Решение б/н Решение по делу №02-01-18-10-14 в отношении ЗАО «Северянка-с... от 6 февраля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-18-10-14

Резолютивная часть решения объявлена   19.05.2014                                           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме      02.06.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель  руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Макарцова А.Н. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии

в присутствии:

«…»

рассмотрев дело 02-01-18-10-14 от 21.04.2014 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Северянка-сервис» (далее – ЗАО «Северянка-сервис»), (почтовый адрес:  г. Новосибирск, ул. Кирова, 113, ИНН 5405368360) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Управление) обратился ИП Горских О.В., а также ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (далее – ОАО «Новосибирскэнергосбыт») с жалобой на действия ЗАО «Северянка-сервис», выразившиеся в препятствовании передаче (перетоку) электрической энергии на объекты ИП Горских О.В.

В ходе рассмотрения указанного заявления Новосибирским УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

ЗАО «Северянка-сервис» владеет объектами электросетевого хозяйства, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (акт разграничения) от 15.03.2013г. и имеет потребителей электрической энергии, присоединенных к сетям Общества. Объекты, принадлежащие  ЗАО «Северянка-сервис»,  участвуют в процессе передачи электрической энергии.

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При наличии технологического присоединения к передающим системами, которые являются необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, любой хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи, становится субъектом естественной монополии  (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.01.2013 года № А45-24848/2012).

Таким образом, ЗАО «Северянка-сервис» является субъектом рынка по передаче (перетоку) электрической энергии, что следует, в том числе, из положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии  самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составляющей частью единого процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ЗАО «Северянка-сервис» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг перетока (передачи) электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие Обществу электрические сети.

Между ИП Горских О.В.и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» заключено дополнительное соглашение от 10.02.2014г. к договору электроснабжения № ЭО-727 от 26.01.2009г., что подтверждает надлежащее технологическое присоединение объектов, принадлежащих ИП Горских О.В., расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 113, к электрическим сетям и право на получение услуг по электроснабжению.

Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Согласно письму Горских О.В. от 11.02.2014г. в адрес ЗАО «Северянка-сервис» 11.02.2014г. в 10.00 в помещениях собственника была отключена электрическая энергия.

12.02.2014г. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в адрес ЗАО «Северянка-сервис» была направлена телефонограмма № 04-3 о необходимости подачи электрической энергии на объекты ИП Горских О.В.

Согласно акту от 17.02.2014г. подача электрической энергии на объекты ИП Горских О.В. не произведена. При обращении инженера-инспектора к ответственным лицам ЗАО «Северянка-сервис» получен отказ от подачи электрической энергии потребителю гарантирующего поставщика ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

19.02.2014г. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в адрес ЗАО «Северянка-сервис» направлено письмо с требованием подачи напряжения на помещения, принадлежащие ИП Горских О.В., расположенные по адресу: ул. Кирова, 113 (аб. Н4164).

Согласно акту ОАО «Новосибирскэнергосбыт» от 27.02.2014г., подача электрической энергии владельцем объектов электросетевого хозяйства ЗАО «Северянка-сервис» на объекты ИП Горских О.В. не произведена.

14.03.2014г. ИП Горских О.В. в адрес Новосибирского УФАС России направлено заявление о том, что ЗАО «Северянка-сервис» возобновлена подача электрической энергии, что подтверждается актом о подаче электроэнергии от 27.02.2014г.

20.03.2014г. ИП Горских О.В. в адрес Новосибирского УФАС России направлено заявление о том, что ЗАО «Северянка-сервис» приостановлена подача электрической энергии, что подтверждается актом об отключении электроэнергии от 19.03.2014г.

21.03.2014г. ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в адрес ЗАО «Северянка-сервис» направлено письмо с требованием подачи напряжения на помещения, принадлежащие ИП Горских О.В., расположенные по адресу: ул. Кирова, 113 (аб. Н421770). 

Согласно акту от 09.04.2014г., при обследовании  схемы электроснабжения объекта ИП Горских О.В. (ул. Кирова, 113), было установлено, что отсутствует напряжение во ВРУ-0,4 кВ ИП Горских О.В. от ТП-3042 ЗАО «Северянка-сервис», отсутствует индикация на цифровом табло счетчика, рубильник на КЛ 0,4 кВ в сторону ИП Горских О.В. находится в отключенном состоянии. При обращении инженера-инспектора к ответственным лицам ЗАО «Северянка-сервис» получен отказ от подачи электроэнергии потребителю гарантирующего поставщика ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Указанное подтверждает осуществление ЗАО «Северянка-сервис» систематических действий по препятствованию передаче (перетоку) электрической энергии на объекты ИП Горских О.В.

Основания для введения ограничения электроснабжения помещений, принадлежащих ИПГорских О.В., предусмотренные нормами действующего законодательства, не установлены.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в действиях ЗАО «Северянка-сервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения сетей Общества присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 102 от 21.04.2014 в отношении ЗАО «Северянка-сервис» возбуждено дело № 02-01-18-10-14.

19.05.2014 г. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представителями заявителей дополнительно представлены следующие пояснения по существу  рассматриваемого дела № 02-01-18-10-14 от 21.04.2014 г. 

 

Представитель ИП Горских О.В. устно заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела в отношении ЗАО «Северянка-сервис», а также пояснил, что претензий по данному вопросу в настоящее время не имеет, поскольку электроснабжение было возобновлено 28.04.2014г., разногласия урегулированы.

Представитель ОАО «Новосибирскэнергосбыт» представил в материалы дела письмо  № ОПР-107 от 19.05.2014г., согласно которому 05.05.2014г. в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» поступило обращение ИП Горских О.В. о том, что 28.04.2014г. ЗАО «Северянка-сервис» возобновило подачу электрической энергии в нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 113. Данный факт подтверждается актом ОАО «Новосибирскэнергосбыт» от 30.04.2014г.

Представитель ответчика признал, что Общество осуществляло действия по ограничению электроснабжения объекта ИП Горских О.В., объяснив свои действия отсутствием между сторонами договорных отношений.

Изучив позицию заявителей и ответчика, а также  материалы дела  Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Материалы дела подтверждают осуществление ЗАО «Северянка-сервис» систематических действий по препятствованию передаче (перетоку) электрической энергии на объекты ИП Горских О.В. в период с 11.04.2014г. по 28.04.2014г.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие) кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, действия ЗАО «Северянка-сервис» по препятствованию передаче (перетоку) электрической энергии на объекты ИП Горских О.В. в период с 11.02.2014г. по 28.04.2014г. нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

Согласно письму № ОПР-107 от 19.05.2014г., представленному ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в Новосибирское УФАС России, а также акту обследования схемы электроснабжения объектов ИП Горских О.В. от 30.04.2014г., со стороны ЗАО «Северянка-сервис» предприняты меры по добровольному возобновлению передачи (перетока) электрической энергии на объекты ИП Горских О.В., в связи с этим основания для выдачи предписания отсутствуют, согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО «Северянка-сервис»  занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения сетей  Общества, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».     

2. Признать ЗАО «Северянка-сервис» нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем препятствования передаче (перетоку) электрической энергии на объекты ИП Горских О.В. в период 11.02.2014г. – 28.04.2014г.

3. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Северянка-сервис» по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением ЗАО «Северянка-сервис»           нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны