Решение №02-01-07-10-09 Решение по делу № 02-01-07-10-09 в отношении ОАО «Газпромнеф... от 10 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«13» марта  2009                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя  Управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

                                  член Комиссии;

Чирихин С.Н. -  начальник отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных

                           монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных

                          монополий, член Комиссии,

рассмотрев дело № 02-01-07-10-09 от 19.02.2009 г. по признакам нарушения ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.    «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»

УСТАНОВИЛА:

При проведении мониторинга цен на нефтепродукты у ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» выявлено существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты в период с августа по декабрь 2008 г.

В связи с этим Новосибирским УФАС России проведена камеральная проверка, по результатам которой  в отношении ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанное нарушение выразилось в поддержании необоснованно высоких розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо при низких закупочных ценах.

По результатам анализа розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива (Отчет представлен в материалах дела), проведенного в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, установлено, что ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» на рынках бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Новосибирской области занимает доминирующее положение, с долей: по бензину автомобильному – 64,6%, по дизельному топливу – 63,14%. Доли прочих хозяйствующих субъектов не превышают по бензину автомобильному – 13,1%, по ДТ – 6,6%. Для анализа розничных рынков бензина автомобильного и дизельного топлива использована информация за 2008 г. Продуктовые границы изучаемых товарных рынков определены как «бензин автомобильный» и «дизельное топливо». Географические границы рынка определены территорией Новосибирской области. Указанные товары  на розничном рынке не могут быть заменены другими товарами, спрос на автомобильный бензин и дизельное топливо не эластичен.

Таким образом, доля ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» на рынке бензина автомобильного и рынке дизельного топлива на территории Новосибирской области составляет более 50%, то есть данный хозяйствующий субъект в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение. 

Основным поставщиком нефтепродуктов для ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» является ОАО «Газпром нефть» (г. Санкт-Петербург). С июля 2008 г. отмечено  значительное снижение отпускных цен ОАО «Газпром нефть» по всем нефтепродуктам. Анализ информации, представленной ОАО «Газпромннефть-Новосибирск»  показал, что снижение закупочных цен началось  с августа 2008 г. и  к  концу  декабря 2008 г. составило  по АИ-92-63%, АИ-80-59%, ДТ– 51%,   АИ-96 – 49%. Таким образом, снижение цен, по которым ОАО «Газпром нефть» отгружало нефтепродукты ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» за рассматриваемый период составило 49-63%.  Наибольший темп снижения цены отмечен по АИ-92 (63%).

На фоне общего снижения закупочных цен в ходе проверки выявлена значительная разница в темпах снижения закупочных  и розничных цен. Так, анализ представленных  ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» данных показал, что розничные цены рассматриваемый хозяйствующий субъект начал снижать также с августа 2008 г., однако, значительно меньшими темпами. Розничная цена бензина марок АИ-92, АИ-96, АИ-80 с августа 2008 г. снизилась на 29%-31%, ДТ - на 23%. То есть темпы снижения розничных цен в два раза ниже темпов снижения закупочных  цен.

В объяснении по существу дела ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» ссылается на зависимость розничных цен от цен списания, так как в цене списания учитываются партии нефтепродуктов, купленные ранее по более высокой цене.

В целях проверки данного утверждения был проведен сравнительный корреляционный анализ  зависимости изменения розничной цены бензина от  изменения оптовых цен поставщика и цен списания, то есть установлена степень влияния на изменение розничной цены каждого из двух вышеперечисленных факторов и определен наиболее существенный из них. В качестве объекта изучения выбран бензин марки АИ-92.  По результатам анализа  выявлена тесная связь розничной цены с каждым их рассматриваемых факторов. Степень тесноты связи определяется близостью значения коэффициента корреляции к 1. Сравнение полученных величин линейного коэффициента показало, что зависимость изменения розничной цены от изменения оптовых цен поставщика более сильная, чем от цен списания. Расчет коэффициента детерминации подтвердил, что 95,5% вариации (изменения) розничной цены обусловлено именно изменением закупочной цены. При этом, тот факт, что снижение розничных цен началось  одномоментно с оптовыми, свидетельствует о незначительных запасах нефтепродуктов ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» и, следовательно, об отсутствии существенной зависимости темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен списания, также данный вывод подтверждает тот факт, что ежемесячно на протяжении 2008 г. по каждому виду закупается одинаковое количество топлива. 

На рассмотрении дела установлено, что  запасы нефтепродуктов ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»  рассчитаны примерно на 20 дней от общего объема реализации (в. т.ч. от оптовой реализации). Поэтому, даже если принять утверждение представителей ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», что изменение розничных цен происходит по мере списания Обществом остатков топлива, приобретенных ранее, Комиссия считает, что темп изменения розничных цен должен соответствовать темпам изменения закупочных цен, с максимальным разрывом в 1 месяц (исходя из наличия 20-ти дневных запасов нефтепродуктов), чего не происходило  период с августа по декабрь 2008 г.

Сдерживание темпов снижения розничных цен позволяет за счет сформированной рынком розничной маржи увеличивать прибыль, получаемую не  только в настоящий момент, но и в ближайшие несколько месяцев. Расчет маржинального дохода по АИ-92 и Дт представлен в таблицах 1,2. В декабре 2008 г. разница между розничной и закупочной ценой  по АИ-92 составила 9,22 руб./литр бензина, увеличившись с июля 2008 г. почти в три раза. Такое значительное увеличение розничной маржи  привело к  росту маржинального дохода. За рассматриваемый период величина дохода, полученного от увеличения маржи, выросла  с 17,5% с 1 литра бензина до 119%, то есть в 6,5 раз  (табл. 1). По Дт размер маржи увеличился с 3,30 руб./литр в июле 2008 г. до 8,9 руб./литр топлива в  декабре 2008 г., то есть почти в 3 раза. Соответственно размер дохода от увеличения розничной маржи по ДТ  увеличился с 14,5% до 80,2%, то есть в 5,5 раз (табл. 2).

 

Таблица 1

Показатель

Динамика изменения цены на АИ-92

11.06.2008

07.07.2008

22.07.2008

22.08.2008

02.09.2008

09.09.2008

21.10.2008

07.11.2008

27.11.2008

03.12.2008

16.12.2008

Закупочная цена (с НДС), руб/л

19,53

20,17

20,85

17,69

16,24

15,63

15,17

11,86

11,32

9,55

7,78

Розничная цена (с НДС), руб/л

23,00

24,00

24,50

23,50

23,00

22,00

21,00

20,00

19,00

18,00

17,00

Рентабельность продаж, %

-1,6

-2,3

-2,6

-7,7

-8,7

9,5

9,0

8,3

16,4

13,0

16,8

Ретабельность прожаж, % без включения инвестиционных расходов

5,3

4,4

3,9

-0,8

-1,7

16,7

16,6

16,3

24,8

21,8

26,2

Маржа

3,47

3,83

3,65

5,81

6,76

6,37

5,83

8,14

7,68

8,45

9,22

Маржинальная прибыль: розница (руб/литр)-опт(руб/литр)/опт (руб/литр)*100%

17,77

18,99

17,51

32,84

41,63

40,75

38,43

68,63

67,84

88,48

118,5

 

 

 

                     Таблица 2

Показатель

Динамика изменения цены на Дт

11.06.2008

07.07.2008

22.07.2008

22.08.2008

02.09.2008

09.09.2008

21.10.2008

07.11.2008

27.11.2008

03.12.2008

16.12.2008

Закупочная цена (с НДС), руб/л

20,41

22,18

22,70

18,60

17,51

16,65

19,64

14,94

13,66

11,96

11,10

Розничная цена (с НДС), руб/л

24,00

25,50

26,00

25,00

24,00

23,00

23,00

23,00

22,00

21,00

20,00

Рентабельность продаж, %

10,0

0,1

-1,8

-7,8

-10,9

6,3

13,4

3,5

10,3

7,2

9,3

Ретабельность прожаж, % без включения инвестиционных расходов

16,6

6,4

4,4

-1,4

-4,3

13,2

20,3

10,4

17,6

14,8

17,3

Маржа

3,59

3,32

3,30

6,40

6,49

6,35

3,36

8,06

8,34

9,04

8,90

Маржинальная прибыль: розница (руб/литр)-опт(руб/литр)/опт (руб/литр)*100%

17,59

14,97

14,54

34,41

37,06

38,14

17,11

53,95

61,05

75,59

80,18

 

 

Получение значительной величины  дополнительной прибыли за счет увеличения розничной маржи, подтверждает и тот факт, что с момента снижения отпускных цен поставщика (августа 2008 г.) рентабельность продаж ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» по АИ-92 выросла на 24,5%,  ДТ – на 17%,  АИ-96 – на 7,9%.  Невысокий уровень рентабельности продаж, представленный в ответе ОАО «Газпромнефть-Новосибисрк» на запрос Новосибирского УФАС России, а так же ряд отрицательных значений данного показателя  в течение 2008 г., объясняются отнюдь не отсутствием окупаемости затрат и низкой прибылью от реализации нефтепродуктов.  Представленный невысокий уровень рентабельности является следствием включения в расчет данного показателя инвестиционных расходов. Размер инвестиционных расходов составляет 1,60 руб/л, при этом все остальные расходы включая заработную плату, налоги и другие обязательные платежи,  затраты на материалы, запчасти, услуги по хранению, затраты на текущий и капитальный ремонт, расходы на аренду и т.д. в сумме составляют 2,60 руб/л. Таким образом, доля инвестиционных расходов, составляет 38% от общей суммы. Также необходимо отметить, что включение инвестиционных расходов в расчет показателя рентабельности продаж является необоснованным. При расчете  показателя рентабельности продаж должны учитываться, только расходы на продажу, к которым  инвестиционные расходы не относятся. Таким образом, включение в расчет вышеуказанных расходов привело в искусственному занижению показателя уровня рентабельности, представленного в ответе ОАО «Газпромнефть-Новосибирск».           

Если рассчитать рентабельность продаж по предложенной ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» методике (Рентабельность продаж, % = Розничная цена - Цена списания – Расходы/Розничная цена), но без включения в показатель «Расходы» инвестиционных расходов, получим показатель со значением более чем в два раза выше. Так в июне 2008 г. по АИ-92 рентабельность продаж составила бы 5,3%, вместо -1,6% представленных, в сентябре - 16,7%, вместо 9,5% представленных, в декабре 26%, вместо 16,8% представленных.  По  ДТ в июне, сентябре, декабре 2008 г. показана рентабельность 10%, 6,3%, 9,3% соответственно, если не включать в расчет инвестиционные расходы уровень рентабельности по перечисленным месяцам был бы соответственно 17%,  13%,  17%.

В объяснениях по делу ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» ссылается на условность представленных Обществом данных о рентабельности и применяемой методике  расчета показателя «рентабельность продаж» на каждую дату изменения цены, и предлагает для определения финансового результата от реализации нефтепродуктов рассматривать не дату изменения цены, а отчетный год, то есть учитывать данные годовой бухгалтерской отчетности. Однако, по мнению Комиссии, такой подход не позволит объективно оценить сложившуюся ситуацию в конкретный промежуток времени, а именно период в котором установлено нарушение (август-декабрь 2008 г.).

ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»  настаивает, что Общество осуществляет розничную реализацию  нефтепродуктов в допустимых ценовых пределах, приводя данные за март 2009 г. (розничная цена ДТ – 20 руб./л., АИ-95 – 19 руб./л., АИ-92 - 16 руб./л.) и ссылаясь на выступление руководителя ФАС России на пресс-конференции РИА Новости от 05.02.2009 г. о том, что «ни одно моторное топливо в России, кроме 98-го бензина, не должно стоить за 20 руб. Все бензины должны стоить дешевле 20 руб.»  Однако, Новосибирским УФАС России нарушение установлено в период с августа по декабрь 2008 г. Так, в августе 2008 г. (22.08.08г.) розничная цена на ДТ составляла 25 руб./л.., АИ-96 - 26,50 руб./л., АИ-92 - 23,50 руб./л., АИ-80 – 21руб./л. На начало декабря 2008 г. (03.12.2008 г.) действовали следующие розничные цены:   ДТ- 21 руб./л., АИ-96 – 21 руб./л.,  АИ- 92- 18 руб./л., АИ-80 – 16 руб./л.

Также в объяснениях по делу ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» ссылается на применение обществом системы дисконтных скидок и тарифных планов при розничной реализации товара, которая позволяет потребителям, в зависимости от вида скидки и объема покупки (тарифного плана) покупать товар по цене со скидкой до 1 рубля с литра. ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» утверждает, что в  2008 г. объем нефтепродуктов, реализованных Обществом по сниженным ценам через АЗС, составил 63% от общего объема розничной реализации.

 Под торговой скидкой в пункте 122 ГОСТ Р 5133-99 Торговля. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 № 242-ст) понимается скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи в условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка. При этом в отличии от торговой надбавки (п. 121 ГОСТ Р) скидка не является элементом цены, поэтому Комиссией УФАС по Новосибирской области факт применения скидки не может рассматриваться при установлении обоснованности размера  цен на автомобильные бензины и дизельное топливо в рассматриваемом периоде. Также необходимо отметить, что система скидок на АЗС ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» действовала и 2007 г. и первом полугодии 2008 г., поэтому применение дисконтной системы не является обоснованием сложившейся ситуации.

В подтверждение обоснованности установленных цен ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» приводит данные о соответствии своих цен ценам, действующим в соседних с Новосибирской областью субъектах РФ (Омской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае) в период с августа по декабрь 2008 г. Комиссия Новосибирского УФАС России в вопросе обоснованности цены руководствуется анализом изменения затрат ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», а не сравнением цен с другими регионами. Затраты на приобретение автомобильного бензина и дизельного топлива за рассматриваемый период значительно снизились (на 50-60%), расходы на продажу не увеличивались, розничная цена при этом была снижена Обществом всего на 20-30%.

На рассмотрении дела № 02-01-07-10-09 от 19.02.2009 г. представители ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» выразили несогласие по поводу доминирующего положения Общества, так как оно было исключено из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товарным группам «автомобильный бензин», «дизельное топливо», «услуги по хранению ГСМ». Также ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» ссылаются на данные о количестве АЗС (размещенные на сайте http://www.novosibstat.ru/dbs/munst/) за 2007 г., согласно которым из 383 АЗС, расположенных на территории Новосибирской области, ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» эксплуатировало 102 АЗС, то есть 26,63%. Доказывая, что доля Общества на рынке бензина автомобильного меньше 35%, ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» приводит справку Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Новосибирской области, в которой указана общая  выручка от розничных продаж бензина  автомобильного по Новосибирской области. Сведениями об объемах розничной продажи дизельного топлива и бензинов автомобильных по маркам и в тоннах Территориальный орган Федеральной  службы государственной статистики по Новосибирской области не располагает.

Комиссией не приняты данные доводы, поскольку ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» исключено из Реестра хозяйствующих субъектов на оптовом рынке, в рамах рассмотрения дела № 02-01-07-10-09 от 19.02.2009 г. Новосибирским УФАС установлено доминирующее положение на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива по данным за 2008 г. Доминирующее положение устанавливалось, исходя из объемов реализации в натуральном выражении (тоннах), а не в зависимости от количества АЗС. В справке Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Новосибирской области учтена выручка от продажи автомобильных бензинов  населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет и приравненных к нему расчетах, при определении доминирующего положения необходимо учитывать реализацию нефтепродуктов  не только физическим, но и юридическим лицам, а также все виды расчетов (в т.ч. безналичные).

На рассмотрении дела представители ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» пояснили, что при установлении розничных цен Общество руководствуется тремя критериями: рынком, ценами списания и инвестиционной программой. Значительная доля инвестиционных расходов в общем объеме затрат объясняется тем, что преобладающая часть АЗС Общества была введена в эксплуатацию в 60-70 годах прошлого века. Данное оборудование нуждается в замене, модернизации и приведении в соответствие с современными требованиями к эксплуатации данных объектов, которые законодательство РФ отнесло к взрывопожароопасным. Меры по обеспечению промышленной безопасности, предотвращению аварий и другие меры, которые необходимо выполнять в целях безопасного функционирования АЗС, Общество осуществляет за счет прибыли. Поскольку предпринимательская деятельность Общества направлена на систематическое получение прибыли, то Общество в целях безубыточного функционирования с учетом объективной необходимости нести прямые расходы и инвестиционные затраты, формирует розничную цену на товар таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование Общества. Игнорирование цены списания  и инвестиционных программ, приведет к убыточности деятельности Общества.

Комиссия считает, что темпы изменения розничных цен в целом должны соответствовать темпам изменения затрат Общества, в том числе изменению инвестиционных расходов. Однако инвестиционные расходы, заложенные в размере 1,60 руб./л., в течение 2008 г. оставались неизменными, затраты на закупку нефтепродуктов значительно снизились, списание продукции, купленной по более высокой цене, может влиять на разницу в темпах изменения закупочных и розничных цен, с лагом запаздывания максимум в 1 месяц. Поэтому приведенные критерии формирования розничной цены, по мнению Комиссии  не объясняют существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения оптовых (закупочных)  цен.

Представителями ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» в доказательство, что установленные цены являются конкурентными и допустимыми в сложившихся  рыночных условиях представлены письма руководителей департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области, МУП «Комитет Новосибгорресурс», ОАО «Хлебообъединение «Восход», НП «Объединение перевозчиков Сибири», главы Искитимского района Новосибирской области, главы Маслянинского района, первого заместителя мэра города Новосибирска,  и др., в которых выражена  благодарность Обществу за сотрудничество и гибкую систему ценообразования. В объяснениях по делу ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» подчеркивает социальную значимость Общества  в экономической  деятельности             г. Новосибирска и Новосибирской области, обеспечивая поставку нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям, службам жизнеобеспечения города Новосибирска  для муниципальных нужд (заправка карет скорой помощи, автотранспорта милиции, а также образовательных и медицинских учреждений). При этом, в объяснениях отмечено, что в ряде случаев поставка нефтепродуктов производится Обществом  при наличии задолженности по оплате со стороны покупателей нефтепродуктов за предыдущие поставки (как правило, это бюджетные организации).

Комиссия Новосибирского УФАС России не отрицает социальную и экономическую значимость ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», наоборот Комиссия считает, что данный хозяйствующий субъект, занимая доминирующее положение, оказывает решающее влияние при установлении цен  на  рынке нефтепродуктов Новосибирской области, что ведет к ряду социальных последствий. В подтверждение этого проведено исследование ценовой динамики на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в 2008 году, в результате, которого установлено, что ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» является ценовым лидером на данных рынках. Из графиков, приведенных в Приложении 1,2, видно, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной реализации нефтепродуктов, ориентируются именно на ОАО «Газпромнефть-Новосибирск». Так, например, до 01.06.2008 года розничные цены на автомобильный бензин АИ-76 (80) у всех основных участников рынка держались на уровне 18 руб./л., в период с 08.06.2008 г. по 15.06.2008 г.  ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» подняло розничную цену на данный вид бензина до 19,5 руб./л., когда у остальных участников рынка цены сохранялись неизменными, в течение следующей недели (с 15.06-22.06.2008г) остальные участники исследуемого рынка подняли цену на Аи-76 (80) до 19,5 руб./л. Аналогичное изменение можно наблюдать по автомобильному бензину Аи-92, когда за период с 08.06.2008 по 15.06.2008г. ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» подняло розничную цену на данный вид бензина с 21,5 руб./л. до 23 руб./л., а в течение последующей недели (с 15.06.-22.06.2008г.) остальные участники рынка подняли цену на Аи-92 до 22,9 руб./л.

В период с 19.10.2008 по 26.10.2008 г. наблюдалось снижение цены на Аи-76 у ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» с 20 до 19 руб./л., спустя неделю основные участники рынка также снизили цену до 19 руб./л. С 02.11.2008 по 09.11.2008    ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» снизило цену на Аи-76 до 18 руб./л., по прошествии 2-х недель (с 09.11. по 23.11.2008г) остальные участники рынка понизили цену на данный вид нефтепродукта до данного уровня. По Аи-92 наблюдалась аналогичная ситуация, с 02.11.2008 по 09.11.2008  ОАО «Газпромнефть- Новосибирск» понизило цену с 21 до 20 руб./л., через две недели основные участники рынка тоже понизили цену до данного уровня.

В период с 23.11. по 30.11.2008г. ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» снизило цену на дизельное топливо с 23 до 22 руб./л., а затем до 21 руб./л., по прошествию 2-х недель (с 23.11 по 07.12.2008г.) остальные участники рынка понизили цену на дизельное топливо до уровня 21-22 руб./л. 

Приведенные выше примеры, свидетельствуют о том, что ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» является «ориентиром» при установлении цен для остальных хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на рынках бензина автомобильного и дизельного топлива Новосибирской области.

Частью 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются  или могут являться ущемление интересов других лиц. В данном случае, ущемлены интересы потребителей (в т.ч. сельхозтоваропроизводителей и бюджетных организаций), которые в сложившейся ситуации, несмотря на высокие розничные  цены на бензин и дизельное топливо,  не могут значительно уменьшить количество покупаемого продукта. К примеру, сельскохозяйственные предприятия, учитывая сложившиеся на сегодняшний момент розничные цены, для обеспечения топливом и нефтепродуктами сельскохозяйственной техники в период предстоящих посевных работ будут поставлены в весьма сложное финансовое положение. Невозможность осуществить сельскохозяйственные работы в полном объеме приведет в конечном счете к установлению высоких цен на зерно, муку, хлеб и другие социально значимые товары, что в условиях сложившейся экономической ситуации будет способствовать усилению социальной напряженности, а также иметь ряд других негативных последствий.  Бензин и дизельное топливо не имеют взаимозаменяемой продукции. Спрос на бензин не эластичен.  Рынок розничной реализации нефтепродуктов в Новосибирской области характеризуется присутствием небольшого числа крупных предприятий-продавцов, что также подтверждает социальную и экономическую значимость ОАО «Газпромнефть-Новосибирск».

При изучении материалов дела был проведен анализ бухгалтерской отчетности ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» по полугодиям за 2007-2008 гг. Одним из признаков установления  и поддержания необоснованно высоких цен на автомобильные бензины и дизельное топливо является опережающий рост показателей прибыли по сравнению с ростом затрат на реализацию  товаров за отчетный период, включающих себестоимость проданных товаров, продукции, работ (код 020), коммерческие расходы (код 030) и управленческие расходы (код 040). В качестве показателей прибыли  использованы прибыль (убыток) от продаж (код 050) и чистая прибыль  (убыток) отчетного периода (код 190). Поскольку для исчисления чистой прибыли используются также внереализационные компоненты, для проведения данного анализа проведено сопоставление динамики прироста затрат и прибыли (убытка) от продаж.

Исходя из анализа отчетов о прибылях и убытках необходимо отметить следующее.

1. На конец 2008 г. себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг в сравнении с первым полугодием 2008 г. выросла на 6600901тыс. руб. (на 120 %).

2. Общие затраты с  учетом коммерческих расходов на конец 2008 г.  также увеличились на 6995034 тыс. руб. (121%) по сравнению с первым полугодием.

3. Выручка от продаж товаров, работ, услуг за аналогичный период увеличилась на 122%.

4. Прибыль от продаж выросла на 141%.

5. Чистая прибыль выросла на 132%.

Таким образом,  во втором полугодии 2008 г. установлен опережающий  рост показателей прибыли по сравнению с ростом затрат (с учетом коммерческих расходов).

Если проанализировать рост расходов и прибыли по полугодиям в 2007 г. и сравнить с приведенными выше данными, получим, что в 2007 г. затраты росли более быстрыми темпами, чем прибыль. Так, на конец 2007 г. себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг в сравнении с первым полугодием 2007 г. выросла на 140%, общие затраты (с учетом коммерческих расходов) – на 139%, прибыль от продажи – на  91%, чистая прибыль – на 86%.

Приведенные данные доказывают, что цены на автомобильные  бензины и дизельное топливо  ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», установленные во втором полугодии 2008 г., превышают сумму необходимых для реализации этой продукции расходов и прибыли.

В целях проведения более детального анализа Новосибирским УФАС России  был проведен анализ данных ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» о структуре розничной цены на каждую дату изменения по видам топлива за 2007 г. В результате чего установлено:

По АИ-92

Рост закупочной цены в декабре по сравнению январем 2007 г. составил  1%.

Розничная цена за этот же период повысилась на 5%. Размер розничной маржи в течение года не превышал 5 руб. за 1 л. Маржинальная прибыль за 2007 г. увеличилась на 4,5%. Рентабельность на конец 2007 г. составила 11%.

По АИ-96

Рост закупочной цены в декабре по сравнению январем 2007 г. составил  4%.

Розничная цена за этот же период повысилась на 5%. Размер розничной маржи в течение года не превышал 4 руб. за 1 л. Маржинальная прибыль увеличилась на 5%. Рентабельность на конец 2007 г. составила 10%.

Таким образом, в течение 2007 г. размер розничной маржи не превышал 3,5-5,5 руб./л. Темп изменения розничных цен в целом соответствовал темпу изменения закупочных цен. Рентабельность продаж  не превышала 11%. За последние несколько месяцев 2008 г. розничная маржа достигла 8-9 руб./л. Маржинальный доход по отдельным видам топлива достиг 80-118% (для сравнения в 2007 г. он не превышал 30%), что в очередной раз подтверждает неоправданный рост доходности розничных продаж вследствие злоупотребления хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива, путем поддержания  необоснованно  высоких розничных цен нефтепродукты в период с августа по декабрь 2008 г.

В результате рассмотрения дела № 02-01-07-10-09 от 19.02.2009 г. в отношении ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» Комиссией УФАС по Новосибирской области установлено, что поддержание достаточно высоких розничных цен на бензин в период с августа по декабрь 2008 г. не обусловлено объективными причинами, в течение 2008 г. не было повышения ставок акцизов, значительного роста инфляции, увеличения других статей расходов. При этом значительный рост маржинальной прибыли от реализации, начиная с августа 2008 г., при неизменности затрат на реализацию  свидетельствует о поддержании необоснованно высоких розничных цен на нефтепродукты, что нарушает ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 г.   №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА

1. Признать ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О Защите конкуренции»  посредством поддержания необоснованно высоких розничных цен на дизельное топливо и автомобильный бензин при низких закупочных ценах в период с августа по декабрь 2008 г.

2. Выдать ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                          Г.Н. Даниленко

                                                                                                                             С.Н. Чирихин

                                                                                                                              Н.Д. Бориленко

                                                                                                                              С.Е. Князькова

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-07-10-09

 

«13» марта 2009                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя  Управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

                           член Комиссии;

Чирихин С.Н. -  начальник отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии;

Бориленко Н.Д. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных

                           монополий, член Комиссии;

Князькова С.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных

                          монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 13 марта 2009 года по делу № 02-01-07-10-09 от 13 марта 2009 года о нарушении открытым акционерным обществом «Газпромнефть-Новосибирск» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Новосибирск» в срок до 10.04.2009г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в поддержании необоснованно высоких розничных цен на дизельное топливо и автомобильный бензин при низких закупочных ценах, обеспечив соответствие темпов изменения розничных цен на нефтепродукты темпам изменения закупочных цен (с учетом произведенных затрат).

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 14.04.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              А.А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                                         Г.Н. Даниленко

                                                                                                                             С.Н. Чирихин

                                                                                                                             Н.Д. Бориленко

                                                                                                                              С.Е. Князькова

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Связанные организации

Связанные организации не указаны