Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-09-10-17 в отношении ЗАО «Ямское»... от 4 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-09-10-17

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2017 года            г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Волохина И.В. – заместитель руководителя Управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Анохина Е.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

в присутствии на заседании Комиссии представителя ответчика – ЗАО «Ямское» - <...>, действующей на основании доверенности № б/н от 25.08.2016 г., ордера № 154 от 06.06.2017 г.

  рассмотрев дело № 02-01-09-10-17 от 10.04.2017 г. по признакам нарушения Закрытым акционерным Обществом «Ямское» (ИНН 5410120773, почтовый адрес: 630129, г. Новосибирск, ул. Тайгинская, д. 15, оф. 20), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение <...>, <...>(далее - заявители) с жалобой на действия ЗАО «Ямское», нарушающие антимонопольное законодательство, в результате рассмотрения которого установлено, в том числе, следующее.

В соответствии с п. 2.2.1 договора № 35-Э от 31.01.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенного между ЗАО «Ямское» (Исполнитель) и <...> (Пользователь), Общество обязуется осуществлять передачу электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения по сетям, принадлежащим ЗАО «Ямское» (до границ Пользователя).

Согласно утвержденному и подписанному сторонами Приложению № 3 к договору цена за услуги по водоснабжению составляет 18 руб. за 1 куб.м, цена за услуги по приему сточных вод – 17 руб. за 1 куб.м.

В соответствии с п. 2.2.1 договоров № 38-Э от 01.07.2011 г., 40-Э от 01.09.2011 г., 41-Э от 07.12.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенных между ЗАО «Ямское» (Исполнитель) и <...> (Пользователь), Общество обязуется осуществлять передачу электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения по сетям, принадлежащим ЗАО «Ямское» (до границ Пользователя).

Согласно утвержденным и подписанным сторонами Приложениям № 3 к договорам цена за услуги по водоснабжению составляет 18 руб. за 1 куб.м, цена за услуги по приему сточных вод – 17 руб. за 1 куб.м.

Кроме того, между ЗАО «Ямское» и <...> подписано дополнительное соглашение от 01.08.2016 г. к договору № 41-Э от 07.12.2011 г., согласно которому цена за услуги по водоснабжению составляет 21,60 руб. за 1 куб.м, цена за услуги по приему сточных вод составляет 20,10 руб. за 1 куб. м.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе, транспортировка воды, включая распределение воды.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод (ч. 7 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Согласно ч. 2, 8 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат, в том числе, следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения:

тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

тариф на техническую воду;

тариф на транспортировку воды;

тариф на водоотведение;

тариф на транспортировку сточных вод.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения понимается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пп. 40а п. 7. Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п, в установленной сфере деятельности департамент осуществляет следующие полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения:

устанавливает следующие тарифы и плату в сфере водоснабжения и водоотведения (в том числе тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения):

в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Таким образом, органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Новосибирской области, является департамент по тарифам Новосибирской области.

Между ОАО «Ямское» (в настоящее время – ЗАО «Ямское») (Абонент) и МУП «Горводоканал» (Горводоканал) заключен договор № 6974п от 10.02.2005 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно п. 1.1 которого Абонент осуществляет потребление воды и сброс сточных вод, а Горводоканал обеспечивает ему отпуск воды и прием от него сточных вод. Согласно п. 11.3 указанного договора, все пункты договора, касающиеся отпуска питьевой воды, исключаются.

Однако исходя из счетов, выставленных МУП «Горводоканал» ЗАО «Ямское», в рамках указанного договора, Предприятие оказывает Обществу как услуги по водоотведению, так и услуги по водоснабжению.

В частности, согласно актам № 1599908В от 31.08.2015 г., № 24442 от 29.02.2016 г. согласно договору № 6974п от 10.02.2005 г. ЗАО «Ямское» получало услуги по водоснабжению по цене 13,51 руб./куб.м (без НДС). Согласно акту № 154499 от 30.09.2016 г. МУП «Горводоканал» в сентябре 2016 г. поставляло ЗАО «Ямское» воду по цене 13,98 руб./куб.м (без НДС). Согласно актам № 1599908С от 31.08.2015 г., № 26114 от 29.02.2016 г., тариф на услуги МУП «Горводоканал» по водоотведению составляет 10,36 руб./куб.м (без НДС). Согласно акту № 156399 от 30.09.2016 г. тариф на услуги МУП «Горводоканал» по водоотведению составляет 10,73 руб./куб.м (без НДС).

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, при осуществлении расчетов за холодную воду и водоотведение с заявителями, ЗАО «Ямское» обязано было применять тарифы на питьевую воду и водоотведение, установленные для МУП «Горводоканал», и не вправе было без установления департаментом по тарифам Новосибирской области соответствующих тарифов для ЗАО «Ямское» взимать с заявителей плату за услуги по водоснабжению и водоотведению сверх тарифа, установленного для МУП «Горводоканал».

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 16.12.2013 г. № 344-В для МУП г. Новосибирска «Горводоканал» установлены тарифы:

- на питьевую воду для бюджетных и прочих потребителей – на 1 и 2 полугодие 2014 г. – 12,04 руб./куб. м.

- на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2014 г. – 8,11 руб./куб. м., на 2 полугодие 2014 г. – 9,24 руб./куб. м.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 09.12.2014 г. № 427-В для МУП г. Новосибирска «Горводоканал» установлены тарифы:

- на питьевую воду для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2015 г. – 12,04 руб./куб. м., на 2 полугодие 2015 г. – 13,51 руб./куб. м.;

- на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2015 г. – 9,24 руб./куб. м., на 2 полугодие 2015 г. – 10,36 руб./куб. м.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 30.11.2015 № 383-В для МУП г. Новосибирска «Горводоканал» установлены тарифы:

- на питьевую воду для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2016 г. – 13,51 руб./куб. м., на 2 полугодие 2016 г. – 13,98 руб./куб. м.;

- на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2016 г. – 10,36 руб./куб. м., на 2 полугодие 2016 г. – 10,73 руб./куб. м.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 19.12.2016 № 455-В для МУП г. Новосибирска «Горводоканал» установлены тарифы:

- на питьевую воду для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2017 г. – 13,98 руб./куб. м., на 2 полугодие 2017 г. – 16,78 руб./куб. м.;

- на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей – на 1 полугодие 2017 г. – 10,73 руб./куб. м., на 2 полугодие 2017 г. – 12,88 руб./куб. м.

(Все тарифы указаны без НДС).

При этом в справочной правовой системе «КонсультантПлюс», а также на Интернет-сайте департамента по тарифам Новосибирской области не содержится сведений о наличии у ЗАО «Ямское» каких-либо тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Согласно представленным ЗАО «Ямское» сведениям о тарифах, в 2014 г. ЗАО «Ямское» получало услуги по водоснабжению по тарифу 13 руб./куб. м, услуги по водоотведению – по тарифу 12 руб./куб.м, в 2015 г. услуги по водоснабжению по тарифу 13,5 руб./куб.м, услуги по водоотведению – по тарифу 10,4 руб./куб.м, в 2016 г. услуги по водоснабжению – 14 руб./куб.м, по водоотведению – 11 руб./куб.м, в 2017 г. – услуги по водоснабжению – 14 руб./куб.м, по водоотведению – 11 руб./куб.м. При этом своим потребителям ЗАО «Ямское» оказывало услуги по водоснабжению в период 2014-2016 гг. по тарифу 18 руб./куб.м, по водоотведению – по тарифу 17 руб./куб.м, в 2017 г. тариф для потребителей ЗАО «Ямское» на воду составляет 21,6 руб./куб.м, на водоотведение – 20,1 руб./куб.м.

Факт взимания ЗАО «Ямское» с потребителей платы за услуги по водоснабжению и водоотведению сверх тарифов, установленных для МУП «Горводоканал», также подтверждается счетами, выставленными заявителям, в частности, согласно расшифровке стоимости услуг по эксплуатации объекта за февраль 2016 г. к счету № 84 от 25.02.2016 г., выставленному <...>, стоимость холодной воды составляет 18 руб./куб.м, стоимость водоотведения – 17 руб./куб.м. Согласно расшифровке стоимости услуг по эксплуатации объекта за сентябрь 2015 г. к счету № 406 от 25.09.2015 г., выставленному <...>, стоимость холодной воды составляет 18 руб./куб.м, стоимость водоотведения – 17 руб./куб.м. Согласно расшифровке стоимости услуг по эксплуатации объекта за сентябрь 2016 г. к счету № 367 от 26.09.2016 г., выставленному <...>, стоимость холодной воды составляет 21,6 руб./куб.м, стоимость водоотведения – 20,1 руб./куб.м.

Исходя из вышеизложенных документов, усматриваются факты взимания ЗАО «Ямское» платы за услуги по водоснабжению и водоотведению сверх тарифов, установленных для МУП «Горводоканал», которыми МУП «Горводоканал» руководствовалось при расчете платы за холодное водоснабжение и водоотведение для ЗАО «Ямское», что в отсутствие у ЗАО «Ямское» тарифов, утвержденных в Департаменте по тарифам Новосибирской области, является нарушением действующего законодательства.

На основании свидетельств о государственной регистрации права собственности 54 АЕ 688298 от 22.12.2014 г., 54 АЕ 677453 от 16.12.2014 г. 54 АЕ 688338 от 22.12.2014 г. ЗАО «Ямское» является собственником водопроводных и канализационных сетей, расположенных, в том числе, по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская.

Факт оказания ЗАО «Ямское» <...> и <...> услуг по водоснабжению и водоотведению и взимания с заявителей платы за указанные услуги подтверждается договорами № 35-Э от 31.01.2011 г., № 38-Э от 01.07.2011 г., 40-Э от 01.09.2011 г., 41-Э от 07.12.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, выставленными ЗАО «Ямское» счетами.

Указанные документы подтверждают, что ЗАО «Ямское» оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ЗАО «Ямское», оказывая услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей Общества, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с Аналитическим отчетом ОТиФР Новосибирского УФАС России, сделан вывод, что ЗАО «Ямское» в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимало доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (в том числе, транспортировке воды и сточных вод) в границах водопроводных и канализационных сетей ЗАО «Ямское», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, в период с января 2014 по март 2017 года. Следовательно, на ЗАО «Ямское» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, ЗАО «Ямское», как субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах расположения сетей Общества. Следовательно, на ЗАО «Ямское» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В действиях ЗАО «Ямское», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (в том числе, транспортировке воды и сточных вод) в границах водопроводных и канализационных сетей ЗАО «Ямское», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, выразившихся во взимании с <...>, <...> платы за указанные услуги по тарифам, превышающим тарифы, установленные для МУП «Горводоканал», которыми МУП «Горводоканал» руководствовалось при расчете платы за холодное водоснабжение и водоотведение для ЗАО «Ямское», усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в отношении ЗАО «Ямское» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела 06.06.2017 г., 17.07.2017 г. ЗАО «Ямское» представлены пояснения по существу дела, суть которых заключается в следующем.

ЗАО «Ямское» является собственником нежилых помещений в нежилом доме по адресу: 630129, г. Новосибирск, ул. Тайгинская, дом 13/1 (далее - «Здание»), при этом, изначально на балансе ЗАО «Ямское» находилось все здание полностью, включая все инженерные коммуникации, о чем свидетельствует протокол собрания акционеров АООТ ПИСО «Электрон» от 03.08.1994г.

Поэтому изначально договор с МУП «Горводоканал» был заключен с ЗАО «Ямское». Однако, в настоящий момент, часть помещений в Здании принадлежат другим лицам, которые напрямую заключили договоры с МУП «Горводоканал» на водоснабжение и водоотведение.

Таким образом, ЗАО «Ямское» не является субъектом естественной монополии и на него не распространяются требования п. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Часть собственников помещений продолжают получать коммунальные услуги через ЗАО «Ямское», так как это удобная сложившаяся форма взаимодействия для потребителей. При этом, у ЗАО «Ямское» существует обязанность обеспечивать подачу водоснабжения для лиц, не заключивших прямые договоры с МУП «Горводоканал», так как общий водовод Здания находится у ЗАО «Ямское» на балансе на основании протокола собрания акционеров АООТ ПИСО «Электрон» от 03.08.1994г., это обстоятельство вынуждает ЗАО «Ямское» содержать общий водовод Здания и обеспечивать подачу воды и водоотведение.

При этом тарифы ЗАО «Ямское» превышают тарифы МУП «Горводоканал» на водоснабжение и водоотведение на 10 руб. за 1м3 , что является возмещением затрат на оказание указанных услуг и содержания системы водовода, чистой прибыли от оказания данной услуги ЗАО «Ямское» не получает.

Кроме того, в настоящее время департаментом по тарифам в отношении ЗАО «Ямское» возбуждены дела об административных правонарушениях № 113-14.6/2 -ЮЛ/2017 от 12 мая 2017г..; № 114-14.6/2-ЮЛ/2017 от 12 мая 2017г. по признакам нарушения порядка ценообразования при оказании услуги по водоснабжению и водоотведению.

При этом в определениях о возбуждении дел указано, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области было проведено расследование по обращению <...> и <...> в результате чего не было усмотрено нарушений антимонопольного законодательства.

Вопросы установления тарифов относятся к компетенции департамента по тарифам.

Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Учитывая, что ЗАО «Ямское» не подпадает под действие требований ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», так как не является субъектом естественной монополии и не занимает доминирующее положение, Общество просит прекратить дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ямское» в связи с отсутствием состава правонарушения (п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По поводу данных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

На основании свидетельств о государственной регистрации права собственности 54 АЕ 688298 от 22.12.2014 г., 54 АЕ 677453 от 16.12.2014 г. 54 АЕ 688338 от 22.12.2014 г. ЗАО «Ямское» является собственником водопроводных и канализационных сетей, расположенных, в том числе, по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская.

Факт оказания ЗАО «Ямское» <...>. и <...> услуг по водоснабжению и водоотведению и взимания с заявителей платы за указанные услуги подтверждается договорами № 35-Э от 31.01.2011 г., № 38-Э от 01.07.2011 г., 40-Э от 01.09.2011 г., 41-Э от 07.12.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, выставленными ЗАО «Ямское» счетами.

В представленных письменных пояснениях по существу дела ЗАО «Ямское» подтверждает, что часть собственников помещений продолжают получать коммунальные услуги через ЗАО «Ямское», так как это удобная сложившаяся форма взаимодействия для потребителей. При этом, у ЗАО «Ямское» существует обязанность обеспечивать подачу водоснабжения для лиц, не заключивших прямые договоры с МУП «Горводоканал», так как общий водовод Здания находится у ЗАО «Ямское» на балансе на основании протокола собрания акционеров АООТ ПИСО «Электрон» от 03.08.1994г.

Из изложенного следует, что ЗАО «Ямское» оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ЗАО «Ямское», оказывая услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей Общества, является субъектом естественной монополии.

Факт взимания ЗАО «Ямское» платы за услуги по водоснабжению и водоотведению сверх тарифов, установленных для МУП «Горводоканал», которыми МУП «Горводоканал» руководствовалось при расчете платы за холодное водоснабжение и водоотведение для ЗАО «Ямское», то есть, взимания платы за оказанные непосредственно ЗАО «Ямское» услуги по передаче (транспортировке) воды и услуги по приему и транспортировке сточных вод, что в отсутствие у ЗАО «Ямское» тарифов, утвержденных в Департаменте по тарифам Новосибирской области, является нарушением действующего законодательства, подтверждается материалами дела, в том числе, выставленными потребителям счетами и письменными пояснениями ЗАО «Ямское».

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

При этом отсутствие у собственника водопроводных и канализационных сетей чистой прибыли от оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в случае несоблюдения им ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не является препятствием для признания данного хозяйствующего субъекта нарушившим антимонопольное законодательство.

В целях возмещения затрат на эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей собственник данных сетей вправе обратиться в орган регулирования тарифов с целью до установления тарифов на транспортировку воды и (или) на транспортировку сточных вод.

Факт привлечения Департаментом по тарифам Новосибирской области ЗАО «Ямское» к административной ответственности за нарушение установленного законом порядка ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения не исключает возможности признания Общества нарушившим также и антимонопольное законодательство. При этом необходимо отметить, что по состоянию на дату вынесения решения Новосибирским УФАС России в отношении ЗАО «Ямское» и его должностного лица дела об административном правонарушении не возбуждались.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 2.2.1 договора № 35-Э от 31.01.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенного между ЗАО «Ямское» (Исполнитель) и <...>(Пользователь), Общество обязуется осуществлять передачу электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения по сетям, принадлежащим ЗАО «Ямское» (до границ Пользователя).

Согласно утвержденному и подписанному сторонами Приложению № 3 к договору цена за услуги по водоснабжению составляет 18 руб. за 1 куб.м, цена за услуги по приему сточных вод – 17 руб. за 1 куб.м.

В соответствии с п. 2.2.1 договоров № 38-Э от 01.07.2011 г., 40-Э от 01.09.2011 г., 41-Э от 07.12.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенных между ЗАО «Ямское» (Исполнитель) и <...> (Пользователь), Общество обязуется осуществлять передачу электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения по сетям, принадлежащим ЗАО «Ямское» (до границ Пользователя).

Согласно утвержденным и подписанным сторонами Приложениям № 3 к договорам цена за услуги по водоснабжению составляет 18 руб. за 1 куб.м, цена за услуги по приему сточных вод – 17 руб. за 1 куб.м.

Кроме того, между ЗАО «Ямское» и <...> подписано дополнительное соглашение от 01.08.2016 г. к договору № 41-Э от 07.12.2011 г., согласно которому цена за услуги по водоснабжению составляет 21,60 руб. за 1 куб.м, цена за услуги по приему сточных вод составляет 20,10 руб. за 1 куб. м.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе, транспортировка воды, включая распределение воды.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод (ч. 7 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Согласно ч. 2, 8 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат, в том числе, следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения:

тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

тариф на техническую воду;

тариф на транспортировку воды;

тариф на водоотведение;

тариф на транспортировку сточных вод.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения понимается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пп. 40а п. 7. Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п, в установленной сфере деятельности департамент осуществляет следующие полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения:

устанавливает следующие тарифы и плату в сфере водоснабжения и водоотведения (в том числе тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения):

в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Таким образом, органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Новосибирской области, является департамент по тарифам Новосибирской области.

Между ОАО «Ямское» (в настоящее время – ЗАО «Ямское») (Абонент) и МУП «Горводоканал» (Горводоканал) заключен договор № 6974п от 10.02.2005 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Исходя из счетов, выставленных МУП «Горводоканал» ЗАО «Ямское», в рамках указанного договора Предприятие оказывает Обществу услуги по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, при осуществлении расчетов за холодную воду и водоотведение с заявителями, ЗАО «Ямское» обязано было применять тарифы на питьевую воду и водоотведение, установленные для МУП «Горводоканал», и не вправе было без установления департаментом по тарифам Новосибирской области соответствующих тарифов для ЗАО «Ямское» взимать с заявителей плату за услуги по водоснабжению и водоотведению сверх тарифа, установленного для МУП «Горводоканал».

Приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 16.12.2013 г. № 344-В, от 09.12.2014 г. № 427-В, от 30.11.2015 № 383-В, от 19.12.2016 № 455-В для МУП г. Новосибирска «Горводоканал» установлены тарифы на питьевую воду и на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей.

При этом в справочной правовой системе «КонсультантПлюс», а также на Интернет-сайте департамента по тарифам Новосибирской области не содержится сведений о наличии у ЗАО «Ямское» каких-либо тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Факт взимания ЗАО «Ямское» платы за услуги по водоснабжению и водоотведению сверх тарифов, установленных для МУП «Горводоканал», которыми МУП «Горводоканал» руководствовалось при расчете платы за холодное водоснабжение и водоотведение для ЗАО «Ямское», то есть, взимания платы за оказанные непосредственно ЗАО «Ямское» услуги по передаче (транспортировке) воды и услуги по приему и транспортировке сточных вод, что в отсутствие у ЗАО «Ямское» тарифов, утвержденных в Департаменте по тарифам Новосибирской области, является нарушением действующего законодательства, подтверждается материалами дела.

На основании свидетельств о государственной регистрации права собственности 54 АЕ 688298 от 22.12.2014 г., 54 АЕ 677453 от 16.12.2014 г. 54 АЕ 688338 от 22.12.2014 г. ЗАО «Ямское» является собственником водопроводных и канализационных сетей, расположенных, в том числе, по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская.

Факт оказания ЗАО «Ямское» <...> и <...>услуг водоснабжению и водоотведению и взимания с заявителей платы за указанные услуги подтверждается договорами № 35-Э от 31.01.2011 г., № 38-Э от 01.07.2011 г., 40-Э от 01.09.2011 г., 41-Э от 07.12.2011 г. на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, выставленными ЗАО «Ямское» счетами.

Указанные документы подтверждают, что ЗАО «Ямское» оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ЗАО «Ямское», оказывая услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в границах расположения сетей Общества, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Аналитическим отчетом ОТиФР Новосибирского УФАС России, сделан вывод, что ЗАО «Ямское» в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимало доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (в том числе, транспортировке воды и сточных вод) в границах водопроводных и канализационных сетей ЗАО «Ямское», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, в период с января 2014 по март 2017 года. Следовательно, на ЗАО «Ямское» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Действия ЗАО «Ямское», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (в том числе, транспортировке воды и сточных вод) в границах водопроводных и канализационных сетей ЗАО «Ямское», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, выразившиеся во взимании платы за услуги по передаче (транспортировке) воды и услуги по приему и транспортировке сточных вод в отсутствие у ЗАО «Ямское» соответствующих тарифов, утвержденных уполномоченным органом - Департаментом по тарифам Новосибирской области, являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Закрытое акционерное общество «Ямское» (далее – ЗАО «Ямское») занимающим доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (в том числе, транспортировке воды и сточных вод) в границах водопроводных и канализационных сетей ЗАО «Ямское», расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Признать ЗАО «Ямское» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем взимания с <...>, <...>. платы за услуги по передаче (транспортировке) воды и услуги по приему и транспортировке сточных вод в отсутствие у ЗАО «Ямское» соответствующих тарифов, утвержденных уполномоченным органом - Департаментом по тарифам Новосибирской области.

3. Выдать ЗАО «Ямское» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-09-10-17

31 июля 2017 г.                                                                                          г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Волохина И.В. – заместитель руководителя Управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Анохина Е.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

        руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.07.2017 года по делу 02-01-09-10-17 от 10.04.2017 г. о нарушении Закрытым акционерным Обществом «Ямское» (ИНН 5410120773, почтовый адрес: 630129, г. Новосибирск, ул. Тайгинская, д. 15, оф. 20), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «Ямское» устранить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившееся во взимании с <...>., <...>. платы за услуги по передаче (транспортировке) воды и услуги по приему и транспортировке сточных вод в отсутствие у ЗАО «Ямское» соответствующих тарифов, утвержденных уполномоченным органом - Департаментом по тарифам Новосибирской области, а именно: не взимать плату за услуги по передаче (транспортировке) воды и услуги по приему и транспортировке сточных вод по не установленному уполномоченным органом тарифу.

2. ЗАО «Ямское» исполнить настоящее предписание в срок до 18.09.2017 г. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны