Решение б/н Решение по делу №02-01-22-10-13 в отношении ОАО «Производств... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-22-10-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.08.2013                      г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено  07.08.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гаврилов С.Г. – руководитель управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Потапова О.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей заявителей:

«…»

рассмотрев дело № 02-01-22-10-13 от 05.06.2013 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Производственное объединение «Новосибирский приборостроительный завод» (ИНН 5402534361, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 179/2) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ,

      УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступили обращения Общества с ограниченной ответственностью «ФЭШИН-ЛАЙНС» (далее – ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС»), Общества с ограниченной ответственностью «Площадь Калинина» (далее – ООО «Площадь Калинина»), Общества с ограниченной ответственностью  «Эфес» (далее - ООО «Эфес») на действия Открытого акционерного общества «Производственное объединение «Новосибирский приборостроительный завод» (далее – ОАО «ПО «НПЗ»), по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в части взимания платы за передачу электрической энергии.

По факту, изложенному в заявлении ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС», установлено следующее.

8.11.1994 года между АООТ «Новосибирскэнерго» (в настоящее время ОАО «Новосибирскэнергосбыт») и ГУП «ПО «НПЗ» (в настоящее время ОАО «ПО «НПЗ») был заключен договор на отпуск и потребление электрической энергии № 237.

10.01.2000 года между ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» и ГУП «ПО «НПЗ» был заключен договор № 5 на отпуск и потребление электрической энергии.

Письмом № 211-15/1619 от 18.06.2001 года ОАО «Новосибирскэнерго» было выдано разрешение на мощность в размере 21,5 кВт субабоненту ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС».

Письмом № 51-12-17 от 15.01.2002 года ГУП «ПО «НПЗ» просило  ОАО «Новосибирскэнерго» внести изменения в договор № 237 от 08.11.1994 года в связи с подключением к сетям субабонента ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС».

При этом установлено, что между ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» и  ОАО «ПО «НПЗ» заключено дополнительное соглашение к договору № 237 от 08.11.1994 года, согласно которому субабонент (ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС») оплачивает потребленную электроэнергию непосредственно энергоснабжающей организации (ОАО «Новосибирскэнергосбыт») по её тарифу в счет погашения задолженности ГУП ПО НПЗ (ОАО «ПО «НПЗ») (абонент 4237) перед энергоснабжающей организацией. За транспортировку электроэнергии до субабонента (ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС»), оплата производиться дополнительно по соглашению с ГУП ПО НПЗ (ОАО «ПО «НПЗ»). Данное соглашение является подтверждением взимания ОАО «ПО «НПЗ» с ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» платы за передачу электроэнергии.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» сообщило, что данное дополнительное соглашение является поручением ОАО «ПО «НПЗ» (кредитора) на внесение оплаты электрической энергии третьим лицом, то есть ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» в адрес гарантирующего поставщика. Наличие либо отсутствие данного дополнительного соглашения не лишает ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» права на внесение оплаты за ОАО «ПО «НПЗ» в качестве оплаты третьего лица по поручению кредитора.

Заключение данного дополнительного соглашения не освобождает ОАО «ПО «НПЗ» от оплаты по договору, а является подтверждением необходимости принятия ОАО «Новосибирскэнергосбыт» оплат ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» по обязательствам ОАО «ПО «НПЗ» во исполнение договора электроснабжения № Э-237 от 08.11.1994 года.

Пунктом 4.2 договора от 10.01.2000 г. № 5 на отпуск и потребление электрической энергии установлено, что стоимость отпускаемой поставщику электроэнергии взимается согласно калькуляции. Налог на добавленную стоимость взимается дополнительно. При изменении затрат на энергоснабжение плата за энергию может быть пересмотрена поставщиком, то есть ОАО «ПО «НПЗ», досрочно в одностороннем порядке  с извещением потребителя письменно в виде уведомления.

Подтверждение направления ОАО «ПО «НПЗ» в адрес ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» уведомления об изменении платы за электроэнергию в материалах дела отсутствует.

Заявитель пояснил, что оплату потребленной электроэнергии производил в полном объеме как в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт», так и в адрес ОАО «ПО «НПЗ», что подтверждается платежным поручением № 111 от 17.12.2012 года в адрес ОАО «СибирьЭнерго» (в настоящее время ОАО «Новосибирскэнергосбыт»), платежным поручением № 110 от 15.12.2012 года в адрес ОАО «ПО «НПЗ», письмом заявителя в антимонопольный орган от 29.01.2013 года.

ОАО «ПО «НПЗ» представило калькуляцию стоимости электроэнергии. Согласно данной калькуляции стоимость электроэнергии составляет 3,35 руб./кВт. В данную сумму входит: электроэнергия – 1,86 тариф за электроэнергию, установленный уполномоченным органом для ОАО «Новосибирскэнергосбыт», плюс затраты ОАО «ПО «НПЗ»: потери электроэнергии в сетях и трансформаторах – 0,056; зарплата – 0,135; отчисления – 0,041; материалы и комплектация – 0,183; общепроизводственные расходы – 0,242; общехозяйственные расходы – 0,163. При этом все вышеуказанные расходы, связанные с обслуживанием электросетевого хозяйства, являются затратами предприятия на обеспечение передачи электроэнергии по его сетям.

Взимание ОАО «ПО «НПЗ» с ООО «ФЭШИН-ЛАНС» в 2010 – 2012 г.г. платы за услуги по передаче электрической энергии подтверждается счет-фактурами: № 184031, 184030 от 26.04.2010 года (3,6 руб.); № 010465, 010464 от 26.09.2011 года (3,35 руб.); №011393, 011392 от 26.11.2012 года (3,35 руб.).

Таким образом установлено, что ОАО «ПО «НПЗ» за услуги по передаче электрической энергии взимало в 2010 – 2012 г.г.  с ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС» плату по самостоятельно установленному тарифу(в 2012 году сумму в размере 1,43 руб).

По факту, изложенному в заявлении ООО «Площадь Калинина», установлено следующее.

Правоотношения между ОАО «ПО НПЗ» и ООО «Площадь Калинина» по отпуску и потреблению электроэнергии урегулированы договором № 16 от 01.08.2007 г.

В соответствии с п. 4.2. указанного договора стоимость электроэнергии, получаемой от сетей гарантирующего поставщика с учетом затрат на ее транспортировку до потребителей через сети и трансформаторные подстанции «Поставщика»  согласно расчетной калькуляции составляет 2,2 руб. за кВт/час. Налог на добавленную стоимость взимается дополнительно. Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям и расчет фактических предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках электрической энергии (мощности) опубликованы на официальном сайте ОАО «Новосибирскэнергосбыт», которое является единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии, обладающего статусом субъекта оптового рынка на территории Новосибирской области.

ОАО «ПО НПЗ» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России (вх. № 2985 от 17.04.2013 г.) пояснило следующее.

18.09.2007 г. между ФГУП ПО «НПЗ» (арендодатель) и ООО «Площадь Калинина» (арендатор) по согласованию с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области был заключен договор аренды нежилых помещений № 334р. Предметом договора являлось нежилое помещение в подвале производственного комплекса 16/1 площадью 610 кв.м., расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 179/2. Также был заключен договор № 16 на отпуск и потребление электрической энергии. Договор был заключен с юридическим лицом – ООО «Площадь Калинина», имеющим ИНН 5407001430.

По истечении срока договора аренды № 334р, то есть 31.05.2008 г. арендатор фактически не освободил занимаемые им помещения, продолжал вносить арендную плату.

01.11.2008 г. ФГУП «ПО «НПЗ» дало согласие на уступку прав и переводе долга между ООО «Площадь Калинина» (ИНН 5402504053), ООО «Площадь Калинина» (ИНН 5407001430), а также между арендатором и арендодателем было подписано дополнительное соглашение к договору аренды нежилых помещений № 334р о замене арендатора. Однако, договор на отпуск и потребление электрической энергии с новым юридическим лицом (ИНН 5402504053) не заключался, дополнительных соглашений к договору № 16 стороны не заключали.

В дальнейшем, за период с 01.11.2008 г. по 01.02.2011 г. (то есть до момента преобразования ФГУП ПО «НПЗ» в ОАО «ПО «НПЗ») у данного арендатора образовалась задолженность по арендной плате в сумме 2 983 647,92 руб. и по оплате услуг по эксплуатации нежилого помещения в сумме 1 012 000 руб. Для взыскания задолженности ОАО «ПО «НПЗ» обращалось с исками в Арбитражный суд НСО, по обоим делам были заключены мировые соглашения, однако, большая часть задолженности не погашена до настоящего времени.

01.02.2011 г. право хозяйственного ведения ФГУП «ПО «НПЗ» на нежилое помещение в подвале производственного корпуса 16/1 площадью 610 кв.м., расположенное по адресу: город Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 179/2 было прекращено, в связи с чем, арендные правоотношения с ООО «Площадь Калинина» (ИНН 5402504053) также были прекращены, арендная плата больше не начислялась. Собственником данного нежилого помещения является РФ.

Таким образом, ООО «Площадь Калинина» (ИНН 5402504053) не имеет договорных отношений с ОАО «ПО «НПЗ» ни по аренде нежилых помещений, ни на отпуск и потребление электрической энергии, а также не является субабонентом по договору № 237 от 08.11.1994 года, заключенному с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Новосибирским УФАС России было установлено следующее.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-24370/2012 от 18.02.2013 года, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 г., установлено, что ООО «Площадь Калинина» в период с 01.02.2011 г. по 31.12.2011 г. пользовалось нежилыми помещениями общей площадью 1208,5 кв.м без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Соглашение от 01.11.2008 года об уступке прав и переводе долга по договору аренды нежилых помещений № 334-р от 18.09.2007 года, является недействительным, что подтверждается вступившим в законную силу приговором федерального суда общей юрисдикции  Заельцовского района города Новосибирска от 28.06.2011 года, поскольку действия по передаче прав и обязанностей по договору аренды были совершены директором ООО «Площадь Калинина» в преступных целях.

В силу статьи 169 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противоправной основа правопорядка или нравственности, ничтожна.

Ничтожность соглашения № 334-р от 18.09.2007 года как ничтожная в силу закона сделка не могла породить у ООО «Площадь Калинина» законных прав (ИНН 5402504053) законных прав на занятие спорных помещений.

Таким образом, между ОАО «ПО «НПЗ» и ООО «Площадь Калинина» (ИНН 5402504053) отсутствуют договорные отношения, как в сфере аренды нежилых помещений, так и в сфере отпуска и потребления электроэнергии, следовательно, у ОАО «ПО «НПЗ» отсутствует обязанность по оказанию ООО «Площадь Калинина» (ИНН 5402504053) услуг по передаче электрической энергии.

При этом, с момента заключения договора № 16 от 01.08.2007, в том числе и в 2012 году ОАО «ПО НПЗ» выставляет в адрес ООО «Площадь Калинина» счета (Счет № 010779 от 27.02.2012, № 011118 от 25.07.2012, № 011179 от 27.08.2012 и др.) за электрическую энергию по тарифу 3,35 руб./кВт.ч, из анализа которых видно, что помимо оплаты электроэнергии по тарифам ОАО «Новосибирскэнергосбыт», имеет место самостоятельно установленный ОАО «ПО НПЗ» тариф за услуги по передаче электрической энергии. Указанная стоимость складывается из затрат ОАО «ПО НПЗ», которые помимо затрат на электроэнергию и потери электроэнергии в сетях и трансформаторах, включают в себя также затраты, отчисления, материалы и комплектацию, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, а также плановые накопления в размере 25 %.

ОАО «ПО «НПЗ» представило калькуляцию стоимости электроэнергии на 2013 год. Согласно данной калькуляции стоимость электроэнергии составляет 3,50 руб./кВт. В данную сумму входит: электроэнергия – 1,9; потери электроэнергии в сетях и трансформаторах – 0,06; зарплата – 0,122; отчисления – 0,037; материалы и комплектация – 0,231; общепроизводственные расходы – 0,31; общехозяйственные расходы – 0,14. При этом все расходы, связанные с обслуживанием электросетевого хозяйства, являются затратами предприятия на обеспечение передачи электроэнергии по его сетям.

Таким образом, ОАО «ПО НПЗ» с момента заключения договора на отпуск и потребление электроэнергии № 16 от 01.08.2007, в том числе и в 2010 – 2012 г.г., выступая в качестве территориальной сетевой организации, оказывало ООО «Площадь Калинина» возмездные услуги по передаче электроэнергии. При этом стоимость услуг по передаче электроэнергии установлена ОАО «ПО НПЗ» самостоятельно, исходя из затрат предприятия.

Таким образом, ОАО «ПО «НПЗ» за услуги по передаче электрической энергии взимало с ООО «Площадь Калинина» плату по самостоятельно установленному тарифу.

По заявлению ООО «Эфес» Новосибирским УФАС России установлено следующее.

15.08.2011 года ОАО «ПО «НПЗ» и ООО «Эфес» заключили договор аренды нежилых помещений № 64/716. По условиям указанного договора арендодатель, то есть ОАО «ПО «НПЗ», обязуется оформить с арендатором, то есть с ООО «Эфес», договор на коммунальные услуги.

Как сообщило ООО «Эфес» (письмо вх. № 4193 от 29.05.13 г.) определение стоимости электроэнергии для ООО «Эфес» осуществлялось ОАО «ПО «НПЗ» на основании договора на отпуск и потребление электрической энергии за № 30 от 01.01.2004 г., который, по словам заявителя, является единым для всех арендаторов ОАО «ПО «НПЗ», занимаемых нежилые помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 179/2. Данный договор не был предоставлен ООО «Эфес», а электроэнергия оплачивалась на основании выставляемых ОАО «ПО «НПЗ» счетов.

В материалах дела находятся счета № 010861 от 23.03.2012, 010997 от 24.05.2012, 010724 от 27.01.2012, выставленные ОАО «ПО «НПЗ» за январь, март, май 2012 года в адрес ООО «Эфес», в которых назначение платежа – электроэнергия по договору № 30 от 01.01.2004 года. Стоимость электроэнергии за кВт./час в данных счет-фактурах равна 3,35 руб. Кроме того, ОАО «ПО «НПЗ» представлена калькуляция стоимости электроэнергии для сторонних организаций на 2013 год. Согласно данной калькуляции стоимость электроэнергии на 2013 год составляет 3,50 руб./кВт. В данную сумму входит: электроэнергия – 1,9; потери электроэнергии в сетях и трансформаторах – 0,06; зарплата – 0,122; отчисления – 0,037; материалы и комплектация – 0,231; общепроизводственные расходы – 0,31; общехозяйственные расходы – 0,14. При этом все расходы, связанные с обслуживанием электросетевого хозяйства, являются затратами предприятия на обеспечение передачи электроэнергии по его сетям.

Таким образом, ОАО «ПО «НПЗ» за услуги по передаче электрической энергии взимало с ООО «Эфес» плату по самостоятельно установленному тарифу.

ООО «Эфес» представлены платежные поручения, которые подтверждают отплату счетов за электроэнергию, выставленных ОАО «ПО «НПЗ» по самостоятельно установленному тарифу.

Новосибирским УФАС России также был сделан запрос информации в адрес иных потребителей, получающих электроэнергию, через сети завода, а именно: ЗАО «Автолак» (исх. № 02-3926 от 30.05.13 г.), в адрес МУП «ДК «Прогресс» (исх. № 02-3927 от 30.05.13 г.).

ЗАО «Автолак» представило договор № 64 от 17.11.2011 года на подачу и потребление электрической энергии, заключенный с ОАО «ПО «НПЗ». Согласно пункту 2.2 данного договора, ЗАО «Автолак» разрешена мощность к использованию письмами ОАО «СибирьЭнерго» (в настоящее время ОАО «Новосибирскэнергосбыт») № 112-2-15/37200 от 30.06.2008 г. для электроснабжения общественно-торгового комплекса по ул. Дуси Ковальчук, 179/4. Кроме того, ЗАО «Автолак» представлены счета-фактуры: № 186070 от 25.01.2013, № 186133 от 25.02.2013, № 186197 от 25.03.2013, № 186258 от 25.04.2013, № 186319 от 27.05.2013, в которых стоимость к оплате за электроэнергию составляет 3,5 руб., а также калькуляцию стоимости электроэнергии для сторонних организаций на 2013 год. Согласно данной калькуляции затраты предприятия на обеспечение передачи электроэнергии по его сетям включены в стоимость электроэнергии.

МУП «ДК «Прогресс» представило договор № 52 на отпуск и потребление электрической энергии от 01.0.12007 года, заключенный с ОАО «ПО «НПЗ». К данному договору приложена калькуляция стоимости электроэнергии для МУП «ДК «Прогресс» с 01.01.2007года. Согласно данной калькуляции ОАО «ПО «НПЗ» включило в стоимость электроэнергии расходы, связанные с обслуживанием электросетевого хозяйства. ОАО «ПО «НПЗ» направило в адрес МУП «ДК «Прогресс» письмо № 12/51 от 19.02.2007 года, в котором разъяснило, что стоимость электроэнергии  рассчитана на основании тарифа, предъявляемого ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» (в настоящее время ОАО «Новосибирскэнергосбыт») за каждый кВт./час активной и квар.час реактивной мощности электроэнергии, подключенной к электросетям завода.

Предприятие является не перепродавцом электроэнергии, а организацией, осуществляющей МУП «ДК «Прогресс», как субабоненту, транспортировку электроэнергии. Для того, чтобы передать электроэнергию от подстанции по своим сетям, предприятие несет дополнительные затраты на эксплуатацию понижающих напряжение подстанций с 6000 в, до 380 в (220), электрооборудования и кабельных линий, находящихся на балансе завода. Эти затраты складываются из затрат на зарплату обслуживающего данное оборудование и кабельные линии персонала, отчисления, амортизацию,  материалы и комплектацию, текущий и капитальный ремонт оборудования и передаточных устройств и прочие общезаводские расходы, связанные с передачей электроэнергии. Эти дополнительные расходы и включены в калькуляцию стоимости переданной МУП «ДК «Прогресс» электроэнергии.

Также МУП «ДК «Прогресс» представлены счета-фактуры: № 186084 от 25.01.2013, № 186146 от 25.02.2013, №186211 от 25.03.2013, № 186271 от 25.04.2013, №186334 от 27.05.2013 года. В данных счет-фактурах стоимость электроэнергии составляет 3,5 руб.

Следует отметить, что МУП «ДК «Прогресс» и ЗАО «Автолак» являются субабонентами по договору электроснабжения № Э-237 от 08.11.1994 г., между ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и ОАО «ПО «НПЗ» (согласно письму ОАО «Новосибирскэнергосбыт» вх. № 653 от 31.01.2013 г.).

Таким образом, установлено, что ОАО «ПО «НПЗ» за услуги по передаче электрической энергии взимает с МУП «ДК «Прогресс» и ЗАО «Автолак» плату по самостоятельно установленному тарифу сумму в размере 1,6 руб.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.                 Согласно ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года № 35 ФЗ, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.          

В соответствии с п. 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.

Пп. 12 п.7 Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 № 326, определено, что установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям; индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу входит в полномочия Департамента по тарифам Новосибирской области.

Следовательно, Департамент по тарифам Новосибирской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно разделу VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

ФЗ №35 «Об электроэнергетике», предусматривающий государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, был введен в действие с 26.03.2003 года.

Таким образом, начиная с 26.03.2003 года ОАО «ПО «НПЗ», осуществляя услугу по передаче электрической энергии, для возмещения соответствующих затрат, связанных с передачей электрической энергии, содержанием, эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства, обязано было обратиться в уполномоченный орган за утверждением соответствующего тарифа. Взимание платы за услугу по передаче электрической энергии по самостоятельно установленному тарифу нарушает установленный вышеперечисленными нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «ПО «НПЗ» владеет объектами электросетевого хозяйства, что подтверждается ведомостью наличия основных средств по счетам от 01.01.2013 года, согласно которой ОАО «ПО «НПЗ» принадлежит подстанция трансформаторная, линии высоковольтные и иные объекты электросетевого хозяйства.

Согласно статье 3 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.             При этом коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, считается территориальной сетевой организацией в соответствии  со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике. Следовательно, ОАО «ПО «НПЗ» является территориальной сетевой организацией, поскольку  посредством организационно и технологически связанных действий осуществляет  передачу потребителю, поставляемой ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электрической энергии через принадлежащие Обществу технические устройства электрических сетей (оказывает услугу по передаче электрической энергии).                     

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче  электрической энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Таким образом, ОАО «ПО «НПЗ» является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе из положений Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «ПО «НПЗ») исключает необходимость проведения  антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции  арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. № А56-12283/2006).

Таким образом, ОАО «ПО «НПЗ» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «ПО «НПЗ».

На основании изложенного, в действиях ОАО «ПО «НПЗ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Общества, по установлению и взиманию в 2010 – 2013 г.г. с потребителей электроэнергии, получающих электрическую энергию через сети завода (ООО «Эфес», МУП «ДК «Прогресс», ЗАО «Автолак», ООО «Площадь Калинина», ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС») платы за услугу по передаче электрической энергии  без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области присутствуют признаки нарушения п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В связи с изложенными обстоятельствами, Приказом Новосибирского УФАС России № 135 от 05.06.2013 г. в отношении ОАО «ПО «НПЗ» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», путем установления и взимания с потребителей, присоединенных к сетям Общества, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области)

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заявителей поддержали доводы, изложенные в заявлениях: ООО «Площадь Калинина» (вх. № 2309 от 29.03.2013), ООО «Эфес» (вх. № 2349 от 01.04.2013), ООО «ФЭШИН-ЛАНС» (вх. № 3206 от 24.04.2013), указав на отсутствие экономической обоснованности установленной  в рамках заключенных договоров   платы и на незаконность её взимания, исходя из положений п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Заинтересованные лица также подтвердили оплату электрической энергии и услуг по передаче электрической энергии согласно калькуляции и счетов, выставленных заводом.

Ответчиком по существу рассматриваемого дела представлены письменные объяснения (вх. № 1004 от 29.07.2013), суть которых в следующем.

ОАО «ПО «НПЗ» сообщило, что с ООО «Эфес» был заключен договор аренды нежилых помещений, по условиям которого ООО «Эфес» обязано компенсировать затраты арендодателя, связанные с эксплуатацией арендуемого помещения, в том числе связанные со снабжением электрической энергией, таким образом отношения между ООО «Эфес» и ОАО «ПО «НПЗ» регулируются гражданским законодательством по пользованию арендованным помещением и не могут быть предметом ведения Федеральной антимонопольной службы. Ссылка на договор № 30 на отпуск и потребление электрической энергии от 01.01.2004 со стороны ООО «Эфес» является не допустимой к отношениям ОАО «ПО «НПЗ» и ООО «Эфес», так как данный договор регулировал отношения между ООО «ФУЛ ХАУС» и ФГУП ПО «НПЗ». В отношении других субабонентов, ведется работа по согласованию тарифа с Департаментом по тарифам Новосибирской области.

Изучив материалы дела, доводы ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссия Новосибирского УФАС России не отрицает права ответчика на возмещение затрат, которые Общество несет при осуществлении пропуска электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства (возмещение эксплуатационных расходов), однако, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен единственно возможный порядок возмещения данных затрат посредством установления тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченном органе.  Взимание ОАО «ПО «НПЗ» в 2010 – 2013 гг. с ООО «Площадь Калинина», ООО «Эфес», ООО «ФЭШИН-ЛАЙНС», МУП «ДК «Прогресс», ЗАО «Автолак», получающих электроэнергию через сети завода, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области), что подтверждается выставленными в адрес указанных организаций счетами и платежными поручениями и представленными калькуляциями, не соответствует установленному нормативными правовыми актам порядку ценообразования, является злоупотреблением ОАО «ПО «НПЗ» своим доминирующим  положением  на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Общества и ущемляет  интересы заявителей, следовательно, нарушает п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ПО НПЗ» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей  Общества, в соответствии с частью 5  статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».              

2. Признать ОАО «ПО НПЗ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем установления и взимания с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства завода, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области).

3. Выдать ОАО «ПО НПЗ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»), а именно: не взимать с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства завода, плату за услугу по передаче электрической энергии по не установленному  уполномоченным органом тарифу.      

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны