Решение №054/06/33-1991/2019 жалоба ООО «Сибавтомет» на действия заказчика – ГКУ НСО «Цен... от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1991/2019

 

14 октября 2019 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Новосельцева А.В.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД»: <…> (начальник), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

от уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис»: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

от подателя жалобы – ООО «Сибавтомет»: <…> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Сибавтомет» на действия заказчика – ГКУ НСО «Центр организации дорожного движения» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000619005848 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, начальная (максимальная) цена контракта 9 103 866 руб. 68 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Сибавтомет» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «Центр организации дорожного движения» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000619005848 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Суть жалобы ООО «Сибавтомет» заключается в следующем.

1. Предметом закупки является поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Согласно пункту 1.5 описания объекта закупки вероятность определения чистых государственных знаков автомобилей на мониторе внешнего компьютера должна быть не менее 88,92 %.

По мнению подателя жалобы, буквальное толкование спорного показателя показывает, что вероятность определения государственного знака автомобиля зависит не от технических характеристик комплекса фотовидеофиксации, а от чистоты государственного регистрационного знака, критерии которой в аукционной документации не содержатся, а также от монитора внешнего компьютера, на котором должен отображаться номер государственного регистрационного знака.

Пунктом 5.7 ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» установлено, что технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных) - не менее 90%.

Таким образом, ООО «Сибавтомет» считает, что вышеуказанное требование не является функциональной, технической и качественной характеристикой, эксплуатационной характеристикой комплекса фотовидеофиксации.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель подателя жалобы дополнительно заявил, что по позиции 1.5 описания объекта закупки отсутствует обоснование необходимости установления требования в отношении значения указанного показателя.

2. Заказчиком установлены требования к весогабаритным характеристикам, которые, по мнению подателя жалобы, являются избыточными и необоснованными.

Так, согласно п.п.2.12-2.14 описания объекта закупки высота роутера уличного не более 185 мм, длина роутера уличного не более 185 мм, глубина роутера уличного не более 56 мм.

В соответствии с п.п.3.5 - 3.8 описания объекта закупки масса защитного устройства аккумулятора не более 0,5 кг, высота защитного устройства аккумулятора не более 59 мм, длина защитного устройства аккумулятора не более 42 мм, глубина защитного устройства аккумулятора не более 115 мм.

Согласно п.п.12.3 - 12.5 описания объекта закупки высота вандалозащищенного бокса, предназначенного для размещения аккумуляторной батареи, не менее 360 мм, длина вандалозащищенного бокса, предназначенного для размещения аккумуляторной батареи, не менее 500 мм, глубина вандалозащищенного бокса, предназначенного для размещения аккумуляторной батареи, не менее 270 мм.

Вместе с тем, ГОСТ Р 57144-2016 не содержит требований к габаритным характеристикам комплекса фотовидеофиксации.

Указание в аукционной документации весогабаритных характеристик элементов товара не отвечает требованиям закона ввиду того, что поставке подлежит комплекс, который может состоять, в том числе, из вышеперечисленных элементов. Кроме того, габаритные характеристики рассматриваемых элементов не влияют на функционал комплекса.

Аналогичное нарушение Закона о контрактной системе усматривается в п.1.6 описания объекта закупки (рабочая частота излучения не менее 24,15±0,1 ГГц).

3. Описание объекта закупки содержит противоречивые требования, не позволяющие определить потребность заказчика.

В соответствии с п.п.2.9, 2.10 описания объекта закупки минимальная рабочая температура для уличного роутера - не ниже -40°C, максимальная - не выше 80°C.

Для зарядного устройства минимальная рабочая температура - не выше -40°С (п.5.8 описания объекта закупки), максимальная - не ниже 60 °С (пункт 5.9 описания объекта закупки).

Для зарядного устройства (п.7.3 описания объекта закупки) рабочая температура не уже чем от - 40°C до + 60°C.

Таким образом, заказчик допустил возможность использования составных частей одного комплекса в различных температурных режимах в зависимости от оборудования.

4. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Между тем, ООО «Сибавтомет» считает, что инструкция, содержащаяся в аукционной документации, не позволяет участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку с учетом потребностей заказчика.

Так, в инструкции используется словосочетание «и т.п.», которое не позволяет участнику электронного аукциона установить порядок заполнения заявки со словами (словосочетаниями), непоименованными в инструкции, но имеющимися в требованиях к товарам. К таким словам (словосочетаниям), например, относится слово «наличие».

Согласно инструкции не допускается при описании товара указывать знаки «+», «±». Таким образом, инструкция не содержит точного порядка заполнения показателей «Рабочая частота излучения не менее 24,15±0,1 ГГц. Тип экрана TN+film», поскольку невозможность указания в заявке знаков «+», «±» делает невозможным заполнение спорных значений.

Согласно инструкции формулировка «до», «не более», означает «меньше или равно». Формулировка «не менее», «не ниже», означает «больше или равно». Формулировка «в диапазоне от и до», «в диапазоне не менее и не более», «в диапазоне не шире и не уже» или «в диапазоне с символа/знака «-» (тире)» включает крайние значения диапазона. Однако инструкцией не определено как заполнять показатели, значения которых сопровождаются вышеуказанными словами (словосочетаниями).

Исходя из изложенного, податель жалобы полагает, что заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

ГКУ НСО «Центр организации дорожного движения» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Сибавтомет» сообщили следующее.

1.           Согласно п.1.5 описания объекта закупки вероятность определения чистых государственных знаков автомобилей на мониторе внешнего компьютера - не менее 88,92%.

По мнению заказчика, положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не обязывают заказчика во всех случаях руководствоваться ГОСТ, стандартами или техническими регламентами.

При составлении описания объекта закупки заказчик может применять к товару, для которого существует функционирующий рынок, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Исходя из практики применения средств фотовидеофиксаци и нарушений ПДД, к прибору предъявляется требование о фиксации номеров транспортных средств, которые на мониторе внешнего компьютера должны быть читаемыми без дополнительных средств распознавания.

При формировании описания объекта закупки ГКУ НСО «ЦОДД» принимались во внимание технические характеристики распознавания номерных знаков транспортных средств различных приборов разных производителей. Так, согласно руководства по эксплуатации комплекса измерительного с видеофиксацией «КОРДОН-Темп» (производитель ООО «СИМ ИКОН») вероятность автоматического распознавания чистых ГРЗ в светлое время суток 98%; в паспорте измерителя скорости с фотофиксацией «СКАТ» (производитель ООО «Ольвия») вероятность распознавания ГРЗ при освещенности зоны контроля - не менее 98%; в руководстве по эксплуатации комплекса фоторадарного передвижного «КРИС» П (производитель ООО «СИМИКОН») вероятность распознавания ГРЗ в дневное время 94,46%, в ночное время - 88,92%.

Таким образом, ГКУ НСО «ЦОДД» установлено минимальное значение показателя, позволяющее не ограничивать конкуренцию среди участников закупки.

2.           Данные средства фотовидеофиксации могут устанавливаться на участках концентрации ДТП в отдаленных районах области. При этом, участились случаи совершения противоправных действий в отношении оборудования. Кроме того, оборудование эксплуатируется ГКУ НСО «ЦОДД» в круглосуточном режиме в условиях значительных колебаний температуры воздуха.

Закупаемый комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД является стационарно-передвижным и может эксплуатироваться как на улично-дорожной сети города Новосибирска, так в отдаленных населенных пунктах области.

При определении показателей эквивалентности (размеров) вандалозащищенных боксов, аккумуляторных батарей, зарядных устройств учитывалось также, что, поскольку большинство комплексов фотовидеофиксации работают в круглосуточном режиме, в вандалозащищенных боксах потребуется размещать две аккумуляторные батареи.

Таким образом, указанные в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки обусловлены потребностями заказчика в размещении оборудования, которое является единым объектом, в конкретном месте, с учетом конкретных условий.

3.           Оборудование, необходимое заказчику, будет эксплуатироваться ГКУ НСО «ЦОДД» в круглосуточном режиме в условиях значительных колебаний температуры воздуха.

Для зарядного устройства аккумуляторной батареи глубокого разряда (п.7.3 ООЗ) установлена рабочая температура (С) не уже чем от -40 до +60, устройство используется вне установки комплекса фотовидеофиксации, в помещении.

Для зарядного устройства (п.5 ООЗ) установлена минимальная рабочая температура (С) не выше -40, максимальная рабочая температура не ниже 60. Устройство размещается в вандалозащищенных боксах.

Роутер уличный должен иметь максимальную рабочую температуру не выше +80 (п.2.10 ООЗ), так как работает круглосуточно и нагревается в дневное время больше, чем зарядное устройство, соответственно, диапазон температур работы роутера больше.

Таким образом, указанные требования к рабочей температуре установлены с учетом практики эксплуатации ГКУ НСО «ЦОДД» комплексов фотовидеофиксации.

4.           В соответствии с пп. «б» п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки участника должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

По общему правилу конкретные показатели обозначают точные значения, которые однозначно характеризуют товар участника.

В п.16.1 аукционной документации было указано, что не допускается при описании товара указывать: «не более», «не менее», «более», «менее», «соответствует», «либо», «в полном соответствии», «должен быть», «должен», «не должен», «(с)выше», «или», «до», ставить знаки «+», «-», «V», «>», «±», «<», «<», «>» и т.п. При этом, в аукционной документации указано, что формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «>», «-», «±», «<», могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Таким образом, в аукционной документации прямо предусмотрены случаи, когда участники закупок могут указывать в первых частях заявок знаки «+»; «±» и т.д.

Из описания объекта закупки следует, что заказчику необходим к поставке комплекс фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения с товарным знаком СКАТ* или эквивалент.

Согласно паспорту БКЮФ.201219.019-01ПС на комплекс фотовидеофиксации СКАТ рабочая частота излучения измерителя скорости равна 24,15±0,1 ГГц.

Таким образом, конкретным показателем рабочей частоты излучения комплекса фотовидефиксации СКАТ является значение, включающее в себя знак «±».

Следовательно, по смыслу п.16.1 аукционной документации участники, предложившие к поставке комплекс фотовидеофиксации СКАТ, вправе указать в своей заявке показатель частоты излучения со знаком «±», поскольку такой показатель предлагаемого товара предусмотрен документами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Аналогичные правила будут применены к участникам, которые предложат к поставке эквивалент, то есть равнозначный товар.

Словосочетание «и т.п» в п.16.1 инструкции употребляется в конце перечисления формулировок «не более», «не менее», «более», «менее», «соответствует», «либо», «в полном соответствии», «должен быть», «должен», «не должен», «(с)выше», «или», «до», ставить знаки «+», «-», «V», «>», «±», «<», «<», «>» в качестве указания на то, что другие сходные словосочетания не должны быть указаны в заявках участников (за исключением случаев, предусмотренных аукционной документацией).

Вопреки доводам жалобы, слово «наличие» не является сходным с вышеуказанными словосочетаниями, поскольку оно имеет иную смысловую нагрузку, а именно, является обозначением присутствия чего-либо в товаре, необходимом заказчику (например, вандалозащищенный бокс, предназначенный для размещения аккумуляторной батареи — наличие).

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с п.5.7 ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных) - не менее 90%.

Вместе с тем, в п.1.5 описании объекта закупки содержится следующее требование: вероятность определения чистых государственных знаков автомобилей на мониторе внешнего компьютера должна быть не менее 88,92 %.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Однако п.1.5 описания объекта закупки соответствующего обоснования не содержит, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы нашел подтверждение.

2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

Изучив описание объекта закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком установлены, в том числе, требования к весу и размерам оборудования, необходимого заказчику. На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что необходимость установления данных требований обусловлено наличием в работе у заказчика комплексов фотовидеофиксации, соответственно, приобретаемое оборудование должно подходить по размерам к данным комплексам фотовидеофиксации.

Кроме того, ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» не содержит каких-либо ограничений в части габаритов технических средств фотовидеофиксации.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, установленные заказчиком требования к размерам составных частей комплекса фотовидеофиксации не противоречат действующему законодательству. Довод жалобы не подтвержден.

3. Описание объекта закупки содержит требования к минимальным и максимальным значениям показателя «рабочая температура».

Так, в соответствии с п.п.2.9, 2.10 описания объекта закупки минимальная рабочая температура для уличного роутера - не ниже -40°C, максимальная - не выше 80°C.

В соответствии с п.п.5.8, 5.9 описания объекта закупки минимальная рабочая температура зарядного устройства - не выше -40°С, максимальная - не ниже 60°С.

Согласно п.7.3 описания объекта закупки рабочая температура для зарядного устройства не уже чем от - 40°C до + 60°C.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что различные температурные режимы для элементов комплекса фотовидеофиксации установлены ввиду того, что устройства размещаются в разных температурных условиях (в помещении/на открытом воздухе), Комиссия полагает, что вышеуказанные требования также не противоречат действующему законодательству.

Вместе с тем, п.п.2.9, 2.10 описания объекта закупки содержат некорректные требования к значениям данного показателя. На заседании Комиссии представители заказчика подтвердили, что в результате технической ошибки указанное требование было сформировано не в соответствии с реальными потребностями заказчика. Предполагалось, что минимальная рабочая температура для уличного роутера должна быть не выше -40°C, максимальная - не ниже 80°C. Таким образом, заказчиком нарушена ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы нашел частичное подтверждение.

4. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что инструкция по заполнению первой части заявки соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает участников закупки в возможности заполнения первой части заявки надлежащим образом, что подтверждается наличием заявок от трех участников, которые были допущены к участию в электронном аукционе. Довод жалобы не подтвержден.

Исходя из изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, однако данные нарушения не повлекли ущемления прав и законных интересов участников закупки, руководствуясь п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику ГКУ НСО «Центр организации дорожного движения» и уполномоченному учреждению – ГКУ НСО «УКСис» предписание об отмене результатов закупки.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Сибавтомет» на действия заказчика – ГКУ НСО «Центр организации дорожного движения» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000619005848 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения частично обоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны