Решение №054/06/14-2193/2021 ООО «Аура Виви» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «... от 9 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-2193/2021

 

09 ноября 2021 года                                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис»: (по доверенности), (по доверенности),

от подателя жалобы – ООО «Аура Виви»: не явились (уведомлено надлежащим образом),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Аура Виви» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Бердская центральная городская больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621006680 на поставку медицинских расходных материалов (маска-респиратор), начальная (максимальная) цена контракта 232 700 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Аура Виви» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Бердская центральная городская больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621006680 на поставку медицинских расходных материалов (маска-респиратор).

Суть жалобы ООО «Аура Виви» заключается в следующем.

1. В аукционной документации установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства РФ № 616).

Так, согласно п.16.2.7 аукционной документации во второй части заявки участник закупки должен представить документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), или копии этих документов, а именно, выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

Предметом закупки является товар с кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, хирургические прочие, не включенные в другие группировки».

По мнению подателя жалобы, установление данного запрета влечет ограничение конкуренции.

Согласно описанию объекта закупки заказчику к поставке необходима маска-респиратор (противоаэрозольная, фильтрующая полумаска с клапаном выдоха, класс фильтрующей полумаски – FFP2).

Податель жалобы считает, что установленные требования указывают на то, что заказчику необходим товар, изготовленный в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 код ОКПД2 32.50.50.190 включен в перечень товаров, утвержденный указанным Постановлением, только в отношении медицинских масок. При этом, ООО «Аура Виви» считает, что маска медицинская должна соответствовать ГОСТ 58396-2019, что подтверждается письмом ФАС России от 18.08.2021 года № ПИ/69101/21.

Таким образом, запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 может быть установлен только в случае закупки масок медицинских изготовленных в соответствии с ГОСТ 58396-2019.

В отношении иных медицинских изделий с кодом ОКПД2 32.50.50.190, в том числе, маски-респиратора запрет не устанавливается.

Согласно примечанию Приложения № 1 к Письму Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 маски медицинские должны соответствовать ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», респираторы фильтрующие должны соответствовать ГОСТ 12.4.294-2015 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей».

Податель жалобы считает, что маска медицинская по ГОСТ 58396-2019 не является аналогом маски-респиратора и взаимозаменяющим медицинским изделием по отношению к полумаске фильтрующей по ГОСТ 12.4.294-2015 с классом защиты FFP2.

В соответствии с позицией ФАС России и Минпромторга России, изложенной в письмах № ПИ/69101/21 от 18.08.2021 и № 55485/13 от 02.07.2021, СИЗОД, выпускаемые по ГОСТ 12.4.294-2015, к медицинским маскам не относятся, следовательно, по мнению ООО «Аура Виви», под действия запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 616, не попадают.

При этом, указанные письма не содержат информации о том, что СИЗОД, изготавливаемые по ГОСТ 12.4.294-2015, не являются медицинскими изделиями.

2. Податель жалобы считает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям ст.33 Закона о контрактной системе.

Так, описание объекта закупки не содержит информации о способе крепления/фиксации респиратора, не содержит информации о длительности использования респиратора.

3. В соответствии с п.4.2 проекта контракта приемка товара осуществляется путем передачи поставщиком товара и сертификатов (декларации о соответствии), обязательных для данного вида товара, и иных документов, подтверждающих качество товара в соответствии с законодательством Российской Федерации (сертификат (паспорт) качества производителя, технический паспорт, гарантийный талон, оформленный на заказчика, инструкция по эксплуатации и др.), подписанной со стороны поставщика товарной (товарно-транспортной) накладной и (или) акта приема-передачи товаров, проверки целостности упаковки, вскрытии упаковки (в случае, если товар поставляется в упаковке), осмотра товара на предмет сколов, трещин, внешних повреждений. Приемка товара производится в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней с момента передачи товара, по адресу, указанному в п.3.1 контракта.

Таким образом, заказчик требует от поставщика представления документов, которые в соответствии с документацией об электронном аукционе не требуются. Между тем, требование о представлении сертификатов и деклараций для данного вида товара, по мнению ООО «Аура Виви», противоречит требованиям действующего законодательства.

ГКУ НСО «УКСис» в своих возражениях на жалобу ООО «Аура Виви» заявило следующее.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На основании требования, установленного ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее Постановление № 616).

Как следует из пункта 123 перечня товаров, на который распространяется запрет, на всю продукцию с ОКПД 2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)» установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 616.

Таким образом, запрет, установленный Постановлением Правительства РФ № 616, распространяется, в том числе, и на объект закупки - маски-респираторы с кодом ОКПД2 32.50.50.190.

Указанный вывод подтверждается наличием масок-респираторов в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Кроме того, указание на соответствие товара ГОСТ 12.4.294-2015 в аукционной документации не установлено.

Согласно п.3.1 ГОСТ Р 58396-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний» медицинская маска - это медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом. В соответствии с п.5.1.2 ГОСТ Р 58396-2019 медицинские маски могут иметь различную форму и конструкцию, а также дополнительные функции такие как экран для лица (для защиты пользователя от брызг и капель) с функцией или без функции защиты от запотевания либо носовой фиксатор (для улучшения прилегания за счет повторения формы носа).

По мнению уполномоченного учреждения, маска-респиратор также является маской медицинской, поскольку будет использоваться заказчиком в медицинских целях и обеспечивать минимизацию прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом.

На основании изложенного, ГКУ НСО «УКСис» считает, что в аукционной документации правомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616.

Относительно положений п.4.2 проекта контакта уполномоченное учреждение заявило следующее.

В силу ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов. Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.10.2019 № 402-п утвержден типовой контракт на поставку товаров для обеспечения нужд Новосибирской области. Применение указанного типового контракта, условий типовых контрактов для заказчиков является обязательным.

Обжалуемый подателем жалобы пункт проекта контракта является неотъемлемой частью типового контракта, обязательным для применения заказчиком.

Кроме того, согласно ч.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Аура Виви», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг

Так, постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства РФ № 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Товар, требуемый заказчику, имеет код ОКПД2 32.50.50.190, который входит в перечень товаров, на которые распространяется запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 616.

Согласно описанию объекта закупки заказчику к поставке необходимы маски-респираторы (код ОКПД2 32.50.50.190) со следующими характеристиками: противоаэрозольные, фильтрующые полумаски с клапаном выдоха с классом фильтрующей полумаски: FFP2.

При этом, в указанных подателем жалобы письмах ФАС России и Минпромторга России установлено, что средства индивидуальной защиты, выпускаемые в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015, не относятся к медицинским маскам.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России не было установлено, что медицинские изделия, закупаемые заказчиком в рамках данного электронного аукциона, не являются медицинскими масками.

Так, в соответствии с п.3.1, п.5.1.2 ГОСТ Р 58396-2019 медицинская маска - это медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом. Медицинские маски могут иметь различную форму и конструкцию.

На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения также подтвердили, что медицинские изделия, необходимые заказчику к поставке, являются разновидностью медицинских масок.

Кроме того, ГКУ НСО «УКСис» были представлены выписки из реестра российской промышленной продукции, подтверждающие наличие в реестре масок-респираторов (реестровая запись № 944\2\2021 – маска-респиратор медицинская защитная одноразовая «МИРА», реестровая запись № 438\13\2021 – маска-респиратор медицинская ЭирСейф с клапаном тип 1 204 NR FFP2).

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в аукционной документации правомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 616. Довод жалобы не подтверждён.

2. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки не противоречит требованиям п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Заказчиком определены параметры и характеристики товара, удовлетворяющие его потребности. Довод жалобы не нашел подтверждения.

3. В соответствии с п.4.2 проекта контракта приемка товара осуществляется путем передачи поставщиком товара и сертификатов (декларации о соответствии), обязательных для данного вида товара, и иных документов, подтверждающих качество товара в соответствии с законодательством Российской Федерации (сертификат (паспорт) качества производителя, технический паспорт, гарантийный талон, оформленный на заказчика, инструкция по эксплуатации и др.), подписанной со стороны поставщика товарной (товарно-транспортной) накладной и (или) акта приема-передачи товаров, проверки целостности упаковки, вскрытии упаковки (в случае, если товар поставляется в упаковке), осмотра товара на предмет сколов, трещин, внешних повреждений. Приемка товара производится в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней с момента передачи товара, по адресу, указанному в п.3.1 контракта.

При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик вправе самостоятельно определить какие именно документы необходимо представить при поставке товара в качестве подтверждения его соответствия нормативно установленным в РФ требованиям, поскольку действующим законодательством не определен перечень таких документов.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанные в п.4.2 проекта контракта документы относятся к товаросопроводительным документам, положения проекта контракта не противоречат требованиям действующего законодательства.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Аура Виви» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Бердская центральная городская больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621006680 на поставку медицинских расходных материалов (маска-респиратор) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны