Решение б/н Решение по делу №02-01-12-10-13 в отношении ООО «Теплосервис... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-12-10-13

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2013 г.                 г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 23.04.2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, Председатель комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Скицко Е.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии: «…»

рассмотрев дело № 02-01-12-10-13 от 05.03.2013 года по признакам нарушения ООО «Теплосервис» (ИНН 5421110600, 632950, Новосибирская область, Здвинский район, село Здвинск, ул. Здвинского, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение гр. «…» на действия ООО «Теплосервис», выразившиеся в одностороннем отказе от исполнения договора на оказание услуг по отоплению. В результате рассмотрения данного заявления установлено следующее.

23.01.2012 года между гр. «…» и ООО «Теплосервис» был заключен договор на оказание услуг населению по отоплению № 4 от 23.01.2012 года. В соответствии с данным договором ООО «Теплосервис» обязалось оказывать услуги по отоплению жилого помещения гр. «…»., поставляя тепловую энергию, исходя из норматива потребления.

17.09.2012 года гр. «…» обратился с заявлением в ООО «Теплосервис» о временном приостановлении оказания услуг и расчетов по отоплению с 17.09.2012 года.

В ответ ООО «Теплосервис» направило письмо, с просьбой уточнить, что требуется, приостановление оказания услуг по теплоснабжению или отказ от услуги.

19.09.2012 года гр. «…» в адрес ООО «Теплосервис» были направлены разъяснения со ссылкой на действующее законодательство, а также пояснение, что необходимо временно приостановить оказание услуг по теплоснабжению, поскольку потребитель временно в данной услуге не нуждается, а также о нежелании расторгать договор № 4 от 23.01.2012 года. Ответ на данное письмо не поступал.

С 17.09.2012 года по 01.12.2012 года услугой по теплоснабжению гр. «…» не пользовался.

28.11.2012 года гр. «…» обратился в ООО «Теплосервис» с заявлением о возобновлении оказания услуг по теплоснабжению и расчетов с 01.12.2012 года.

10.12.2012 года от ООО «Теплосервис» получен ответ на заявление, в котором сказано, что договор № 4 от 23.01.2012 года расторгнут заявителем в одностороннем порядке.

В заявлении направленном в адрес ООО «Теплосервис» «…» просил произвести опломбировку запирающих кранов, так как «…» самостоятельно были перекрыты краны на подающем и обратном трубопроводе.

20.09.2012 года в 12 часов 10 минут был составлен акт о введении режима временного полного ограничения теплоснабжения. Данный акт подписан собственником квартиры «…»; представителем администрации Здвинского сельсовета – «…»; депутатом Здвинского сельсовета – «…» Данный акт подтверждает, что краны на подающем и обратном трубопроводе находятся в положении «закрыто», обвязаны нитью, путем продевания через отверстие в запорной рукояти и обвязывания вокруг трубопровода, концы нитей связаны и опечатаны печатью «Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО».

20.09.2012 года был составлен Акт осмотра наружных тепловых сетей, при участии мастера ООО «Теплосервис» «…».

Данные акты, по мнению ООО «Теплосервис», являются подтверждением отказа от услуг теплоснабжения и соответственно расторжением договора на оказание услуг по отоплению № 4 от 23.01.2012 года.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Соглашение о расторжении договора между гр. «…»  и ООО «Теплосервис» не достигнуто, требования о расторжении договора от гр. «…». не поступало.

Таким образом, основания для расторжения договора с заявителем, предусмотренные Гражданским кодексом РФ у ООО «Теплосервис» отсутствовали.

Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей осуществлено надлежащим образом, заключен договор на оказание услуг по отоплению, на момент отказа от оказания услуг по отоплению договор являлся действующим.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям установлен постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ» (далее – Правила теплоснабжения № 808).

Пунктом 76 Правил теплоснабжения № 808 предусмотрены следующие случаи, при которых подача тепловой энергии потребителям может быть ограничена или прекращена:

·                     неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

·                     прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

·                     выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

·                     возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

·                     наличие обращения потребителя о введении ограничения;

·                     иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Кроме того, согласно пункту 71 указанных Правил теплоснабжения, приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не влечет расторжения договора. При приостановлении оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей услуг допускается частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно пункту 82 Правил теплоснабжения № 808 ограничение режима потребления тепловой энергии может быть полным или частичным.

Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией, но не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора о подключении к системе теплоснабжения, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям.

Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом или температурой, определенными в договоре теплоснабжения, или фактической потребностью (для граждан-потребителей) либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца. Поставщик освобождается от обязанности поставить объем тепловой энергии, недопоставленный в период ограничения режима потребления, введенного в случае нарушения потребителем своих обязательств, после возобновления (восстановления до прежнего уровня) подачи тепловой энергии.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Согласно пункту 2.2. Устава ООО «Теплосервис» предметом деятельности Общества является, в том числе, производство и отпуск тепловой энергии. Следовательно, ООО «Теплосервис» является теплоснабжающей организацией.

Пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808, установлено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

Таким образом, было введено полное ограничение режима потребления тепловой энергии.

В соответствии с вышеуказанными положениями Правил № 808 ООО «Теплосервис» после обращения гр. «…». о возобновлении оказания услуг по теплоснабжению должно было возобновить теплоснабжение.

Согласно Аналитическому отчету Отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России продуктовыми границами товарного рынка являются услуги поставки (отпуска) тепловой энергии. Географические границы рынка  услуг поставки (отпуска) тепловой энергии ООО «Теплосервис» потребителям определены границами зоны деятельности ООО «Теплосервис», соответствующими территории расположения котельных и тепловых сетей на территории с. Здвинска Здвинского района НСО, находящихся в пользовании ООО «Теплосервис» и местоположением потребителей этого Общества. В указанных географических границах ООО «Теплосервис» является единственной организацией, оказывающей услуги подачи (отпуска) тепловой энергии своим потребителям.

На основании п.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. Таким образом, ООО «Теплосервис» в 2012 году занимало доминирующее положение на рынке услуг поставки (отпуска) тепловой энергии потребителям на территории с. Здвинска Здвинского района НСО с долей 100 % в границах зоны деятельности ООО «Теплосервис», соответствующих территории расположения котельных и тепловых сетей на территории с. Здвинска Здвинского района НСО, находящихся в пользовании ООО «Теплосервис», и местоположению потребителей этого Общества.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что ООО «Теплосервис» занимает доминирующее положение на рынке услуги подачи (отпуска) тепловой энергии потребителям на территории села Здвинска Здвинского района.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

На основании изложенного, действия ООО «Теплосервис», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг поставки (отпуска) тепловой энергии в границах расположения сетей Общества, выразившиеся в одностороннем отказе от исполнения договора на оказание услуг по отоплению гр. «…», нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 47 от 05.03.2013 года в отношении ООО «Теплосервис» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО «Теплосервис» представлены следующие пояснения по существу возбужденного дела.

ООО «Теплосервис» со своей стороны не усматривает признаков нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» по следующим причинам.

17.09.2012 г. гр. «…»  подал заявление в ООО «Теплосервис» о временном приостановлении оказания услуг и расчетов по отоплению, закольцовку на теплотрассе он произвел самостоятельно. На заявление письмом № 78 от 17.09.2012 г. было направлено письмо с просьбой уточнить, данное заявление является приостановлением или отказом от услуг, так как с его слов стало известно, что он производит установку обогрева своей квартиры от электрокотла.

19.09.2012 г. гр. «…»  указал, что самостоятельно ввел для себя указанный режим перекрыв краны на подающем и обратном трубопроводе.

17.09.2012 г. заявитель просит приостановить оказание услуг и 17.09.2012 г. самостоятельно вводит для себя данный режим, перекрыв краны на подающем и обратном трубопроводе, не дождавшись представителей ООО «Теплосервис», сам решает все одним днем.

20.09.2012 г. к гр. «…»  были направлены представители ООО «Теплосервис», на месте был составлен акт, в котором указано, что потребитель «…» самовольно без согласования с ООО «Теплосервис» перекрыл краны на подающем и обратном трубопроводе.

28.11.2012 г. от гр. «…»  поступило заявление о возобновлении оказания услуг и расчетов по отоплению квартиры с 01.12.2012 г.

30.11.2012 г. «…» было направлено письмо, что 17.09.2012 г. он самостоятельно приостанавливает оказание услуг по отоплению, что следует из его писем, и поэтому ООО «Теплосервис» воспринял, что потребитель «…» в одностороннем порядке расторг договор № 4 от 23.01.2012 г.

На основании изложенного, ООО «Теплосервис» считает, что в одностороннем порядке не расторгал договор с гр. «…» Потребитель «…» на сегодняшний не представил в ООО «Теплосервис» никаких документов о том, что им как потребителем не расторгнут договор с ООО «Теплосервис» по потреблению тепловой энергии. Таким документом, по мнению ответчика, должна являться фактическая оплата за потребленную тепловую энергию потребителем «…»

Как известно со слов «…» им были самостоятельно открыты краны, с 01.12.2012 г., но оплата за потребление не производится, что подтверждается справками и копиями журналов учета тепловой энергии за декабрь 2012 г., январь, февраль, март 2012 г. Иных документов о расторжении договора № 4 от 23.01.2012 г. с «…» со стороны ООО «Теплосервис» нет. «…» по своему желанию самостоятельно отключил, закольцевал отопление, отапливался от электрокотла до 01.12.2012 г. Затем вновь открыл краны и стал пользоваться тепловой энергией ООО «Теплосервис» без оплаты за потребленную тепловую энергию. Так как на сегодняшний день «…» не производит оплату, следовательно, это еще раз подтверждает, что вероятнее всего он и не пользуется тепловой энергией, а соответственно отказался от услуг отопления в одностороннем порядке.

По поводу вышеизложенной позиции ООО «Теплосервис» Новосибирское УФАС России считает необходимым отметить следующее.

ООО «Теплосервис» является теплоснабжающей организацией согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», соответственно обязано соблюдать Правила теплоснабжения, установленные постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ».

Пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 установлено, что по договору теплоснабжения, теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии. Следовательно, у теплоснабжающей организации есть обязанность принять плату от потребителя за услуги по теплоснабжению.

Отказ (уклонение) от принятия платы за услуги теплоснабжения являются злоупотреблением ООО «Теплосервис» своим доминирующим положением на рынке оказания услуг теплоснабжения в границах расположения сетей Общества и приводят к ущемлению интересов гр. «…», следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии заявитель пояснил, что Администрация г. Здвинска перестала принимать платежи за отопление с 2012 года. В январе, феврале 2012 года плату принимало ООО «Теплосервис». В марте 2012 года поступило письмо, в котором ООО «Теплосервис» указало, что необходимо вести журнал учета тепловой энергии. Сведения о потреблении энергии «…» подает в кассу ООО «Теплосервис» каждый месяц. Сотрудниками предприятия делаются отметки о том, что они не осуществляют расчеты по тепловой энергии с «…». Заявитель указал, что расчеты за тепловую энергию у него принимать не хотят, предлагают обратиться в банк для перечисления на счет предприятия. При этом сумма за тепловую энергию уже составляет 16000 рублей.

11.12.2012 года гр. «…» в адрес ООО «Теплосервис» направил письмо, в котором изложено требование о возобновлении с ним расчетов как потребителем тепловой энергии, которую он фактически потребляет с 01.12.2012 года. 27.12.2012 года в кассе предприятия принять оплату за потребленную тепловую энергию за декабрь 2012 года от гр. «…» отказались, мотивируя это указанием директора ООО «Теплосервис» «…» При этом договором на оказание услуг по отоплению № 4 от 23.01.2012 года предусмотрена обязанность потребителя своевременно оплачивать  услуги по отоплению. Согласно п. 2.5. договора на оказание услуг по отоплению № 4 от 23.01.2012 года установлено, что оплата услуг по данному договору производится потребителем до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, путем внесения денежных средств в кассу предприятия, расположенную по адресу: НСО, Здвинский район, с.Здвинск, ул. Здвинского, 1. «…»  представлены доказательства того, что им предпринимаются все необходимые действия с целью соблюдения условий договора (представлены квитанции и справки о потребленной тепловой энергии за указанный период, также направленные в адрес ООО «Теплосервис»).

Директор ООО «Теплосервис» на заседании Комиссии пояснил, что договор на оказание услуг по отоплению № 4 от 23.01.2012 года не расторгался и является действующим. Причины отказа в принятии оплаты за услуги по теплоснабжению от гр. «…»  не указал.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что условия договора на оказание услуг по отоплению № 4 от 23.01.2012 года, который сторонами не расторгался, не исполняются со стороны ООО «Теплосервис».

Изучив материалы дела в полном объеме, Комиссия приходит к следующим выводам: переписка между сторонами письма ООО «Теплосервис» (исх. № 78 от 17.09.2012 г.; исх. № 96 от 30.11.2012 г. и др.), в том числе представленные в ответ на запрос Новосибирского УФАС России, а также пояснения, представленные на заседании Комиссии, свидетельствуют об отказе (уклонении) от исполнения ООО «Теплосервис» условий договора на оказание услуг по отоплению № 4 от 23.01.2012 года, что является злоупотреблением ООО «Теплосервис»  доминирующим положением на рынке оказания услуг теплоснабжения и приводит к ущемлению интересов гр. «…» следовательно, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.            Признать ООО «Теплосервис» занимающим доминирующее положение на рынке услуг поставки (отпуска) тепловой энергии в границах расположения сетей Общества, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2.            Признать ООО «Теплосервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в уклонении (отказе) ООО «Теплосервис» от исполнения условий договора на оказание услуг по отоплению гр. «…»  Указанные действия ООО «Теплосервис» ущемляют интересы гр. «…»

3.            Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ООО «Теплосервис»  предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

4.             Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  02-01-12-10-13

 

23.04.2013 г.                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Скицко Е.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.04.2013 года по делу № 02-01-12-10-13 от 05.03.2013 года по признакам нарушения ООО «Теплосервис» (ИНН 5421110600, 632950, Новосибирская область, Здвинский район, село Здвинск, ул. Здвинского, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Теплосервис» в срок до 20 мая 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: в рамках заключенного с гр. «…» договора на оказание услуг населению по отоплению № 4 от 23.01.2012 года обеспечить оказание услуг по отоплению, надлежащее исполнение условий указанного договора, в том числе путем принятия в кассу предприятия оплаты за оказанные услуги.

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов ООО «Теплосервис» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 23 мая 2013 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны