Решение б/н Решение по делу № 02-01-29-10-13 в отношении ООО «Энергосети... от 9 февраля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-29-10-13

 

Резолютивная часть решения объявлена  21.08.2013 года                       г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    02.09.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Пронина Н.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии «…», рассмотрев дело № 02-01-29-10-13 от 26.07.2013 г. по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Энергосети Сибири» (ИНН 5405436838, 630102, г.Новосибирск, ул.Садовая, 20) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение открытого акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт» на действия общества с ограниченной ответственностью «Энергосети Сибири».

В заявлении сообщается, что по имеющейся у ОАО «Новосибирскэнергосбыт» информации ООО «Энергосети Сибири» в период с 18.06.2013 г. по 20.06.2013 г. планирует отключить ЦРП по ул.Твардовского, 3 (далее ЦРП- 10 кВ) от ЕЭС России и запитать его от энергоблока ООО «Генерация Сибири».

В соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства №861 от 27.12.2004 г. отключение ЦРП от ПС «Инская» приведет к нарушению прав потребителей:

Повлечет отключение потребителей от ЕЭС России;

Будет препятствовать перетоку электрической энергии для потребителей;

Подключение энергопринимающих устройств потребителей к иному либо дополнительному источнику энергоснабжения повлечет изменение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств данных Потребителей, и, соответственно изменение параметров технологического присоединения, ранее осуществленного к электрическим сетям ОАО «РЭС».

28 июня 2013 г.  в Новосибирское УФАС России поступили дополнительные материалы от заявителя, в которых указано, что  переключение потребителей согласно письму ООО «Энергосети Сибири» от 26.06.2013 г. №1/1-206 на энергоснабжение от энергоблока ООО «Генерация Сибири» будет произведено 29.06.2013 г. в 10-00.

4 июля 2013 г. в Новосибирское УФАС России поступило письмо ОАО «Новосибирскэнергосбыт», в котором указано, что 3 июля 2013 г. в результате действий ООО «Энергосети Сибири» по незаконному переключению потребителей ОАО «Новосибирскэнергосбыт», получающих электрическую энергию от ЦРП по ул.Твардовского,3 на энергоснабжение энергоблока по адресу: ул.Одоевского, 10/1 фактически складывается аварийная ситуация для потребителей электрической энергии: поступают многочисленные жалобы от потребителей электрической энергии категории население и о прекращении подачи электрической энергии и технологическом нарушении режима работы промышленных предприятий в зоне указанной ЦРП.

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» просит принять меры антимонопольного реагирования к ООО «Энергосети Сибири».

В результате рассмотрения заявления установлено следующее.

В соответствии с данными, опубликованными на сайте Федеральной службы по тарифам, на территории Новосибирской области лишь 2 хозяйствующих субъекта обладают статусом «гарантирующий поставщик».

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 декабря 2012 г. № 835-ЭЭ для ОАО «Новосибирскэнергосбыт» установлена сбытовая надбавка на 2013 год.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Постановление Правительства №442) гарантирующие поставщики в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на розничном рынке договорам совместно с сетевыми организациями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (п. 30 Постановления Правительства №442).

ОАО «Новосибирскэнергосбыт» имеет договоры энергоснабжения со следующими хозяйствующими субъектами, чьи энергопринимающие устройства присоединены к ЦРП-10 кВ, расположенному по ул. Твардовского,3:

- ООО "СТРЕЖТРАНССЕРВИС";

- ИП Шеломанов А.В.;

- СНТ "Березка";

- СНТ "Березка-2";

- ЗАО "АТП №1";

- ОАО "Реактив";

- ЗАО "СМЦ";

- НСТ "Строитель";

- НСТ "Рябинка";

- ООО "ПланетаСтрой";

- ООО компания "Латэкс";

- Гражданка «…»;

- СНТ "Сибиряк";

- ГСК "Строитель";

- ООО "Движение";

- ИП Вишняков А.И.;

- ООО фирма "Страд";

- ООО "ЯХА";

- ООО "Аникс";

- ООО "Сибжилстрой-6".

Частью 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрена ответственность субъектов электроэнергетики, обеспечивающих поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 11 октября 2012 г. № 196-ЭЭ установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями: Обществом с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири"  и Открытым акционерным обществом "Региональные электрические сети" - на 2013 год.

Таким образом, ООО «Энергосети Сибири» является сетевой организацией и иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, несет ответственность за надежность обеспечения электрической энергией вышеуказанных потребителей и не вправе в силу положений п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) препятствовать перетоку через свои объекты электрической энергии для присоединённых потребителей.

03.07.2013 г. ООО «Энергосети Сибири» прекратило передачу (переток) электрической энергии от централизованной электрической сети потребителям, чьи энергопринимающие устройства присоединены к ЦРП-10 кВ, расположенному по ул. Твардовского,3.

Данный факт подтверждается актом, составленным представителями ОАО «РЭС» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт». В акте зафиксировано следующее:

Место составления: г. Новосибирск, Первомайский район, промышленная площадка по ул. Твардовского, здание ЦРП, расположенное по адресу: ул.Твардовского, 3.

Установленные обстоятельства:

На 12.03 прекращено электроснабжение ЦРП от ПС «Инская» по фидерам 10-182 и 10-172. Осуществляется подготовка подключения ЦРП  от энергоблоков ООО «Генерация Сибири» через сети ООО «Энергосети Сибири».

В период времени 12.50 – 13.15 было подано напряжение от энергоблоков ООО «Генерация Сибири» на ЦРП по 1 кабелю (1 нитка) и осуществлялось подключение к ЦРП всех потребителей, электроснабжение которых ранее осуществлялось от ЦРП-10 кВ.

В период времени 13.26-13.50 произошло аварийное отключение КЛ от энергоблока ООО «Генерация Сибири», энергоснабжение потребителей от ЦРП прекращалось.  Поступают жалобы потребителей на перерывы в энергоснабжении на мобильный телефон полномочного представителя гарантирующего поставщика – инженера-инспектора ОАО «Новосибирскэнергосбыт» «…».

В 13.50 электроснабжение по 1 нитке КЛ 10 кВ от энергоблока ООО «Генерация Сибири» возобновлено.

С 18.45 электроснабжение потребителей от энергоблока ООО «Генерация Сибири» прекращено полностью.

Вышеуказанными действиями ООО «Энергосети Сибири» (сетевая организация), выполненными без согласования с ОАО «РЭС», нарушено (изменено) ранее надлежаще оформленное технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям ОАО «РЭС».

Согласно п.1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих смежным сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Надлежащее технологическое присоединение ЦРП-10 кВ было осуществлено, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 12.11.2009 г.

К электрической сети ОАО «РЭС» опосредованно через ЦРП – 10 кВ осуществлено надлежащее технологическое присоединение значительного числа потребителей.

3 июля 2013 г. ООО «Энергосети Сибири» самовольно произвело изменение внешней схемы электроснабжения ЦРП -10 кВ, электроснабжение которого ранее в установленном порядке осуществлялось от электрических сетей ОАО «РЭС» по линиям 10 кВ от ПС «Инская», а именно:

- сняты шлейфы – воздушные спуски с опор 34 и 35 фидеров 10-172 и 10-182, соответственно, смонтированы кабельные вводы в две нитки каждый от опор 34 и 35 фидеров 10-172 и 10-182 соответственно (фотография имеется в материалах дела).

- в дальнейшем произведено отключение питания ЦРП 10 кВ от вводов фидеров 10-172 и 10-182;

- изменен источник питания для потребителей – питание ЦРП переведено на электроснабжение от энергоблока ООО «Генерация Сибири». ЦРП 10 кВ перезапитана по одной из 4-х вновь проложенных кабельных линий, проложенных в земляной траншее от энергоблоков ООО «Генерация Сибири».

Изменение схемы питания ЦРП – 10 кВ повлекло изменение схемы питания энергопринимающих устройств потребителей, опосредованно присоединенных через ЦРП – 10 кВ к электрической сети ОАО «РЭС», тем самым нарушен принцип однократности технологического присоединения.

В соответствии с п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. Постановлением Правительства  от 27.12.2004 №861, действия настоящих правил распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных, реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Таким образом, изменение внешней схемы электроснабжения ЦРП 10 кВ должно быть произведено в порядке Правил технологического присоединения.

ООО «Энергосети Сибири» в ответ на запрос Новосибирского УФАС России сообщило следующее.

В ООО «Энергосети Сибири» поступили заявления от 21 потребителя (СНТ «Строитель», ЗАО «АТП №1», ОАО «Искитимизвесть», ООО «Горизонт», гражданин «…», ООО «Лоренс», ООО «ЯХА», СНТ «Поляна», ЗАО «Промышленные инжиниринговые системы», ООО «Сиблес», ИП Вишняков, ИП Вольных, ООО «Фаворит-плюс», ООО «Браво», ООО Компания «Латекс», гражданка «…», СНТ «Сибиряк», ООО «Транзит-М», ООО «Экзотика Азии», ООО «Инвест-проект», ООО «ТПК Машимпэкс», ИП Богомяков (ООО «Движение»)), изъявивших желание о смене энергоснабжающей организации. В настоящее время продолжается прием заявлений от оставшихся потребителей.

При заключении договоров ООО «Энергосети Сибири» руководствуется одним из основополагающих принципов, действующего гражданского законодательства, а именно: свободой договора. Содержание принципа свободы договора раскрывается в ст. 421 ГК РФ. Анализ положений данной статьи показывает, что свобода договора законодателем рассматривается с нескольких позиций.

Согласно п. 1 ст. 421 граждане и юридические лица свободны в заключение до­говора. Иными словами, они сами, независимо друг от друга и от иных субъектов, в том числе обладающих властью публичных образований, решают, заключать или не заключать договор, и если заключать, то с кем. Понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается.

Также, свобода договора выражается в том, что стороны вправе самостоятельно выбирать договорную модель. В соответствии с п. 2 ст. 421 стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Более того, законодатель закрепил за сторонами право заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) (п. 3 ст. 421).

Помимо этого, свобода договора выражается в возможности самостоятельного определения условий договора (п. 4 ст. 421). Именно стороны договора вырабатывают его условия, наполняя его конкретным содержанием.

Как и любая иная юридическая свобода, свобода договора имеет свои границы. На существование таких границ указывается в ст. 421. Так, ведя речь о недопустимости понуждения к заключению договора, законодатель указывает на возможность исключения из этого правила. Обязанность заключить договор может быть предусмотрена ГК РФ и иным законом. С этой целью, например, в ГК РФ закреплена конструкция публичного договора (ст. 426) как договора, заключаемого в обязательном порядке. Кроме того, обязанность заключить договор может быть предусмотрена и добровольно принятым на себя обязательством. Такое обязательство может возникнуть, например, в силу предварительного договора (ст. 429 ГК РФ). Поскольку ООО «Энергосети Сибири» является сетевой организацией, владеющей на законных основаниях объектами энергосетевого хозяйства, основания для отказа в заключение договоров в сфере энергоснабжения отсутствуют.

Таким образом, ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, и на это прямо указано в ч. 2 п. 2 статьи 1 ГК РФ и в Конституции, в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отсутствие понимания со стороны других хозяйствующих субъектов, обла­дающих монопольными правами на рынке энергоснабжения, наличие у таких субъектов иных экономических интересов не является препятствием для заключения каких либо договоров, поскольку прямо ведет к нарушению действующего законодательства в области развития свободного и конкурентного рынка энергоснабжения, что прямо противоречит интересам Российской Федерации, выраженным 04.05.2012 г., на совещании по вопросу развития розничного рынка электроэнергии, главой государства В.В. Путиным: «Одна из проблем, которая хорошо известна, - это электроэнергетика, точнее, подключение, ну и многое, что с этим связано: использование, ценообразование, тарифы в этой сфере. Издержек много, много рутины, вредной для экономики и обременительной. По сути, баланс интересов сейчас находится, очевидно, на стороне поставщиков. Это привело к существенному искажению рынка: около 80% рынка почти в каждом субъекте Российской Федерации монополизировано одной-двумя энергосбытовыми организациями. По оценкам Минэкономразвития России, это приводит к завышению цен для потребителей примерно на 5-7%. Нам нужны действенные шаги по повышению уровня конкуренции на розничном рынке электроэнергетики, при этом энергокомпаниям также необходимы устойчивые, предсказуемые условия, устойчивый и предсказуемый спрос и (это совершенно очевидно) гарантии возврата инвестиций, а они являются значительными. По оценкам экспертов, в ближайшие три года на развитие генерации и сетевого хозяйства будет направлено порядка 3 трлн. рублей. За последнее время мы кое-что сделали в этом направлении - в направлении улучшения ситуации на рынке».

По существу доводов ООО «Энергосети Сибири», указанных в ответе на запрос необходимо отметить следующее.

В согласиях, которые выразили 21 потребитель, присоединенный к ЦРП – 10 кВ, указано, что потребитель дает согласие на переключение предприятия с существующего ЦРП на вновь устанавливаемый ЦРП с электроснабжением от Энергоблока, расположенного по ул. Одоевского, 10/1.

Однако, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, которые выразили согласие, к вновь вводимой ЦРП 3 июля 2013 г. не производилось. Акт, составленный представителями ОАО «РЭС» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт», подтверждает лишь изменение источника питания ЦРП по ул.Твардовского,3.

Таким образом, довод ООО «Энергосети Сибири» о правомерности переключения потребителей в связи с их согласием не правомерен.

Довод ООО «Энергосети Сибири» в соответствии с п. 31 Постановления Правительства №442, правомерен, поскольку потребитель, имеющий договор энергоснабжения  с гарантирующим поставщиком, вправе при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим документом, расторгнуть заключенный с гарантирующим поставщиком договор и:

заключить в соответствии с настоящим документом договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;

заключить в соответствии с настоящим документом договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности), с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Однако при расторжении договора с гарантирующим поставщиком должны быть соблюдены требования п.49 и п. 50 Постановления Правительства №442.

Потребитель  в одностороннем порядке может отказаться от исполнения договора полностью,  при условии оплаты гарантирующему поставщику не позднее чем за 10 рабочих дней до заявляемой им даты расторжения договора стоимости потребленной электрической энергии (мощности) (п.49 Постановления Правительства №442).

Согласно п. 51 Постановления Правительства №442 потребитель (покупатель), имеющий намерение в соответствии с пунктом 49 или 50 в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком полностью или уменьшить объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые у гарантирующего поставщика, обязан передать гарантирующему поставщику письменное уведомление об этом не позднее чем за 20 рабочих дней до заявляемой им даты расторжения или изменения договора способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения указанного уведомления.

При нарушении потребителем требования п.50 об уведомлении гарантирующего поставщика в установленные сроки и (или) при нарушении им требования о выполнении условий, предусмотренных пунктами 49 или 50 настоящего документа, определенные заключенным с гарантирующим поставщиком договором обязательства потребителя (покупателя) и гарантирующего поставщика сохраняются в неизменном виде вплоть до момента надлежащего выполнения указанных требований.

Потребители, которые выразили согласие на изменение энергоснабжающей организации, не соблюли порядок расторжения договоров энергоснабжения, предусмотренный Постановлением Правительства №442.

Также необходимо отметить, что изменение источника питания ЦРП-10 кВ также коснулось и тех потребителей, которые состоят в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком и не выражали согласие на переключение к энергоблоку ООО «Генерация Сибири». В связи с неправомерными действиями ООО «Энергосети Сибири» в адрес гарантирующего поставщика поступали многочисленные жалобы потребителей.

Частью 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрена ответственность субъектов электроэнергетики, обеспечивающих поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В части 2 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» указано, что основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.

 ООО «Энергосети Сибири», изменив схему внешнего электроснабжения ЦРП-10 кВ по ул.Твардовского,3, нарушило надежную схему электроснабжения, тем самым не обеспечив потребителей, присоединенных к данному ЦРП, бесперебойной подачей электрической энергии.

ЦРП -10 кВ, расположенный по ул.Твардовского, 3, принадлежит ООО «Компания «Сибирь Развитие» (свидетельство о государственной регистрации права 54 АД №824846). Данный ЦРП передан на основании договора аренды №15 от 12.11.2012 г. ООО «Энергосети Сибири».

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 11 октября 2012 г. № 196-ЭЭ установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями: Обществом с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири"  и Открытым акционерным обществом "Региональные электрические сети" - на 2013 год.

Таким образом, ООО «Энергосети Сибири» является смежной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Приказом ФСТ России № 585-э 17.05.2013 ООО «Энергосети Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 54.1.48.                       

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Энергосети Сибири» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона (ч. 5 статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции»)  занимает доминирующее положение  на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям.

В связи с неправомерными действиями ООО «Энергосети Сибири» в адрес гарантирующего поставщика поступали жалобы потребителей. Так в письме исх.№79 от 01.07.2013 г. ЗАО «Сервисный металлоцентр» выражало обеспокоенность предстоящим переключением ЦРП на энергоблок по ул.Одоевского, 10/1. Поскольку ЗАО «Сервисный металлоцентр» не выражало своего согласия на переключение к генерирующему источнику ООО «Генерация Сибири», планируемое переключение может затронуть интересы общества в части получения надежного и качественного электроснабжения.

Как указано выше, между потребителями, запитанными от ЦРП-10 кВ, и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» заключены соответствующие договоры энергоснабжения.

На основании указанных договоров и в рамках заключенного между ОАО «РЭС» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» договора на оказание услуг по передаче электрической энергии ОАО «РЭС» обязано оказывать услуги по передаче электрической энергии от централизованной системы Новосибирской области.

Таким образом, действия ООО «Энергосети Сибири» фактически являются самоуправными действиями по принудительному изменению существующей схемы электроснабжения и переключению объектов потребителей к автономным энергоблокам ООО «Генерация Сибири» вопреки заключенным договорам энергоснабжения.

Действия ООО «Энергосети Сибири» привели к невозможности исполнения ОАО «Новосибирскэнергосбыт» своих обязательств по договорам энергоснабжения и невозможности ОАО «РЭС» оказывать услуги по передаче электрической энергии в отношении таких потребителей на период перевода питания ЦРП-10 кВ на электроснабжение от энергоблока ООО «Генерация Сибири», чем нарушили права указанных организаций.

Одновременно в ходе осуществления указанных действий ООО «Энергосети Сибири» был причинен ущерб имуществу ОАО «РЭС». Воздушные спуски с опор 34 и 35 фидер 10-172 и 10-182, принадлежащие ОАО «РЭС», без какого-либо согласования с ОАО «РЭС», были самовольно демонтированы. При этом ООО «Энергосети Сибири» не согласовывало с ОАО «РЭС» проведение каких-либо работ в сетях ОАО «РЭС». Каких-либо документов, связанных с допуском работников ООО «Энергосети Сибири» к работам на объектах электросетевого хозяйства ОАО «РЭС», не оформлялось (данное обстоятельство уже само по себе является грубым нарушением требований, установленных Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утв.Постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 №3, Приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 №163.

ОАО «РЭС» предупреждало ООО «Энергосети Сибири» о недопустимости подобных действий (письмо ОАО  «РЭС» от 17.01.2013 г. №РЭС-01/223). Указанное предупреждение было проигнорировано ООО «Энергосети Сибири».

В соответствии с п.4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация, к которой в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Таким образом, ООО «Энергосети Сибири», являясь смежной сетевой организацией, не вправе препятствовать передаче электрической энергии к потребителям электрической энергии, через принадлежащий ему ЦРП.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением  Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Действия ООО «Энергосети Сибири», занимающего доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, по прекращению электроснабжения 3.07.2013 г. и изменению схемы внешнего электроснабжения ЦРП по ул.Твардовского, 3, нарушают права и законные интересы потребителей (в части их права бесперебойно получать электрическую энергию от централизованных электрических сетей), ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (в части обязанности поставлять электрическую энергию потребителям по заключенным договорам) и ОАО «РЭС» (в части права оказывать ОАО «Новосибирскэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии в отношении указанных потребителей) и содержат признаки нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами в отношении ООО «Энергосети Сибири» было возбуждено дело № 02-01-29-10-13 от 26.07.2013 г. по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В письменных объяснениях по делу № 02-01-29-10-13 ООО «Энергосети Сибири» указало следующее.

Одним из видов деятельности ООО «Энергосети Сибири», является оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическое обслуживание электросетевого хозяйства. В целях осуществления своих уставных обязательств, ООО «Энергосети Сибири» арендует ЦРП по ул.Твардовского, 3. К данному ЦРП присоединены 32 абонента, часть из которых (21 абонент), дали свое согласие на заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией и на изменение схемы внешнего энергоснабжения от энергоблока, расположенного по ул. Одоевского, 10/1.

В связи с этим ООО «Энергосети Сибири» заказало проект технического перевооружения (реконструкции) ЦРП, поскольку техническое состояние оборудования ЦРП находится в плачевном состоянии, неточные приборы учета, устаревшее оборудование, большие потери энергии пропущенной через ЦРП, которые вынуждены оплачивать ООО «Энергосети Сибири» (договор с ОАО «НЭС»), тем самым ООО «Энергосети Сибири» несет прямые убытки, в то время как смежная сетевая организация извлекает прибыль от оказания услуг по передаче электрической энергии, а гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии абонентам, подключенным к ЦРП, а также продает энергию ООО «Энергосети Сибири» в целях компенсации своих потерь. В Гражданском Кодексе прямо предусмотрено, что юридическое лицо создается в целях извлечения прибыли. В целях снижения убытков ООО «Энергосети Сибири», в рамках подготовки работ по техническому перевооружению ЦРП, проводит подготовительные работы по замене технологического оборудования, его ремонту. Так в целях поддержания бесперебойного электроснабжения абонентов, подключенных к ЦРП, ООО «Энергосети Сибири» проводили капитальный ремонт ЦРП, а именно: ремонт линейных шин, трансформатора собственных нужд. В случае, если такие работы требуют частичного ограничения подачи электроснабжения, общество заблаговременно уведомляет об этом территориальную сетевую организацию. О проводимом капитальном ремонте, 02.07.2013 г. было письменно сообщено в ОАО «РЭС» в аварийно-диспетчерскую службу.

При выполнении работ по проектированию прокладки кабеля от энергоблока по ул. Одоевского 10/1 до ЦРП и проектированию технического перевооружения ЦРП, проектировщиком были направлены указанные проекты для согласования (планируемого изменения схемы внешнего электроснабжения), однако управление Ростехнадзора по СФО, указало, что согласно Постановления Правительства №861 от 27.12.2004 г., не обладает полномочиями согласовывать изменение технологического присоединения ЦРП по ул.Твардовского, 3. Также в своем ответе (исх. №3-31-13/10006 от 15.07.2013 г.) управление Ростехнадзора в СФО указало на отсутствие необходимости в согласовании в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Проектом технического перевооружения ЦРП предусматривается возможность переключения только тех абонентов, которые дали свое согласие на изменение схемы внешнего электроснабжения со смежной сетевой организацией (ОАО «РЭС») и заключения договора энергоснабжения с ООО «Генерация Сибири», при этом права гарантирующего поставщика и сетевой организации нарушены не будут.

Абоненты, выразившие свое согласие на изменение схемы внешнего электроснабжения, самостоятельно обращаются к гарантирующему поставщику с заявлением о расторжении договора, при этом гарантирующий поставщик не вправе отказать в расторжении договора энергоснабжения. Гарантирующий поставщик обязан подготовить и направить в адрес абонента соглашение о расторжении. Абоненты, не совершившие юридические и фактические действия, направленные на расторжение договора электроснабжения с ОАО «НЭС», отключены не будут. В настоящее время от абонентов, подключенных к ЦРП – 10 кВ в адрес гарантирующего поставщика уже направлено 21 уведомление о прекращении договора.

О предстоящем планируемом переключении ООО «Энергосети Сибири» предварительно уведомляло смежную сетевую организацию – ОАО «РЭС», гарантирующего поставщика на территории НСО – ОАО «НЭС» и ОАО «СО ЕЭС Новосибирское РДУ», об изменении схемы внешнего электроснабжения ООО НПП «Триада-ТВ» и ЦРП по ул. Твардовского, 3. В соответствии с п. 4 ст. 26 ФЗ № 35-ФЗ и п. 6 ПП РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии. ООО «Энергосети Сибири» не препятствует передаче электрической энергии, не препятствует заключению договоров энергоснабжения и договоров на оказания услуг по передаче электрической энергии, действий по переключению потребителей на питание от энергоблока не приводит, перерывы в электроснабжение потребителей, подключенных к ЦРП-10 кВ, не допускаются. Сроки планируемого, предполагаемого переключению сдвигаются в связи с задержкой выполнения подрядных работ.

Что касается привлеченного в качестве заинтересованного лица ЗАО «Сервисный металлоцентр», ООО «Энергосети Сибири» поясняет, что 02.07.2013 в адрес указанного общества  было направлено письмо с указанием необходимости предоставления разрешительной документации (разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию ТП-3, протоколы испытаний, согласованные проекты, акты технологического присоединения и разграничения балансовой принадлежности). К указанному сроку 10.07.2013 такие документы не были предоставлены, электроснабжение ТП-3 было прекращено. Поскольку у ООО «Энергосети Сибири» отсутствуют договорные отношения с ЗАО «Сервисный металлоцентр», отсутствуют акты разграничения и присоединения, привлечение указанного лица в качестве заинтересованного лица по делу вызывает недоумение.

Представители ООО «Энергосети Сибири» на заседании Комиссии подтвердили ранее изложенные доводы и не отрицали тот факт, что 03.07.2013 г. изменили внешнюю схему электроснабжения ЦРП по ул. Твардовского (изменили источник питания), ссылаясь на то, что ООО «Энергосети Сибири» имеет намерение составить конкуренцию ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и ОАО «РЭС». На период проведения ремонтных работ ООО «Энергосети Сибири» для обеспечения потребителей электрической энергией присоединило ЦРП-10 кВ к энергоблоку по ул.Одоевского, 10/1. Данное ЦРП находится в ненадлежащем техническом состоянии, Общество несет убытки на его обслуживание, поскольку расходы на его обслуживание не компенсируются тарифом на передачу электрической энергии. ООО «Энергосети Сибири» 03.07.2013 г. собственными силами, за счет собственных средств произвело прокладку кабельной линии к ЦРП. 26.07.2013 г. ООО «Энергосети Сибири» направило заявку в ОАО «РЭС» на выдачу технических условий по замене питающего кабеля. ОАО «РЭС» до настоящего времени не выдало данные технические условия. ООО «Энергосети Сибири» в будущем будет производить переключение потребителей на энергоснабжение от энергоблока по ул.Одоевского, 10/1 с соблюдением действующего законодательства.

Представители ОАО «Новосибирскэнергосбыт» на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России поддержали доводы, изложенные в заявлении, а также сообщили следующее.

Несмотря на все негативные последствия произведённых 03.07.2013г. переключений, ООО «Энергосети Сибири» продолжает препятствовать перетоку электрической энергии. Так в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» поступили претензии от ООО «Страд» и ИП Шеломанова, в которых указано, что 23.07.2013 г. без предварительного согласования и по необоснованным причинам было произведено отключение электрической энергии более чем на 8 часов. Позднее 26.07.2013 г. в период с 15.00 до 17.00 без предварительного согласования было произведено отключение электрической энергии в количестве трех фаз, при последующем подключении было выявлено несоответствие чередования фаз, из-за чего была нарушена работа технических устройств на участке по ул.Твардовского,3. ООО «Энергосети Сибири» также осуществляет подготовку к дальнейшим переключениям потребителей ЦРП по ул. Твардовского, 3 (письмо ООО «Энергосети Сибири» б/н от 05.08.2013 г., поступившее в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и ОАО «РЭС»).

На заседании Комиссии представители ОАО «РЭС» поддержали позицию ОАО «Новосибирскэнергосбыт», а также сообщили следующее.

ООО «Энергосети Сибири» обратилось в ОАО «РЭС» с просьбой произвести 02.07.2013 г. отключение в ПС «Инская» фидер 10-182 для проведения работ в водной ячейке №6 ЦРП по ул.Твардовского,3. Однако, 03.07.2013 г. сотрудники ОАО «РЭС» при осмотре ЦРП по ул.Твардовского, 3 установили, что воздушные спуски с опор 34 и 35 фидер 10-172 и 10-182, принадлежащие ОАО «РЭС», без какого-либо согласования с ОАО «РЭС», были самовольно демонтированы. ОАО «РЭС» согласовывало только отключение фидера 10-182, при этом электрическая энергия для потребителей, подключенных к ЦРП по ул.Твардовского,3, должна была поступать по фидеру 10-172 (резервному), полное прекращение электроснабжение запрещено Федеральным законом «Об электроэнергетике». При изменении внешней схемы электроснабжения ЦРП-10 кВ был причинен ущерб имуществу ОАО «РЭС».

Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:

ЦРП -10 кВ, расположенный по ул.Твардовского, 3, принадлежит ООО «Компания «Сибирь Развитие» (свидетельство о государственной регистрации права 54 АД №824846). Данный ЦРП передан на основании договора аренды №15 от 12.11.2012 г. ООО «Энергосети Сибири».

Приказом ФСТ России № 585-э 17.05.2013 ООО «Энергосети Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 54.1.48.           

ООО «Энергосети Сибири» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона (ч. 5 статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции») занимает доминирующее положение  на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Общества, принадлежащих ему на правах аренды.

На основании п. 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Согласно п.9 Правил недискриминационного доступа договор на оказание услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. В случае не заключения с ОАО «РЭС» договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, не включения в действующий договор с ОАО «РЭС» иных точек поставки, основания для возмещения понесенных расходов (убытков) на обслуживание ЦРП по ул.Твардовского, 3 отсутствуют. После включения ЦРП по ул.Твардовского, 3 в договор на передачу электрической энергии, заключенного с ОАО «РЭС», ООО «Энергосети Сибири» вправе возместить понесенные убытки по обслуживанию ЦРП по ул.Твардовского, 3 выручкой, полученной в результате роста полезного отпуска электрической энергии. Затраты ООО «Энергосети Сибири» на аренду ЦРП по ул. Твардовского, 3 в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» будут учтены в следующем периоде регулирования.

Несмотря на отсутствие в договоре на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО «РЭС» и ООО «Энергосети Сибири» точки поставки – ЦРП по ул.Твардоского,3, ООО «Энергосети Сибири» в данном случае не вправе препятствовать передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в надлежащем порядке присоединенные к ее объектам электросетевого хозяйства

Перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, а также когда неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

ООО «Энергосети Сибири» не уведомило потребителей о планируемых ремонтных работах, проводимых на ЦРП-10 кВ, а также об изменении источника питания, путем прекращения централизованного электроснабжения. ООО «Энергосети Сибири» уведомило потребителей 03.07.2013 г. о необходимости снятия на 12-00 3 июля 2013 г. показаний приборов учета (справка о событиях 03.07.2013 г. на промплощадке по ул.Твардовского,3) , при этом не сообщили о намерении перевести энергоснабжение ЦРП-10 кВ по ул. Твардовского, 3 на энергоблок по ул. Одоевского, 10/1.

Таким образом, ООО «Энергосети Сибири» ввело в заблуждение потребителей, об энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку электрической энергии 03.07.2013 г. – 04.07.2013 г. через ЦРП по ул.Твардовского, 3, поскольку потребители, имеющие договор энергоснабжения с ОАО «Новосибирскэнергосбыт», считали что перерывы энергоснабжения вызваны ненадлежащим исполнением гарантирующим поставщиком своих обязательств (устные и письменные жалобы в адрес ОАО «Новосибирскэнергоссбыт» 03.07.2013 г.).

В согласиях, которые выразили 21 потребитель, присоединенный к ЦРП – 10 кВ указано, что потребитель дает согласие на переключение предприятия с существующего ЦРП на вновь устанавливаемый ЦРП с электроснабжением от Энергоблока, расположенного по ул. Одоевского, 10/1.

Однако, в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, которые выразили согласие, к вновь вводимой ЦРП 3 июля 2013 г. не производилось, что подтверждает в том числе акт, составленный представителями ОАО «РЭС» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» Таким образом, довод ООО «Энергосети Сибири» о правомерности переключения потребителей в связи с их согласием не правомерен.

Довод ООО «Энергосети Сибири» о том, что в соответствии с п. 31 Постановления Правительства №442, потребитель, имеющий договор энергоснабжения  с гарантирующим поставщиком, вправе при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим документом, расторгнуть заключенный с гарантирующим поставщиком договор и:

а) заключить в соответствии с настоящим документом договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;

б) заключить в соответствии с настоящим документом договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности), с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

не нашел своего подтверждения, поскольку ни один из потребителей не заявил гарантирующему поставщику о расторжении договора, а, следовательно, отсутствовало намерение потребителей расторгнуть договоры с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

При расторжении договора с гарантирующим поставщиком должны быть соблюдены требования п.49 и п. 50 Постановления Правительства №442.

Потребители, которые выразили согласие на переключение, не заявляли намерения изменить энергоснабжающую организацию и не соблюли порядок расторжения договоров энергоснабжения, предусмотренный Постановлением Правительства №442.

Таким образом, согласия потребителей на переключение предприятия с существующего ЦРП на вновь устанавливаемый ЦРП с электроснабжением от Энергоблока, расположенного по ул. Одоевского, 10/1, не свидетельствует о намерении потребителей на  прекращение договорных отношений с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Также отклоняется  довод ООО «Энергосети Сибири»  о том, что данные потребителями согласия на переключение, следует расценивать как  согласие  на заключение договора  энергоснабжения с ООО «Энергосети Сибири».

Действующим законодательством предусмотрено безусловное право потребителя на заключение договора. Однако  в данном  случае, несмотря на установленный ст.421 ГК РФ принцип свободы  договора, должны  быть соблюдены и иные  положения ГК РФ, регулирующие процедуру  заключения  договора. Так, согласно п.2 ст.432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

 В свою очередь, в силу  ст.435 ГК РФ оферта должна достаточно определенно  выражать намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор.

Таким образом,  исходя  из приведенных положений, потребитель должен был ясно и недвусмысленно выразить свое намерение  на заключение  договора с иной энергоснабжающей организаций. В то же время из представленных ответчиком согласий  на переключение  такое намерение  не усматривается. Более того, ООО «Энергосети Сибири» не может выступать в качестве энергоснабжающей (энергосбытовой) организации, поскольку является сетевой организацией и не может осуществлять деятельность по купле-продаже электрической энергии в силу прямого указания на это в ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…».

Анализ  имеющихся в деле доказательств, в том числе и согласий  потребителей на переключение, свидетельствует о том, что потребители не выражали свое желание на расторжение договора с ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и не давали согласие на заключение договора с иной энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Таким образом, переключение потребителей от другого источника питания и не обеспечение надежного энергоснабжения нарушает права потребителей на гарантированное бесперебойное электроснабжение на основании заключенного договора.

Также необходимо отметить, что изменение источника питания ЦРП коснулось и тех потребителей, которые состоят в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком и не выражали согласие на переключение к энергоблоку ООО «Генерация Сибири» и требуют (в частности ЗАО «Сервисный металлоцентр») продолжения осуществления электроснабжения именно от централизованных сетей ОАО «РЭС» в рамках договорных отношений с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Отсутствие договорных отношений с ООО «Энергосети Сибири» в отношении таких потребителей не является основанием для отключения объектов указанных потребителей от сетей ОАО «РЭС», поскольку данные потребители уже имеют соответствующие договоры энергоснабжения с ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и им оказываются услуги по передаче электрической энергии.

Как указано выше ООО «Энергосети Сибири» является смежной сетевой организацией. Частью 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрена ответственность субъектов электроэнергетики, обеспечивающих поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В части 2 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» указано, что основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.

ООО «Энергосети Сибири» изменив схему внешнего электроснабжения ЦРП-10 кВ по ул. Твардовского,3 нарушило надежную схему электроснабжения, тем самым не обеспечив потребителей, присоединенных к данной ЦРП бесперебойной подачей электрической энергии.

Имеющиеся в деле доказательства, в том числе и согласия по ряду потребителей на переключение, не свидетельствуют о том, что потребители выражали свое желание на расторжение договора с ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и давали согласие на заключение договора с иной энергосбытовой (энероснабжающей) организацией, а также не свидетельствуют о соблюдении ООО «Энергосети Сибири» процедуры технологического присоединения.

В связи с этим, действия ООО «Энергосети Сибири» по переключению потребителей от другого источника питания без соблюдения процедур по технологическому присоединению, без соблюдения процедуры расторжения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и без заключения необходимых договоров с потребителями на энергоснабжение, а также действия по препятствованию перетоку и не обеспечению гарантированного и надежного энергоснабжения нарушают права потребителей на гарантированное надежное и бесперебойное централизованное электроснабжение на основании заключенных договоров.

Таким образом, ООО «Энергосети Сибири» злоупотребило доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии, путем прекращения электроснабжения 3.07.2013 г. и изменения схемы внешнего электроснабжения ЦРП по ул.Твардовского, 3, тем самым нарушив права и законные интересы потребителей (в части их права бесперебойно получать электрическую энергию от централизованных электрических сетей), ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (в части обязанности поставлять электрическую энергию потребителям по заключенным договорам) и ОАО «РЭС» (в части права оказывать ОАО «Новосибирскэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии в отношении указанных потребителей) и нарушив часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Энергосети Сибири» занимающим доминирующее положение на рынке услуг передачи электрической энергии в границах расположения сетей Общества, принадлежащих ему на правах аренды, в соответствии с части 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2. Признать ООО «Энергосети Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», путем прекращения электроснабжения 3.07.2013 г. и изменения схемы внешнего электроснабжения ЦРП по ул.Твардовского, 3, тем самым нарушив права и законные интересы потребителей (в части их права бесперебойно получать электрическую энергию от централизованных электрических сетей), ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (в части обязанности поставлять электрическую энергию потребителям по заключенным договорам) и ОАО «РЭС» (в части права оказывать ОАО «Новосибирскэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии в отношении указанных потребителей).

3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ООО «Энергосети Сибири»  предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: восстановить внешнюю схему электроснабжения ЦРП по ул. Твардовского, 3, существовавшую до момента нарушения, прекратить препятствовать передаче (перетоку) электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства Общества в отношении потребителей, имеющих договорные отношения с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-01-29-10-13

2 сентября 2013 года                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Пронина Н.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» на основании своего решения от 2.09.2013 года по делу № 02-01-29-10-13 от 26.07.2013 года о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Энергосети Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Энергосети Сибири» в срок до 20.09.2013 года устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2009 №135-ФЗ, выразившееся в прекращении электроснабжения 3.07.2013 г. и изменении схемы внешнего электроснабжения ЦРП по ул. Твардовского, 3, тем самым нарушив права и законные интересы потребителей (в части их права бесперебойно получать электрическую энергию от централизованных электрических сетей), ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (в части обязанности поставлять электрическую энергию потребителям по заключенным договорам) и ОАО «РЭС» (в части права оказывать ОАО «Новосибирскэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии в отношении указанных потребителей).

С целью устранения нарушения ООО «Энергосети Сибири» в срок до 20.09.2013 года восстановить внешнюю схему электроснабжения ЦРП по ул. Твардовского, 3, существовавшую до момента нарушения в полном объеме, а также прекратить препятствовать передаче (перетоку) электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства Общества в отношении потребителей, имеющих договорные отношения с ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

О выполнении настоящего предписания сообщить Новосибирскому УФАС России в срок до 25.09.2013 г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны