Решение б/н Решение по делу №02-01-33-10-14 в отношении ЗАО «Северянка-с... от 28 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-33-10-14

 

Резолютивная часть решения объявлена   14.08.2014                                г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    28.08.2014 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе «…», в присутствии представителя ответчика ЗАО «Северянка-сервис» «…»,

рассмотрев дело 02-01-33-10-14 от 11.07.2014 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Северянка-сервис» (далее – ЗАО «Северянка-сервис»), (почтовый адрес:  г. Новосибирск, ул. Кирова, 113, ИНН 5405368360) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании Приказа Новосибирского УФАС России № 153 от 04.06.2014 г. была проведена проверка в отношении Закрытого акционерного общества «Северянка-сервис» (далее – ЗАО «Северянка-сервис») (630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, 113, ИНН 5405368360).

По результатам проверки в действиях общества выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Акт проверки № 02-09-07-14 от 04.07.2014г.), суть которых в следующем.

ЗАО «Северянка-сервис» создано 25 марта 2008 года, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1085405008688), Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области поставлено на налоговый учет, Обществу присвоен индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН 5405368360).

ЗАО «Северянка-сервис» создано в результате реорганизации Открытого акционерного общества «Северянка» (ОГРН 1045401935897, ИНН 5405278733) в форме выделения  и является его правопреемником в соответствии  с разделительным балансом, является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

В ходе проведения проверки Новосибирским УФАС России, установлено, что Общество владеет объектами электросетевого хозяйства, находящимися на праве собственности и (или) ином законном основании и имеет потребителей электрической энергии, присоединенных к сетям Общества, что подтверждается актом разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей от 01.06.2008г. между ЗАО «Северянка-сервис» и ООО «Отелит», актом разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей от 05.12.2008г. между ЗАО «Северянка-сервис» и ООО «Сфера-инвест», актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между ЗАО «Северянка-сервис» и ООО «Аура» от 05.06.2012г.

На основании представленных ЗАО «Северянка-сервис» документов установлено следующее.

Согласно смете расходов к договору №  «...» на подключение к инженерным сетям от 01.01.2009г., а также счетам на оплату услуг, выставленным ООО «Сфера-инвест», и платежным документам в плату за обслуживание инженерных сетей входит оплата электрической энергии по счетчику (согласно тарифам ОАО «Новосибирскэнергосбыт»), а также 30% тарифа в качестве эксплуатационных расходов на содержание энергосетей.

Согласно смете расходов к договору №  «...» на подключение к инженерным сетям от 26.07.2010г., а также счетам на оплату услуг, выставленным ООО «Аура», и платежным документам в плату за обслуживание инженерных сетей входит оплата электрической энергии по счетчику (согласно тарифам ОАО «Новосибирскэнергосбыт»), а также 38% тарифа в качестве эксплуатационных расходов на содержание энергосетей.

Согласно смете расходов к договору №  «...» на подключение к инженерным сетям субабонента от 01.02.2011г., а также счетам на оплату услуг, выставленным ООО «Отелит» и платежным документам в плату за обслуживание инженерных сетей входит оплата электрической энергии по счетчику (согласно тарифам ОАО «Новосибирскэнергосбыт»), а также 38% тарифа в качестве эксплуатационных расходов.

Согласно пояснению ЗАО «Северянка-сервис» исх. № 17 от 20.06.2014г. Общество не составляет калькуляцию стоимости эксплуатационных расходов по содержанию энергосетей.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861),  собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства,  через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.  Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства,  через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил №861, предусмотренные для сетевых организаций.

Согласно статье 3 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.  Действия ЗАО «Северянка-сервис» по эксплуатационно-техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства обеспечивают передачу поставляемой ОАО «Новосибирскэнергосбыт» электрической энергии по сетям Общества. То есть фактически ЗАО «Северянка-сервис»  оказывает присоединенным к сетям Общества потребителям услуги по передаче электрической энергии, а взимаемые по вышеуказанным договорам в качестве эксплуатационных расходов за содержание энергосетей денежные средства, являются  по сути платой за услуги по обеспечению передачи электрической энергии через сети Общества.

Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109,  тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Положением о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п,  определено, что установление  цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям; индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу входит в полномочия Департамента по тарифам Новосибирской области.

Следовательно, Департамент по тарифам Новосибирской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, ЗАО «Северянка-сервис» в 2013-2014гг. взимало плату за услугу по передаче электрической энергии в виде платы за эксплуатационные расходы на содержание энергосетей по самостоятельно утвержденным тарифам, что не соответствует установленному порядку ценообразования на данные услуги.

Услуги по передаче  электрической энергии  в силу  статьи  4  Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5  статьи  5  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке,  находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии,  понимаемой как состояние товарного рынка,  при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства),  а товары,  производимые субъектами естественной монополии,  не могут быть заменены в потреблении другими товарами,  в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары,  производимые субъектами естественных монополий,  в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системами,  которые являются необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии,  любой хозяйствующий субъект,  объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи,  становится субъектом естественной монополии.

Следовательно, ЗАО «Северянка-сервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии конечным потребителям в границах расположения объектов электросетевого хозяйства ЗАО «Северянка-сервис», к которым присоединены эти потребители.

Пунктом 10 части  1  статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом которых являются или могут являться недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,  в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в действиях ЗАО «Северянка-сервис» содержатся признаки нарушения пункта 10  части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и взимании в 2013-2014 г.г. с потребителей, присоединенных к сетям Общества, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области).

В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России № 176 от 11.07.2014 в отношении ЗАО «Северянка-сервис» возбуждено дело № 02-01-33-10-14.

14.08.2014 г. на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представителем ответчика представлены следующие пояснения по существу  рассматриваемого дела № 02-01-33-10-14 от 11.07.2014 г.

Представитель ЗАО «Северянка-сервис» сообщил, что ЗАО «Северянка-сервис» не согласно с Актом проверки № 02-09-07-14 от 04.07.2014г., а также с инкриминируемым нарушением. ЗАО «Северянка-сервис» плату за  переток электрической энергии не взимало, тарифы не устанавливало. Согласно договорам, заключенным с субабонентами, взималась плата на содержание электрических сетей в порядке возмещения эксплуатационных расходов. Так как состояние электрических сетей ухудшается, для поддержания их в рабочем состоянии необходим ремонт и обслуживание. Плата на содержание электрических сетей определялась как процент от стоимости электрической энергии по счетчику по тарифам ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и установлена по взаимному согласию сторон.

Изучив позицию ответчика, а также  материалы дела  Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие  ЗАО «Северянка-сервис»,  участвуют в процессе передачи электрической энергии. По договорам: №  «...» от 01.01.2009г., №  «...» от 26.07.2010г., №  «...» от 01.02.2011г.  в 2013-2014 г.г. взималась плата как за электроснабжение, так и за эксплуатационные расходы на содержание энергосетей. Следовательно, в рамках действия указанных договоров, компенсировались затраты ЗАО «Северянка-сервис», связанные с передачей (пропуском) электрической энергии в 2013-2014 г.г. Данный факт подтверждается счетами, выставленными ЗАО «Северянка-сервис» абонентам: ООО «Сфера-Инвест», ООО «Аура», ООО «Отелит»: № 4786 от 01.02.2014г., № 4763 от 01.02.2014г., № 4772 от 01.02.2014г.

Комиссия Новосибирского УФАС России не отрицает права  ответчика на возмещение  затрат, которые Общество несет при осуществлении пропуска электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства (возмещение эксплуатационных расходов), однако,  действующим законодательством предусмотрен единственно возможный порядок возмещения данных затрат посредством установления тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченном органе.

Согласно разделу VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

В связи с изложенным, ЗАО «Северянка сервис» с осуществляя услугу по передаче электрической энергии, для возмещения соответствующих затрат, связанных с передачей электрической энергии, содержанием, эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства, обязано было обратиться в уполномоченный орган за утверждением соответствующего тарифа.         

Взимание ЗАО «Северянка-сервис» в 2013-2014 г.г. платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области), не соответствует установленному нормативными правовыми актам порядку ценообразования, является злоупотреблением ЗАО «Северянка-сервис» своим доминирующим  положением  на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей Общества следовательно, нарушает пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ЗАО «Северянка-сервис»  занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей  Общества, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».        

2. Признать ЗАО «Северянка-сервис» нарушившим  пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем установления и взимания в 2013-2014 г.г. с потребителей, присоединенных к сетям предприятия, платы за услугу по передаче электрической энергии (возмещении эксплуатационных расходов на содержание энергосетей) без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области).

3. Выдать ЗАО «Северянка-сервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»), а именно: не взимать с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства Общества, плату за услугу по передаче электрической энергии по не установленному  уполномоченным органом тарифу.     

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 02-01-33-10-14

 

28 августа 2014 г.                                                                                            Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе «…», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от  28.08.2014  года по делу  № 02-01-33-10-14 от 11.07.2014 г. о нарушении Закрытым акционерным обществом «Северянка-сервис» (далее – ЗАО «Северянка-сервис» (ИНН 5405368360,  почтовый адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, 113) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ЗАО «Северянка-сервис» в срок до 26 сентября 2014г.  прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не взимать с потребителей, присоединенных к электрическим сетям Общества, плату за услугу по передаче электрической энергии по тарифу, не установленному уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаментом по тарифам Новосибирской области).

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов (счетов, выставленных потребителям электрической энергии и  изменений, внесенных в действующие договоры с ООО «Сфера-Инвест», ООО «Аура» и ООО «Отелит», иных документов) ЗАО «Северянка-сервис» необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России до 29 сентября 2014г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны