уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки не содержит указания на конкретного производителя. Кроме того, подателем жалобы не было доказано, что требования к товарам включены заказчиком в извещение об осуществлении закупки специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, до заседания Комиссии Новосибирского УФАС России заказчик представил информацию, подтверждающую наличие товара с указанными характеристиками нескольких производителей, а именно, представлена сравнительная таблица, из которой следует, что описанию объекта соответствует аппарат наркозно-дыхательный с принадлежностями «Wato EX-65 pro», производитель – «MINDRAY» (Китай) и комплекс анестезиологический «Fabius Plus XL» с принадлежностями «+Vista», производитель – «Drager» (Германия). Указанное свидетельствует об отсутствии ограничивающих позиций в описании объекта закупки.

Таким образом, довод жалобы о том, что совокупности характеристик, изложенных в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя, не нашёл своего подтверждения.

По доводу подателя жалобы о том, что в соответствии с постановлением Правительства от 10.07.2019 г. № 878 заказчик обязан установить в описании объекта закупки требования к товару так, чтобы им соответствовал хотя бы один товар отечественного производителя, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводам о том, что ни в указанном постановлении, ни в Законе о контрактной системе такой нормы нет.

Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители подателя жалобы не смогли пояснить в соответствии с какой нормой законодательства о контрактной системе (в том числе постановления Правительства от 10.07.2019 г. № 878), заказчик обязан составлять описание объекта закупки так, чтобы совокупности технических характеристик товара соответствовал хотя бы один товар отечественного производителя.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указный довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО Медицинский центр «Медиан» на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622005909), проводимого ГБУЗ НСО «ГНОКБ» и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО «УКСис», на поставку медицинского оборудования (система анестезиологическая, общего назначения) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны