Решение №02-01-06-10-09 Решение по делу №02-01-06-10-09 в отношении Новосибирского О... от 10 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«10» марта 2009 года                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии;

Княжева Е..Н. - главный специалист-эксперт правового отдела, член Комиссии,

рассмотрев дело №02-01-06-10-09 от 17 февраля 2009 года о нарушении Новосибирским областным союзом потребительских обществ и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» частей 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей Новосибирского областного союза потребительских обществ

УСТАНОВИЛА

Новосибирским УФАС России Определением от 17.02.2009 возбуждено дело №02-01-06-10-09 в связи с рассмотрением заявления ООО «АЛКОСИБ» на действия правления Новосибирского областного союза потребительских обществ (Облпотребсоюз).

3 декабря 2008 года правлением Облпотребсоюза в адрес торговых потребительских обществ и иных организаций различных организационно-правовых форм, входящих в Облпотребсоюз, были направлены информационные письма с указанием о запрете торговли в розничных торговых предприятиях алкогольной продукцией, произведенной на территории Кабардино-Балкарской республики.

В вышеназванных информационных письмах указывалось, что данное требование принято на основании Соглашения, заключенного между Облпотребсоюзом и ООО ТД «Витта» на поставку продукции от 27 ноября 2008 года. В соответствии с указанным Соглашением ООО ТД «Витта» обязуется предоставлять торговую скидку в размере 10% от итоговой суммы, указанной в счет-фактурах.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности. Запрещается предпринимательская деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Рассылка Облпотребсоюзом на основании Соглашения от 27 ноября 2008 года в адрес потребительских обществ писем с запретом на реализацию продукции Кабардино-Балкарской республики могла привести к разделу рынка по составу продавцов, что запрещено частью 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

Облпотребсоюзом до возбуждения настоящего дела были приняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке (о чем представлены соответствующие доказательства), а именно письмо №ТО-38 от 04.12.2008, которым Облпотребсоюз отменил абзац 2 письма №ТО-37 от 03.12.2008, изложив его в новой редакции (копия письма имеется в деле). Письмо №ТО-38 от 04.12.2008 было направлено всем адресатам письма №ТО-37 от 03.12.2008.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что, между ООО «Торговый дом «Витта» и Облпотребсоюзом заключено Соглашение от 27.11.2008, в соответствии с которым в целях увеличения реализации продукции «Торгового дома «Витта», вырабатываемой на территории Новосибирской области ООО «Витта», и упорядочения расчетов за принятую и реализованную продукцию предприятиями потребительской кооперации области, «Торговый дом «Витта» поставляет продукцию строго по заявкам кооперативных предприятий, соблюдая ассортимент, цену и условия поставки, указанные в прайс-листах поставщика. При этом отменяется предоставление товарного кредита. Каждому кооперативному предприятию – получателю предоставляется торговая скидка 10% от итоговой суммы, указанной в каждой счет-фактуре.

Данным Соглашением Облпотребсоюз осуществляет координацию экономической деятельности кооперативных предприятий, входящих в Облпотребсоюз, и ООО «Торговый дом «Витта» путем установления фиксированной торговой скидки на продукцию ООО «Торговый дом «Витта», одинаковой для всех входящих в Облпотребсоюз кооперативных предприятий.

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает доводы ООО «Торговый дом «Витта» о том, что между каждым розничным торговым предприятием, входящим в союз потребительских обществ и в потребительские общества, ООО ТД «Витта» заключен отдельный договор поставки, дополнительным соглашением к которому регулируется порядок и условия предоставления скидок. Указанные скидки предоставляются покупателям в рамках нормального гражданского оборота только в случае своевременного и надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договорам поставки.

ООО ТД «Витта» представлены копии 35 дополнительных соглашений к договорам поставки, заключенным с различными торговыми предприятиями, входящими в союз потребительских обществ и в потребительские общества на территории Новосибирской области. Указанные дополнительные соглашения предусматривают обязанность покупателей обеспечить выполнение плана по поставке продукции ООО ТД «Витта» производства ООО «Витта». При этом Поставщик предоставляет Покупателю по итогам работы каждого месяца скидку в размере 10% от стоимости поставленной им продукции, и отсрочку платежа за полученную продукцию в размере 30 календарных дней при выполнении обязательств по поставке продукции. 14 из представленных ООО ТД «Витта» дополнительных соглашений заключены после подписания между ним и Облпотребсоюзом Соглашения от 27.11.2008:

1. с КПО «Общепит» - 01.12.2008;

2. с КТПО - 01.12.2008;

3. с Карасукским райпо - 01.12.2008;

4. с ТО «Кооператор» Чикского райпо -13.01.2009;

5. с Чикским ПОСПО – 26.12.2008;

6. с ТО «Коченево» Коченевского райпо – 30.12.2008;

7. с Коченевским ТПО - 30.12.2008;

8. с ТПО «Поселковое» - 30.12.2008;

9. с Новочановским сельпо – 11.01.2008;

10. с Кыштовский ПТПО – 01.12.2008;

11. с ПО «Рощинское» - 01.12.2008;

12. с ПО «Советское» -01.12.2008;

13. с ПО «Сельское» - 01.12.2008;

14. с Общепитом Ордынского райпо – 01.12.2008.

Как видно из приведенного перечня, 7 из 14 вышеуказанных дополнительных соглашений были подписаны 1 декабря 2008 года, то есть, непосредственно после подписания Соглашения от 27.11.2008 между Облпотребсоюзом и ООО ТД «Витта». Остальные 7 дополнительных соглашений также были подписаны по прошествии короткого времени после заключения названного соглашения.

Частью 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи. Пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности - согласование деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Облпотребсоюз является некоммерческой организацией, юридическим лицом, действует на основании своего Устава, имеет в собственности имущество (пункт 1.2. Устава Облпотребсоюза).

Абзацем 10 статьи 2.2. Устава Облпотребсоюза предусмотрено, что предметом его деятельности, в том числе является торговая, производственная, заготовительная, посредническая и иная предпринимательская деятельность. В соответствии с абзацем 2 статьи 4.2. Устава Облпотребсоюза его члены обязаны производить оплату за оказанные услуги в порядке и размерах, устанавливаемых договором. Вышеизложенное является подтверждением того обстоятельства, что Облпотребсоюз является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход.

В объяснении по существу дела, представленном Облпотребсоюзом в соответствии с Определением о назначении к рассмотрению настоящего дела сообщается следующее.

Облпотребсоюз считает, что им не допущены нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции при заключении Соглашения от 27.11.2008, так как целью указанного соглашения является упорядочение расчетов. Соглашение не предусматривает ограничений по закупу алкогольной продукции у других поставщиков, а также не содержит положений, создающих для организаций потребительской кооперации возможность устранения конкуренции.

Несмотря на то, что в Соглашении присутствует условие, которым предусмотрено, что каждому кооперативному предприятию – получателю продукции, ООО «Торговый дом «Витта» предоставляет торговую скидку в размере 10% от итоговой суммы, указанной в каждом счете-фактуре, в Соглашении не содержится каких-либо конкретных условий получения данной скидки, противоречащих нормам антимонопольного законодательства, таких как: условие о приобретении определенного объема продукции, условие о полноте ассортимента, условие о предоставлении конкретного полочного пространства для размещения продукции, условие о согласовании с поставщиком розничной цены.

В соответствии со статьей 1 и пунктом 5 статьи 31 Закон РФ «О потребительской кооперации» Облпотребсоюз создан для координации деятельности потребительских обществ и осуществляет в отношении данных обществ контрольные и распорядительные функции. Соответственно не нарушаются данным соглашением и часть 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», так как Соглашение не содержит положений, принуждающих организации потребительской кооперации области приобретать только лишь продукцию ООО «Торговый дом «Витта». Координация деятельности потребительских обществ третьим лицом – Новосибирским Облпотребсоюзом осуществляется в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Закон РФ «О потребительской кооперации» и Уставом Новосибирского Облпотребсоюза.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О защите конкуренции» допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

Согласно пункту 19 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» «вертикальное» соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. Новосибирский Облпотребсоюз и ООО «Торговый дом «Витта» не конкурируют между собой и являются соответственно: Облпотребсоюз - потенциальным приобретателем, а ООО «Торговый дом «Витта» - потенциальным продавцом

Таким образом, Соглашение от 27.11.2008, являющееся вертикальным соглашением, не создает возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагает на их участников или третьих лиц ограничения. Поэтому, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции» Соглашение от 27.11.2008 может быть признано допустимым в связи с тем, что результатом такого соглашения является получение покупателями преимуществ (выгод) соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате данного соглашения, тем более что положения Соглашения от 27.11.2008 на практике не применялись.

В объяснении по существу дела, представленном ООО «Торговый дом «Витта» в соответствии с Определением о назначении к рассмотрению настоящего дела сообщается следующее.

Заключенным между Облпотребсоюзом ООО «Торговый дом «Витта» Соглашением не устанавливаются, не поддерживаются какие бы то ни было цены (тарифы), скидки, надбавки (доплаты) или наценки, о которых идет речь в пункте 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Положение Соглашения, которым установлена торговая скидка в размере 10% на продукцию ООО «ТД «Витта» для розничных торговых предприятий, входящих в Облпотребсоюз, сами по себе не устанавливают скидки. Данное обстоятельство обусловлено тем, что между каждым розничным торговым предприятием и ООО «ТД «Витта» заключен договор поставки, в котором содержатся все существенные условия, предусмотренные действующим гражданским законодательством, а дополнительным соглашением к договору поставки регулируется порядок и условия предоставления скидки. Ее предоставление находится в прямой зависимости от своевременного и надлежащего исполнения розничными предприятиями (покупателями) принятых на себя обязательств по оплате поставленного товара.

Иными словами, торговая скидка в размере 10% на продукцию ООО «ТД «Витта» предоставляется покупателям только при отсутствии дебиторской задолженности последних перед поставщиком, что соответствует требованиям нормального гражданского оборота. Данное обстоятельство подтверждается копиями дополнительных соглашений к договорам поставки с различными предприятиями розничной торговли, входящими в Облпотребсоюз.

Положения вышеуказанного Соглашения не приводят к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). ООО «АЛКОСИБ» наряду с другими продавцами алкогольной продукции без каких-либо ограничений по территориальному принципу осуществляет реализацию собственных товаров в предприятия розничной торговли на территории Новосибирской области. В одних и тех же торговых предприятиях осуществляется реализация алкогольной продукции как ООО «ТД «Витта», так и ООО «АЛКОСИБ», что подтверждается представленными на заседание Комиссии копиями счетов-фактур. При этом стоимость товаров, реализуемых ООО «АЛКОСИБ», значительно ниже стоимости товаров, реализуемых ООО «ТД «Витта» и, даже с учетом предоставляемой покупателям скидки в размере 10% от стоимости поставленной продукции, конечная розничная цена товаров ООО «ТД «Витта» сравнительно выше конечной розничной цены товара ООО «АЛКОСИБ».

Вышеуказанное Соглашение, заключенное между Облпотребсоюзом и ООО «ТД «Витта», не содержит в себе условий, которые привели или могут привести к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договора с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.

Письмо, направленное правлением Облпотребсоюза в адрес торговых предприятий, содержавшее запрет на приобретение продукции, произведенной на территории Кабардино-Балкарской республики, на которое ссылается ООО «АЛКОСИБ» в своем заявлении от 22.12.2008, не находится в зависимости от заключенного с Облпотребсоюзом Соглашения и не состоит в причинно-следственной связи с его условиями. Указанное информационное письмо, содержащее в себе предостережение о приобретении алкогольной продукции, произведенной на территории Кабардино-Балкарской республики, было направлено Облпотребсоюзом в целях координации деятельности потребительских обществ, оказания информационных услуг, что предусмотрено пунктом 2.1. Устава, в рамках Указания Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области от 24.10.2008.

ООО «ТД «Витта» считает, что, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, координационная деятельность Облпотребсоюза соответствует требованиям антимонопольного законодательства и нацелена на содействие развитию, на защиту прав и интересов потребительских обществ на территории Новосибирской области.

Учитывая вышеизложенное, ООО «ТД «Витта» также считает, что Соглашение от 27.11.2008, заключенное между Облпотребсоюзом и ООО «ТД «Витта», является допустимым в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», так как им не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на товарном рынке Новосибирской области, не налагаются на его участников или третьих лиц ограничения, а, напротив, оно способствует реализации товаров, получению покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 10.03.2009 председатель правления Новосибирского облпотребсоюза поддержал доводы, изложенные в объяснении по существу дела, дополнительно пояснив при этом следующее.

Облпотребсоюз создан для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, что закреплено в статье 1 «Основные понятия» ФЗ «О потребительской кооперации». Большинство организаций, входящих в Облпотребсоюз, находится в сельской местности, где издержки обращения товаров выше, чем в крупных городах. Учитывая данное обстоятельство, правление Облпотребсоюза подписало Соглашение от 27.11.2008 с ООО «ТД «Витта» в целях решения указанных проблем. Поскольку Облпотребсоюз считает, что рассматриваемое соглашение является «вертикальным», оно не является единственным в практике работы Облпотребсоюза с иными поставщиками различных групп товаров.

ООО «ТД «Витта» не имеет никаких преимуществ по сравнению с другими поставщиками аналогичной продукции, договоренность о 10% скидке достигнута лишь в целях снижения цены на продукцию, поставляемую ООО «ТД «Витта». В стабильной работе ООО «Витта», продукцию которого реализует ООО «ТД «Витта», заинтересована администрация Новосибирской области, поскольку ООО «Витта» является местным товаропроизводителем.

Председатель правления Новосибирского облпотребсоюза на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России признал, что содержавшееся в письме Облпотребсоюза №ТО-37 от 03.12.2008 напоминание не приобретать алкогольную продукцию, произведенную на территории Кабардино-Балкарской республики, является нарушением антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 10.03.2009 представители ООО «ТД «Витта» поддержали доводы, изложенные в объяснении по существу дела, дополнительно пояснив при этом следующее.

Утверждение ООО «АЛКОСИБ» о запрете торговым и иным организациям различных организационно-правовых форм, входящим в Облпотребсоюз на торговлю алкогольной продукцией, произведенной на территории Кабардино-Балкарской республики, не подтверждено. На заседание Комиссии представлены копии документов, подтверждающих поставку алкогольной продукции, произведенной на территории Кабардино-Балкарской республики в вышеназванные торговые предприятия.

На территории Новосибирской области участились случаи реализации контрафактной алкогольной продукции. В связи с указанными обстоятельствами, как сообщалось в объяснении по существу рассматриваемого дела, в рамках Указания Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области от 24.10.2008 Облпотребсоюзом и ООО «ТД «Витта» были приняты соответствующие меры. Таким образом, письма, адресованные предприятиям розничной торговли, были направлены Облпотребсоюзом в целях усиления мер по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции на территории Новосибирской области. В развитие указанных мер было подписано и Соглашение от 27.11.2008 между Облпотребсоюзом и ООО «ТД «Витта».

Представитель ООО «ТД «Витта» признал, что Соглашение от 27.11.2008 между Облпотребсоюзом и ООО «ТД «Витта» фиксирует предоставление каждому кооперативному предприятию-получателю торговой скидки 10% от итоговой суммы, указанной в каждой счет-фактуре. Кроме того, было подтверждено, что с другими покупателями-оптовиками ООО «ТД «Витта» также имеет договоры поставки продукции ООО «Витта», но цена в этих договорах установлена разная; дифференциация цены производится в зависимости от условий заключенного договора.

Изучив материалы дела, на основании анализа информации, представленной Облпотребсоюзом и ООО «ТД «Витта» в соответствии с запросами Новосибирского УФАС России, а также их объяснений по существу дела, Комиссия Новосибирского УФАС России делает следующие выводы:

- согласно статье 1 Закона РФ от 19.06.1992г № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» союз потребительских обществ области создается потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания вышеназванным субъектам правовых, информационных и иных услуг.

В соответствии с преамбулой указанного Закона отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 данной статьи, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок. То есть указанной нормой запрещена не вся координация экономической деятельности, а только та, которая приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».

Как изложено выше, в соответствии с соглашением от 27.11.2008 каждому кооперативному предприятию-получателю предоставляется скидка 10 % от итоговой суммы, указанной в каждой счет-фактуре. Следовательно, указанным соглашением установлены скидки.

Таким образом, соглашение от 27.11.2008 является координацией экономической деятельности, запрещенной в соответствии с частью 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;

- ссылка Облпотребсоюза и ООО «ТД «Витта» на то, что с Соглашение от 27.11.2008 является «вертикальным соглашением» не принимается Комиссией по следующим основаниям.

Пунктом 19 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что «вертикальное соглашение» - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой поставляет товар или является его потенциальным продавцом. Как следует из соглашения от 27.11.2008 ООО «ТД «Витта» и Облпотребсоюз договорились об условиях реализации продукции третьим лицам - кооперативным предприятиям-получателям, которые и являются потенциальными приобретателями продукции торгового дома.

Таким образом, ООО «ТД «Витта» является реальным продавцом товара, а Облпотребсоюз, как хозяйствующий субъект, не приобретает данный товар и не является его потенциальным приобретателем;

- утверждение Облпотребсоюза и ООО «ТД «Витта» о том, что установление в соответствии Соглашением от 27.11.2008 каждому кооперативному предприятию-получателю торговой скидки 10% не ограничивает и не устраняет конкуренцию, поскольку данная скидка одинакова для всех кооперативных предприятий, также не принимается Комиссией в связи со следующими обстоятельствами.

Часть 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к прямо указанным в данной статье последствиям, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок (пункт 1 статьи).

Следовательно, установление конкретных признаков ограничения конкуренции, предусмотренных статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции», не является необходимым при применении указанной нормы.

Тем не менее, на основании пункта 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Соглашением от 27.11.2008 всем кооперативным предприятиям-получателям установлена одинаковая торговая скидка.

На основании статьи 5 Закона РФ «О потребительской кооперации» потребительское общество, созданное в форме кооператива, является юридическим лицом, обладающим соответствующими правомочиями, в том числе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано; иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 данного закона члены союза потребительских обществ сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

Кроме того, согласно пункту 2.1 Учредительного договора от 14.04.1995 о создании Новосибирского областного союза потребительских обществ участники союза сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность.

Следовательно, любое потребительское общество (кооперативное предприятие-получатель продукции, поставляемой ООО «ТД «Витта») могло договориться о поставке указанной продукции на иных условиях, в том числе и об установлении скидки в ином размере: как в большем, так и меньшем.

Таким образом, включение в соглашение от 27.11.2008 условия об установлении всем кооперативным предприятиям-получателям одинаковой торговой скидки ограничило конкуренцию среди указанных предприятий, поскольку создало возможность нескольким хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- содержавшееся в письме Облпотребсоюза №ТО-37 от 03.12.2008 напоминание не приобретать алкогольную продукцию, произведенную на территории Кабардино-Балкарской республики, является нарушением антимонопольного законодательства. Поскольку Облпотребсоюз представил доказательства того, что им ошибочно было предложено в письме №ТО-37 от 03.12.2008 не приобретать алкогольную продукцию, произведенную на территории Кабардино-Балкарской республики, Комиссия считает, что нарушение законодательства в данных действиях Облпотребсоюза устранено добровольно и в настоящее время отсутствует.

Статьей 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) наценок. Частью 3 указанной статьи физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 указанной статьи. Облпотребсоюз и ООО «ТД «Витта», заключив Соглашение от 27.11.2008, которое содержит условие о том, что «Каждому кооперативному предприятию-получателю предоставлять торговую скидку10% от итоговой суммы, указанной в каждой счет-фактуре», нарушили части 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА

1. Признать Новосибирский областной союз потребительских обществ и общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» нарушившими части 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения от 27.11.2008, в котором установлено, что каждому кооперативному предприятию – получателю ООО «Торговый дом «Витта» должно предоставлять торговую скидку 10% от итоговой суммы, указанной в каждой счет-фактуре.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи предписания Новосибирскому областному союзу потребительских обществ и обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения нарушения Новосибирскому областному союзу потребительских обществ и обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» прекратить ограничивающее конкуренцию Соглашение от 27.11.2008, заключенное между ними.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                   Г.Н. Даниленко

                                                                                                            Н. Д. Бориленко

                                                                                                            Е.Н. Княжева

 

ПРЕДПИСАНИЕ №02-01-06-10-09

 

«10» марта 2009 года                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных

                          монополий, член Комиссии;

Княжева Е..Н. - главный специалист-эксперт правового отдела, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 10 марта 2009 года по делу №02-01-06-10-09 от 12 февраля 2009 года о нарушении Новосибирским областным союзом потребительских обществ и обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» частей 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Новосибирскому областному союзу потребительских обществ и обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» в срок до 31.2009 прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении Соглашения от 27.11.2008, в котором установлено, что каждому кооперативному предприятию – получателю ООО «Торговый дом «Витта» должно предоставлять торговую скидку 10% от итоговой суммы, указанной в каждой счет-фактуре.

Новосибирскому областному союзу потребительских обществ и обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Витта» в срок до 31.03.2009 прекратить ограничивающее конкуренцию Соглашение от 27.11.2008, заключенное между ними.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 31.03.2009 с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                      Г.Н. Даниленко

                                                                                                               Н. Д. Бориленко

                                                                                                               Е.Н. Княжева

Связанные организации

Связанные организации не указаны